На закате античности (источники IV-v вв. )

Ценным источником по истории Северного Причерноморья является сборник биографий римских императоров от Адриана до Нумериана (117-284 гг.), известный под названием Писатели истории Августов («Scriptores historiae Augustae») и написанный (или составленный) в IV в. Авторы, которым приписывается создание той или иной биографии, по другим источникам не известны, тем не менее использованные ими сведения, в частности, о набегах готов из Северного Причерноморья, часто оказываются достоверными и вполне актуальными.

«Когда Валериан (в 60-х годах III в. -Авт.) был в плену..., готы (Gothi), или скифы, имя которых... придано готам, заняли Фракию, опустошили Македонию, осадили Фессалонику, и ниоткуда не видно было даже скромной надежды на спасение... С теми же готами произошло под предводительством Марциана сражение в Ахайе (Греции. —Авт.), откуда они отступили, потерпев поражение от ахейцев. Между тем скифы, т. е. часть готов, опустошали Азию. Был разграблен и сожжен и храм Эфесской Луны, сокровища которого по слухам достаточно известны народам...» (Требеллий Поллион, Двое Галлиенов, 5-6; цит. по: SC. Т. П. С. 298-299).

Аммиан Марцеллин (Ammianus Marcellinus, ок. 330 — ок. 395 гг.), написавший большой исторический труд о современных ему событиях («Res gestae»), в описании Северного Причерноморья использует как литературные источники, частично восходящие к древнеионийскому времени, так и свежие сведения, в частности, о гуннах, недавно вторгшихся в Восточную Европу. Его этнографические экскурсы об аланах и гуннах содержат множество ценных данных об этих народах.

«Племя гуннов, о котором мало знают древние памятники, живет за Меотийскими болотами (Азовским морем. —Авт.) у Ледовитого океана и превосходит всякую меру дикости... Итак, гунны, вторгнувшись в земли тех аланов, которые сопредельны с гревтунгами и обыкновенно называются танаитами, многих перебили и ограбили, а остальных присоединили к себе по условиям мирного договора; при их содействии они с большей уверенностью внезапным натиском ворвались в обширные и плодородные владения [готского царя] Ерменриха (Германариха. —Авт.), царя весьма воинственного, многочисленными и разнообразными подвигами храбрости наведшего страх на соседние народы...» (Аммиан Марцеллин, «История», XXXI, 2, 1 и 3, 1; цит. по: SC. Т. П. С. 337 и 342).

Со становлением в IV в. христианства как государственной религии начинается новый этап историографии — пересмотр истории с точки зрения христианства и его ценностей. Одним из первых таких трудов на Западе стала «История против язычников» («Historiae adversum paganos») Павла Орозия (Paulus Orosius, написана ок. 417 г.). На греческом Востоке это труды по всеобщей, локальной и церковной истории Евсевия (ум. в 340 г.), Филосторгия (368-440 гг.), Сократа Схоластика (380-440 гг.), Созомена (писал ок. 444 г.), Феодорита Киррского (первая половина V в.), Зосима (вторая половина V в.), Приска Панийского (ок. 410/420-ок. 475 гг.) и др. Церковные и светские истории, написанные этими и другими историками (церковными охвачен период с 300 по 470-е годы) содержат много новых сведений о борьбе римских императоров против готов и гуннов, о принятии готами и другими причерноморскими народами христианства и т. д. Тем не менее этнографическая и географическая номенклатура, используемая раннехристианскими авторами, долго еще (вплоть до позднего средневековья) оставалась той же, что и в произведениях языческой античности. В частности, описание Северного Причерноморья у Орозия основывается на материалах, восходящих к трудам Агриппы, хотя автор и доводит историю мира до современных ему событий.

«Европа начинается от Рифейских гор, реки Танаиса и Меотийских болот, лежащих на востоке, простирается по берегу Северного океана до Галлии Бельгийской и реки Рейна, который течет на запад, затем до Да-нувия, называемого и Истром, который направляется с юга на восток и впадает в Понт (Черное море. —Авт.); на востоке лежит Алания, посредине — Дакия, где и Готия, затем Германия, где большую часть занимают свебы; во всех этих странах живут 54 племени... Я умалчиваю о частых раздорах между собой самих варваров, когда по очереди два клана готов, затем аланы и гунны грабили друг друга, производя разные убийства. Радагайс, самый страшный из всех древних и теперешних врагов, внезапно напал и наводнил всю Италию; говорят, что в его народе было более 200 000 готов. Этот, кроме невероятного количества людей и неукротимой доблести, был язычник и скиф...» (Павел Орозий, «История против язычников» I, 2, 52 и VII, 37, 3-5; цит. по: SC. Т. И. С. 395 и 406).

1.2.8. НАЧАЛО НОВОЙ ЭПОХИ: РАННЕСРЕДНЕВЕКОВЫЕ ЛАТИНСКИЕ ИСТОЧНИКИ (VI-VІІ ВВ.)

Период Великого переселения народов III—V вв., когда огромные этнические массы Северной и Восточной Европы, а также Северной Азии мигрировали из мест обычного расселения, разрушая на своем пути сложившиеся государственные и этнические границы, отразился в некоторых трудах, появившихся в раннее средневековье. Одним из них является книга «О происхождении и деяниях гетов» («De origine actibusque Getarum») Иордана (Iordanes, VI в.), происходившего из смешаной гото-аланской среды и поставившего своей целью написать историю готов (он называет их именем «геты»). Поскольку ранняя история готов времен царства Германариха была тесно связана с Восточной Европой и Северным Причерноморьем, произведение Иордана является ценнейшим источником позднеантичной и раннесредневековой истории этого региона. Он рассказывает о продвижении готских племен от побережья Балтийского моря к Черному, дает перечень племен, с которыми пришлось столкнуться готам (среди них, помимо традиционных скифов, упомянуты, возможно, финно-угорские народы вепсы, чудь, меря), подробно рассказывает о царствовании гуннского царя Аттилы, а также впервые прямо связывает племенное название венедов, встречавшееся у античных авторов начиная с I в. н. э., со славянами, которые живут, по Иордану, на Дунае и в Северо-Западном Причерноморье и делятся на венедов и антов.

«У левой стороны их (Карпатских гор. -Авт.), которая склоняется к северу, от истока реки Вистулы на огромных просторах обитает многочисленное племя венетов (Venethае). Хотя их названия меняются в зависимости от различных родов и мест обитания, преимущественно они все же называются славянами (Sclaveni) и антами (Antes). Славяне живут от города Новиетуна (на Дунае. -Авт.) и озера, которое называется Мурсианским, вплоть до Данастра (Днестра. —Авт.) и на севере до Висклы (Вислы. —Авт.); болота и леса заменяют им города. Анты же, самые могущественные из них, там, где Понтийское (Черное. -Авт.) море делает дугу, простираются от Данастра вплоть до Данапра (Днепра. -Авт.)...» (Иордан, «О происхождении и деяниях гетов», 34—35; цит. по: Свод. Т. I. С. 107—109). О славянских племенах склавинов (склавов) и антов рассказывают также ранневизантийские источники V—VI вв. Приск Панийский, Прокопий Кесарийский, Псевдо-Кесарии, Иоанн Малала, Агафий Миринейский, Менандр Протектор, Маврикий и др. (см. часть II, гл. 1).

Традиционную, основанную на позднеантичных источниках схему расселения племен в Восточной Европе дает в своих «Этимологиях» («Etymologiae») испанский епископ и писатель, ревностный собиратель античных знаний Исидор Севилъский (Isidorus Hispalensis, ок. 570—636 гг.).

Приблизительно 700 годом датируется латиноязычная «Космография» Анонима из Равенны (Cosmographia Ravennatis Anonymi»), которому, по всей видимости, была доступна карта мира, близкая «Певтингеровой», поскольку длинные списки топонимов обоих памятников часто совпадают между собой. Весьма характерно в описаниях Восточной Европы соотношение античных традиционных, ставших уже хрестоматийными, примет страны, таких как скифы, сарматы, роксоланы, амазонки, со сравнительно новыми реалиями, ставшими известными в период переселения народов и позднее — склавины, карпы, готы, даны, гепиды, газы (хазары). Кстати, хазары и Хазария (древнейшее государство на территории Восточной Европы, возникшее в VII — VIII вв. в низовьях Волги и на Северном Кавказе) упомянуты Анонимом впервые в латиноязычной европейской литературе, причем о Хазарии говорится, что это «чрезвычайно обширная как в длину, так и в ширину страна, расположенная в равнинной местности».

Автор вполне осознает те изменения, которые произошли на карте Европы в ходе Великого переселения народов и сталипричиной путаницы в этногеографической номенклатуре, чему свидетельством его слова из Введения к «Космографии»:

«Итак, как было условлено, я подробно, с помощью Христа, расскажу... обо всем, если только не буду введен в заблуждение тем, что различные племена, возжелав из-за своей чрезмерной дерзости чужих или лучших земель или же, возможно, терпя тяжкие притеснения от других народов, переместились из собственных владений и при этом страны, города или же реки, названные когда-то одним именем, теперь стали называться иначе, как это бывает у варваров» («Космография» Равеннского анонима, I, 1).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: