Государственный строй Древнего Египта 5 страница

Судебное ведомство ("ведомство наказаний") строго следило за применением уголовных законов. Все дела о наиболее тяжких преступлениях проходили через его руки, особенно дела, связанные с превышением власти чиновниками и пр. Вместе с тем в ханьском Китае почти все административные органы обладали судебной властью. Пресечение злоупотреблений чиновников возлагалось также на представителя верховного цензора в провинциях. Низшим судом по гражданским делам была уездная администрация. Если в уезде дело не было разрешено, оно направлялось губернатору провинции, который в случае его сложности мог адресовать дело в центр, начальнику судебного или другого ведомства. В качестве последней инстанции выступал сам император, который мог непосредственно разбирать судебные дела.

Законы Хаммурапи – древнейший памятник права планеты
В 1902 году французская археологическая экспедиция проводила раскопки одного из древнейших городов Месопотамии – Сузы (на территории современного Ирака). Среди предметов материальной культуры, многочисленных глиняных табличек с текстами, написанными клинописью, была обнаружена сенсационная находка. Один из участников экспедиции вспоминал: "Это была конусообразная базальтовая стелла 2,25 м высоты. Наверху, на лицевой стороне стеллы находился рисунок, изображающий бога солнца Шамаша, вручающего свиток документов знатному человеку царского обличья. Мы сразу поняли, что перед нами прекрасное произведение древневавилонского изобразительного искусства. Под рисунком – свод клинописных знаков...". Но ценность находки еще более возросла, когда, доставив ее в Париж, в Лувр – национальный музей Франции, ученые узнали, что перед ними предмет редкостного сочетания искусства мастера-художника с изумительным творением древнего законодателя. Это был знаменитый памятник древневосточного рабовладельческого права – Законник царя Вавилона Хаммурапи. Необычайна и история его появления в Вавилонии. Если взглянуть на политическую карту Месопотамии, датированную первой половиной XVIII в. до н.э., то увидим, что она не представляла единого целого, а была разделена на мелкие, постоянно враждующие друг с другом рабовладельческие государства. Междоусобные войны разоряли экономику Месопотамии, наносили непоправимый вред материальным, культурным и другим ценностям, накопленным за все предшествующие века. Почти совершенно были утрачены дипломатические и торговые связи с внешним миром. В одной из табличек из библиотеки царя Ашшурбанипала неизвестный автор сообщал: "Страна шумеров пришла в упадок. Войны Умы уничтожают посевы, плотина разрушена... Пески и ветер гуляют, да воют голодные псы там, где некогда были цветущие селения. Жители частью истреблены, частью угнаны в неволю. Бог забыл нас...". Необходимость ликвидации политической раздробленности и междоусобицы одним из первых осознал глава небольшого государства со столицей г. Вавилон – Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Дипломатическим и военным путем он объединяет Месопотамию в рамках централизованного Вавилонского государства, под которое была подведена правовая основа в виде Свода законов. Он состоял из введения, 282 статей и заключения. Во введении говорилось, что данные законы Хаммурапи получил от бога Шамаша и всякое их нарушение есть действие, направленное против бога и царя. Законы, по мнению законодателя, должны утвердить в Вавилонии "справедливость", мир и благополучие населения. 10-11.Законник Хаммурапи был составлен в казуистической форме, то есть в виде статей, излагающих норму не в общей, абстрактной форме, а в форме частного случая (казуса). Пример: "Ст.200. Если человек выбьет зуб равного себе, то должно выбить его зуб". Законник не имеет сколько-нибудь строгой системы изложения правового материала. Нормы гражданского, уголовного и процессуального права соединены воедино. Свободное население Вавилона делилось на два разряда: полноправных (авилум) и неполноправных (мушкенум). Ответственность за кражу скота у авилум в три раза больше, чем за кражу скота у мушкенум. Даже если авилум наносил тяжкие телесные повреждения мушкенум, то ему достаточно было уплатить штраф, чтобы освободиться от ответственности. Рабство еще не приобрело классические формы. Раб, хотя и являлся вещью господина, но с согласия последнего мог иметь свое небольшое имущество, вступать в брак, совершать гражданско-правовые сделки. После смерти раба половина имущества оставалась хозяину, а другая половина оставалась у детей умершего. Закон выделяет государственную (царскую) и церковную собственность. Формировался институт частной собственности. Право собственности на недвижимость (землю, воды, оросительные сооружения) было ограниченным. Верховным собственником земли являлся царь, который на правах владения предоставлял ее земледельцам-общинникам и воинам. За пользование землей община платила царю налог – ренту. За несение службы воин получал от царя "имущество илку", в состав которого входили: земля, инвентарь, дом, рабы. Со временем данное имущество переходило от отца к старшему из сыновей, который продолжал нести военную службу. "Имущество илку" было изъято из гражданского оборота и не могло служить объектом различных гражданско-правовых сделок. Значительное развитие в Вавилоне получило обязательное право. Обязательства возникали: 1) из договора; 2) из причинения вреда. Договор мог быть заключен при наличии сторон, объекта сделки, свидетелей. При этом хозяин вещи должен был быть действительным ее собственником и мог гарантировать приобретателя от эквиции, то есть от претензии на данную вещь со стороны третьего лица. Кроме того, хозяин вещи должен был предупреждать приобретателя о всех скрытых недостатках объекта сделки. Договор оформлялся в письменной форме и регистрировался специальным чиновником. Ответственность за неисполнение договора была различна. Должник отвечал своей личностью или личностью членов своей семьи, которые теряли свободу. Нередко неисполнение договора влекло за собой имущественную ответственность, выражавшуюся в обязанности возместить ущерб контрагенту в трех- и даже шестикратном размере. Изменить договор можно было только по обоюдному согласию контрагентов. Исключение из этого правила допускалось в особых случаях, когда исполнение обязательства становилось невозможным по независящим от той или другой стороны обстоятельствам (например, из-за стихийных бедствий). Наиболее распространенными видами договорных отношений являлись купля-продажа, займ, личный и имущественный найм. Каждая сделка имела свои особенности. Для договора купли-продажи существенным является указание цены вещи. При этом покупатель должен был уплатить продавцу сверх номинальной цены в благодарность за то, что именно он приобрел данную вещь. Договор займа отличался в Вавилоне суровостью. Закон обеспечивал кредитору грабительский процент – 20 % для денежных займов и 33 % для займа зерна. Он предоставлял кредитору право принимать в залог землю и прочее имущество должника. Если этого имущества не хватало, кредитор мог требовать себе для работы "заложника", принадлежащего к семье должника. Максимальный срок его эксплуатации – 3 года. Законник говорил о найме работника на срок до 1 года, а также о других видах найма – найме домов, судов, повозок и др. Помимо того, древневавилонскому праву были хорошо известны договоры хранения (поклажи), товарищества и др. При регулировании имущественных отношений закон во всех случаях защищал интересы собственника. Лицо, причинившее объективный вред имуществу, обязано было возместить ущерб собственнику. Законы содержали указания о регулировании брачно-семейных отношений, которые носили патриархальный характер (закрепляли власть домовладыки и неравенство супругов, полное подчинение детей отцу). Без заключения договора брак считался недействительным. Тесть мог требовать от будущего зятя выкупа за дочь, но и был обязан дать ей приданое. В случае смерти мужа, распада семьи не по вине жены ей разрешалось взять свое приданое обратно. Если муж изменял жене или без основания обвинял ее в неверности, жена могла взять приданое и вернуться к своим родителям. В отдельных случаях жена имела право заключать имущественные сделки. Но из этого не следует делать вывод, что супруги были равноправны. Для мужчины допускалось многоженство. Закон признавал возможность усыновления детей от рабыни. Домохозяин имел огромную власть над членами семьи, мог заставить их трудиться как рабов, продать в рабство, отдать в жрицы свою дочь, отсечь сыну пальцы рук, если последний его ударил. Брак прекращался со смертью одного из супругов или на основе развода, который был легко осуществим для мужа (в случае болезни жены или если он уличил последнюю в растрате совместного имущества и др.). Жена была вправе требовать развода лишь в особых случаях: 1) при необоснованном обвинении ее в прелюбодеянии; 2) при нарушении мужем верности или оставлении им дома и местности. В классовом обществе огромную роль играл институт наследства, с помощью которого накопленные богатства оставались в руках одной и той же семьи. В Вавилоне наследование осуществлялось по закону, который предписывал соблюдать следующие правила: 1. Дети, независимо от пола, получают равную долю наследства. 2. Долю умершего наследника получают его дети. 3. Усыновленные лица наследуют на равных основаниях с другими наследниками. 4. Преступники-рецедивисты лишаются права наследования. Наследование по завещанию, связанное с предоставлением наследователю широкой или в той или иной степени ограниченной свободы в распоряжении наследственным имуществом, приходит в Вавилон позднее, в связи с дальнейшим развитием товарно-денежных отношений. В Законнике Хаммурапи была сформулирована основная цель уголовной политики вавилонского государства: "Искоренить зло, преступников, безбожников и злодеев". Уголовно-правовой защите подлежали: политический режим, собственность и личность рабовладельца. Основные принципы уголовного законодательства Вавилона: 1) Наказание есть возмездие за вину, поэтому оно должно быть по возможности "равным" преступлению: око за око, зуб за зуб (принцип талиона). Однако данный принцип осуществляется только в отношении людей одинакового общественного положения. Применение талиона исключало установление субъективной стороны деяния (умысла, неосторожности, случайности). Применение талиона иногда сопровождалось объективным вменением, т.е. ответственностью без вины. Пример: "Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно и дом обвалится и причинит смерть домохозяину – должно этого строителя убить. Если же он причинит смерть сыну хозяина дома – должно убить сына строителя". В данном случае была применена смертная казнь к лицу, которое никакого отношения к строительству дома не имело. 2) Принцип "устрашения" проявлялся в упоминании смертной казни, как наказания за преступление, более чем в 30 случаях. 3) Преступление могло быть искуплено штрафом, если закон предусматривал эту возможность для тех или иных определенных случаев. Это было выгодно для состоятельных людей, которые, уплатив штраф за совершенное преступление, тем самым могли избежать более сурового наказания. 4) Сохранение в уголовном законодательстве пережитков родо-племенного строя (доклассовый обычай; коллективная ответственность общины за преступление, совершенное на ее территории; изгнание из родной местности, санкционированный самосуд и др.). Институт соучастия, умышленное и неумышленное преступления не были известны в то время. Однако уголовный закон Вавилона знает понятие смягчающих вину обстоятельств. Суд в Вавилоне не был отделен от администрации. Различия между процессом гражданским и уголовным не существовало. Дело возбуждалось по инициативе истца или потерпевшего. Обвинение и защиту поддерживали стороны. Судебный процесс носил публичный и состязательный характер. Доказательствами на суде служили: показания свидетелей, клятва, письменные акты и др. Если данных доказательств не хватало, то для установления истины прибегали к ордалию ("суду божьему"). Суть ордалии заключалась в испытании соответствующего лица, в результате которого оно признавалось правым или неправым. Для этого подсудимый должен был погрузить руку в кипящую воду или захватить рукой раскаленное железо и т.п. И по заживаемости руки за определенное время судья определял "истину". Строго каралось лжесвидетельство, клевета. Судебные протоколы и решения не подлежали изменениям. Высшей аппеляционной инстанцией был царь. Законник Хаммурапи по содержанию и форме соответствовал определенному уровню развития правовой теории и практики. Применялся он непродолжительное время, т.к. Вавилон в конце XVIII в. до н.э. потерял политическую независимость.

12. ерриторию Аттики (область Греции, где впоследствии возникло Афинское государство) населяло в конце II тысячелетия до н.э. четыре племени, каждое из которых имело свое народное собрание, совет старейшин и выборного вождя - базилевса. Переход к производящей экономике с индивидуализацией труда привел к разделу общинной земли на участки с наследственным семейным владением, к развитию имущественной дифференциации и постепенному выделению родовой верхушки и обнищанию массы свободных общинников, многие из которых превращались в фетов - батраков или за долги попадали в рабство. К началу I тысячелетия до н.э. рабовладение было распространенным явлением, хотя эксплуатация рабского труда еще не стала основой общественного производства. Родоплеменная организация власти начинает приспосабливаться к обеспечению интересов не только ее членов, но и богатеющей верхушки свободных, к эксплуатации рабов. В народном собрании возрастает влияние знатных родов, из их представителей формируется совет старейшин и избираются базилевсы. Первобытное общество превращается в политическое общество, часто называемое военной демократией. Но и оно, сохраняя традиции родоплеменной организации власти, не было способно разрешить или хотя бы умерить развившиеся в обществе антагонизмы - между складывающимися классами рабов и свободных, между рядовыми общинниками и родоплеменной верхушкой.

Предпосылки для объединения племен Аттики под единой властью:

1. географические условия, требовавшие приспособления ведения хозяйства к условиям окружающей природной среды;

2. истощение локальных природных ресурсов, усилившееся с переходом к производящей экономике;

3. развитие обмена и связанная с ним интенсификация межплеменных контактов и, как следствие, ослабление кровнородственных связей и ассимиляция родов и племен;

4. необходимость урегулирования и устранения возникающих конфликтов, вышедших за племенные рамки.

Следствием этого и одновременно важным этапом в длительном процессе образования государства в Афинах были реформы, связываемые по традиции с именем легендарного героя Тесея. Приписываемые ему реформы - результат постепенных изменений, происходивших в течение ряда веков и завершившихся к VIII в. до н.э. Одной из таких реформ было объединение (синойкизм) племен, населявших Аттику, в единый афинский народ. В результате синойкизма в Афинах был создан Совет, управлявший делами всех четырех племен. По старой родоплеменной организации был нанесен первый удар.

Афинский полис становится территориальной формой политической организации общества.
Территориальная организация общества настоятельно требовала единообразного (независимого от племенных различий) и, следовательно, централизованного управления общественными делами, гораздо более активного регулирования развивающихся социальных отношений. Конфликты имущественной диференциации, наиболее отчетливо проявившиеся в углубляющихся противоречиях между свободными афинянами и различными группами неполноправного и зависимого населения (феты, иностранцы, рабы и т.д.), создавали почву для формирования новых механизмов власти. Возникла необходимость в политической (государственной) власти, стоящей над обществом и способной стать, с одной стороны, средством соглашения и примирения, с другой - силой подчинения и порабощения. Начало этому было положено закреплением не только социального, но и политического неравенства между свободными, их разделением (также приписываемым Тесею) на эвпатридов - благородных, геоморов - земледельцев и демиургов - ремесленников.

Государственные органы:

1. народное собрание;

2. ареопаг;

3. архонты.

Ареопаг, заменив совет старейшин, избирал и контролировал архонтов, а также народное собрание, и осуществлял высшую судебную власть. В состав ареопага входили все бывшие и действующие архонты, т.е. опять-таки представители эвпатридов.

Аттическое общество превращается в политическое общество - общество, находящееся под властью, выделившейся из него и стоящей над ним. Былому синкретизму (нерасчлененности) общества и власти приходит конец.
Одновременно продолжает развиваться и другой процесс, характерный для возникновения государства, - территориальное деление населения. В VII в. до н.э. страна была разделена на округа - навкрарии, жители которых, независимо от племенной принадлежности, были обязаны на свои средства построить и снарядить военный корабль, а также поставить для него экипаж.

В первую половину V в. до н.э. Афины превращаются в одно из ведущих государств греческого мира. Этому способствовали победа греческих государств в греко-персидских войнах, интенсивное экономическое развитие Афин и укрепление в них демократического строя.
Афинская демократия вступила в период своего расцвета. Важную роль в этом сыграли проведенные в середине V в. до н.э. реформы Эфиальта и Перикла.

Эфиальт почти полностью лишил ареопаг политической власти, передав его основные функции народному собранию, Совету пятисот и гелиэе. За ареопагом сохранились лишь некоторые судебные и религиозные функции.

С именем Перикла связан расцвет афинской демократии. При нем потеряла значение цензовая реформа Солона, поскольку возможность замещения государственных должностей была признана за всеми полноправными гражданами. Для приобщения к активной политической жизни малоимущих граждан вводилось вознаграждение за исполнение государственных должностей.

На смену патриархальному рабству пришло классическое, античное рабовладение. Рабы, которые начинают рассматриваться как простые орудия труда, превращаются постепенно в основную производительную силу. Противоречие между бесправными рабами и рабовладельцами превратилось в основное антагонистическое противоречие афинского общества.

Рабовладельческая демократия в Афинах в V в. до н.э.

По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивающей защиту их интересов и повиновение огромной массы рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни. Она окончательно сложилась в V в. до н.э. и просуществовала (с некоторыми перерывами) до тридцатых годов IV в. до н.э.

Основными государственными органами Афинского государства в это время являлись:

1. народное собрание;

2. Совет пятисот;

3. гелиэя.

Они направляли и контролировали деятельность должностных лиц, главными из которых были стратеги и архонты.

Народное собрание - верховный орган власти Афин. Оно собиралось сначала десять, а позднее сорок раз в год. При особых обстоятельствах (неожиданное нападение врага, стихийное бедствие) могло быть созвано чрезвычайно. Компетенция народного собрания была обширной: оно принимало законы, издавало постановления по частным вопросам (псефизмы), избирало должностных лиц и производило проверку их деятельности, решало вопросы войны и мира, обсуждало продовольственное положение страны и т.д. В работе народного собрания могли участвовать только полноправные афинские граждане, достигшие 20-летнего возраста. Для решения даже самых важных вопросов требовалось присутствие всего 6000 человек, то есть примерно 1/5 всех полноправных афинян. Принятый народным собранием законопроект становится законом только в том случае, если он не отвергался затем гелиэей.

В Совет пятисот (буле) входило по 50 человек от каждой из десяти территориальных фил. Члены совета (булевты) избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. К компетенции Совета относились вопросы управления:

1. осуществление дипломатических сношений с другими государствами;

2. управление финансами;

3. надзор за арсеналами, доками, флотом;

4. регулирование торговли;

5. контроль за должностными лицами.

Последние имели право выступать в Совете и вносить на его рассмотрение свои предложения. Важнейшей функцией Совета было предварительное обсуждение вопросов, поступавших на рассмотрение народного собрания, что позволяло Совету направлять деятельность последнего. По окончании срока службы каждый член Совета пятисот отчитывался в своей деятельности и мог быть привлечен к ответственности.

Гелиэя была высшим судебным органом государства и состояла из 5000 судей и 1000 запасных: по 600 человек от каждой из 10 территориальных фил. Члены гелиэи избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. В составе гелиэи функционировали 10 коллегий, в каждой из которых было по 500 судей и 100 запасных. Гелиэя была судом первой инстанции по делам о государственных преступлениях и о злоупотреблениях должностных лиц и апелляционной инстанцией по делам, рассмотренным другими судами. Она также осуществляла некоторые контрольные функции и обладала важным правом отвергать законопроекты, принятые народным собранием.

Таким образом, законодательный процесс Древних Афин имел следующие стадии:

· внесение законопроекта в народное собрание в порядке законодательной инициативы, которой обладал каждый полноправный афинский гражданин;

· предварительное рассмотрение законопроекта Советом пятисот и дача по нему заключения для народного собрания;

· принятие законопроекта народным собранием;

· принятый законопроект мог быть отвергнут гелиэей.

Важную роль в управлении Афинским государством играли должностные лица. Основные принципы замещения должностей:

· выборность;

· срочность;

· возмездность;

· подотчетность;

· коллегиальность.

Выборы должностных лиц осуществлялись ежегодно или открытым голосованием в народном собрании, или по жребию. После истечения срока должностные лица представляли отчеты о своей деятельности Совету пятисот и гелиэе. В период расцвета Афинского государства подавляющее большинство должностей было коллегиальным.

Главными должностными лицами в Афинах были стратеги и архонты.

Коллегия стратегов состояла из десяти членов, избираемых народным собранием из числа женатых и имевших недвижимость граждан. Стратеги к V в. до н.э. получили важные полномочия. Они стали распоряжаться средствами, отпущенными на содержание армии и флота, организовывать сборчрезвычайных военных налогов, руководить доставкой продовольствия в Афины (в мирное время граждане не платили постоянных налогов, последние собирались только с метеков). К ним перешли и некоторые полномочия в области дипломатических сношений: они принимали капитуляцию противника, заключали перемирие. Кроме того, они вели следствие и председательствовали в судах по делам о воинских преступлениях. Наконец, стратеги имели право требовать созыва внеочередных заседаний Совета пятисот или народного собрания и принятия неотложных мер. Иногда из стратегов выделялся автократор, командовавший армией, а в чрезвычайных обстоятельствах получавший всю власть в государстве.

С ростом полномочий стратегов падало политическое значение архонтов. После реформ Солона девять архонтов стали избираться жребием из кандидатов, предложенных территориальными филами. Единой коллегией они действовали редко - при решении народным собранием вопроса об остракизме и при проверке должностных лиц.

Специальные должностные лица (всего в Афинах их было около 700) управляли государственным имуществом, ведали государственной казной, наблюдали за порядком на улицах и нравственностью граждан, за торговлей на рынке, воспитывали и обучали молодежь, проходившую военную подготовку и т.д. Свои должностные лица были в филах и демах.

Высшим судебным органом Афин, как отмечалось, была гелиэя. Некоторые судебные функции сохранил ареопаг. Под председательством архонта-базилевса он рассматривал дела об умышленном убийстве. По поручению народного собрания ареопаг мог проводить расследование дел о государственных преступлениях. Дела о неумышленных убийствах рассматривались судом эфетов. Разбой, кража и другие имущественные преступления - коллегией одиннадцати. Гражданско-правовые споры об имуществе подлежали ведению третейского суда диэтетов и (по мелким делам) коллегии сорока. Со времени Перикла были созданы суды по делам. Иногда, когда речь шла об особо тяжком преступлении, в качестве суда выступало само народное собрание.

Упадок афинской демократии

Формальное равноправие афинских граждан сочеталось с их имущественным неравенством, которое резко возросло к концу V в. до н.э. Наряду с процветанием небольшой группы крупных (по масштабам Афин) землевладельцев и торгово-ремесленных богачей значительно ухудшилось положение основной массы граждан - мелких земледельцев, ремесленников и люмпенов. Выросли противоречия и между афинянами и ограниченными в правах метеками. Все это привело афинскую демократию к острому кризису.
Раздираемая внутренними противоречиями, ослабленная всеобщим недовольством, афинская демократия оказалась бессильной оказать сопротивление возвысившейся к IV в. до н.э. Македонии. В 338 году до н.э. фаланги Филиппа Македонского разгромили греческие войска, а в 336 году до н.э. Афины вместе со всей Грецией были включены его сыном Александром в состав Македонской монархии, а затем одного из государств, образовавшихся после ее распада. Во II в. до н.э. после вторжения римских легионов Афины, как и вся Греция, превратились в одну из провинций Римской Державы.

РЕФОРМЫ КЛИСФЕНА

Приход к власти Клисфена

Демократическая политическая система в Афинах окончательно сформировалась при знаменитом правителе Клисфене, который нанес мощный удар по господству старой родовой знати.

После смерти Писистрата власть в свои руки взяли его сыновья Гиппий и Гиппарх. Фактически государственными делами занимался Гиппий, Гиппарх же посвятил себя литературе и искусству. Режим стал более суровым. В 514 г. до н. э. в среде афинских аристократов возник заговор, целью которого было низвержение тирании. Двое заговорщиков - Гармодий и Аристогитон - предприняли попытку убить Гиппия и Гиппарха во время Панафинейского празднества, но убит был только Гиппарх. Память о Гармодий и Аристогитоне как борцах против тирании долго чтилась афинскими демократами. Оставшийся в живых Гиппий обрушил жестокие репрессии на головы своих противников. В этот период многие афиняне покинули родину.

Положение Гиппия осложнялось внешнеполитическими затруднениями. В 519 г. до н. э. Афины присоединили к своим владениям пограничный беотийский город Платеи. Это привело к разрыву с фиванцами. В это же время происходит ослабление Аргоса, старого союзника Писистрата, и усиливается враждебная ему аристократическая Спарта. В довершение всего Афины потеряли контроль над проливами, которые перешли в руки персидской державы Ахеменидов.

Против могущества Писистратидов выступала родовая знать и вожди торгово-ремесленных кругов, лидеры паралиев Алкмеониды. Противники братьев-тиранов заручились поддержкой аристократической Спарты и влиятельных дельфийских оракулов. В 510 г. до н. э. спартанцы вошли в город, и тиран был изгнан из Афин.

И сразу же началась борьба между эвпатридами и паралиями. Знать возглавлял Исагор, и именно его, естественно, поддержал спартанский царь Клеомен. Из Афин теперь изгначи вождя партии паралиев Клисфена, объяснив это "очищением города от скверны". Дело в том, что Клисфен принадлежал к Алкмеонидам, проклятым еще в VII в. до н. э., поскольку в борьбе с узурпатором Килоном представители рода совершили святотатство в отношении священного храма. Вместе с Клисфеном город вынуждены были покинуть еще 700 семейств его сторонников. Спартанцы попытались восстановить могушество родовой аристократии, поставив во главе государства Исагора. Но жители Аттики воспротивились. В Афины быстро стекались крестьяне, которые в союзе с горожанами заперли спартанцев и местных сторонников Исагора на Акрополе. Эвпатриды были вынуждены сдаться, Клеомен покинул город. В Афины вернулся Клисфен, который был избран первым архонтом, как когда-то Солон. Произошло это в 508 (507) г. до н. э., ему было около 60 лет.

РЕФОРМЫ СОЛОНА

Один из "семи греческих мудрецов" - Солон вошел в историю как выдающийся реформатор, в значительной степени изменивший политическое лицо Афин и давший, таким образом, возможность этому полису опередить в своем развитии другие греческие города.

Социально-экономическая и политическая ситуация в Аттике продолжала ухудшаться практически весь VII в. до н. э. Социальная дифференциация населения привела к тому, что уже значительная часть всех афинян влачила жалкое существование. Бедные крестьяне жили в долг, выплачивали огромные проценты, закладывали землю, отдавали своим богатым согражданам до 5/6 урожая. Они продавали своих детей в рабство, закладывали самих себя, рабы активно вывозились и за пределы полиса. Напряжение в обществе грозило социальными потрясениями. Старый родовой уклад тормозил дальнейшее развитие, решить на его основе возникавшие конфликты было невозможно. Недовольство выражали не только лишенные, по сути, политических прав и закабаленные малоимущие слои населения, но и разбогатевшие, но недостаточно знатные граждане.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: