Пресса ФРГ (1949 - 1990)

Становление журналистики в Норвегии.

Возникновение и становление журналистики в Норвегии проходило в сложных условиях. «Протожурналистика» страны складывалась на устной традиции.

Развитие прессы в силу исторических причин проходило медленно. Подчинение Дании превратило Норвегию на длительное время в глухую провинцию. Подъем норвежской литературы и науки начался в 18 веке и был связан с развитием капитализма и распространением в стране национально-патриотических настроений.

Именно в это время появляется норвежская журналистика. На заре развития существовали лишь мелкие издания. Это было во время войны за независимость Дании, но, несмотря на появление новой конституции, прессы как таковой не было. Были лишь разрозненные журналы, печатающие сплетни, объявления, поучительные истории и др.

В известной мере это связано с тем, что во время датского господства Норвегия не имела своего письменного языка. Важную роль сыграло и географическое положение страны, плохо развитая Si дорог и связи, бедность. Все эти факторы сказались и на нынешнем состоянии норвежской прессы:

· Локальность;

· Разобщенность;

· Многочисленность мелких местных изданий.

Кроме того, в традиции норвежской журналистики со времен освободительной борьбы вошли независимость и свобода суждений.

Как и в других странах Северной Европы пресса Норвегии носила региональный характер. Так, старейшая газета страны «Утренняя газета» выходит не в Осло, а в Бёргине.

В географическом отношении печать Норвегии распределена неравномерно. На 2 крупнейших города – Осло и Бёргин приходится треть тиража газет. Сейчас провинциальная печать представлена в основном небольшими газетами, выходящими маленькими тиражами несколько раз в неделю.

Как и в других странах Северной Европы Норвежские газеты традиционно поддерживают связь с политическими партиями. Одной из старейших газет является адресная газета, входящая в «тронхейне» - это орган консервативной партии Хейра.

Сегодня идет ослабление связи газет со своими партиями, многие из изданий начинают называть себя независимыми. Одной из особенностей норвежской журналистики является традиция мещанства.

Кроме того, норвежское правительство выделяет субсидии для местной прессы в виде прямых дотаций,а также проводит косвенное субсидирование посредством снижения почтовых тарифов.

Требования к газете для субсидирования:

1. Регулярность выходя – не реже 2 раз в неделю; тираж – не менее 2 тыс. экз.;

2. Газета должна возглавляться ответственным редактором, статус которого соответствует распоряжению деятельности.

3. Запрет на распространение бесплатных экземпляров в количестве, превышающем разрешенное союзом норвежских газетчиков.

4. В течение текущего года не менее половины своего общего объема отводить под рекламу.

Для норвежской прессы характерен феномен циркуляционной спирали: повышение спроса рождает лучшее качество, т.о. растет число читателей, что в свою очередь снова увеличивает спрос. Постоянно растет объем газет.

До сих пор сильна региональность прессы в стране, однако в последние годы появились действительно общенациональные газеты:

· «Афтенпостен»

· «Верденс Ганг»

1949 г – происходит образование двух государств – ФРГ и ГДР. Число газет возрастает до 600. Начинается процесс КОНЦЕНТРАЦИИ (создание независимых газетных групп). (Издательский дом «Франкфурт-ам-Майн», Гмбх).

«Зюддойчер Ферлаг» Гмбх

Процесс концентрации начинается в 1950-е годы и постепенно набирает скорость. В начале 1954 г в каждом районе и городе выходило по 3 издания, которые конкурировали между собой. К концу года только 8% районов и городов могли бы похвастаться своим изданием. Постепенно сформировалась четкая структура прессы, признаками которой были:

Большое количество независимых газет;

Немногочисленность национально-ориентированных изданий;

Отсутствие столичной прессы, которая распространялась бы по всей стране;

Слабо развитая и не имеющая спроса партийная пресса;

Появление и развитие рекламной прессы.

В середине 80-х газета «Журнальный рынок» ФРГ была поделена между 10 издательскими концернами:

А.О. Акселя Шпрингера

Группа ВАЦ

Зюддойчер Ферлаг

Думонд

Штутгартер Цайтунг

Вся газетная периодика подразделена на группы изданий:

Локальная ежедневная пресса;

Региональная ежедневная пресса (массовая);

Надрегиональная ежедневная пресса(качественная);

Бульварная ежедневная;

Надрегиональная еженедельная;

Партийная;

Рекламная.

В середине 80-х намечается тенденция к вымиранию локальной ежедневной прессы. Экономически сильная региональная пресса практически не имела конкуренции.

· Зюдвест Прессе

· Ганноверше Альгеманйне Цайтунг

· Бадише Цайтунг

Вестдойче альгемайне Цайтунг

Среди надрегиональных выделяют 5 крупных изданий:

Вельт

Франкфурте Альгемайне Цайтунг

Тагес Цайтунг

Дойче Тагес Цайтунг

Унзере Цайтунг


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: