Творчество А. Иванова

Александр Андреевич Иванов, 1806—1858 гг.

Мастер исторической живописи, представитель академизма, автор грандиозного полотна «Явление Христа народу».

Александр Иванов родился в семье художника. В одиннадцать лет поступил «посторонним» учеником в Императорскую Академию Художеств. Воспитывался в академии при поддержке Общества поощрения художникам, учился под руководством своего отца, профессора живописи Андрея Ивановича Иванова.

В 1827 году получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару».   Картина в традициях академического классицизма.

За отличную учебу он получил право заграничной поездки. Большая часть его пенсионерства прошла в Италии.

Карл Брюллов   Александр Иванов
Легкость, блеск, шик. Все получается с первого раза, с пол-оборота.   Успех достигается трудом, но не менее талантливый.
Общительный   Замкнутый, одинокий холостяк
Жил на широкую ногу, не нуждался, не был стеснен в средствах к существованию   Жил скромно, почти в нищенских условиях
Модный художник   Не может называться модным
«Последний день Помпеи» встретили на ура   «Явление Христа народу» встретили холодно
Было много подражателей и учеников   Не было учеников
Писал частные заказы, быстро работал Трагизм жизни: посвятил всю жизнь одной картине, однако она не сложилась в единое целое. При этом этюды — замечательные.

Современники не оценили работу Иванова. Вся его жизнь и творчество пронизаны идеей служения людям (он писал картину для человечества).

Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора, 1824 г.   Сюжет заимствован из «Илиады» Гомера. Царь побежденной греками Трои, старый Приам с помощью бога Гермеса проникает в лагерь греков и предлагает их предводителю Ахиллу выкуп за тело своего убитого сына Гектора. Гектор погиб в поединке с Ахиллом. В глубине изображены соратники Ахилла, на первом плане – кадуцей, жезл Гермеса, знак его незримого присутствия. Художественное решение полотна согласуется с романтическими веяниями времени.  
  Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением, 1831-1834 гг. ГТГ   Это полотно всегда висело в его мастерской. В данном произведении живописец дал возвышенно-поэтическое истолкование принципов классицизма.   Впервые перед нами тема искусство музыки. Гиацинт — образ детства, аллегория освоения музыки. Животик, поза зверька — пристальное внимание к анатомии, к музыкальности образа. Кипарис — жертва. Тема жертвенного служения людям в искусстве. Аполлон словно скульптура, выполненная в хризоэлефантийной технике.  
  Жених, выбирающий серьги для невесты, 1838 г.   Будучи в Италии художник сделал серию жанровых зарисовок.  
  Явление Христа Марии Магдалине, 1835 г. За эту работу ему было присуждено звание академика. Можно считать, что это генеральная репетиция картины «Явление Христа народу».
  Явление Христа народу,1836—1857 гг.   Сюжет заимствован из первой главы Евангелия от Иоанна. Иванов называл этот сюжет «всемирным», он стремился показать все человечество в решающий, определяющий его судьбу момент. В центре картины – фигура Иоанна Крестителя, совершающего крещение народа в реке Иордан и указывающего на приближающегося Иисуса. Слева от Иоанна изображена группа апостолов – юный Иоанн Богослов, за ним Петр, далее Андрей
Первозванный, а за его спиной – Нафанаил, так называемый «сомневающийся». На первом плане – язычники, уже обратившиеся или еще колеблющиеся, юноши и старцы – образ непрекращающейся жизни. В центре – богатый, отшатнувшийся от Христа, и раб, о котором Иванов сказал: «Сквозь привычное страдание впервые появилась отрада». Справа – фигура «ближайшего к Христу», в котором узнается облик писателя Н.В.Гоголя. В облике странника с посохом, сидящего неподалеку от Иоанна, художник запечатлел собственные черты.
  Ветка, 1847 г. Дерево – излюбленный мотив романтического пейзажа, позволяющий решить проблему взаимоотношения предмета и пространства. По мысли Иванова, высшее начало жизни равно проявляет себя как в великом, так и в малом. Картина входит в серию многочисленных эскизов и этюдов, созданных художником в процессе работы над знаменитым полотном «Явление Христа народу (Явление Мессии)».
  Оливы у кладбища в Альбано. Молодой месяц, 1846 г.  
  Аппиева дорога при закате солнца, 1845 г. Аппиева дорога – древнейший путь, связывающий Рим с Южной Италией. Его называют «дорогой катакомб», поскольку вдоль него тянутся подземные галереи с усыпальницами, где хоронили христианских мучеников. Иванов разворачивает величественную панораму древней безжизненной земли. Огненно-бурая почва кажется выжженной, но не солнцем, а временем. Руины гробниц возникают как тени ушедших веков и культур.
  На берегу Неаполитанского залива Пейзаж относится к серии так называемых «этюдов с мальчиками». Пластика поз мальчиков тщательно выверена.. За ними расстилается долина, написанная с очень высокой точки зрения. Художник приглушает контраст между первым планом – миром, где живет человек, – и манящей романтической далью. Он объединяет дальний план с первым сплошными линиями растительных бороздок, тем самым зрительно приближая его. Кажется, мальчикам достаточно шага, чтобы достичь края моря.
    *Библейские эскизы   Завершающим аккордом творческой биографии Александра Иванова стали Библейские эскизы. Возникновению необычайной свободы художественного языка Библейских композиций во многом способствовало обращение Иванова к акварельной живописи. Библейские эскизы стали своеобразным подведением итогов творческой жизни Иванова. Достигнув классической зрелости, художник творит по велению сердца, легко и свободно. Эскизы настолько артистичны (в лучшем смысле этого слова), что если на мгновение позволить себе забыть о колоссальном труде, проделанном художником, может показаться, что листы эти рождались на едином дыхании. В композиционном решении, в цветовой и световой пластике эскизов Иванов предстает подлинным новатором. Вышедший из академической школы, художник стремится избежать ее канонов. Композиции листов в большинстве своем свободны от традиционных схем. Допуская асимметрию в частностях, смещая зрительный центр, срезая фигуры краями листа, Иванов достигает естественной непринужденности композиции, одновременно сохраняя ее устойчивость за счет общего равновесия цветовых и световых плоскостей. Сложно решается в композициях пространство. Здесь нет четкого деления на планы, все они органично переходят один в другой. Среди эскизов можно наметить три стилистические группы. Одни исполнены легко и прозрачно, при максимальном сохранении чистоты белого листа. Колористическая гамма их строится на сложных сочетаниях и тончайших нюансах цвета, положенного на бумагу легким касанием кисти. В таких листах цвет пронизан светом и воздухом. В других эскизах цвет звучит в полный голос, в его насыщенности и контрастности ощущается драматизм и напряженность. В подобных листах для передачи света художник активно использует белила, которые создают очень плотную матовую поверхность. Зачастую Иванов работает на цветной — серой или коричневой — бумаге, приобретающей активную роль в общем цветовом строе эскизов. Иногда художник обыгрывает ее, оставляя поверхность незакрашенной. Так, в эскизе «Хождение по водам» оставленная нетронутой коричневая бумага превращается в силуэт вздыбленной на волнах лодки с гребцами. Одновременно цветная подкладка как бы имитирует поверхность стены, уподобляя рисунок фреске.  
  Богоматерь, ученики Христа и женщины, следовавшие за ним, смотрят издали на распятие.     Иаков не отпускает борющегося с ним Бога.    
  Моисей перед Богом, читающим ему заповеди на скрижалях.       Авраам просит у Бога знамения.  
  Три странника возвещают Аврааму о рождении Исаака.       Архангел Гавриил поражает Захарию немотой.  
  Сон Иосифа («Не бойся принять Марию, жену твою»).       Народ израильский поклоняется золотому тельцу.  
  Благовещение.     Хождение по водам.  
Тайная вечеря (Христос подает чашу ученикам).     Проповедь Христа в храме.  
  Христос и Никодим.       Христос в Гефсиманском саду. Моление о чаше.
     

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: