В Мейсене, во Франции, Эренфрид Вальтер фон Чинхаус, под руководством Иоганна Бетгера в 1708 г

ОГЛАВЛЕНИЕ

Индивидуальная работа. На современном этапе развития нашего общества эффективность воспитательной атеистической работы в первую очередь зависят от совершенствования форм и методов ее проведения, дальнейшего улучшения ее организации. В настоящее время, когда практической задачей идеологической работы является формирование научно-материалистического мировоззрения, атеистической убежденности, использование массовых форм работы становится недостаточным. Все более возрастает необходимость в кропотливой, каждодневной индивидуальной работе, которая во взаимодействии с массовыми формами является действенным средством становления и развития атеистического сознания, преодоления религиозности и мировоззренческого индифферентизма. В Политическом докладе Центрального Комитета КПСС XXVII съезду партии говорилось об«индивидуальной работе как важнейшей форме воспитания»7.

6 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 5. С. 358.

7 См.: Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. С. 87.

Индивидуальная атеистическая работа — это целенаправленный воспитательный процесс, в ходе которого используются многообразные средства и методы воздействия, прежде всего на верующих, с учетом специфики условий их жизни и духовного мира с целью формирования у них научно-материалистического мировоззрения. Но объектом индивидуальной атеистической работы могут быть не только верующие, но и колеблющиеся, и индифферентные, не имеющие прочных атеистических убеждений. Специфика индивидуальной работы заключается в том, что объектом непосредственного воздействия она имеет конкретную личность и направлена на перестройку сознания с учетом ее особенностей, потребностей и интересов. Главной ее целью является освобождение людей из-под влияния религии и формирование у них научно-материалистического, атеистического мировоззрения.

Значимость индивидуальной работы в атеистическом воспитании обусловлена рядом обстоятельств.

Во-первых, массовые формы работы, несмотря на их многообразие, не могут охватить всего населения. Так, например, их избегают глубоко верующие, а сектанты считают посещение массовых мероприятий делом «греховным». Кроме того, массовые формы атеистической работы не могут в равной степени воздействовать на всех присутствующих, ибо не способны в полной мере учесть специфические особенности верующих, их психологию. Часто почти единственной возможностью влиять на них является индивидуальный подход.

Во-вторых, индивидуальная работа дает возможность лучше учитывать особенности духовного мира современного верующего, выяснить причины и мотивы религиозности, связанной с личными судьбами людей, взаимоотношения между верующими и религиозной микросредой, степень религиозной убежденности, определить наиболее верные пути перевоспитания.

В-третьих, все религиозные организации, переживая глубокий кризис, находят выход из него в расширении миссионерской деятельности, в активной индивидуальной обработке своих последователей с целью приобщения их к религии. Индивидуальная атеистическая работа перекрывает этот канал религиозного влияния на людей.

В-четвертых, индивидуальная работа помогает установлению подлинно товарищеских отношений между верующими и атеистами, позволяет влиять на самые сокровенные религиозные переживания и представления

людей, преодолеть настороженность к атеизму и атеистической работе.

В-пятых, индивидуальный подход помогает с наибольшей полнотой выявить эффективность тех или иных массовых форм и средств атеистической пропаганды, а также других факторов, положительно влияющих на индивидуальное сознание верующего.

Успех в проведении индивидуальной работы зависит от целого ряда факторов: правильной ее организации, подбора и подготовки кадров агитаторов-пропагандистов, соблюдения ряда важных методических требований подхода к верующему, общей постановки атеистической работы в трудовом коллективе, по месту жительства и т. д.

Как одна из форм атеистической пропаганды индивидуальная работа должна прежде всего удовлетворять тем требованиям, которые предъявляются в современных условиях к пропаганде атеизма в целом (систематичность, наступательный, воинствующий характер, чуткое, внимательное отношение к людям), на что неоднократно указывал В. И. Ленин, предупреждая, что «бороться с религиозными предрассудками надо чрезвычайно осторожно; много вреда приносят те, которые вносят в эту борьбу оскорбление религиозного чувства»8.

Залог эффективности индивидуальной работы — ее организационное обеспечение. Центральной фигурой здесь являются агитаторы, пропагандисты научного атеизма, которые играют главную роль в мировоззренческом перевоспитании личности, выбирают и в каждом конкретном случае применяют разнообразные средства и методы воздействия на сознание людей. Вот почему столь важное значение приобретает вопрос подбора, подготовки и расстановки кадров. Индивидуальная работа требует от пропагандистов глубокой профессиональной подготовки, знания характера проповеднической деятельности местных религиозных организаций, умения и навыков ведения воспитательной работы, терпения, настойчивости и тактичности.

Прежде чем приступить к индивидуальной работе, следует основательно изучить состояние религиозности в городе, населенном пункте, микрорайоне, трудовом коллективе, а также выяснить, какого исповедания верующие, их социально-демографические характеристики,

8 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 37. С. 186.

участие в производственной и общественно-политической деятельности, семейно-бытовые условия и т. д.

Можно выделить следующие основные этапы индивидуальной работы с верующими.

Первый этап — это знакомство, сближение с верующими. В индивидуальной работе этот этап имеет важное значение, так как от того, насколько пропагандист сумеет войти в доверие к верующему, станет его товарищем и добрым советчиком, изучит его социальный портрет, причины прихода к религии и степень его религиозности, зависит успех всей его дальнейшей работы. Здесь выбираются конкретные методы, формы переубеждения, выясняются мотивы религиозности, а также намечаются практические меры по устранению этих мотивов.

Главным методом переубеждения является задушевная, непринужденная беседа с одним или несколькими верующими на близкие, понятные им темы. При проведении таких индивидуальных или групповых бесед необходимо иметь в виду, что процесс преодоления религиозности, переоценки старых, укоренившихся взглядов, традиций, привычек весьма труден для верующего, подчас противоречив, связан с мучительными поисками, долгими и напряженными раздумьями и колебаниями. В этой связи надо суметь правильно, ненавязчиво, с исключительной выдержанностью, с большим вниманием и тактом подойти к человеку, пробудить в нем интерес к беседе, помочь ему в спокойной и непринужденной обстановке разобраться в спорном вопросе, добиться истины, способствовать расширению его кругозора. Индивидуальная работа не сводится только к личным беседам. Начав работу с обычной беседы, следует затем привлекать и использовать все возможные средства воздействия на верующего.

Однако индивидуальная работа не ограничивается лишь методом убеждения. Этот главный метод дополняется другими, например методом общественных поручений и поощрений, совместных коллективных действий и переживаний, методом общественной поддержки и помощи. Тем самым индивидуальная работа направляется в русло развития общественно-политической деятельности, приобщения к делам трудового коллектива. Так, Н. К. Крупская, хорошо знавшая методику атеистического воспитания, отмечала большое значение переустройства быта, где интересоваться надо всем: «как найти ра-

боту по силам и по сердцу, как по-человечески отдыхать, как бороться с пьянкой, как, где и чему учиться, как ставить воспитание детей, как наилучшим образом организовать учебу, как и какую вести общественную работу и т. д. и т. п.»9.

После завершения первого этапа индивидуальной работы, т. е. достаточно хорошего изучения верующего, установления прочных доверительных отношений с ним, пробуждения у него интереса к атеизму и атеистической пропаганде, основные усилия следует направить на изменение образа жизни верующего, расширение его социальных связей, включение в общественную деятельность.

На втором этапе пропагандист добивается того, чтобы у верующего возникло сомнение в истинности и правдивости религиозного учения, воспитывает критическое отношение к нему, пробуждает у верующего интерес к атеистическому материалу. Индивидуальная работа в этот период направляется на глубокое осмысление человеком полученных позитивных знаний и противопоставление их религиозным догмам. Главная задача второго этапа заключается в постепенном разрушении религиозной замкнутости, в развитии верующего как личности. При этом особенно важно учитывать его способности, склонности, задатки, интересы и потребности.

Третий этап индивидуальной работы — это период постепенного закрепления и углубления научно-материалистического мировоззрения. Задача здесь заключается не только в том, чтобы помочь верующему освободиться от ложного, религиозного мировоззрения, но и в том, чтобы добиться глубокого осмысления и закрепления материалистических идей, приступить к формированию научных представлений по основным мировоззренческим вопросам. В этот период индивидуальная работа направлена на выработку у верующего критического отношения к религиозным догмам.

Четвертый, завершающий этап направлен на то, чтобы усвоенные бывшим верующим знания превратить в глубокие личные убеждения. В результате включения в активную общественную жизнь, в дела трудового коллектива происходит эволюция сознания бывших верующих. Это в конечном счете приводит к окончательному

9 Крупская И. К. Из атеистического наследия. М., 1964. С. 218.

разрыву с религией и переходу на позиции последовательного атеизма.

Непременное условие эффективности научно-атеистической пропаганды — строгая дифференциация содержания, средств и форм в зависимости от особенностей тех слоев и групп населения, на которые она направлена. Во всех случаях следует строго руководствоваться ленинским подходом, исходящим из того, что рабочие, крестьяне, интеллигенция — не отвлеченные «объекты пропаганды, а живые люди, много пережившие, над многим думавшие, требующие внимания к своим заботам»10.

Комплексное воспитание предусматривает дифференцированный подход к работе с различными группами населения — последователями разных конфессий. Среди них выделяются такие категории, которые требуют особого внимания, например пенсионеры, женщины, молодежь.

Важнейшим условием преодоления религиозного влияния на пожилых людей является включение их в активную хозяйственную, культурную и общественную деятельность. Пенсионеры привлекаются в общественные комиссии, домовые комитеты, клубы для детей и подростков, общественные библиотеки и т. д. Однако не всегда пожилой человек в силу состояния здоровья может вести активный образ -жизни. В этом случае велика роль родных, близких, участкового врача, товарищей по прежней работе, активистов, работающих по месту жительства. Важно, чтобы человек не ощущал себя одиноким, чтобы он постоянно чувствовал человеческое внимание, тепло, заботу, получал конкретную помощь.

Как известно, большинство верующих составляют женщины. От успехов в атеистической работе среди этой категории населения во многом зависит общий успех в борьбе с религиозными пережитками. Основной упор в индивидуальной работе с женщинами, как правило, делается на развитие их социальной активности, повышение общеобразовательного, культурного и профессионального уровня, улучшение условий труда, быта, досуга, удовлетворение разумных потребностей и интересов. Индивидуальная работа дает наибольший эффект, если в качестве агитаторов-пропагандистов выступают сами женщины.

В условиях современного кризиса религии особая

10 См.: Крупская Н. К. О Ленине: Сборник статей и выступлений. М., 1979. С. 160.

ставка делается на молодежь. Хотя для большинства молодежи атеизм стал господствующим мировоззрением, еще встречаются молодые люди, не имеющие твердых атеистических убеждений.

При проведении индивидуальной работы к молодежи применяется особый подход. Молодежь, не имеющая большого жизненного опыта, более восприимчива к влиянию окружающей среды, а возрастные особенности психики позволяют легче воздействовать на нее. Одной из определяющих особенностей психологии молодежи считается ее ценностно-ориентационная деятельность, стремление дать собственную оценку всему окружающему. Поэтому в индивидуальной работе с молодежью большое внимание уделяется материалистическому философскому осмыслению научных открытий, нравственным, моральным вопросам, росту образовательного и культурного уровня, совершенствованию профессионального мастерства. Высокая активность молодежи, ее готовность к решительным действиям, к романтике позволяют шире привлекать ее к участию в социально-политической жизни страны.

Методика индивидуальной работы предполагает также учет конфессиональных особенностей верующих. Самая крупная религиозная организация в СССР — Русская православная церковь в настоящее время пытается предстать в глазах верующих современной, прогрессивной, играющей позитивную роль в жизни общества. Она приспосабливается к условиям советской действительности:

идеализирует прошлое русского православия, возвеличивает его роль в истории общества, в развитии духовной культуры, пытается переоценить патриотическую деятельность в годы Великой Отечественной войны и т. д. Вот почему необходимо разъяснять сущность современного «социального богословия». Ввиду того что специфической чертой православия является выдвижение на первый план культа, в индивидуальной работе с православными большую роль играет критика религиозных праздников и обрядов, противопоставление им новых, советских обрядов, ритуалов и праздников.

Своими особенностями отличается индивидуальная работа с католиками. Прежде всего необходимо показать политическую активизацию Ватикана, его связь с империалистической реакцией, выступление против революционных и демократических сил, его социальную роль в прошлом и настоящем, а также раскрывать сущность

современного католического модернизма. Одно из центральных мест в индивидуальной работе с католиками занимает критика социальной доктрины Ватикана, направленной на защиту частной собственности, примирение труда и капитала. Мистификацию современных социальных проблем следует показать на примере критического анализа новейших папских энциклик. Для преодоления религиозной обрядности в индивидуальной работе с католиками большое значение имеют пропаганда и внедрение новых, социалистических праздников и обрядов.

Свои особенности имеет также индивидуальная работа с последователями протестантизма. Здесь учитываются как общеконфессиональные, так и специфика конкретных проявлений христианского сектантства. Особенность сектантского вероучения состоит в том, что оно стремится сделать религию внутренним миром каждого члена общины. Для сектантов характерны повышенные религиозные чувства и настроения, болезненная реакция на критику их воззрений. Они больше, чем другие верующие, внутренне убеждены в правоте своего вероучения, поэтому их перевоспитание не только связано с более кропотливой работой, но и занимает более длительный период.

Каждый член общины выполняет по указаниям руководителей определенную «нагрузку». Община целиком поглощает верующего и отрывает его от общественной жизни, от производственного коллектива. Поэтому исходными методическими принципами индивидуальной работы среди сектантов становятся опора на трудовоа коллектив, на общественное мнение по месту жительства, укрепление и расширение социальных связей, вовлечение в активную производственную, общественную, культурную деятельность.

Одновременно с общими особенностями сектантства в индивидуальной работе учитывается то, что характерно для его разновидностей. Так, в индивидуальной работе с евангельскими христианами-баптистами особое внимание уделяется воспитанию коммунистической нравственности, так как баптизм традиционно делает упор на вопросы морали.

В индивидуальной работе с последователями адвен-тизма особое внимание обращается на реакционную сущность эсхатологического учения о «конце света», «страшном суде» и установлении царства божия на земле.

Верующим адвентистам надо помочь разобраться в смысле жизни и назначении человека, в подлинных и мнимых ценностях.

С членами незарегистрированных сект, особенно иеговистов, пятидесятников и др., ведется разъяснительная работа по вопросам советского законодательства о религиозных культах, раскрывается незаконный характер действий их духовных наставников, которые толкают рядовых верующих на нарушение советской законности. Главное в индивидуальной работе с сектантами — это развитие их социальной активности, обогащение духовного мира.

Индивидуальное воспитание ведется как по месту работы, в производственном коллективе, так и по месту жительства. Индивидуальная работа — это сочетание действий одного пропагандиста с усилиями коллектива и общественности. Поэтому и успех ее зависит не только от опыта и эрудиции атеиста, но и от коллектива в целом, от всех людей, с которыми верующий связан производственными или бытовыми отношениями. Важно вовремя поддержать человека в трудную минуту, при жизненных неудачах уметь понять его, оказать необходи мую помощь, не допустить его отрыва от коллектива. Опыт показывает, что от характера взаимоотношений трудового коллектива и верующего во многом зависит успех индивидуальной работы.

Трудовой коллектив является не только местом производственной деятельности, но и сферой социально-политической и культурной жизни, что очень важно в деле атеистического воспитания личности, укрепления ее социальных связей, формирования активной жизненной позиции. Именно в коллективе человек получает необходимые условия для всестороннего развития, а если потребуется — идейно-политическую и моральную поддержку в тяжелые моменты жизни. В процессе трудовой деятельности складываются отношения коллективизма, товарищеской взаимопомощи и сотрудничества, способствующие преодолению религиозности. Индивидуальная работа в коллективе строится с учетом производственных связей, опирается на общественное мнение, нравственно-психологический климат, общественные организации. Она включает устные беседы, чтение периодической и художественной литературы, посещение кино, геатров, музеев, выставок, библиотек, участие в торжественных мероприятиях, посвященных памятным датам,

и т. д. При этом главное внимание уделяется повышению социальной активности верующего, привлечению его к различным видам общественной деятельности, включению в дела трудового коллектива.

Большое значение в преодолении религиозных предрассудков и формировании научно-материалистического мировоззрения людей имеет индивидуальная работа по месту жительства, которая в городах и крупных населенных пунктах организуется по территориальному признаку и сосредоточивается в микрорайонах. Эта работа осуществляется под руководством горкомов, райкомов партии, партийных комитетов больших предприятий. Агитаторами-пропагандистами по месту жительства обычно выступают учителя, врачи, библиотекари, клубные работники и другие специалисты, которые повседневно общаются с широким кругом людей, в том числе и верующими, пользуются доверием и авторитетом населения. В индивидуальной работе участвуют коммунисты, проживающие в домах, где есть верующие, а также пенсионеры-активисты, работники домоуправлений.

Воспитательная работа по месту жительства дает возможность охватить своим воздействием и тех людей, которые не заняты в сфере производства и выпали из поля зрения атеистов. В центре внимания находятся домохозяйки, пенсионеры, иждивенцы, т. е. та часть населения, которая сегодня в наибольшей степени является социальной базой религиозных организаций. Главное внимание должно быть обращено на вовлечение верующих в активную общественно полезную деятельность.

Изучение индивидуальных особенностей личности и ее мировоззренческих ориентации есть необходимое условие постановки индивидуальной работы, залог ее целенаправленности и эффективности. «Чтобы действовать с какими-либо шансами на успех, надо знать тот материал, на который предстоит воздействовать» 11,—писал К. Маркс. Особенность индивидуальной работы заключается в том, что приемы воздействия выбираются для данного верующего с учетом его специфических черт и психологии. Это половозрастные, профессиональные, расовые, национальные и другие особенности человека. При этом важно иметь в виду особенности не только отдельных личностей, но и специфических социальных

11 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 16. С. 195.

групп и коллективов. В. И. Ленин указывал, что «к массам надо научиться подходить особенно терпеливо и осторожно, чтобы уметь понять особенности, своеобразные черты психологии каждого слоя, профессии и т. п. этой массы» 12. Пропагандист должен изучить верующего, его внутренний мир, степень религиозности, среду, в которой он живет и работает, уклад жизни, его интересы, потребности и т. д.

В индивидуальной работе большое значение имеет и мировоззренческая ориентация личности. В теории научного атеизма наиболее принята типология верующих, в основу которой положена степень их религиозности. На этом основании выделяются убежденные верующие, верующие по традиции и колеблющиеся, с которыми приходится вести индивидуальную работу.

Так, в работе с убежденными верующими от пропагандистов требуется серьезное знание основных догматов соответствующего вероучения, содержания «священных книг». Здесь особенно эффективны индивидуальный подход, терпение, последовательность и настойчивость. Существенным моментом работы с этой категорией верующих является также разъяснение советского законодательства о религиозных культах, учитывая, что ряд их действий служит целям навязывания религиозных взглядов окружающим, включая несовершеннолетних.

Во многом иной характер будет носить индивидуальная работа с верующими по традиции. Учитывая поверхностный характер религиозности, эпизодичность их обращения к богу, ведущую роль эмоционального отношения к религии, индивидуальная работа акцентируется на таких сторонах, как внимательное изучение условий жизни верующего, его бытового окружения, повседневных интересов. Намного повышается в работе с этой категорией верующих, преимущественно женщинами среднего и пожилого возраста, роль атеистических бесед, связанных с повседневными практическими интересами в их жизни:

о семейном воспитании, профилактике и лечении болезней и т. д. Одно из ведущих мест здесь принадлежит терпеливому разъяснению антигуманной, реакционной сущности религиозных обрядов и внедрению новой, гражданской безрелигиозной обрядности.

Что касается колеблющихся, то особенности работы с этой категорией, очевидно, должны исходить из знания,

12 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 41. С. 192.

какие стороны религиозного комплекса и в силу каких причин подверглись сомнению, стали основой их мировоззренческих колебаний. Как показывает опыт, такими факторами для многих верующих явились успехи и достижения современной науки и техники, кризис религии, массовое распространение атеизма в социалистическом обществе и др. Именно эти проблемы в первую очередь должны стать предметом бесед с этой категорией людей.

Успех в индивидуальной работе в большой степени определяется авторитетом пропагандиста, его личными качествами. Доброта, честность, добросовестность, трудолюбие, выдержка, доброжелательность и другие этические качества1 превращают его в пример для подражания, повышают весомость и убедительность его слов. Такой воспитатель становится помощником, другом, советчиком, которому интересы других дороги и понятны. Он пользуется уважением и доверием воспитуемого. Следовательно, личная безупречность, честность, порядочность есть одно из главных требований, предъявляемых к воспитателю. Между воспитателем и воспитуемым важно установить доверительные отношения. Для этого необходимо по-настоящему подружиться с верующим, проявлять к нему уважение, искреннюю заинтересованность в его судьбе, постоянную готовность прийти к нему на помощь. Делясь богатым личным опытом ведения антирелигиозной пропаганды среди рабочих за Нарвской заставой, Н. К. Крупская вспоминала, что «только тогда, когда рабочий чувствовал, что в нем видят не объект агитации, а товарища, когда он видел, что вникают в его аргументацию, слушают, что он говорит, он поддавался убеждению»13. Этот совет видеть в верующем своего товарища, нуждающегося в помощи, не утрачивает свою актуальность и сегодня.

Индивидуальную работу следует проводить не только с верующими, но и с мировоззренчески индифферентными гражданами, безразличными как к религии, так и к атеизму. Не признавая сверхъестественных сил, они, однако, не имея прочных атеистических убеждений, по рой делают уступки религии. Некоторые из них увлекаются предметами религиозной атрибутики, участвуют в совершении религиозных обрядов. Главное в индивидуальной работе с индифферентными — выработка у них

13 Крупская Н. К. Вопросы атеистического воспитания: Сборник статей. М„ 1961. С. 103.

атеистической убежденности, непримиримости к религиозным пережиткам. Им следует разъяснять отрицательную социальную роль религии, использование ее в современной идеологической борьбе. Большое значение имеет также приобщение индифферентных к подготовке и проведению новых праздников и обрядов, создание атеистического общественного мнения вокруг неверующих, участвующих в религиозных обрядах, вовлечение их в активную общественно-политическую жизнь.

Освобождение от религиозных взглядов способствует формированию коммунистической сознательности советских людей, воспитанию человека коммунистического общества. В Политическом докладе Центрального Комитета КПСС XXVII съезду партии отмечалось: «Сегодня особенно важно формировать глубокое понимание характера современных задач, прочное научное мировоззрение, принципиальность, высокую культуру, ответственное отношение к делу на любом участке. Повышать степень зрелости общества, строить коммунизм-это значит неуклонно повышать зрелость сознания, обогащать духовный мир человека»1 4.

Формирование атеистических убеждений. Атеистическое воспитание оказывается успешным в полной мере тогда, когда его результатом является формирование у людей атеистических убеждений. Убеждение представляет собой единство рационального, эмоционального и волевого; это — сложное образование, включающее осознанное знание определенных понятий, идей, взглядов, твердую убежденность в их истинности и ценности, готовность к действию в соответствии с этим знанием. Знания дают представление о мире в целом или о различных фрагментах действительности, они могут быть донаучными (житейскими) и научными (эмпирическими и теоретическими). Убежденность является способом присвоения личностью или группой принципов, воззрений, основанным на логической аргументации и доказательстве, фактической и практической проверке. Готовность к действию означает определенную установку, направленность сознания и поведения людей на достижение определенных целей. Убеждение является результатом взаимодействия материального и духовного, объективного и субъектив-

14 Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. С. 91.

ного, складывается во взаимосвязях общественного, группового и индивидуального сознания, чувственной и рациональной ступеней познания, в ходе практической деятельности. В нем выражаются ценностное эмоционально окрашенное отношение, активная жизненная позиция, оно придает людям особую психологическую устойчивость, способность отстаивать свои взгляды.

Атеистические убеждения относятся к числу мировоззренческих. Под мировоззрением понимается совокупность взглядов на мир в целом, общество, сознание и познание, на отдельные процессы в мире, на сущность и место человека в мире; в эту совокупность входят философские, естественнонаучные, экономические, политические, правовые, нравственные, художественные, религиозные и другие взгляды. Основу мировоззрения составляют мифологические, философские (материалистические или идеалистические) или религиозные взгляды и соответственно говорят о мифологическом, философском или религиозном мировоззрении. Мировоззрение включает в себя взгляды, свойственные определенной эпохе, соответствующим классам, сословиям, этническим, профессиональным и другим группам, а также имеет и индивидуальные черты.

Убежденность отличается от другого способа присвоения знаний — веры. Вера — это особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении ожидаемого события, в желаемом поведении человека, в истинности идеи при дефиците точной информации о достижимости поставленной цели, о конечном итоге события, о реализации на практике предвидимого поведения, о результате проверки. Вера возникает по поводу тех процессов, событий, идей, которые имеют для людей существенно значимый смысл. Она не может быть сведена к чувству; конечно, в ней эмоции играют большую роль, но все же она представляет собой сплав интеллектуального, эмоционального и волевого моментов. Нельзя отрицать роль механизма веры в усвоении научного мировоззрения, особенно на ранних стадиях индивидуального развития. Но необходимо подчеркнуть, что главным способом присвоения этого мировоззрения является убежденность.

Научное мировоззрение включает диалектико-материалистические философские воззрения на природу, общество, сознание и познание, экономические взгляды, присвоенные идеи научного социализма, совокупность

специально-научных сведений о мире, идейную убежденность, осознанные классовые интересы и идеалы, правовые и нравственные нормы, социальные приоритеты и гуманистические ценности и др. Существенной стороной такого мировоззрения является атеистическое сознание. Как было сказано, оно включает признание материального единства мира и на этой основе отрицает какое бы то ни было первичное духовное начало. Отвергается идея божественного промысла, чуда, сансары и пр., события и процессы в мире объясняются через естественные закономерности, целеполагание и творчество рассматриваются как аспекты свободы человека в его деятельности. Сам человек предстает как высшая ступень в эволюции материи и в иерархии ценностей. Отбрасывается постулируемый религией дуализм тела и души, психика понимается как свойство высокоорганизованной материи.

Атеистические знания конкретизируют научное мировоззрение применительно к критике религии, различного рода иллюзорных форм сознания. Но признаками усвоенного научно-атеистического мировоззрения являются не только наличие определенной совокупности атеистических знаний и взглядов, но и убежденность в их истинности, готовность отстаивать эти знания и взгляды, занятие атеистической позиции в соответствующих ситуациях или целенаправленное ведение атеистического воспитания.

Формирование научного, материалистического мировоззрения, в том числе и атеистических убеждений, осуществляется в процессе социализации. Последняя представляет собой процесс становления социальных качеств, усвоения индивидом социального опыта, введения и вхождения его в систему общественных связей. Средствами передачи индивиду социального опыта выступает естественный язык (в устной и письменной форме), а также система предметов материальной и духовной культуры, в которых объективированы сущностные силы людей — представителей предшествующих поколений. Указанные средства транслируют соответствующие значения. В ходе социализации общее приобретает индивидуальную форму, происходит преобразование социального опыта, и на определенном этапе человек становится способным применить преобразованный опыт в своей жизнедеятельности, включается в активное воспроизводство общественных связей, позиций, ролей. Социализация происхо-

лит под влиянием общественной среды — как спонтанно (в результате действия ее различных факторов), так и посредством контролируемого, целенаправленного воздействия в ходе образования и воспитания.

Она проявляется прежде всего в возрастании числа видов деятельности, в которые включается индивид, в расширении «каталога» его деятельностей15. Одновременно происходит ориентировка в системе связей данного вида деятельности и между деятельностями посредством личностных смыслов, т. е. через уяснение особо значимых для данного человека аспектов деятельности и овладение ими. Осуществляется также центрирование вокруг главного, выбранного вида, складывается иерархическая соподчиненность деятельностей личности. Расширяется и углубляется общение, умножается количество его связей. Формируются и развиваются сознание и самосознание, «образ мира» и «образ Я», складываются потребности, интересы, чувства, мышление, усваиваются знания, нормы, ценности, ориентации, вырабатываются взгляды, установки, стереотипы и пр.

В качестве институтов социализации выступают различные политические и общественные организации, специальные учреждения обучения, образования и воспитания — семья, трудовые коллективы, формальные и неформальные группы, дошкольные детские учреждения, общеобразовательная и специальная школа, высшая школа, партийные, профсоюзные, молодежные организации, союзы и объединения, учреждения культуры и средства массовой пропаганды и т. д. Со стороны индивида социализация выступает в виде интериоризации тех реальных отношений, в которые он включен, тех схем сознания и поведения, норм и ценностей, убеждений, которые прививают ему окружающие. Процесс социализации индивида проходит ряд стадий; выделяют три основные стадии: дотрудовая, трудовая, послетрудовая.

Дотрудовая стадия длится от рождения до начала трудовой деятельности. На этой стадии совершается становление личности, в том числе складывается ее мировоззрение. В рамках этой стадии различают периоды: дошкольный, школьный, послешкольный. Главными видами деятельности в эти периоды являются приобретение навыков, учение, образование. На дотрудовой ста-

15 См.: Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 188.

дай в качестве институтов социализации особую роль играют факторы микросреды. Постепенно все большее значение начинают приобретать общественные организации, группы по интересам, учреждения культуры, средства массовой информации и пр. Первой группой, в которую оказывается включенным индивид, является семья. Но по мере его взросления все большую роль в процессе социализации начинают играть другие малые группы — группы в детском саду, школьный класс, класс в ПТУ, ССУЗе, вузе, трудовой коллектив. Научно-технический прогресс расширяет возможности и роль в процессе социализации средств массовой информации. Однако малая социальная группа (и прежде всего семья), для которой характерны непосредственное общение, личные, эмоциональные связи, остается одним из важнейших факторов социализации. Основные социализирующие институты обеспечивают формирование социалистической личности, выработку у нее научного мировоззрения. В то же время часть представителей подрастающего поколения испытывает влияние религиозной семьи, контактов с религиозными родственниками и знакомыми, церковной или сектантской общины, т. е. тех институтов, которые стремятся привить и закрепить религиозное сознание и поведение. К тому же некоторые молодые люди становятся учащимися духовных учебных заведений — семинарии, медресе, различного рода «курсов», академий и т. д., направляющих процесс социализации в религиозное русло.

Трудовая стадия социализации охватывает ту часть жизненного пути, в рамках которой осуществляется активная систематическая трудовая деятельность. Расширяются возможности приобретения различных статусов и выполнения соответствующих ролей. На этой стадии наиболее существенным в деятельности личности является опредмечивание уже накопленных ею сущностных сил, производство материальных и духовных ценностей. В то же время важное место занимают обучение, образование, совершенствование приобретенных навыков (повышение квалификации), усвоение новых умений, развитие духовного мира и т. д. Важнейшим институтом социализации на этой стадии является трудовой коллектив, хотя и семья не утрачивает своего значения. Для нашего времени характерно и то, что заметно возрастает число групп и учреждений внетрудовой сферы, услугами которых человек может пользоваться и которые оказывают то или

иное влияние на его образ жизни. Большую относительную самостоятельность приобретает личность в потреблении материальных и духовных ценностей, в освоении произведений искусства и литературы, в выборе «духовной пищи», предоставляемой средствами массовой информации, и т. д.

В зрелом возрасте человек может сознательно стать членом определенной религиозной общности и общины, религиозно ориентированной группы, обратиться в монашество, включиться в религиозную деятельность — культовую и внекультовую. Известная часть людей становится профессиональными богословами и служителями культа. Ясно, что религиозные институты придают социализации соответствующую им форму и служат фактором сохранения и воспроизводства религиозного мировоззрения.

Послетрудовая стадия социализации протекает в пенсионном возрасте. Хотя на этой стадии круг позиций и ролей суживается, завершается постоянная профессиональная деятельность на соответствующем месте, однако при социализме нет фатальной неизбежности прекращения активности личности. Пенсионерам предоставляется возможность реализовать сохраняющийся трудовой потенциал. Человек может осваивать еще не приобретенные социальный опыт и знания, приобщаться к сокровищницам культуры, вносить существенный вклад в воспроизводство и передачу социального опыта новым поколениям. К тому же увеличивается время на поддержание семейного очага, на работу в различных общественных органах (организациях ветеранов, женсоветах и др.). Нельзя, однако, не признать того факта, что в послетрудовой стадии для многих людей становится более притягательной деятельность в религиозных группах, выполнение в общинах активных функций, а значит, возрастает роль религиозных институтов в процессе социализации.

Стартовое состояние сознания людей на разных этапах социализации с точки зрения условий и возможностей формирования атеистических убеждений может быть одинаковым или существенно разниться. Понятно, что родившиеся индивиды в этом отношении одинаковы — у них отсутствуют личностные свойства, в том числе и какое-либо мировоззрение: процесс формирования этих свойств только начинается. Филогенетические задатки образуют «чистое поле», на которое еще предстоит

461

упасть семенам тех или иных воззрений. Психика индивида чрезвычайно «мягка», подвижна, податлива любым воздействиям, в том числе и присвоению самых разных представлений об окружающем мире — как адекватных ему, так и иллюзорных. Да и запечатлевающиеся в сознании образы глубоко еще не укоренились, сравнительно легко заменяемы. Но постепенно процесс интериоризации приводит к закреплению представлений. Уже на первом этапе социализации, в особенности в его финальной фазе, складываются взгляды на природу, общество, человека, формируются ценностные ориентации, а значит, появляются устойчивые, постоянно действующие жизненные ориентиры. В зависимости от условий среды, в которых протекает социализация, человеком могут усваиваться реалистические, научные или иллюзорные, в том числе религиозные, воззрения или же и те и другие. Происходит дифференциация индивидов по содержанию их воззрений на мир, в том числе и в аспекте отношения к религии и атеизму. Можно сказать, что отныне состояние сознания у разных людей с точки зрения формирования и развития научного мировоззрения стало неодинаковым. «Мировоззренческое наследие» у разных индивидов, с которым они вступают в последующие фазы социализации, оказывается разным. В соответствии с содержанием этого наследия процесс развития мировоззрения приобретает своеобразие. Если в прежние периоды, на более ранних этапах социализации, присваивалось научное мировоззрение, то для совершенствования этого мировоззрения в последующем имеются адекватные предпосылки. Если же индивид в прошлом усвоил религиозные взгляды и представления, он приобрел предрасположенность к накоплению религиозной информации и в дальнейшем. А путь к усвоению научного мировоззрения оказывается в этом случае тернистым, лежит через разрешение внутренних конфликтов, которое может протекать болезненно. С другой стороны, «гладкое» накопление реалистических, правильных представлений о мире в прежние годы еще не гарантирует человеку защиту от религиозного влияния. При определенных обстоятельствах может произойти обращение к религии, начнется усвоение религиозных верований.

Аналогичные процессы могут протекать при переходе от второго к третьему этапу социализации, а также внутри каждого этапа при движении от одного периода к другому.

Неоднородны религиозные индивиды, среди них есть верующие с доминантной или подчиненной религиозной ориентацией, колеблющиеся между верой и неверием. Содержание религиозного сознания и поведения, структура и конфигурация религиозного поступка различны у представителей разных религий и конфессий.

В свою очередь и нерелигиозность бывает разной. Среди нерелигиозных имеются как те, кто стал таковым в результате отхода от религии, так и те, кто никогда не был верующим. Не все они усваивают прочные атеистические, а тем более научно-атеистические взгляды. Немалое их число обнаруживает мировоззренческую непоследовательность. Индифферентные занимают позицию стороннего наблюдателя и фактически помогают религии проявить себя. Скептически или агностически ориентированные сомневаются в возможности научно и философски решить вопрос в пользу неверия. Часть нерелигиозных производят перенос положительной оценки деятельности религиозных организаций и деятелей в определенных условиях места и времени на характеристику социальной роли религии вообще. Известное число людей склонно к моральному и психологическому оправданию религии. Есть и такие, которые совершают религиозные действия по нерелигиозным мотивам.

Процесс социализации представителей каждого типа в аспекте формирования у них научного мировоззрения и атеистических убеждений (как, впрочем, и в других аспектах) имеет и общие, и особенные моменты. Соответственно и управление этим процессом предполагает решение как общих, так и специальных задач. В зависимости от исходного состояния сознания, поведения, общения требуется или расшатать и преодолеть уже присвоенные черты, или развить уже имеющиеся, а также интериоризовать новые. Складывание атеистических убеждений у религиозных людей предполагает разрушение у них религиозной веры, привычных стереотипов поведения. У индифферентных необходимо преодолеть безразличие к мировоззренческим вопросам, инерцию в мышлении и действиях, переделать сложившиеся неправильные или устаревшие убеждения. Стихийным атеистам надо помочь подняться до уровня сознательного атеизма, обогатить их атеистические знания и т. д.

Выработка атеистических убеждений осуществляется на основе совершенствования социалистического общества, преодоления тех действительных отношений, тех

46 9

психологических и гносеологических факторов, которые выступают в качестве причин и условий сохранения религиозности и тормозят утверждение последовательно научных взглядов у нерелигиозных. Претворение в жизнь выдвинутых на XXVII съезде КПСС программных требований приведет к значительным сдвигам в экономической, социальной, политической и духовной сферах. А это создаст условия для более разностороннего развития людей, увеличит для них возможности «выхода» на новые виды деятельности, расширения действительных отношений, возрастания духовной культуры, а следовательно, будет обеспечивать благоприятные предпосылки утверждения научного мировоззрения.

Действенным фактором преодоления религиозных взглядов и формирования атеистических убеждений является повышение трудовой и общественной активности людей в производственной, социальной, политической, образовательной и иных областях жизнедеятельности, развитие гражданских праздников и обрядов. Эти виды активности успешно реализуются в трудовых коллективах, в профсоюзных и других общественных организациях, органах самоуправления, народного контроля, комиссиях по благоустройству, организациях ветеранов войны и труда, женсоветах, родительских комитетах и т. д. Указанные виды деятельности развивают и расширяют внерелигиозные отношения, а значит, обогащают свободное от иллюзорности общение людей. Важным направлением создания благоприятных условий формирования атеистических убеждений является укрепление и развитие советской семьи.

Активность в решении хозяйственных, социальных, политических и других задач, стоящих перед трудящимися социалистического общества, участие в праздновании советских праздников и совершении гражданских обрядов при правильно организованной идеологической работе возвышают имеющиеся и вырабатывают новые нерелигиозные потребности и интересы, взгляды и представления, возбуждают чувства, формируют установки и ориентации, мотивы и стимулы, которые могут приобре-i сти доминантное положение, оказаться в конфликте с религиозными верой, потребностями, взглядами, нормами, эмоциями, установками, ценностями и т. д. и послужить благоприятной почвой складывания атеистических убеждений.

Принципиальное значение для утверждения атеисти-

ческих убеждений имеет развитие во всех звеньях общества благоприятной морально-психологической атмосферы. Такая атмосфера формируется на основе реализации в повседневной жизни базовых ценностей социализма: коллективизма, социальной справедливости, единства слова и дела, дисциплины, отношений ответственной зависимости, создания оптимальных условий для проявления и развития способностей человека, возвышения его достоинства, заботы о его здоровье и отдыхе и т. д. Необходимо умело разрешать конфликты, возникающие из действительных противоречий в жизнедеятельности и развитии различных коллективов, и предотвращать те, возможность которых связана с проявлением недисциплинированности, безответственности, эгоизма, претенциозности, злонамеренности, клеветы. Созданию хорошего морально-психологического климата в большой степени способствует последовательная борьба с антиподами социалистического образа жизни — частнособственнической и мещанской психологией, бездуховностью и вещизмом, стяжательством и спекуляцией, взяткодательством и взяточничеством, бюрократизмом и чванством, пьянством и хулиганством. Благоприятная морально-психологическая атмосфера образует такую духовную среду, которая поднимает настроение и усиливает сплоченность людей, укрепляет их уверенность в своих силах, повышает жизненную энергию, усиливает стремление вносить вклад в совершенствование социализма.

Необходимым звеном в системе, обеспечивающей выработку атеистических убеждений, является процесс образования и воспитания. Применяются приемы косвенного и прямого воздействия. При косвенном воздействии имеется в виду, что атеистическое воспитание — составная часть общей системы воспитания. Это дает возможность использовать атеистический потенциал других его направлений — трудового, политического, правового, нравственного, эстетического, патриотического, интернационального и т. д. воспитания, достижений естественных и общественных наук. Прямое воспитательное воздействие предполагает сообщение мировоззренческих атеистических знаний, восприятие этих знаний людьми и выработку у них соответствующей убежденности. Важно уметь преодолевать возможные барьеры восприятия информации, добиваться создания заинтересованности, установки на восприятие и усвоение атеисти-

ческих знаний. В качестве источников информации могут выступать курсы научного атеизма в высших и средних специальных учебных заведениях, учебники и учебные пособия по атеизму, атеистические словари, научная и научно-популярная литература, печать, радио, телевидение, атеистические лекции и беседы и пр.

Важно развивать доказательное логическое мышление, помогать человеку подниматься от предрассудка к рассудку, чему способствует использование общественно-психологического механизма убеждения (заметим, что термин «убеждение» употребляется не только для обозначения свойства, состояния сознания людей, как он применялся до сих пор, но и для наименования особого общественно-психологического механизма). Механизм убеждения представляет собой способ воздействия на сознание индивида или группы с целью формирования или изменения взглядов, ценностей, установок, осуществляемых с помощью логического доказательства, аргументации, дискуссии, полемики и рассчитанных на активность и сознательное восприятие информации. В ходе убеждающего воздействия раскрывается социальная природа религии, показывается неадекватность религиозных взглядов и представлений объективной реальности. Наряду с критикой ложной картины мира сообщаются истинные мировоззренческие знания о природе и обществе. Вместе с выработкой правильного понимания окружающего мира даются убедительные ответы на моральные вопросы, волнующие каждую личность: каковы место и роль человека в обществе, в чем смысл его жизни, на каких путях нужно искать счастье, что может обеспечить добрую память о нем после смерти и др.

Воздействие на разум необходимо сочетать с эмоциональным влиянием, не только логически доказывать правильность научного мировоззрения, но и ярко, нагляднопоказывать подлинный гуманизм этого мировоззрения. В этом плане положительные результаты дает правильное сочетание убеждающего воздействия с подключением других общественно-психологических механизмов — внушения, подражания образцу, авторитета психического заражения, общественного и группового мнения, традиции, сочувствия, заботы, взаимопомощи и др. Внушение — это психологическое воздействие индивида на группу, группы на индивида, индивида на индивида, в ходе которого информация усваивается не-

заметно, неосознанно для воспринимающего. Подражание означает отражение в действии, поступке, мысли, чувстве какого-то эталона, предстающего перед группой или личностью как образец, пример. Авторитет предрасполагает к признанию значимости какого-либо лица, группы или института, правильности и справедливости их требований. Психическое заражение обеспечивает эмоциональное взаимовлияние людей в условиях непосредственного контакта участников совместного действия. Мнение — общественное и групповое — побуждает к определенным действиям и принятию соответствующих взглядов. Традиция обеспечивает хранение, передачу, воспроизводство накопленного социального опыта. Сочувствие, забота, взаимопомощь благоприятствуют улучшению образа жизни, создают психологический комфорт и т. д.

Умелое использование указанных механизмов при приоритете убеждения заметно повышает эффективность как массовых и групповых (теле- и радиопередачи, публикации в прессе, лекции, беседы, вечера вопросов и ответов, наглядная агитация и т. д.), так и индивидуальных (с данным человеком в трудовом коллективе, по месту жительства, в поликлинике и больнице, в домах ветеранов и др.) форм работы в деле формирования атеистических убеждений.

Нельзя, наконец, не сказать о том, что в процессе складывания убеждений, в том числе атеистических, важную роль играют самообразование и самовоспитание. Их значение возрастает по мере социализации личности, развития ее самосознания, повышения образовательного уровня и информированности, роста культуры людей. Д. И. Писарев писал: «Готовых убеждений нельзя НИ ВЫПрОСИТЬ У ДОбрЫХ ЗНаКОМЫХ, НИ КуПИТЬ В КНИЖНОЙ лавке. Их надо выработать процессом собственного мышления, которое непременно должно совершаться самостоятельно, в вашей собственной голове...»16 Если атеистические убеждения сформированы, значит, решена одна из главных задач атеистического воспитания.

16 Писарев Д. И. Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1956. С. 197.

ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО АТЕИЗМА..... 3

§ 1. Определение предмета научного атеизма... —

§ 2. Борьба с фальсификацией научного атеизма.. 11

§ 3. Значение научного атеизма....... 13

Раздел первый. РЕЛИГИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ........... 16

Глава I. Сущность религии............ —

Глава II. Социальные, гносеологические и психологические корни религии......... 26

§ 1. Социальные корни религии....... —

§ 2. Гносеологические корни религии..... 31

§ 3. Психологические корни религии...... 35

Глава III. Происхождение религии и ее исторические формы.......... 37

Глава IV. Структура современных религий....... 46

Глава V. Социальная роль религии......... 54

Глава VI. Критика буржуазного религиоведения..... 63

§ 1. История религии........... '64

§ 2. Философия религии.......... 65

§ 3 Социология религии.......... 67

§ 4. Психология религии.......... 69

Раздел второй. РЕЛИГИИ СОВРЕМЕННОСТИ... 73

Глава VII. Племенные и национальные религии.... —

Глава VIII. Буддизм............ 89

Глава IX. Христианство........... 98

§ 1. Происхождение христианства....... —

§ 2 Православие.......... 110

§ 3. Католицизм............. 120

§ 4. Протестантизм........... l30

Глава X. Ислам......... 142

Глава XI. Кризис религии в современную эпоху.... 156

Глава XII. Место религии в современной политической и идеологической борьбе........ 166

Раздел третий. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ..... 177

Глава XIII. Специфика и функции религиозной философии -

Глава XIV. Католическая философия и теология..... 182

§ 1. Неотомизм............. 183

§ 2. Неоавгустинизм........... 189

§ 3. Тейярдизм............. 195

§ 4. «Новая теология» католицизма..... 202

Глава XV. Протестантская философия и теология.... 208

§ 1. Ортодоксальная протестантская теология.. 209

§ 2. Либеральная теология......... 210

§ 3. Теология кризиса........... 213

Глава XVI. Православная философия......... 221

§ 1. «Академическая философия»....... 223

§ 2. «Метафизика всеединства»....... 228

§ 3. Философия «нового религиозного сознания» 233

§ 4. Отношение современных идеологов православия к своему философско-богословскому наследию......... 240

Раздел четвертый. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ATEИЗМА............ 244

Глава XVII. Закономерности развития атеизма..... —

Глава XVIII. Свободомыслие и атеизм рабовладельческого общества.............. 248

Глава XIX. Свободомыслие в эпоху феодализма... 257

ГлаваXX. Буржуазный атеизм.......... 267

§ 1. Свободомыслие и атеизм Возрождения... —

§ 2. Буржуазный атеизм Нового времени... 273

§ 3. Современная буржуазная критика религии 286

Глава XXI. Атеизм революционных демократов.... 290

Глава XXII. Марксистский атеизм — высшая форма атеизма 300

Раздел пятый. НАУЧНОЕ И ФИЛОСОФСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ АТЕИЗМА....... 314

Глава XXIII. Научный атеизм о специфике религиозного мировоззрения............ —

Глава XXIV. Атеистическое значение научных представлений о мире............ 328

Глава XXV. Атеистическое значение научных представлений о человеке и обществе........ 339

ГлаваXXVI. Нравственное значение научного атеизма.... 351

ГлаваXXVII. Атеизм и духовная культура...... 362

Раздел шестой. АТЕИЗМ И РЕЛИГИЯ В СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ.... 374

Глава XXVIII. Научные основы политики Коммунистической партии по отношению к религии, церкви и верующим............. —

Глава XXIX. Свобода совести, государство и церковь в социалистическом обществе....... 386

Глава X XX. Развитие массовой нерелигиозности и атеизма в социалистическом обществе...... 402

ГлаваXXXI. Особенности проявления и причины сохранения религиозности при социализме.... 414

Раздел седьмой. АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ 427

Глава XXXII. Атеистическое воспитание-составная часть коммунистического воспитания.....—

Глава XXXIII. Система и методы атеистического воспитания............... 440

История и теория атеизма: Учеб. пособие для филос. фак. и отд-ний ун-тов/МГУ им. М. В. Ломоносова; Редкол.: М. П. Новиков (отв. ред.) и др.— 3-изд., дораб.- М.: Мысль, 1987.- 475, [1] с.

Учебное пособие доработано в соответствии с новыми процессами и тенденциями в религии и атеизме и дополнено рядом статей. Оно соответствует программе курса научного атеизма для вузов. На основе марксистско-ленинской методологии раскрываются теоретические проблемы атеизма, история возникновения и сущность религий мира, история атеистических учений, теория и методика атеистического воспитания. Показаны мировоззренческая роль научного атеизма, его место в современной идеологической борьбе.

$ в Индии, во 2 тысячелетии до н.э., неизвестный мастеровой

$ в Англии, в придворных мастерских королевы Виктории

$ в мастерских Уильяма Морриса и артели «Артс энд Крафтс»

$$$039 Почему конструкция готических соборов стремится вверх?

$$ на пути к Господу и чистым небесам, как символ духовного роста

$ для соответствия масштабу человеческого роста

$ для простоты эксплуатации

$ для красоты, б о льшей утонченности и изящества

$$$040 Как модель мира отражена в конструкции юрты?

$$ шанырак - небесный свод, бакан - мировой столб, уыки - купол неба

$ кереге - мировая ограда, шанырак - солнечный диск, столбы - деревья

$ уыки - ветви дерева мира

$ шанырак - Луна и степь

$$$041 Какова архитектурная концепция формы эпохи Ренессанса?

$$ уравновешенные центрические лаконичные композиции

$ большие пространства стен или сплошное остекление

$ глухие лапидарные формы колоссальных храмовых сооружений

$ предельная устремленность вверх, к Богу

$$$042 Что такое ордер?

$$ система конструктивных, композиционных и декоративных приемов, выражающая тектонику

$ система исторически сложившихся групп декора

$ система эргономических и функциональных требований в архитектуре

$ система строительных правил

$$$043 Кто является автором Парка Гуэль?

$$ Антонио Гауди

$ Ээро Сааринен

$ Барт Принс

$ Роберт Старк

$$$044 Андре Шарль Буль – краснодеревщик и представитель эпохи:

$$ Барокко

$ Модерна

$ Ампира

$ Классицизма

$$$045 Кто является автором знаменитой нидерландской картины 16 в. «Охотники на снегу»?

$$ Питер Брейгель

$ Франс Снейдерс

$ Антонис Ван Дейк

$ Жан Клод Ван Дамм

$$$046 Комфорт, удобство, интимность, неглубокие пасторальные сюжеты, оформленные прихотливым, изысканно-изощренным орнаментом характерны для интерьеров в стиле...

$$ Рококо

$ Конструктивизм

$ Минимализм

$ Постмодернизм

$$$047 Ордерная система в Парфеноне…

$$ дорическая

$ ионическая

$ коринфская

$ композитная тосканская

$$$048 Уильям Моррис – представитель:

$$ "Движения искусств и ремесел"

$ "Баухауза"

$ "Могучей кучки"

$ Конструктивизма

$$$049 Стиль, которому присущи стремление к пластичности, дробности, женственности и изнеженности, к изяществу и комфорту:

$$ Рококо

$ Ампир

$ Романский

$ Византийский

$$$050 Что такое пилон?

$$ башнеобразные сооружения с трапециевидными фасадами у входа в древнеегипетский храм

$ широкий и плоский обожженный кирпич в архитектуре Византии

$ короткий металлический стержень, скрепляющий блоки каменной кладки

$ другое название балки

$$$051 Основное внутридворовое пространство, вокруг которого формируется пространство жилого дома в Древнем Риме:

$$ атриум

$ площадь

$ парк

$ хозяйственный двор

$$$052 Тип жилого здания, распространившийся в архитектуре итальянского Возрождения:

$$ палаццо

$ многоквартирный жилой дом

$ блокированный жилой дом

$ гостиница

$$$053 Что такое портик?

$$ ряд колонн, объединенных аттиком и фронтоном перед фасадом здания

$ рустованное палаццо времен романского стиля

$ небольшое приморское градостроительное образование

$ тоже самое, что и кортик

$$$054 Что такое контрфорс?

$$ поперечная стенка, вертикальный выступ или ребро, усиливающие основную несущую конструкцию

$ тип античного храма

$ доска на фасаде избы в русской деревянной архитектуре

$ резной подоконник

$$$055 Что такое глиптика?

$$ искусство резьбы на цветных и драгоценных камнях: монеты, инталии, камеи, геммы

$ широкий и плоский обожженный кирпич в архитектуре Византии

$ вид офорта начала 17 века с использованием технологии акватинта

$ жанр мозаичных панно, при котором изображаются мнимые архитектурные пространства

$$$056 Что такое нервюр?

$$ ребро готического свода

$ тип феодального готического замка

$ маленькая башенка на карнизе, контрфорсе или крыше готического строения

$ кафедра готического собора

$$$057 Что такое картуш?

$$ украшение в виде щита или свитка, на котором изображён герб, эмблема или надпись

$ жанр французской бытовой живописи 18 века

$ способ обработки оборок в костюме эпохи рококо

$ замковый камень свода готического собора

$$$058 В европейской традиции арабеской называется:

$$ восточный геометрический или каллиграфический сложный средневековый орнамент

$ восточный материал для отделки фасадов сооружений

$ вид восточного головного убора с бурнусом

$ изображение восточной танцовщицы в традиции персидской книжной миниатюры

$$$059 Что такое кессон?

$$ квадратное или многоугольное углубление на потолке или своде

$ способ оформления дверных и оконных проемов текстилем

$ каменный блок для кладки стен и сводов

$ то же, что и круассан

$$$060 Как назывался каркас из ивовых или стальных прутьев или из пластин китового уса для расширения юбки 17 – 18 вв.?

$$ панье

$ канотье

$ рекамье

$ домье

$$$061 Кносский дворец был построен…

$$ в крито - микенский период развития древнегреческой культуры на Крите

$ как часть архитектурного комплекса испанской резиденции Альгамбра

$ как часть Версальского архитектурного комплекса

$ рядом с Парфеноном

$$$062 Что такое гипостиль?

$$ многоколонный зал, как в храмовых комплексах Карнак и Луксор в Древнем Египте

$ часть древнеримских терм, как в Термах Каракаллы

$ римский архитектурный мотив на основе изображения гиппопотама

$ акведук из керамических и бронзовых труб

$$$063 Кто был «первым» законодателем мод и популярным французским живописцем конца 18, начала 19 вв. («Клятва Горациев», «Портрет мадам Рекамье», «Смерть Марата»)?

$$ Жак Луи Давид

$ Винсент Ван Гог

$ Василий Кандинский

$ Густав Климт

$$$064 Излюбленная палитра стиля классицизм?

$$ сдержанная разбеленная палитра

$ яркая полихромия

$ красно-коричневый и зеленый

$ белый, красный, черный

$$$065 Что такое кюлоты с 16 в.?

$$ мужские штаны до колена, поверх которых носили буффоны - валики у бедер

$ женская одежда неглиже – пеньюар из тонкого шелка

$ женская накидка для прогулок или верховой езды

$ Замшевая сумочка для косметики на длинном тесьмовом ремне во времена Ампира

$$$066 Греческий напольный керамический сосуд больших размеров для хранения сыпучих или жидких продовольственных запасов:

$$


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: