Основные этапы проведения рыночной реформы в Беларуси

Конституция Республики Беларусь.

Создание новых политических партий и движений. Формирование многопартийной системы.

В соот-вии с реформой политической системы в 1990г. был принят Закон СССР «Об общественных организациях». Население получило права на создание товариществ и объединений, а также политических партий. Однако это произошло гораздо раньше. В 1989г. в Вильнюсе организационно оформился народный фронт «Возрождение». В программном заявлении было подчеркнуто, что БНФ выступает за перестройку общества на принципах демократии и социальной справедливости, правовое государство, реальный суверенитет Беларуси. Народный фронт создал в Верховном Совете парламентскую оппозицию. В октябре 1990г. прошел установочный съезд Объединенной Демократической партии Беларуси (ОДПБ). Главная цель – постройка демократического общества с приоритетом общечеловеческих ценностей. По своей ориентации это организация общедемократической направленности, она выступала за свободу личности, частную собственность, семейные традиции.

Для защиты политических прав и экономических интересов крестьянства в феврале 1991г. была создана Белорусская крестьянская партия (БКП). Главная задача – осуществление земельной реформы и ликвидация командно-административной системы в сельском хозяйстве. Реформа должны была проходить в двух направлениях: создание фермерских хозяйств и преобразование колхозов и совхозов в ассоциации и акционерные товарищества.

В республике начали возрождаться и социал-демократические традиции. Группа народных депутатов в Верховном Совете БССР, ученых и писателей, организовали свою партию – Белорусскую социал-демократическую громаду (БСДГ), установочный съезд которой прошел в 1991г. В программном заявлении говорилось, что задачи партии основаны на общечеловеческих ценностях и традициях белорусской социал-демократии начала ХХв. Громада основной целью объявила постройку свободного и демократического общества, основанного на принципах свободы, равенства, приоритета права. БСДГ выступила за преобразование общества с помощью реформ, без принуждения и насилия при достижении своих целей, опираясь на Конституцию и законодательство.

Создание политических партий и объединений свидетельствовало о глубоких изменениях в общественной жизни и развитии демократии. Несмотря на небольшой количественный состав, они содействовали возникновению в республике парламентской оппозиции, расширению прав граждан, плюрализму мнений, поиску новых подходов к определению сложных проблем общественной жизни. Многопартийность означала конец монополии коммунистов на власть. Под воздействием этих процессов возникают идеи о необходимости реформирования коммунистической партии в направлении ее демократизации и преобразования в партию парламентского типа. Однако эти попытки оказались безрезультатными, ибо ситуация в стране продолжала ухудшаться.

В укреплении государственного строя РБ важное значение имели выработка и принятие Конституции. Подготовка законопроекта о гос. строе Б. было получено Конституционной комиссии, председателем которой с окт. 1992г. был избран Шушкевич. В Верховном Совете (ВС) разгорелся конфликт между оппозицией, возглавляемой депутатами БНФ, и большинством депутатов, которые поддерживали Премьер-министра Кебича по вопросу президентства. Оппозиция стремилась минимизировать значение руководителя гос-ва. По их мнению, политическая традиция Б. требовала парламентского управления. Оппозиция предлагала, чтобы президент выбирался ВС. Проправительственное большинство стремилось к варианту Конституции, в которой будущий президент наделялся правами полного контроля за исполнительной властью.

На протяжении 1992-1994гг. ВС стал ареной жестокой фракционной политической борьбы по острым проблемам экономической жизни, определения политического статуса государства, будущего договора с Россией. Президентские выборы, назначенные на июнь 1994г., принуждали полит. лагеря к усилению полит. активности. В этой ситуации возрастал рейтинг Лукашенко. 26 янв. 1994г. депутаты ВС отозвали Шушкевича с занимаемой должности. Председателем ВС несколькими днями позже стал Гриб, который форсировал процесс принятия Конституции.

15 марта 1994г. ВС республики принял новую Конституцию, согласно которой Б. является унитарным демократическим социальным гос-вом, которое владеет вершинством и полнотой власти на своей территории. В республике вводилась президентская форма управления. На очереди стоял вопрос избрания президента. Победителем на выборах стал Лукашенко. Вместе с выборами в ВС, назначенными на 14 мая 1995г. был проведен республиканский референдум, среди вопросов которого был и вопрос о необходимости внесения изменений в Конституцию РБ, которые предусматривали возможность досрочного прекращения полномочий ВС Президентом РБ в случаях систематического или грубого нарушения Конституции. В июне 1996г. Президент внес в ВС предложение о референдуме насчет изменений в Конституции – перенесении нац. праздника с 27 июня (День провозглашения суверенитета в 1990г.) на 3 июля (День освоождения Минска в 1944г.), свободного оборота земли, отмены смертной казни, о реорганизации парламента, сроке полномочий руководителя гос-ва.

В соответствии с новой редакцией Конституции вместо однопалатного ВС с 260 депутатами был сформирован двухпалатный парламент – Национальное собрание, которое с этого времени состоит из Палаты представителей (110 депутатов; выбираются населением) и Совета Республики (по 8 человек выбираются от каждой области и г. Минска и 8 назначаются президентом).

Согласно новой редакции Конституции президент является руководителем гос-ва, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Руководителем исполнительной власти является Премьер-министр Правительства, расширены права и полномочия СовМина, изменен порядок назначения лиц на некоторые гос. должности и освобождение этих лиц от должностей.

В окт. 1990г. Верховный Совет (ВС) республики одобрил разработанный СовМином БССР курс развития, в основу которого была положена программа перехода к рыночным реформам экономистов Шаталина и Евлинского, известная под названием «500 дней», которая предусматривала ряд стабилизационных мер, создание основных рыночных институтов, приватизацию, демонополизацию, смену системы гос. регулирования экономики.

Однако уже в первые годы реформирования экономики были допущены ошибки. Национальный банк был выведен из подчинения правительства. При создании уставных фондов коммерческих банков были использованы гос. средства, после чего банки стали приватизированными. Правительство Кебича лишилось мощного воздействия на производство, где еще оставалось в то время более чем 90% государственной собственности.

Разрушение экономических связей после распада СССР ускорило негативные процессы в экономике республики. В 1991г. в Беларуси произошло падение производства промышленной и с/х продукции. В следующие годы для народного хоз-ва РБ стало характерным резкое обострение эконом. кризиса, который проявился в снижении всех показателей, падении общественного производства, увеличении дефицита гос. финансов, росте инфляции, падении ценности бел. рубля.

Сокращение масштабов производства в 1-й пол. 90-х гг. было значительным. С учетом нереализованных товарных запасов неоплаченной продукции сокращение производства составило половину уровня 1990г. основными причинами падения объемов производства в промышленности стало обострение проблемы сбыта продукции, резкое подорожание материальных ресурсов, неплатежи. Однако проведение реформ в 1991-1994гг. позволило создать необходимый минимум основных рыночных институтов, нормативно-правовых документов, преобразовать систему гос. управления экономикой в новую систему, которая опиралась на рыночные регуляторы. Были сделаны практические шаги по либерализации хоз. связей, реформированию отношений собственности. Постепенно менялись соц.-псих. установки субъектов хозяйствования, их эконом. отношения. Дефицит товаров на внутреннем рынке уступил место дефициту денег у населения. Свободными стали эконом. связи с зарубежными странами.

В тяжелом положении оказалось с/х. Несмотря на то, что в 1990-1994гг. на нужды АПК выделялось 25-30% бюджетных средств и почти столько же он получал дополнительно в виде разных льгот и дотаций, объемы производства с/х сократилось на 14%. Деревня была лишена возможности обновления с/х техники.

В 1-й пол. 90-х гг. резко снизился жизненный уровень населения. В 1994г. за чертой минимального потребительского бюджета оказалось более 60% населения. В условиях массового обеднения населения правительством было принято постановление, согласно которому начали выдаваться кредиты на жилищное строительство.

Недовольство населения РБ моделью рыночных реформ, резкое снижение доходов населения явились основными причинами поражения Шушкевича и Кебича на выборах. Проведение нового курса реформ во 2-й пол. 90-х гг. связано с деятельностью Президента РБ Лукашенко. 29 сент. 1994г. Кабинет Министров предложил ВС программу неотложных мер по выводу экономики из кризиса. Она включала оздоровление кредитной денежной системы, снижению уровня инфляции к концу 1994г. до 10-11%, а до конца 1995г. – до 3-4%, прекращение падения производства и снижения жизненного уровня народа, переход от политики дотаций всем без разбора к адресным выплатам.

Во 2-й пол. 90-х гг. руководство РБ приложило много усилий, чтобы преодолеть кризисные явления в экономике и обществе. Были достигнуты определенные результаты в 1995-1996гг. Произошло понижение инфляции, осуществление производства в отдельных отраслях и регионах. Впервые удалось удержать в определенных рамках инфляцию, безработицу и сдержать снижение жизненного уровня населения.

1997г. был наилучшим с точки зрения выполнения намеченных соц.-эконом. показателей развития страны. Впервые был получен рекордный урожай зерна. Однако положение в с/х оставалось сложным. Коллективное и индивидуальное хоз-во почти полностью прекратили закупку техники, мин. удобрений, хим. средств защиты растений. Неслучайно в 1998г. и 1999г. выявился недобор зерна, плодов, ягод, кормов, а также отдельных видов огородных культур.

Курс на социально ориентированную рыночную экономику, осуществление эффективной социальной политики явилось основой внутриполитической деятельности руководства страны. За 1996-1998гг. производство товаров народного потребления увеличилось более чем наполовину. Сохранялась социальная направленность бюджета – 64% его средств (1998) направлены в социальную сферу. Прекращение спада производства, обеспечение некоторого эконом. роста содействовали тому, что, начиная с 1996г., началось снижение уровня безработицы. Однако рост цен по-прежнему опережал повышение зарплаты, поэтому ее реальный уровень снижался.

Валютный кризис в РБ в марте и августовский финансовый кризис 1998г. в России – все это отрицательно сказалось на экономике Б., ибо торговля с Россией составляла более 60% общего товарооборота. В целях преодоления последствий кризиса руководство Б. сделало важные шаги в эконом. политике: были проведены унификация валютного курса в отношении бел. рубля и частично либерализация цен, усилена бюджетная дисциплина, осуществлен перевод расчетов на денежную основу, сокращение бартера, что снизило уровень инфляции в 2000г.

Несмотря на очень ограниченные ресурсные возможности Б., динамично реализуется основная задача – поэтапное повышение жизненного уровня населения. Только за 2001г. реальные денежные доходы населения увеличились на 25%, а реальная зарплата – более чем на 30%. Вместе с тем нужно отметить, что в 2001г. наметилась тенденция замедления эконом. активности. Возрастает объем нереализованной продукции, остается низким уровень инвестиций, треть предприятий оставалась убыточной. Поэтому невыполненной оказалась доходная часть бюджета.

Руководством страны была разработана программа соц.-эконом. развития на 2001-2005гг., которая была утверждена на II Всебелорусском собрании. В числе ее приоритетов: инновационная и инвестиционная деятельность, расширение экспорта товаров и услуг, эффективное и динамичное развитие АПК, жилищное строительство, охрана здоровья населения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: