Александр Андреевич Иванов, 1806—1858 гг.
Мастер исторической живописи, представитель академизма, автор грандиозного полотна «Явление Христа народу».
Александр Иванов родился в семье художника. В одиннадцать лет поступил «посторонним» учеником в Императорскую Академию Художеств. Воспитывался в академии при поддержке Общества поощрения художникам, учился под руководством своего отца, профессора живописи Андрея Ивановича Иванова.
В 1827 году получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару». Картина в традициях академического классицизма. |
За отличную учебу он получил право заграничной поездки. Большая часть его пенсионерства прошла в Италии.
Карл Брюллов | Александр Иванов |
Легкость, блеск, шик. Все получается с первого раза, с пол-оборота. | Успех достигается трудом, но не менее талантливый. |
Общительный | Замкнутый, одинокий холостяк |
Жил на широкую ногу, не нуждался, не был стеснен в средствах к существованию | Жил скромно, почти в нищенских условиях |
Модный художник | Не может называться модным |
«Последний день Помпеи» встретили на ура | «Явление Христа народу» встретили холодно |
Было много подражателей и учеников | Не было учеников |
Писал частные заказы, быстро работал | Трагизм жизни: посвятил всю жизнь одной картине, однако она не сложилась в единое целое. При этом этюды — замечательные. |
Современники не оценили работу Иванова. Вся его жизнь и творчество пронизаны идеей служения людям (он писал картину для человечества).
Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора, 1824 г. Сюжет заимствован из «Илиады» Гомера. Царь побежденной греками Трои, старый Приам с помощью бога Гермеса проникает в лагерь греков и предлагает их предводителю Ахиллу выкуп за тело своего убитого сына Гектора. Гектор погиб в поединке с Ахиллом. В глубине изображены соратники Ахилла, на первом плане – кадуцей, жезл Гермеса, знак его незримого присутствия. Художественное решение полотна согласуется с романтическими веяниями времени. | ||
Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением, 1831-1834 гг. ГТГ Это полотно всегда висело в его мастерской. В данном произведении живописец дал возвышенно-поэтическое истолкование принципов классицизма. Впервые перед нами тема искусство музыки. Гиацинт — образ детства, аллегория освоения музыки. Животик, поза зверька — пристальное внимание к анатомии, к музыкальности образа. Кипарис — жертва. Тема жертвенного служения людям в искусстве. Аполлон словно скульптура, выполненная в хризоэлефантийной технике. | ||
Жених, выбирающий серьги для невесты, 1838 г. Будучи в Италии художник сделал серию жанровых зарисовок. | ||
Явление Христа Марии Магдалине, 1835 г. За эту работу ему было присуждено звание академика. Можно считать, что это генеральная репетиция картины «Явление Христа народу». | ||
Явление Христа народу,1836—1857 гг. Сюжет заимствован из первой главы Евангелия от Иоанна. Иванов называл этот сюжет «всемирным», он стремился показать все человечество в решающий, определяющий его судьбу момент. В центре картины – фигура Иоанна Крестителя, совершающего крещение народа в реке Иордан и указывающего на приближающегося Иисуса. Слева от Иоанна изображена группа апостолов – юный Иоанн Богослов, за ним Петр, далее Андрей | ||
Первозванный, а за его спиной – Нафанаил, так называемый «сомневающийся». На первом плане – язычники, уже обратившиеся или еще колеблющиеся, юноши и старцы – образ непрекращающейся жизни. В центре – богатый, отшатнувшийся от Христа, и раб, о котором Иванов сказал: «Сквозь привычное страдание впервые появилась отрада». Справа – фигура «ближайшего к Христу», в котором узнается облик писателя Н.В.Гоголя. В облике странника с посохом, сидящего неподалеку от Иоанна, художник запечатлел собственные черты. | ||
Ветка, 1847 г. Дерево – излюбленный мотив романтического пейзажа, позволяющий решить проблему взаимоотношения предмета и пространства. По мысли Иванова, высшее начало жизни равно проявляет себя как в великом, так и в малом. Картина входит в серию многочисленных эскизов и этюдов, созданных художником в процессе работы над знаменитым полотном «Явление Христа народу (Явление Мессии)». | ||
Оливы у кладбища в Альбано. Молодой месяц, 1846 г. | ||
Аппиева дорога при закате солнца, 1845 г. Аппиева дорога – древнейший путь, связывающий Рим с Южной Италией. Его называют «дорогой катакомб», поскольку вдоль него тянутся подземные галереи с усыпальницами, где хоронили христианских мучеников. Иванов разворачивает величественную панораму древней безжизненной земли. Огненно-бурая почва кажется выжженной, но не солнцем, а временем. Руины гробниц возникают как тени ушедших веков и культур. | ||
На берегу Неаполитанского залива Пейзаж относится к серии так называемых «этюдов с мальчиками». Пластика поз мальчиков тщательно выверена.. За ними расстилается долина, написанная с очень высокой точки зрения. Художник приглушает контраст между первым планом – миром, где живет человек, – и манящей романтической далью. Он объединяет дальний план с первым сплошными линиями растительных бороздок, тем самым зрительно приближая его. Кажется, мальчикам достаточно шага, чтобы достичь края моря. | ||
*Библейские эскизы Завершающим аккордом творческой биографии Александра Иванова стали Библейские эскизы. Возникновению необычайной свободы художественного языка Библейских композиций во многом способствовало обращение Иванова к акварельной живописи. Библейские эскизы стали своеобразным подведением итогов творческой жизни Иванова. Достигнув классической зрелости, художник творит по велению сердца, легко и свободно. Эскизы настолько артистичны (в лучшем смысле этого слова), что если на мгновение позволить себе забыть о колоссальном труде, проделанном художником, может показаться, что листы эти рождались на едином дыхании. В композиционном решении, в цветовой и световой пластике эскизов Иванов предстает подлинным новатором. Вышедший из академической школы, художник стремится избежать ее канонов. Композиции листов в большинстве своем свободны от традиционных схем. Допуская асимметрию в частностях, смещая зрительный центр, срезая фигуры краями листа, Иванов достигает естественной непринужденности композиции, одновременно сохраняя ее устойчивость за счет общего равновесия цветовых и световых плоскостей. Сложно решается в композициях пространство. Здесь нет четкого деления на планы, все они органично переходят один в другой. Среди эскизов можно наметить три стилистические группы. Одни исполнены легко и прозрачно, при максимальном сохранении чистоты белого листа. Колористическая гамма их строится на сложных сочетаниях и тончайших нюансах цвета, положенного на бумагу легким касанием кисти. В таких листах цвет пронизан светом и воздухом. В других эскизах цвет звучит в полный голос, в его насыщенности и контрастности ощущается драматизм и напряженность. В подобных листах для передачи света художник активно использует белила, которые создают очень плотную матовую поверхность. Зачастую Иванов работает на цветной — серой или коричневой — бумаге, приобретающей активную роль в общем цветовом строе эскизов. Иногда художник обыгрывает ее, оставляя поверхность незакрашенной. Так, в эскизе «Хождение по водам» оставленная нетронутой коричневая бумага превращается в силуэт вздыбленной на волнах лодки с гребцами. Одновременно цветная подкладка как бы имитирует поверхность стены, уподобляя рисунок фреске. | ||
Богоматерь, ученики Христа и женщины, следовавшие за ним, смотрят издали на распятие. | Иаков не отпускает борющегося с ним Бога. | |
Моисей перед Богом, читающим ему заповеди на скрижалях. | Авраам просит у Бога знамения. | |
Три странника возвещают Аврааму о рождении Исаака. | Архангел Гавриил поражает Захарию немотой. | |
Сон Иосифа («Не бойся принять Марию, жену твою»). | Народ израильский поклоняется золотому тельцу. | |
Благовещение. | Хождение по водам. | |
Тайная вечеря (Христос подает чашу ученикам). | Проповедь Христа в храме. | |
Христос и Никодим. | Христос в Гефсиманском саду. Моление о чаше. | |