Управление персоналом и требования к менеджеру

Новые области менеджмента

Количество новых областей менеджмента, методик, концепций и инструментов управления, которыми дол­жен владеть современный менеджер (с разной степе­нью совершенства), постоянно возрастает. В самосто­ятельную отрасль выдвинулось управление сервисом. Разнообразие видов сервиса столь велико, что управ­лять ими возможно лишь при строгой классификации, построении специальных моделей и информационных систем. Например, американскому потребителю сей­час предлагается около 600 моделей легкового и грузо­вого автотранспорта.

Не говоря уже о традиционных областях менедж­мента, в частности, управлении производством, кото­рое сейчас включает гигантское количество старых и новых концепций, моделей, программ и т.д., современ­ные области менеджмента также растут в объеме и распадаются на подотрасли. До недавнего времени внедрение считалось частью управления производ­ством. Сейчас это самостоятельное и перспективное направление, внутри которого уже выделяются соб­ственные подотрасли, например, «ноу-хау», гибкое автоматизированное производство.

В каждой из этих отраслей уже не столько менед­жмента в целом, сколько одного из его направлений, появляются даже конкурирующие концепции и тео­рии, альтернативные программы, что свидетельству­ет о высокой плотности эмпирических исследований и активном теоретическом поиске. Так, управление ин­формационными ресурсами (Information Resource Management) охватывает планирование, подготовку персонала, разработку бюджетов, организацию, опе­ративное управление и другие виды информационной деятельности.

Частным разделом этой деятельности выступает управление на основе моделей (model management), структурное моделирование, ситуативные модели. Осо­бенно активно развиваются сейчас такие направления менеджмента, как имитационное моделирование и те­ория принятия управленческих решений. В этой обла­сти выпускается множество специальных монографий и учебников, проводятся международные конференции, методология и методика преподается в большинстве школ бизнеса. В отдельное направление выделилось также управление риском (risk management), которое эффективно в условиях нестабильной экономической ситуации и интенсивной нововведенческой деятель­ности.

Таков далеко не полный перечень направлений современного менеджмента. Мы убеждаемся, что это практически необозримое поле деятельности, причем постоянно обновляющееся и расширяющееся. Не оши­бусь, если скажу, что в менеджменте сейчас насчиты­вается несколько десятков областей и направлений, в каждом из которых можно выделить еще десятки и сотни более частных сфер знания, представляющих перспективный фронт науки.

Однако рассмотренные направления менеджмен­та еще не затрагивают его сердцевины — управление персоналом. Правда, технико-экономические сферы менеджмента непременно используют достижения human relations. Но управление персоналом по своим масштабам не менее грандиозное явление. Социология

эффективного управления — а ее надо считать главной сферой компетенции менеджера — опирается на всю мощь социальных наук, т.е. социологию, психологию, социальную психологию, антропологию, экономику, педагогику. В распоряжении менеджера результаты десятков, если не сотен тысяч, эмпирических исследо­ваний и экспериментов, связанных с мотивацией и поведением людей в организации.

В списке требований к компетенции менеджера значится около 10 основных тематических областей, в которых кандидаты на получение соответствующего сертификата должны продемонстрировать высокий профессионализм. Сюда входит понимание природы управленческих процессов, знание основ организаци­онной структуры, функциональных обязанностей и стиля работы менеджера. Он должен знать основы управления ресурсами, планирования и прогнозирова­ния, отношения с клиентами, маркетинг; разбираться в современной информационной технологии и средствах коммуникации.

У кандидатов проверяют даже ораторские способ­ности и умение письменно выражать свои мысли (ко­нечно же, не на тривиальном уровне). И мало ли что требуется от претендента в менеджеры. Но самое глав­ное (или одно из главных) — искусство управления персоналом, отбор, подготовка и распределение кадров, мотивация, лидерство, удерживание конфликтов, совер­шенствование психологического климата [97, с. 53 — 55].

Современный менеджер — это философ, инженер, врач и артист в одном лице. Он также ученый и, что весьма важно, глубоко религиозный и обязательно нравственный человек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: