double arrow

Аграрная реформа П.А. Столыпина, ее итоги

Зарождение парламентаризма в России. Государственная дума 1905-1917гг.

Революция 1905г. привела к формированию противоречивого государственного строя, отличного от феодального абсолютизма, но не ставшего еще буржуазной монархией. Законодательная власть в соответствии с Основными законами была разделена между императором и двухпалатным парламентом. Парламент состоял из Государственного совета и Государственной думы, члены которой принимали законы, в том числе бюджет. Без их утверждения не мог быть издан ни один закон, в том числе, принятый царем в период их бездействия. При этом парламент не мог изменять Основные законы. Состав Госдумы определялся избирательным законом, измененным в нарушение Основных законов. В число избирателей входило лишь 13% населения страны. Император назначал половину членов Госсовета, имел право законодательной инициативы и утверждал все законы перед их вступлением в действие. Монарх мог распустить Думу или приостановить ее деятельность. В период бездействия Думы царь мог издавать указы, которые сразу вступали в действие, но должны были передаваться для обсуждения в Думу после возобновления ее заседаний. Исполнительная власть полностью контролировалась царем, назначавшим членов Совета министров, не зависящего от парламента. Непосредственно руководил правительством премьер-министр. В руках монарха осталось высшее руководство внешней политикой и армией, а также решение вопросов войны и мира. Судебная власть осуществлялась от имени императора, назначавшего высший судебный орган - Сенат. Окружные суды (1-я инстанция) и судебные палаты (2-я инстанция) избирались: судьи пожизненно, присяжные заседатели. Правовой порядок. Основными законами формально обеспечивались свободы, завоеванные во время революции: действовали временные правила о союзах, регулировавшие создание профсоюзов; были приняты временные правила о собраниях; допускались экономические стачки. Но, фактически, эти свободы допускались законодательными актами в очень урезанном виде, а кроме того, их осуществление ограничивалось инструкциями, циркулярами и другими подзаконными актами правительства. Госдума. В избранной по новому закону 3 Государственной думе (ноябрь 1907 - июнь 1912г.) правые либералы - октябристы получили 30%, правонационалистические группы вместе - 32%, кадеты и прогрессисты - 21%, левые (социал-демократы и трудовики) - 7% мест. При отсутствии твердого политического большинства голосование зависело от самой большой фракции - октябристов. С 1911г. под воздействием нового подъема общественного движения, все более противоречивой государственной политики и нарастания кризиса октябристы отошли от союза с правительством, что привело к конфликту Думы с премьер-министром и консервативным Государственным советом, отклонившим ряд законопроектов Думы. 4 Государственная дума, несмотря на дискриминационный закон, оказалась более левой, чем 3, хотя социал-демократы и трудовики уменьшили свое представительство. Все шире использовалась возможность принятия законодательных актов без участия Думы. В результате революции 1905-1907гг. в России установился государственный строй со сложным смешанным характером. Основу государства составлял полуфеодальный абсолютизм со значительными элементами буржуазной монархии (Основные законы, законодательный парламент, допущенные формально свободы). Противоречивый характер нового государства вызывал заложенную в его основах нестабильность политической власти.

В 19-20 вв. главным оставался аграрный вопрос, что показала первая российская революция. Без развития сельского хозяйства Россия, по мнению Столыпина, не могла развиваться как великая держава. Социально-политические цели заключались в привлечении на сторону режима широких слоев крестьянства и предотвращение новой аграрной войны. Реформаторы понимали, что главным в крестьянском движении являлся вопрос о земле и не стремились сразу разрушить административную организацию общины. Конечной экономической целью реформ должен был стать общий подъем сельского хозяйства страны. Основные направления реформы: Изменение формы собственности на крестьянскую землю, превращение крестьян в полноправных владельцев своих наделов предполагалось, прежде всего, путем укрепления наделов в частную собственность. В то же время продавать надел крестьянин мог только крестьянину, что ограничивало право земельной собственности. Организация хуторов и отрубов. Поэтому планировались работы государственных землеустроительных комиссий по сведению полос крестьянского надела в единый участок - отруб. Если такой отруб находился далеко от деревни, на него переносилась усадьба и образовывался хутор. Переселение крестьян на свободные земли. Выделялись средства для транспортировки желающих на новые места, прежде всего в Сибирь, и выдачи ссуд на благоустройство. Продажа крестьянам земли в рассрочку через Крестьянский банк. Развитие сельскохозяйственной кооперации. Реформа осуществлялась усилиями главного управления землеустройства и земледелия, и столыпинским министерством внутренних дел. Экономические результаты реформы: Крестьянский сектор агроэкономики России переживал серьезный прогресс. Большую роль в этом сыграли урожайные годы и рост мировых цен на зерно. Но особенно прогрессировали отрубные и хуторские хозяйства. Значительно повысилась товарность крестьянского хозяйства. Вводились новые системы земледелия и сельскохозяйственные культуры. В целом переворот в агроэкономике не произошел, но при оценке экономических результатов важно учитывать, что реформа, рассчитанная на десятилетия, за несколько лет лишь успела уточнить направление и набрать темпы. Без крупных кредитов, агропомощи и других мер, реформа не способна была дать больших результатов, а такие мероприятия не могли осуществляться на выделенные государством скудные средства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: