Вопрос № 17

Понимание - универс. форма освоения действительности, постижение и реконструкция смыслового содержания явлений. В науке П. предполагает использование методологич. правил и предстает как интерпретация (истолкование). Понимание - познавательный процесс, образующий с процессом объяснения взаимодополняющую структуру. На всех этапах познавательной деятельности постоянно приходится сталкиваться с чем-то неизвестным, знание о чем у нас отсутствует. В этих случаях мы и говорим, что данное явление непонятно, что мы о нем ничего или почти ничего не знаем. Мы можем, например, не понимать те или иные древние тексты, потому что нам неизвестен данный язык. Понимание - это не единичный акт, а длительный и сложный процесс. Мы постоянно переходим от одного уровня понимания к другому. При этом осуществляются такие процедуры, как интерпретация - первоначальное приписывание информации смысла и значения; реинтерпретация - уточнение и изменение смысла и значения; конвергенция - объединение, слияние прежде разрозненных смыслов и значений; дивергенция - разъединение прежде единого смысла на отдельные подсмыслы; конверсия - качественное видоизменение смысла и значения, их радикальное преобразование и т.д. Понимание, следовательно, представляет собой реализацию многих процедур и операций, обеспечивающих многократное преобразование информации при переходе от незнания к знанию. Процесс понимания состоит не только в усвоении уже выработанных другими людьми или эпохами знаний, но и в конструировании на основе ряда сложных преобразований принципиально новых знаний, не существовавших ранее. В таких случаях понимание носит творческий характер и представляет собой переход от интуитивного мышления к рациональному познанию.

Научное познание как деятельность.

Деятельность, специфически человеч. форма активного отношения к окружающему миру, содержание к-рой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Всякая Д. включает в себя цель, средство, результат и сам процесс Д. Цели Н.П. - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе научных законов, т.е. в широком смысле - теоретич. отражение действительности. Средствами Н.П. является особая система специальных орудий (изм. инстр., приборы, установки) и система специальных методов исследований. Результат Н.П. - сумма полученных научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Таким обр. научное познание есть деятельность по получению нового знания. Будучи неотъемлемой от практич. способа освоения мира, Н.П. как производство знания представляет собой спецефич. форму деятельности. Если в матер. произ-ве знания используются в качестве средств повышения производительности труда, то при Н.П. их получение в виде теоретического описания образует главную и непосредственную цель. В отличие от видов деятельности, рез. к-рых в принципе бывает известен заранее, Н.П. дает приращение нового знания. Природа Н.П. имеет систему отличительных признаков науки: предметность и объективность научного знания (наука формирует специфические способы обоснования истинности знания: экспериментальный контроль за получаемым знанием, выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана); выход науки за рамки обыденного опыта и изучение ею объектов относительно независимо от сегодняшних возможностей и практического освоения.

В науке, как и в любой области человеч. деятельн., взаимоотнош. между теми кто в ней занят, подчин. определенной системе этических норм. В нормах научной этики находят свое воплощение во-первых, общечеловеч. моральные требования и запреты (не укради, не лги). Во-вторых, этич. нормы науки служат для утверждения и защиты спецефич., характерных именно для науки ценностей. Первой среди них является бескорыстный поиск и отстаивание истины. Нормы научной этики требуют, чтобы результат каждого исследования был необязательно истинным, но непременно новым знанием и так или иначе - логич., экспериментально и пр.обоснованным. По Мертону - нормы науки строятся вокруг 4-х основополагающих ценностей. 1-ая - универсализм - убеждение в том, что изучаемые наукой природные явл. всюду протекают одинаково и что от возраста, пола, расы, авторитета, титулов и званий тех кто их формулирует. 2-ая общность, смысл которой в том, что научное знание должно свободно становиться общим достоянием. Тот, кто его впервые получил, не вправе монопольно владеть им. 3-я - бескорыстность, когда первичным стимулом деятельности ученого является поиск истины, свободный от соображений личной выгоды. Признание и вознаграждение должны рассматриваться как возможное следствие научных достижений, а не как цель, во имя которой проводятся исслед. 4-ая - организованный скептицизм: каждый ученый несет ответств. за оценку доброкач. того, что сделано его коллегами, и за то, чтобы сама оценка стала достоянием гласности. При этом нельзя слепо доверяться авторитету предшественников, сколь высоким он ни был. В научн. деят. равно необх. как уважение к тому, что сделали предшественники, так и критическое отношение к их результатам. Ученый должен не только настойчиво отстаивать свои научн. убежд., но и обладать мужеством отказаться от этих убеждений, коль скоро будет обнаружена их ошибочность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: