Семинар 3: памятники литературы дхармашастр

СЕМИНАР 2: МОИСЕЕВО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Вопросы:

1. Общая характеристика законов Моисея, его составных частей.

2. Группы населения по законам Моисея.

3. Основные институты частного права по законам Моисея.

4. Преступление, наказание и суд по законам Моисея.

При ответе на первый вопрос необходимо в первую очередь выделить из текста Ветхого завета правовой материал памятника. Прежде всего это: Исход, 20: 2-17; главы 21-22, гл. 34. Второзаконие, гл. 12-26; Вторая кн. Царств, гл. 22-23. Следует выяснить, в каком отношении эти части законов находятся друг к другу. Каков источник норм, зафиксированных в них. Нелишним окажется сравнение текста памятника с кодексом Хаммураби, с которым у законов Моисея более 30 текстуальных совпадений.

Отвечая на второй вопрос, следует уяснить, что древняя Иудея как государство сложилась в результате оседания кочевых племен евреев на завоеванной ими территории. Этим объясняется наличие в законах Моисея многочисленных рудиментов родоплеменного быта: деление иудеев на колена. Другая особенность, наложившая отпечаток на содержание законов – монотеизм иудеев. Именно в нем следует искать объяснение особого статуса левитов (жреческого сословия Иудеи). В дальнейшем необходимо проанализировать, связав по группам нормы, регулирующие статус различных слоев населения древней Иудеи, как свободных, так и рабов. При анализе положения рабов необходимо обратить внимание на те стихи Ветхого Завета, которые формально не входят в состав законов Моисея: Быт. 17: 12-13; 14: 14; Чисел. 31: 18, 26, 27; Иезекииль. 46: 17.

Третий вопрос. Быт ветхозаветных иудеев отличался простотой, объяснение чему находим опять-таки в их недавней кочевой жизни. Кроме того, существовавшие религиозные запреты роста (ростовщичества) и др. существенно тормозили развитие товарно-денежных отношений. Однако следует учитывать, что общий патриархальный уклад Иудеи подвергался влиянию более развитых соседей: Египта и Вавилонии. Анализируя нормы законов Моисея, следует разбить их на группы. Так, вещному праву в основном посвящены: Левит. 25: 6, 10, 16, 21, 29, 34, 47; Числа. 1: 3; 2: 1-2 и др. Следует объяснить, чем обусловлено существование так наз. «юбилейного года»: Левит. 25: 13. Обязательственное право следует осветить при помощи анализа следующих норм: Левит. 25: 14, Исход. 22: 21, 25; Второзак. 15: 1-2; 15: 3. Брак и семья также находились в центре внимания древнего законодателя, что, однако, не мешало существованию такому пережитку как левират: Второзак. 25: 5-11. Сверх того, необходимо обратить внимание на следующие места законов: Второзак. 23: 1, 25: 9, 21: 11-14; Левит. 18: 6-18. Наследственное право: Второзак. 21: 17; Числа. 27: 8, 9-11.

При ответе на четвертый вопрос следует связать понятие преступления с понятием греха, как его понимает традиция монотеизма. Здесь же следует определиться и в том, чтó, собственно, отличает понятие греха в языческом обществе от аналогичного понятия, принятого в монотеистической традиции. Анализируя нормы Моисеева законодательства, студенту не следует, тем не менее, упускать из виду те положения его, которые являются пережитком языческой эпохи, родоплеменных отношений у древних иудеев. На основе анализа таких норм студент должен сформулировать основные виды преступлений и наказаний по ним, известные законам Моисея.

Памятники:

Библия – любое православное издание (синодальный перевод).

Пособия:

Авдеев В.И. История древнего Востока. М., 1970

Иосиф Флавий. Иудейские древности – любое издание

Лопухин А.П. Законодательство Моисея. М., 2005

Тураев Б.А. История древнего Востока. Ч. 1-2. М., 1928-29

Шифман И.Ш. Ветхий Завет и его мир. М., 1987

The Cambridge ancient history. Vol. 1-6. Cambridge, 1924

Hertz J.H. Ancient Semitic codes and the Mosaic legislation// Journal of comparative legislation and law. 1928, vol. 10, # 4

Вопросы:

1. Общая характеристика законов Ману и Артхашастры.

2. Группы населения в древней Индии.

3. Собственность и обязательственное право по законам Ману.

4. Брак и семья в древней Индии.

5. Преступления и наказания согласно шастрам.

При ответе на первый вопрос студент должен усвоить типологическую особенность законов Ману. Законы являются литературным произведением, написанным жрецами (брахманами), которые были заняты объяснением и толкованием Вед – священных книг индуизма. Поэтому в первую очередь следует выявить соотношение литературы дхармашастр с другими источниками права древней Индии: литературой Вед, веданты, сутр, смрити и т.п. Необходимо объяснить, почему, в силу каких исторических причин развитие права древней Индии пошло по такому необычному пути. Студенту следует выявить особенности системы изложения норм памятника, его язык и стиль.

При ответе на второй вопрос студент должен рассмотреть правовое положение варн древней Индии, установить их связь с системой каст, памятуя особенно о том, что жесткой привязки той или иной варны к определенной профессии в Индии так и не установилось. Далее, используя материал дополнительной литературы, студент должен раскрыть суть системы джаджманов, продержавшейся в Индии вплоть до сего дня. Особо следует обратить внимание на статус рабов, источники рабства. Последний штрих в ответе – анализ положений изучаемых памятников, касающихся статуса общинников древне Индии.

При рассмотрении третьего вопроса студент должен выявить характерные черты особенности экономического строя древней Индии. Следует выявить содержание права собственности, конкретные правомочия, входящие в него, а также систему оснований, на которых в Индии строилась система вещного права. Затем студент должен проанализировать конкретные формы землевладения, упомянутые в законах Ману и Артхашастре, руководствуясь критерием статуса субъекта таких владельческих прав. Студенту необходимо указать на способы защиты прав на поземельную собственность и землевладения с конкретными ссылками на законы Ману и Архашастру.

Рассмотрение обязательственных отношений следует начать с общих положений о договорах: понятие договора, условия его действительности, основания для заключения, гарантии выполнения. Студент должен объяснить, каким образом эти общие положения отразились в конкретных видах обязательств: щлоки 140-142 гл. VIII и щлока 117 гл. Х законов Ману и др. На конкретных примерах студент должен показать развитость товарно-денежных отношений в древней Индии.

Отвечая на четвертый вопрос, студенту необходимо на основании норм законов Ману и Артхашастры проанализировать понятие брака в древней Индии, его цель, формы права и обязанности супругов, статус детей.

При ответе на пятый вопрос студент в первую очередь формулирует понятие преступления, выработанного ведическим учением, затем он выделяет группы норм, регулирующие преступления и наказания в древней Индии, особо уделив при этом внимание варновому принципу наложения наказаний.

Памятники:

Законы Ману – любое издание

Артхашастра – любое издание

Дхармашастра Нарады. М., 1998

Пособия:

Бонград-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М., 1985

Крашенинникова А.А. Индусское право: история и современность. М., 1982

The Cambridge ancient history. Vol. 1-6. Cambridge, 1924

Kane P.V. History of Dharmašastra. Vol. 1-4. Poona, 1930-1946


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: