Российское чиновничество при Николае I

Количественный рост государственного аппарата при Нико-
лае I был очевидным и значительным: в середине XIX в. он
насчитывал уже около 100 тыс. человек. Такой большой госу-
дарственный аппарат свидетельствовал о сильной роли государ-
ства в жизни общества, но был одной из существенных причин
высокого уровня налогообложения и несбалансированности государственного бюджета. Определенную роль в этом процес-
се сыграло созданное в 1826 г. Министерство императорского
двора.

Николай I правил страной, опираясь исключительно на
чиновничество. По мере бюрократизации российской жизни и
роста количества учреждений, возрастало и число чиновничьих
должностей, и уже к концу XIX в. классы «Табели о рангах» пе-
рестали совпадать с должностями. Для установления соответст-
вия между ними постоянно издавались указы. В 30-е гг. XIX в.
многочисленные законы о службе гражданских чиновников были
собраны в «Устав о службе гражданской», который определял
порядок поступления на службу, увольнение, права и обязанно-
сти чиновников и т. д.

К концу царствования Николая I расписание чинов выгля-
дело следующим образом.

Вершину бюрократической иерархии составляли чиновники
первых пяти классов: члены Государственного совета, минист-
ры, сенаторы, генерал-губернаторы и губернаторы, директора
министерских департаментов, управляющие казенными пала-
тами, председатели палат уголовного и гражданского судов, гу-
бернские предводители дворянства и пр. К средней прослойке
чиновников (6—8-й классы) относились советники, начальники
отделений министерских департаментов, городничие и т. д., за-
нимающие самостоятельные должности преимущественно испол-
нительного характера. Эти первые две группы, имеющие большие денежные оклады, как правило, состояли из потомственных дворян.

Обычными в этот период были различные виды денежного
жалования — обычное денежное и дополнительное (их было
много): квартирные, столовые, разъездные, фуражные деньги,
дополнительные надбавки к жалованию по ведомствам, за служ-
бу на окраинах и др. Эти льготы распространялись не только
на чиновников первых восьми классов, но и на ряд чиновников
9—14-го классов, которые занимали чаще всего канцелярские


или исполнительные низшие должности. Характерно, что наиболее многочисленная чиновничья группа вообще не входила
в
«Табель о рангах»: копиисты, канцеляристы, губернские регистраторы и прочие, чье назначение заключалось в технического
обслуживании табельного чиновничества.

С начала XIX в. для занятия чиновничьей должности требовался определенный образовательный ценз (окончание учили
ща). До 1810 г. лишь 13% высших и средних чиновников имели
высшее образование, к середине XIX в. их доля увеличился
до 41,4%.

В противоположность бюрократии западноевропейских стран
верхний слой российской бюрократии даже в середине XIX
имел невысокий уровень управленческой специализации. Большинство ведомств в России управлялось генералами, имевши!
ми иногда отдаленное представление о вверенных в их управ -
ление объектах.

Неотъемлемыми чертами российского государственного аппарата при Николае I были волокита, желание безмерно затянут обсуждение любого вопроса, создать побольше комиссий и утопить в них неугодный проект. Повсеместным явлением была взяточничество. В конце 40-х гг., по данным III отделения, только трое из 50 губернаторов Европейской России не брали взяток: киевский губернатор Писарев как очень богатый, Таврический губернатор Александр Муравьев как бывший декабрист, ровенский губернатор Радищев, сын А.Н. Радищева.

В.О. Ключевский так описывал стиль государственного управ-
ления в николаевское время: делопроизводство было громоздким
и сложным. Размноженные центральные учреждения ежегодно
выбрасывали в канцелярии десятки и сотни тысяч бумаг. Каждая бумага должна была пройти множество операций: например, в нижнем земском суде — 26, в Комитете министров — 36, в губернском правлении — 54. Непрерывный бумажный поток лился из центра в губернии, наводнял местные учреждения и отнимал у них всякую возможность обсуждать дела, все торопились «очищать» их, не исполнить дело, а очистить бумагу вот что стало задачей местной администрации.

Эти недостатки прекрасно видел и сам Николай I, который
дал такую оценку ситуации: «Россией правит не император,
а столоначальники». Чиновники использовали свои методы давления на царя: обычной характеристикой справок и докладов на
имя Николая I были содержащиеся в них постоянные намеки
(в качестве выводов) о возможности «народного топора» или
«дворянского ножа».


Николай I понимал необходимость преобразований, в частности
в аграрной сфере. Уже в 1826 г. им был учрежден секретный
комитет для разбора бумаг Александра I и пересмотра системы
государственного управления. Именно этот секретный комитет
выработал проекты преобразований центральных и губернских
учреждений, закона о сословиях.

Важнейшей особенностью государственного управления в Рос- сии в первой половине XIX в. стало создание особых секрет- ных органов — временных комитетов для решения различных вопросов.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: