К 27 февраля у некоторых членов социал-демократической фракции Государственной Думы, союза рабочих кооперативов
Петрограда созрела идея создания Совета рабочих депутатов, подобного Советам, существовавшим в 1905 г.
27 февраля в Таврическом дворце, где еще собиралась Дума, члены ее социал-демократической фракции и часть левой интеллигенции объявили о создании Временного исполнительного комитета Петроградского Совета рабочих депутатов и призвали к немедленным выборам в Совет. Нормы представительства определялись следующим образом: один депутат от тысячи рабочих и один — от роты солдат. Прибыли около 250 членов, которые и избрали Исполнительный комитет Совета. Его председателем был избран меньшевик Н. Чхеидзе (лидер социал-демократической фракции в Думе), заместителями председателя — меньшевик М. Скобелев и трудовик А. Керенский.
Советы, как новая власть, немедленно занялись законотворчеством. марта был выпущен приказ № 1 по петроградскому гарнизону, предусматривавший:
|
|
• введение в войсках выборных солдатских комитетов;
• наделение этих комитетов правом санкционировать приказы военного руководства;
• требования вежливого обращения офицеров с солдатами;
• наделение нижних армейских чинов гражданскими правами.
Приказ № 1 положил начало формированию в действующих войсках различных комитетов, что фактически подрывало военную дисциплину в армии.
Либеральная оппозиция Думы, первоначально со стороны наблюдавшая за разворачивающимися событиями революции, к 27 февраля решилась, наконец, со своей стороны принять участие в формировании новых властных органов. Практически одновременно с созданием Петроградского Совета рабочих депутатов лидеры либеральных партий Думы образовали Временный комитет для восстановления порядка и для сношения с лицами и учреждениями. Председателем комитета был избран председатель IV Думы октябрист М. Родзянко.
Наведение порядка думский комитет связывал с урегулированием вопроса о власти, в частности с созданием правительства, ответственного перед Думой, что превратило бы Россию в конституционную монархию. Это требование положило начало переговорам между Временным комитетом и царем, находящимся в Ставке.
В этот период Временный комитет Государственной думы решил приступить к формированию Временного правительства. Но поскольку главная вооруженная сила — петроградский гарнизон — находился под контролем Советов и именно Советы имели
решающее влияние в сложившейся ситуации, Временный коми-
тет думы должен был пойти на переговоры с Исполнительным
комитетом Совета.
|
|
Исполком был согласен на переговоры, и согласие это объ-
яснялось идейными убеждениями преобладавших в Совете мень-
шевиков. Они полагали, что если революция, совершающаяся
в стране, буржуазная, то и власть соответственно должна при-
надлежать буржуазии и либеральным партиям. Была и дру-
гая причина готовности исполкома передать власть Временному,
правительству. Опасность вступления в столицу верных царю
войск давила на революционные силы и заставляла их искать
основы «легальности» новых органов в Государственной Думе
и в других старых органах власти.
Исполком соглашался поддержать Временное правительство,
только если оно будет проводить политику, санкционированную
Советом. Против этого в самом исполкоме выступили только боль-
шевики, не имевшие большинства, продолжая настаивать на соз-
дании небуржуазного Временного революционного правительства.
В ночь с 1 на 2 марта исполком одобрил состав Временного
правительства. В него вошли 12 человек: 6 кадетов и 6 октяб-
ристов и близких к ним деятелей. Ключевые посты заняли:
Князь Г. Львов, близкий к кадетам | Глава Временного правительства |
П. Милюков, кадет | Министр иностранных дел |
А. Гучков, октябрист | Военный министр |
А. Керенский, эсер | Министр юстиции |
Программа, согласованная с Исполкомом Совета, состояла из
восьми пунктов:
1) амнистия политическим заключенным;
2) свобода слова, печати, шествий и демонстраций;
3) отмена всяких национальных и религиозных огра-
ничений;
4) подготовка и созыв Учредительного собрания;
5) роспуск полиции и создание народной милиции;
6) введение выборного местного самоуправления;
7) предоставление солдатам гражданских прав;
8) невывод на фронт войск Петроградского гарнизона.
В стране после Февраля сложилось два политических цент-
ра — Временное правительство и Петроградский Совет. Времен-
ное правительство пользовалось поддержкой Совета, в том
числе и по восьми пунктам програмны, и если и были разно-
гласия, то они не могли нарушить достигнутой договоренности:
Совет поддерживает Временное правительство до тех пор, пока
оно проводит одобренную Советом политику.
2 февраля утром думские делегата Гучков и Шульгин при-
были в Псков к царю. Царь отрекался от престола, но неожи-
данно заявил, что отрекается не только за себя, но и за сына
в пользу Михаила. Возникло замешательство: отрекаться за сы-
на Алексея, даже если его слабое здоровье не позволяло наде-
яться на долгое царствование, царь по закону не имел права.
Однако Шульгин и Гучков приняли и такое отречение. По их
просьбе до момента отречения царь назначал Г. Львова премьер-
министром. Временное правительстве, таким образом, получило
еще один козырь в пользу своей законности.
Вопрос о власти был отложен до Учредительного собрания.
Великий князь Михаил отказался от принятия престола до
выбора Учредительным собрание формы правления. Два
отречения подряд знаменовали собой окончательную победу ре-
волюции.