Тема 1. Символизм в европейской живописи. Франко-бельгийская школа. Германия. Австрия

Содержание программы

Вводная лекция. ХХ век в истории мирового искусства.

Культура ХХ века как переходный тип культуры. Кризис новоевропейской картины мира и его проявления в искусстве.

Основные периоды в истории искусства ХХ века: 1. «Рубеж веков» (80-е г. Х1Х в. – 1914/1917 гг. ХХв.). Осознание кризиса, апокалиптические предчувствия, духовные искания в среде художественной интеллигенции, разочарования в реализме как основополагающем методе классического искусства Нового времени. Поиск нового содержания и форм в искусстве, адекватных духу наступающей эпохи. Символизм – главное художественно-философское движение рубежа веков, стиль модерн как пластическое его выражение. Рождение авангарда. Своеобразие художественной жизни России «рубежа веков». 2. Период между двумя мировыми войнами (1918 г. – конец 30-х гг.). Развитие авангардного искусства. Социально- психологические и философско-эстетические предпосылки авангарда. Отказ от культурного опыта и художественно-эстетических традиций классической эпохи, пересмотр фундаментальных представлений о мире и человеке, сформированных Новым временем: кризис антропоцентризма, рационализма, эволюционизма, европоцентризма, идеи «гармоничного мироустройства». Линейная направленность и футуризм. Утопизм. Элитарность и эзотеризм. Взаимосвязь науки и искусства. Основные особенности художественного языка авангарда (в сравнении с языком классического искусства). Отказ от создания иллюзорного трехмерного пространства посредством прямой и воздушной перспективы, предмета как главного «строительного материала» изобразительного искусства. Многообразие пространственных решений, активная трансформация предмета. Новая концепция цвета: освобождение цвета от натуры, придание ему метафорического и символического значения. Пересмотр самого понятия «искусство», сложившегося в рамках новоевропейской культуры. Выход за рамки станковых форм. Вытеснение традиционных средств и материалов. Главные направления авангарда. 3.Военные и послевоенные годы (конец 30-х - конец 50-х гг.). Возникновение тоталитарных политических режимов (Германия, Италия, Испания, СССР, Китай, Корея). Тоталитаризм и искусство. Противоборство авангарду. 4.60-е годы. Либерализация общественной жизни и культуры. Реформирование языка авангарда. (неоавангард – абстрактный экспрессионизм, поп-арт, оп-арт, гипперреализм и др.). Выход на арену мировой художественной культуры Америки. Распространение массовой культуры. 5.конец 60-х – 2000 г. Эпоха постмодернизма. Философия и эстетика постмодернизма.

Раздел 1. Искусство рубежа веков.

Философско-эстетические основы символизма. Основные особенности поэтики символистской живописи.

Франция. Формирование нового направления в творчестве Пюви де Шаванна и Гюстава Моро. Пьер Пюви де Шаванн /1824-1898/. Монументально - аллегорические композиции раннего периода; специфические особенности стиля Пюви де Шаванна. Декоративный цикл для парадной лестницы Дворца искусств в Лионе - три композиции на тему искусства. Переход от аллегоризма к символизму. Композиции «Бедный рыбак», «Девушки у моря», «Сон».

Гюстав Моро /1826-1898/. Влияние двух противоборствующих направлений в творчестве художника – академического классицизма /графичность и строгость, лаконизм построений/ и романтизма /приверженность к драматическим сюжетам, динамичным композициям и насыщенному цвету/. Ранние картины «Эдип и Сфинкс» /сравнить с картиной Д. Энгра/, «Ясон и Медея», «Юноша и смерть». Творчество второй половины 70-х годов, изменение стиля – экспрессивность, насыщенность цвета, построение композиции по сложным динамичным линиям. Художественные принципы Моро – «прекрасной инерции» и «необходимого великолепия».

Одилон Редон. Осуществление символической концепции суггестивного искусства в творчестве художника. Графика молодого Редона. Причины обращения к языку графики, основные мотивы. Образ света у Редона. Особенности художественного метода.

Художники группы «Наби» История создания и эстетическая программа группы. Широта общекультурных интересов членов группы. Театрализация образа жизни. Связь с символистским театром. Декоративно-прикладное творчество. Две версии символизма, сложившиеся в кружке «Наби»: «религиозный символизм» и «интимизм». Творчество Мориса Дени, влияние католической мистики. «Классицистические» ориентации Дени. Ранний период творчества Эдуарда Вюйара – тонкого лирика и мастера живописного интерьера.

С имволический гротеск в творчествебельгийского художника Джеймса Энсора. Тема масок и карнавала.

Символизм в живописи Германии и Австрии. Творчество А. Беклина (1827-1901). Обращение к мифологическим сюжетам и образам. Своеобразие пейзажной живописи. Ф. Штук (1863-1928) – темы и образы живописных произведений. Роль Штука в деятельности Мюнхенского Сецессиона. Г. Климт (1862-1918) – выдающийся художник ХХ века. Образ женщины в произведениях художника.

Тема 3. Стиль модерн. Эстетические принципы модерна.

Термин «модерн». Социально-исторические предпосылки формирования стиля. Хронология развития и география модерна. Интернациональное и национальное в модерне. Философско-эстетические основы стиля – «философия жизни», «интуитивизм» и др. Культ стихии, интуитивного, спонтанного, «витализм» художественного образа. Культ красоты, «панэстетизм» как важнейшая предпосылка модерна. Значение традиционной эстетики Дальнего Востока в развитии стиля.

Иконография (основные мотивы, сюжеты и образы) модерна: мотив роста, экстатического порыва, пробуждения, томления и др.; метаморфозы животных и растительных форм (излюбленные цветы - тюльпаны, орхидеи, лилии, ирисы, кувшинки, подсолнухи и др., птицы - лебедь, павлин, фазан и др., насекомые - бабочка, стрекоза, жуки и др.), основные природные мотивы (остров, порыв ветра, волна и др.); обращение к мифологическим и сказочным сюжетам, образам театра и театрализации (балет, цирк, эстрада, кафе и др.). Отличие природных мотивов в модерне от традиционных форм пейзажного, натюрмортного и анималистического жанра. «Иконография» (основные типы зданий) архитектуры. Культ частного дома в модерне. Своеобразие архитектурного решения общественных и промышленных зданий.

Проблема синтеза искусств в модерне. Понятие «синтез искусств» / «гезамткунстверк» у Р. Вагнера /. Особенности синтеза в модерне в сравнении с «большими стилями». Понятие «малый синтез», тенденция взаимозаменяемости видов искусства, взаимной имитации (книжная иллюстрация, театральный синтез, интерьерный синтез, опыт цветомузыки и др.). Особенности орнамента. Синтез искусств как основополагающий принцип модерна.

Проблемы формообразования в стиле модерн. Возрождение орнамента. Роль и значение орнамента в сложении и развитии стиля. Характер и принципы применения орнамента. Понятие «внутренний орнамент». Органичность и имитационность – отправные точки в процессе формообразования модерна. Принцип саморазвития, внутреннего движения форм. Принцип динамического равновесия, ритм как основа композиционного построения в модерне. Плоскостное решение пространства. Определяющая роль линии. Характеристика «линии модерна».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: