Готическая архитектура

Архитектура романского стиля

Потребовались столетия, прежде чем европейская культура смогла преодолеть упадок, наступивший после краха античного мира. Начиная с 10 в., можно говорить о т. н. романском искусстве.

Романский стиль выражен наиболее чётко в зодчестве. Главным его признаком служит круглая (полуциркульная) арка, которую наш глаз встречает повсеместно – над оконными и дверными проёмами и во многих других частях постройки.

Церкви составляют большинство дошедших до нас романских сооружений. Строили тогда главным образом базилики. Одним из достижений романской архитектуры было соединение церковного здания с башнями; две из них обычно находились на западной стороне, по бокам от выхода, а третья возвышалась над пересечением центрального и поперечного нефа – т. н. средокрестием. Этим количество башен не ограничивалось. В те беспокойные времена нельзя было забывать о необходимости обороны даже в церковном строительстве; крепкие башни могли служить последним убежищем в случае вторжения врага.

Романские церкви были массивными сооружениями с толстыми каменными стенами. Нефы были перекрыты тяжёлыми коробовыми сводами или же крестовыми сводами, образованными из двух перекрещивающихся коробовых сводов. Для поддержки такой массы камня нужны были очень крепкие колонны. Часто их заменяли четырёх- или восьмигранные столбы – т. н. пилоны. Простейшая капитель представляла собой каменный куб с закруглёнными нижними углами. Галереи из небольших арок и столбиков украшали также стены романских церквей снаружи – в этом случае их называют карликовыми галереями.

Романские базилики были сложнее своих предшественниц по внутренней планировке. Поскольку в богослужении теперь принимало участие больше духовных лиц, для них в восточной части храма строили специальную алтарную часть – хор. Так базилика стала в плане походить на латинский крест (у латинского креста вертикальная часть длиннее горизонтальной).

В средние века прочно утвердилось почитание святых – людей, которые пострадали или совершили подвиги во имя веры. Каждая церковь гордилась, если она владела останками или личными предметами святого – реликвиями. Их хранили в специальных шкатулках (реликвариях), которые были шедеврами тогдашнего художественного ремесла. Иногда в больших церквах для реликвариев строили по дуге вокруг хора капеллы (венок капелл). Чтобы облегчить верующим доступ к капеллам, перед ними оставляли идущий полукружием обход.

Во Франции была сооружена самая большая романская церковь – пятинефная, с двумя поперечными нефами многобашенная базилика монастыря Клюни. Совершенно в византийском духе выстроен изумительный многокупольный собор святого Марка в Венеции. Итальянские церкви не имели башен, вместо них рядом с церковью обычно находилась отдельно стоящая колокольня. В наше время наиболее известна покосившаяся колокольня в Пизе (Пизанская башня), для укрепления которой до сих пор не найдено надёжного способа.

Среди других памятников романской архитектуры особенно хороши обнесённые аркадами монастырские дворы, т. н. клуатры. О суровых и воинственных нравах феодальной поры красноречиво свидетельствуют толстые стены и мощные башни крепостей.

Вторым великим стилем средневековья была готика. Она зародилась во Франции, и именно там были созданы самые прекрасные произведения готического стиля. Романские церкви всегда были полутёмными, и именно этот недостаток стремились устранить в эпоху готики, но заодно пришлось целиком изменить весь способ строительства.

Готическую церковь сразу можно узнать по стрельчатым (заострённым кверху) аркам окон, дверных проёмов и т.п. Церкви больше не похожи на крепости, как в романский период, но легко возносятся к небу своими стройными башнями – будто они вовсе не из камня. Огромные окна из цветных стёкол занимают столько места, что почти не остаётся стен. Своды поддерживают покрытые полуколоннами столбы, напоминающие связки каких-то стеблей. Вверху полуколонны столбов разветвляются и превращаются в нервюры (рёбра). На нервюры опирались своды, которые были куда тоньше и легче, нежели романские.

Однако своды с нервюрами нуждались в дополнительной опоре, поэтому с наружной стороны к стенам пристраивались специальные столбы – контрфорсы, а высоко между стенами центрального нефа и контрфорсами ставились наклонные опорные арки – аркбутаны.

Готическая базилика имела, как правило, план в виде латинского креста. Наибольшей пышностью отличается западный фасад с богато украшенными порталами, остроконечными декоративными башенками (фиалами), с большим круглым окном – розой и многочисленными скульптурами. Впечатление лёгкости и изящества усиливают кружевные украшения из резного камня. В оконных переплётах часто повторяются мотивы розетки и трёх- или четырёхлистника.

Каркасная решётка, на которой держалось здание готического собора, была гениальным изобретением и предполагала серьёзные инженерные знания. До совершенства этот метод строительства был доведён в больших соборах Северной Франции. Пятинефный собор Парижской богоматери (или Нотр-Дам) – старейший и самый простой из соборов Северной Франции. За ним последовали соборы в Шартре, Реймсе и Амьене. Последний из них – самый большой по размерам и совершенный по конструкции; но самым красивым считается собор в Реймсе с его богатейшим скульптурным убранством.

Вершинами итальянской мраморной готики считаются собор во Флоренции (Санта Мария дель Фьоре), который не был достроен в готическую эпоху и закончен позднее, и палаццо (дворец) дожей в Венеции, которое было правительственным и судебным зданием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: