Золотая статуэтка жертводателя из Суз. XIII—XII вв. до н.э

Линейная словесно-слоговая надпись. Найдена в окрестностях Персеполя

Посвятительная надпись эламского царя Кутик-Иншушинака в честь бога Иншушинака, выполненная эламским линейным словесно-слоговым письмом. XXIII в. до н.э.

 
т. е. по отцовской линии. Шло формирование централизованной монархии.

В Эламе в отличие от Вавилонии и многих других стран Древнего Востока женщина занимала высокое социальное и экономическое положение. Например, около 1800 г. до н. э. один из эламских царей назначил свою мать наместницей Суз, так как у него, по-видимому, не было сыновей. Женщина могла выступать в суде

как свидетель, истица и ответчица. Дочери получали одинаковую с сыновьями долю наследства.

Культура Элама. Около 3000 г. до н. э. эламиты создали пиктографическое (рисуночное) письмо, которое отличается от шумерского, возникшего несколько ранее. Возможно, наличие письма у шумеров дало толчок появлению эламского письма, однако последнее является самостоятельным видом, который принято называть протоэламским. Он употреблялся около 400 лет, имел примерно 150 основных знаков, передававших целые понятия и слова. Пока эламское пиктографическое письмо остается нерасшифрованным.

Во второй половине III тысячелетия до н. э. появилось эламское линейное слоговое письмо. Оно имело около 80 знаков, и им можно было записать не только элементарные хозяйственные, но также политические


Староэламская серебряная ваза с изображением богини победы Нарунде; на ободке -

 
и религиозные тексты. Однако линейное письмо в большинстве областей Элама недолго находилось в употреблении, и основные тексты, зафиксированные им, относятся к XXIII в. до н. э. Вскоре оно было заменено шумеро-аккадской клинописью. В первой половине II тысячелетия до н. э. для составления хозяйственных и частноправовых текстов эламиты обычно пользовались аккадским языком. Но со второй половины II тысячелетия до н. э. появляется значительное количество клинописных текстов на эламском языке. Клинописью, заимствованной из Месопотамии, эламиты пользовались до V в. до н. э., после чего они перешли на арамейское письмо.

Господствующее место в идеологической жизни эламитов занимала религия. Религиозным центром страны были Сузы. Во главе эламского пантеона стояла Пинекир («Великая богиня»), которую считали матерью богов. Ее культ свидетельствует о

сохранении значительных матриархальных пережитков в жизни эламского общества. Большую роль играл и культ Иншушинака, покровителя Суз и бога подземного мира. Бог солнца и справедливости Наххунте считался создателем дня. В упомянутом договоре между эламским царем Хитой и аккадским царем Нарам-Суэном приводятся имена 37 эламских божеств. Большое значение имел не только общегосударственный пантеон, но и местные боги, покровители городов и областей. Судя по изображениям на печатях, культовые действия


совершали нагие жрецы. В сценах религиозных церемоний участвовали музыканты, которые, по-видимому,

были также жрецами. Во главе многочисленного жречества стоял верховный жрец, имевший большое влияние при дворе и сопровождавший царя в походах.

Еще в IV тысячелетии до н. э. на территории Элама сложилось оригинальное


искусство. Эламская керамика этого периода украшена изящными геометрическими узорами и стилизованными изображениями птиц, животных и людей. На каменных сосудах также с большой

выразительностью воспроизведены различные виды животных. Искусство III тысячелетия представлено изображениями грифонов, крылатых львов и демонов, а также сцен бытового характера (охоты, ремесленных

работ, учета урожая), сохранившимися на печатях того времени.

Во второй половине III—II тысячелетии до н. э. большое влияние на эламское искусство оказало шумерское и вавилонское изобразительное искусство. Статуи этого периода изготовлены в традициях круглой скульптуры Месопотамии, хотя и отличаются некоторым примитивизмом. Шедевр эламского искусства — бронзовая статуя царицы Напирасу.

Значительного подъема эламское искусство достигло в XIII—XII вв. до н. э. с усилением политической роли страны. Образцом эламской монументальной архитектуры этого времени является зиккурат, построенный в городе Дур-Унташ недалеко от Суз в XIII в. до н. э. У входа в зиккурат стояли изображения львов, быков,

грифонов, статуи богов и царей, изваянные из золота и серебра. Зиккурат имел 4 этажа, общая высота которых

составляла 42 м. Длина сторон нижнего этажа равнялась 105 м. На сооружение зиккурата были израсходованы миллионы кирпичей и сотни тысяч каменных глыб.

Хотя после захвата персами Элам ли-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: