Теория естественного права

Тема 17.

Основные черты политико-правовых учений ХVII – XVIII вв. (Германия, Италия, Франция, США).

17.1. Теория естественного права.

17.2. Правовая теория Ч. Беккариа.

17.3. Политико-правовые учения во Франции (Ш.Л. Монтескье, Ж-Ж. Руссо).Теория разделения властей.

17.4. Политико-правовые учения в США (Т. Джефферсон, Т. Пейн, А. Гамильтон).

Значительные отличия социально-политических условий Германии и Италии от обстановки в Нидерландах или Англии предопределили существенные отличия в толковании и оценке учения о естественном праве, выводах из него немецких и итальянских мыслителей. Отсутствие реальной исторической почвы для революционной трактовки идей естественного права обусловило коллизии между общечеловеческими началами, заложенными в этой теории, и классовых их истолкованием. Так, немецким просветителям были присущи лишь идеи разрыва с религиозным мировоззрением, противопоставления последнему разумного начала.

Самуил Туфендорф (1632-1694) - юрист, историк. Его книги были переведены на многие европейские языки; при Петре I - и в России. Наиболее известные труды: «Право естественное и право народов». «О должностях человека и гражданина». Автор подчеркивал, «что право должно согласовываться с законами разума независимо от религиозных догм и даже действующего законодательства». Одновременно обосновывал необходимость крепостничества и княжеского абсолютизма.

Следуя Туфендорфу, естественное состояние характеризуется свободой и независимостью индивидов. Но человеческая природа противоречива. Она не порождает «войну всех против всех» (как считал Гоббс), но достаточно эгоистично. Именно последнее (а не естественное стремление к общежитию, как считал Гроций) в условиях, когда не обеспечены естественные права, порождает стремление людей единиться ради собственной пользы и безопасности. В результате возникает политическое общежитие и государство. В основе возникновения государства лежат два договора: первый - между людьми об объединении и выборе формы правления, второй — между людьми и избранным или правителем об обязанности подданных подчиняться власти и обязанности правителя заботиться о подданных в целях их пользы и безопасности. Второй договор предполагает сохранение у людей некоторых естественных прав (свободы вероисповеданий...), но не допускает сопротивление власти. Лучшей же формой правления является монархия, возможно с неким представительным органом (ландтаг…).

Последователем учения можно считать профессора Христиана Томазия (1655 -1728) - ректора университета в Галле, который первым в Германии начал читать лекции по естественному праву не на латыни, а на немецком языке. Будучи весьма религиознымТомазий, тем не менее, провозгласил (одним из первых), что философии пора перестать быть служанкой богословия. Он подчеркивал, что основа естественного права - мораль, которая предписывает делать то, что соответствует разумной природе людей. Но поскольку среди людей есть разделение на мудрых и глупых, то рассчитывать на добровольное следование требованиям морали нельзя. Поэтому необходима принудительная власть. Государство - «естественное общество, которое заключает в себе верховную власть ради довольства всех и гражданского благополучия». Также Томазий разделял точку зрения о двух общественных договорах.

Различие между правом и моралью состоит в том, что единственным источником морали является внутреннее убеждение человека, независимое от приказов власти. Право в государстве имеет императивный и запретительный характер, оно определяет только внешние обязанности, и только в правовой сфере действует приказ государства. В моральной сфере единственной средство воздействия - совет. Отсюда свобода совести. Иноверцы не должны подвергаться уголовному преследованию; еретиков, в крайнем случае, можно выслать из государства.

Лучшей формой государства Томазий считал монархию: утверждал, что предпосылкой власти монарха является согласие народа повиноваться ему, и что народ даже имеет право на пассивный протест против монарха.

Наиболее консервативное истолкование естественно-правовых идей, попытка использовать их для апологии полицейского государства прослеживается в учении Христиана Вольфа (1679 - 1754) - профессора естественного и международного права университета в Галле. В целом разделяя представления о свободе личности, он делал практические выводы в оправдание полицейского государства, в какой-то мере видя в нем государство просвещенного абсолютизма.

«Нет права без нравственности обязательства, которое ему предшествует, в котором оно коренится и из которого оно проистекает. Есть врожденные человеческие права, потому что есть врожденные человеческие обязанности». Все дальнейшие рассуждения Вольфа исходят из этой посылки - право проистекает из обязанности, нравственной, но обязанности человека.

Семьи решили объединиться в государство, так как не имели достаточно средств для совершенствования. Цель государства - «общее благосостояние и общая безопасность», обеспечивающие совершенствование людей. Лучшая форма государства - монархия, так как только монарх представляет весь народ. Законы государства -практическая реализация естественного закона. Они дают свободу, необходимую для исполнения нравственных обязанностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: