double arrow
БИЛЕТ 16 РАБСТВО КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ. ОСОБЕННОСТИ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО СПОСОБА ПРОИЗВОДСТВА

БИЛЕТ 15 МОРСКАЯ ПРОГРАММА ФЕМИСТОКЛА, ЕЕ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

БИЛЕТ 14 ПОЛИС КАК ТИП ОБЩЕСТВЕННОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ГРЕЦИИ КЛАССИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ НАДСТРОЙКА

КОРИНФСКИЙ КОНГРЕСС

В 337 г. до н. э. в Коринфе по инициативе Филиппа был созван общегреческий конгресс, который должен был юридически закрепить утверждение македонской гегемонии над Грецией, оформить насильственное объединение Греции под руководством македонского царя. На конгрессе был организован Эллинский союз греческих городов, а Филипп был объявлен его гегемоном. Как гегемон Филипп стал главнокомандующим его вооруженными силами и руководителем внешней политики. Все междоусобные войны греческих полисов прекращались, провозглашался всеобщий мир в Греции, запрещалось вмешательство во внутренние дела друг друга, изменение существующего политического строя, подтверждалась неприкосновенность частной собственности, запрещались отмена долгов и переделы земли, конфискация имущества. Объявлялась борьба с пиратством и свобода мореплавания в торговых целях. Иначе говоря, решения коринфского конгресса были в значительной степени продиктованы необходимостью преодоления той тяжелой ситуации, которая была вызвана кризисом греческого полиса. Гарантом стабильности нового социально-политического порядка и безопасности в Греции стала Македония.




На месте раздробленных, находящихся в постоянной вражде друг с другом небольших полисов возникла насильственно объединенная под македонским владычеством Греция.

Одним из важнейших решений Коринфского конгресса было объявление священной войны Персидской монархии

ФЕМИСТОКЛ. Известен нам как автор «морской программы». Призывал к перенесению войны на море, укреплению морского могущества (200 триер). НО его программа носила не только военный, но и политический аспект. Ее реализация поднимала политическую роль низших слоев афинского гражданства – фетов. Фетский политический вес растет, что не устраивает аристократов во главе с Аристидом. Также их не устраивает предложение Фемистокла направить на постройку триер серебро с Лаврионских рудников, т.к. прежде немногочисленные триеры обеспечивались за счет литургий => были под влиянием аристократов.



Феты не имели средств на приобретение дорогого гоплитского снаряжения и главным образом служили во флоте. А в древности твое место в обществе определяло то, где ты стоишь в строю (пережиток). Вот почему его программа вызвала одобрение среди бедноты.

Рабство – во всех сферах жизни. Менее интенсивно в с/х. АКТИВНО: в ремесле, горном деле, каменоломне, торговле, военном деле (носильщики, охрана), домашнем хозяйстве. Преобладали рабы-мужчины, занятые в производстве.

Основной контингент рабов – негреческого происхождения. Их греки называли варварами (фракийцы, скифы, карийцы, пафлагонцы, лидийцы, сицилийцы). 3 ОСН РЕГИОНА: 1 – Северное Причерноморье, 2 – Фракия, 3 – Малая Азия. Также в конце V – IV вв увеличилось число рабов, проданных в рабство в результате частых междоусобиц. Основной источник – во время войн. Но нельзя недооценивать ЕСТЕСТВЕННОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО. + аристократия фракийцев и скифов продавала грекам своих соплеменников.

3 основных формы использования рабов: 1 – ПРЯМАЯ (бросить в производство), 2 – СДАЧА В АДЕРНУ, 3 – ОТПУСК НА ОБРОК (развитие товарно-денежных отношений). РАБ = ВЕЩЬ. Аристотель: «Одни рождены рабами, другие – свободными».

Повышение степени эксплуатации рабов вело к формированию и обострению классового противоречия. Разрабатывались меры, дабы предотвратить их. Однако: 494 г – в Аргосе рабы воспользовались поражением ополчения города от Спарты и ненадолго удерживали власть в городе. 464 г – 10летнее восстание мессенских илотов. 413 г – во время Пелопоннесской войны 20 000 афинских рабов перебежали в Спарту.

Были и другие категории зависимых работников: В Спарте – илоты (Фессалия – пенесты, Крит – войеяки и клароты, Гераклея – мариандины). Суть в том, что они не были собственностью отдельных лиц, имели свое хозяйство, землю (но несли ответственность и перед гос-вом, и перед частными лицами).






Сейчас читают про: