Козленок в зарослях. Изделие из золота, лазурита, перламутра. Из раскопок в Уре
Вавилонская «карта мира» из Сиппара
Однако при всех достижениях вавилонская астрономия была неразрывно связана с астрологией — лженаукой, пытавшейся предсказывать будущее по звездам. Кроме того, многие астрономические тексты со- держат указания на причинные связи, будто бы существовавшие между звездами и теми или другими
болезнями.
Сохранилось большое количество вавилонских медицинских текстов. Из них видно, что врачи Древней Месопотамии умели хорошо лечить вывих и переломы конечностей. Однако о строении человеческого ор- ганизма у вавилонян были очень слабые представления и им не удалось добиться заметных успехов в лечении внутренних болезней.
Еще в III тысячелетии до н. э. жители Месопотамии знали путь в Индию, а в I тысячелетии до н. э. — также в Эфиопию и Испанию. Сохранившиеся до нашего времени карты отражают попытки вавилонян систематизировать и обобщить свои довольно обширные географические знания. В
|
|
омываемая Персидским заливом, а в самом центре этой равнины расположен Вавилон.
В Месопотамии с живым интересом относились к своему далекому прошлому. Например, в период царствования Набонида в VI в. до н. э. во время раскопок в фундаментах обвалившихся храмовых зданий были обнаружены и прочитаны надписи III тысячелетия до н. э., а имена царей, встречающиеся в этих текстах,
правильно размещены в хронологическом порядке. В одном из храмовых зданий города Ура археологи нашли
музейную комнату, в которой были собраны предметы различных эпох, представлявшие исторический интерес.
Подобный же музей находился и в летнем царском дворце Навуходоносора II в Вавилоне.
Однако в конце I тысячелетия до н. э. закостенелые формы древних традиций, многовековое господство религиозных представлений, отсутствие новых методов познания природы стали мешать развитию вавилонской науки. К тому же она начала терять свои жизненные силы, так как научным языком оставался аккадский (а в
значительной мере и шумерский, который за полтора тысячелетия до этого уже был мертвым), в то время как
|
|
население повсюду в Месопотамии переходило к арамейскому в качестве разговорного языка.
В становлении и последующем развитии искусства Древней Месопотамии решающее значение имели художественные традиции шумеров. В IV тысячелетии до н. э., т. е. еще до возникновения первых государственных образований, ведущее место в шумерском искусстве занимала расписная керамика с характерным для нее геометрическим орнаментом. С начала III тысячелетия до н. э. большую роль приобрела резьба по камню, которая вскоре привела к бурному развитию глиптики, продолжавшемуся вплоть до исчезновения клинописной культуры на рубеже I в. до н. э. На цилиндрических печатях изображались мифологические, религиозные, бытовые и охотничьи сцены.
В XXIV—XXII вв. до н. э., когда Месопотамия превратилась в единую державу, скульпторы стали создавать идеализированные портреты Саргона, основателя династии Аккада. На стеле царя той же династии Нарам- Суэна, увековечивающей победу над племенами луллубеев, он изображен в воинственной позе в момент
поражения копьем врага. Там же представлены еще две-