Местное и губернское управление

Местные учреждения занимали значительное место в сис-
теме государственных учреждений, с созданием министерств
местные государственные учреждения были закреплены за со-
ответствующими министерствами, в результате соединения
близких по функциям и назначению министерств — как цент-
ральных исполнительных органов — с подчиненными им мест-
ными yчpeждeниями возникли ведомства, характерной чертой
которых было четкоё кертикальное управление. Появились и оп-
ределенные формы ведомственных связей, которые заключались
в том, что в центральном аппарате производились назначение
и увольнение высших местных чиновников подведомственных
учреждений, из центрального аппарата в подведомственные
учреждения рассылались циркуляры распоряжения приказы
и другие акты ведомственного управления, существовала сис-
тема внутриведомственного контроля за исполнением этих до-
кументов, стали издаваться ведомственные издания. Усилению
ведомственного управления противостояло желание местных
властей подчинить себе все местных учреждения.

В первой половине XIX в. в административном отношении
Россия делилась на села (самый мелкий объект управления), волости, станы, уезды и губернии. Города также были особым объектом управления. Практика местного управления в первой половине XIX в. шла по пути дальнейшего усиления власти губернатора как высшего правительственного чиновника в местных административных
органах власти. За этот период увеличилось число губерний
(с 48 до 52) и число губерний, возглавляемых генерал-губернаторами.


Должность генерал-губернатора вводилась там, где местная
специфика требовала значительной власти, самостоятельности!
в принятии решений и оперативности в действиях, т. е. в столи-
цахи на окраинах империи. В других губерниях эта должности
вводилась эпизодически, в соответствии с обстоятельствами. Геи
нерал-губернатор осуществлял надзор за всеми гражданскими,
а нередко и военными учреждениями вверенной ему территории.
Полномочия и функции губернаторов как глав местных админи-
страций были исключительно широки, губернатор обладал всеет
полнотой административной власти в губернии. В его компетен -
ции были надзор за полицией, тюрьмами, рекрутскими набо -
рами, проведением социальных программ, благотворительной
деятельностью. Он курировал хозяйственные дела, такие, как
сбор налогов, ход выполнения натуральных повинностей, пред-
седательствовал при продаже откупов.

В Финляндии, Прибалтике, Сибири, а также в Петербурге
и Москве возглавляли управление также генерал-губернаторы.
В состав генерал-губернаторства входило несколько губерний.

Во главе губерний стояли назначенные царем губернаторы.
Им подчинялись все государственные учреждения, находившие-
ся на территории губернии. В их ведении были воинские части
местных войск. Губернаторы подчинялись Министерству внут-
ренних дел. В некоторых губерниях вместо гражданских на-
значались военные губернаторы. Иногда в губерниях были воен-
ный и гражданский губернаторы.

Все суды губернии фактически зависели от губернатора: он
утверждал кандидатуры выбранных судей, мог вмешиваться во
все стадии судопроизводства, утверждал решения многих уголовных дел.

Сами же губернаторы были фактически бесконтрольны, не-
смотря на существование формального контроля их деятельно-
сти со стороны высших государственных учреждений — Сената,
Министерства внутренних дел, Комитета министров. В каждой губернии, как и прежде, при губернаторе существовало губернское правление, состоящее из трех-четырех человек, задачи которых сводились к обсуждению и решению «общих дел» В его состав входили губернатор в качестве председателя, вице-губернатор, советники и асессоры. Местными органами финансового управления в губерниях были казенные палаты. Они производили раскладку налогов и осуществляли надзор за их поступлением, ведали питейной и соляной монополиями. Во главе казенных палат стояли вице губернаторы, а с 1845 г. — председатели казенных палат.


Все исполнительные дела вела канцелярия губернского прав-
ления, в структуре которой начиная с 1824 г. было четыре
отделения. Первое отделение заведовало обнародованием за-
конов и постановлений, контролировало движение дел, зани-
малось подбором кадров; второе — следило за исполнением
дел по «охране веры, благочестия и добрых нравов»; третье —
вело наблюдение за проживающими в губернии поднадзорны-
ми, а также контролировало состояние мостов, дорог, почты
и медицинских учреждений. Четвертое отделение курирова-
ло финансовые вопросы, такие, как строительство казенных
зданий, развитие сельского хозяйства, промышленности и тор-
говли.

Поток дел, проходивший через губернское правление, был ог-
ромен: ежедневно губернатор должен был подписывать поряд-
ка 270 бумаг.

Губернии делились на уезды, во главе которых стояли ниж-
ние земские суды. Земский суд состоял из выборных лиц. Воз-
главлял его исправник. В состав суда входили 4—5 дворянских
заседателей и несколько заседателей от государственных кресть-
ян. С 1837 г. исправник стал назначаться губернским прав-
лением, введены должности становых приставов, также назна-
чаемых.

Управление городами было сосредоточено в руках городничих
и управ благочиния.

Уезды делились на волости. Волостью управляло волостное
правление в составе волостного головы, старост и писаря.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: