Первобытного человека
Особенности мышления и биологические представления
Развитие науки как целостный процесс
История биологии как наука
История биологии как наука. Предмет истории биологии, ее основные функции и структура. Место истории биологии в системе научного знания.
Основное содержание познавательного процесса. Развитие науки как процесс возникновения нового мыслительного содержания. Откуда берется новое содержание мысли? Концепции интуитивизма, ассоцианизма и бихевиоризма. Парадокс развития.
Формы развития науки и структура процесса познания. Эволюционная и революционная формы развития науки. Концепции плоского эволюционизма и релятивизма. Кумулятивистская теория. Анатомия типической революции в науке. Формы научных революций: концептуальная смена и концептуальное углубление. История науки и парадоксы.
Понятие научно-исторической формации как этапа развития науки. Развитие науки как движение от низшей научно-исторической формации к высшей. Основные закономерности развития: возникновение высшей формации на базе низшей; интеграция части содержания низшей формации в состав высшей; утрата части содержания низшей формации при переходе к высшей.
Источники развития науки. Что движет мыслью? Природа человека как фундаментальная причина развития науки и главный стимул движения мысли.
Непосредственные проявления фундаментальных причин. Эмоционально-психический уровень: потребность в интеллектуальном творчестве, любознательность и познавательная страсть. Роль честолюбия. Противоречие между знанием и незнанием – главный непосредственный двигатель мысли.
Условия развития науки (вненаучные факторы). Роль вненаучных факторов в развитии науки. Наука как одна из сторон духовной жизни общества и один из аспектов отражения общественного бытия. Связь науки с уровнем развития производственных отношений через: 1) материальную обеспеченность научных исследований (экстенсивный и интенсивный моменты); 2) формирование социального заказа; 3) накопление практических знаний; 4) формирование идеологии. Понятия "науки настоящей" и "науки официальной".
Наука как социальный институт. Роль общества в управлении наукой. Проблема формирования кадров: профориентационная работа, система образования. Положительные и отрицательные аттрактивные механизмы: проблема оптимального баланса.
Проблема управления научными коллективами. Формы и способы управления. Проблемы планирования, отчетности и творческого поиска. Способы оценки эффективности научного работника, их сравнительная характеристика. Проблема размера научного коллектива. Проблема возраста научного коллектива. Понятие адаптивного торможения. Проблема белой вороны и серой толпы.
Особенности мышления первобытного человека. Дологический (паралогический) характер мышления. Первобытная форма реалистической парадигмы: наивный реализм, его биологические основания. Возникновение объясняющего (причинного) интеллекта и фантастическая парадигма. Анимизм и антропоморфизм, их корни. Принцип партиципации (Леви-Брюль). Практические знания первобытного человека о живой природе.
Причины возникновения науки: общечеловеческие, социальные и гносеологические. Причины отделения науки от технологии. Противопоставление умственного и физического видов труда в связи с расколом общества на классы как необходимое условие возникновения науки. Предпосылки возникновения науки: античная демократия, практика аргументационных процессов, концентрация духовной жизни общества в городах.