Изменения в государственно-политической системе в 60-70-е годы
Реформы в сфере управления сельским хозяйством.
В сфере сельского хозяйства в послевоенный период были проведены две важнейшие реорганизации. Первая заключалась в ликвидации МТС и передаче сельхозтехники в собственность колхозов. Быстрая и немедленная передача (за выкуп) техники колхозам связывалась с повышением закупочных цен в 1953-1954 ГГ. Еще в августе 1953 г. был принят новый закон о сельхозналоге, который вводил погектарное (а не подоходное) обложение и облегчал налоговый пресс на хозяйства (коллективные и личные). В 1958 г. были отменены обязательные поставки колхозами сельхозпродукции; они были заменены государственными закупками, а закупочные цены повышены.
Преобразования в сфере юстиции и госбезопасности:
1) замена НКВД МГБ, а затем КГБ;
2) расширение надзорных прав прокуратуры;
3) расширение надзорных прав Верховных судов;
4) сокращение сети специализированных судов и прокуратур (военных, транспортных и т.п.);
|
|
5) проведение амнистий и реабилитации осужденных по политическим мотивам.
Национальные республики после войны:
1) расширение бюджетных прав;
2) расширение полномочий в области планирования народного хозяйства;
3) передача части предприятий из промышленного комплекса Союза;
4) расширение прав в области судоустройства и административно-территориального устройства;
5) предоставление права принимать кодексы, законы;
6) реабилитация репрессированных народов, восстановление национально-государственных образований.
Новые Программа и Устав партии
В октябре 1961 г. состоялся XXII съезд КПСС, принявший новую Программу партии, в которой намечался переход общества
к коммунизму.
Первые десять лет (1961 - 1971 гг.) отводились на создание "материально-технической базы коммунизма", последующие (1971-1981 гг.) - на вступление в коммунизм. Предполагалось сформировать бесклассовое общество и передать функции государства органам самоуправления трудящихся. В новом партийном Уставе закладывался механизм, призванный обеспечить обновление и омоложение партийных кадров.
На VI1 внеочередной сессии Верховный Совет принял Декларацию о принятии и объявлении Конституции СССР. Был также принят закон о порядке введения в действие Конституции.
Принципы Конституции
Конституция подчеркивала свою преемственность с предшествующими ей конституциями (1918, 1924, 1936 гг.).
Констатировалось построение "развитого социалистического общества" и создание "общенародного государства". В качестве цели указывалось на построение "бесклассового коммунистического общества, базирующегося на общественном самоуправлении. Основой экономической системы признавалась социалистическая собственность на средства производства, основой политической системы - Советы.
|
|
В Конституции закреплялась "руководящая и направляющая" роль Коммунистической партии.
В тексте появились новые разделы: о политической системе общества, социальном развитии и культуре, внешней политике, статусе народного депутата, вводная часть (преамбула).
- Особенности общественного и государственного строя Владимиро-Суздальского и Галицко-Волынского княжеств.
- Нэп и проблемы укрепления режима законности в стране.
1,. Галицко-волынс. княж. Располож: ю-з, расцвет- сер 12в.
Особ.:
· Наличие эк и политич сильной феод элиты
· Сосредоточение в их руках самых значит земел владений
· Умелое использование элитой внешнеполитических факторов в борьбе с центральной властью
Интенсивное и раннее развитие феод отношений, приведшее к сильной боярской верхушке, которая и захватила основные земли. Таким образом, отдельные князья, действуя сообща с польскими, противостояли централизованной княжеской власти.
Осн памятник права- русская правда, а также княж церковные уставы киевских князей.
К концу 14 века княж разделено между Польшей и Литвой.
Суздальское княж Располож: с-в;
В период раздробл выступало в качестве конкурента Киева. Первые князья сумели сосредоточить крупные земельные владения, из кот обеспечивались землей служилые бояре, тем самым создав прочную опору.
Система управления почти не отличалась от управления Киевского гос-ва.
Также действовала Русская правда.
Власть в княж. – у князя(Великий князь); действовала дворцово-вотчинная сист. управления. При князе был: княж. совет, вече, феод съезды, наместники и волостители.
Во времена расцвета княж были построены новые города, торг-ремеслен центры, развивалась лит-ра и искусство в целом.
2. НЭП 1921-1928
Политика военного коммунизма была временной, ее проведение обуславливалось необходимостью закрепления власти за большевиками. Чрезвычайные меры и органы (ВЧК и ревтрибуналы) были эффективны в борьбе с контрреволюцией но в то же время ослабляли страну с экономической точки зрения. Понимая это, Ленин пришел к выводу, что на некоторое время восстановление рыночных отношений стабилизирует экономическое положение в стране. Для реализации нового политического курса необходима была законодательная база, кот начала создаваться незамедлительно уже в 1922 вступили в действие гражданский, земельный, уголовный кодекы, Кзот,в 1923 УПК И ГПК, в 1924 принята вторая конституция СССР
ГП. ГК сост-л из общей части вещн пр, обязат-го пр, наследс-го пр. ГК содержал определит-е, декларат-е, истолковат-е и организац-е нормы. Зак-ль ориент-ся на относит-й и врем-й хар-р пр переход-го периода. Правов форма казалась преходящей, ожидалм ее скорого исчезновения и замены пр норм технич-ми и организац-ми. Принципу зак-ти противопост-ся принц целесообр-ти => пр нигилизм. Подчерк-сь что имущ-е пр частных лиц явл-ся уступкой во имя развития произв-х сил страны и д.б. подчинены общей идее о господств-щей роли социалистич соб-ти. 3 вида частн соб-ти: единоличн соб-ть физ лиц, соб-ть неск-х лиц (общая), соб-ть частных юр лиц. Зак огранич объем и размеры пр частн соб-ти по кругу допуск-мых объектов, по устан-му пределу размера частн предпр, по размеру наследств-й массы, размеру домовлад-я, торг предпр-я и т.п. В период НЭПа шир распростр-е получили дог-ры аренды и концессии, на основ кот-х гос-е им-во передав-сь в пользов-е частн лиц. В июле 1921г. постан-е СНК регламент-ло порядок сдачи в аренду промыш-х предпр-й и запретило одностор расторж-е дог-ра вне суд-го порядка рассм-я споров. Арендатор мог сбывать продукцию предпр-я на рынке, дог-р ммог предусм-ть сеабж-е предпр-я гос-м сырьем. Обяз-ти арендатора: дог-р опред-л какого рода изделия и в каком кол-ве должен выраб-ть арендатор; опред-сь доля гос-ва; обязан поддерж-ть предпр-е на должном технич уровне. Срок аренды и др. усл-я жестко регламент-сь
|
|
Общесоюзн кодификации пр отразили процессы централизации власти, упр-я и рег-я, происх-шие в стране.
В марте 1921 г. X съезд РКП(о) принял резолюцию "О замене продовольстенной разверстки продовольственным налогом».