Предпосылки образования централизованного Московского государства

Образование Русского централизованного государства и развитие права (конец Х111-нач. ХУ1 вв.).

Тема 5.

Особенности системы управления в годы монгольского завоевания.

Декабрь 1240 г. – захват Батыем Киева.

Май 1223 г. – битва на р. Калке (полный разгром русско-половецких войск).

1237-1238 гг. – первый поход Батыя на Северо-Восточную Русь.

1239-1240 гг. – второй поход Батыя на Южную Русь.

1241-1242 гг. – поход в Европу «к последнему морю» (в чем причины того, что монголы повернули обратно из Северной Италии?

Русские князья стали данниками ханов. Князья утверждались на престолах через вручение им ярлыков. Старший из князей, великий князь владимирский получал особый ярлык на великое княжение. Хан вмешивался в междукняжеские распри, вызывал князей к себе в Орду.

Страна была обложена колоссальной данью – выходом, имели место и экстренные выплаты – запросы. С этой целью все население было переписано. Единицей обложения являлось хозяйство. Могли не платить дань представители духовенства.

Первоначально русскими землями управляли наместники хана – баскаки, с Х1У века право сбора дани перешло князьям. Князья обязаны были по зову хана собирать войско и сражаться за его интересы.

Помимо сбора дани население Руси должно было выполнять ряд натуральных повинностей.

Монголы-татары не вмешивались в дела внутреннего управления княжеств. Но характер русской государственной власти изменился. Созывалась генерация покорных князей. Становясь служебниками ханов, русские князья впитывали жестокий дух империи – беспрекословную покорность поданных и безграничную власть правителей. Изменился и характер внутри господствующего класса. Исчезла независимость старшей дружины, ее права. Деспотизм надолго стал нормой. Отношения вассалитета постепенно заменялись отношениями подданства. Исчезли вольности городов. Необходимость борьбы за независимость обусловила форсированную централизацию Русского государства.

В заключение следует еще раз упомянуть о нетрадиционном подходе к оценке событий первой половины XIII в. – концепции Л.Н. Гумилева, который отрицает факт существования монголо-татарского ига и считает, что благодаря веротерпимым монголам Русь была спасена от полного порабощения и потери культурной самобытности со стороны католических рыцарей.

5.1. Предпосылки образования централизованного Московского государства.

5.2. Государственная централизация. Признаки и особенности процесса централизации.

5.3. Сословно-представительная монархия в России. Сословный строй Московского государства в ХУ-ХУ1 вв.

5.4. Проблемы возникновения и становления феодального государства и права у народов России (Прибалтики, Украины, Казахстана, Средней Азии, Молдавии, Закавказья).

5.5. Развитие права.

Рождение Российского государства происходило в кровавых схватках внутренних усобиц, в жестком противостоянии большинству соседей. Россия обретала свое место в мире в изнурительной борьбе с Большой Ордой, Казанским, а с начала XVI века и Крымским ханствами, Литовским княжеством, Ливонским орденом, Шведским королевством.

Своеобычность нарождавшейся российской государственности определялась тремя важнейшими в геополитическом измерении обстоятельствами:

1. Протяженность и распахнутость легко доступных границ. На востоке, юге, западе Россия попеременно враждовала с государствами кочевников, полукочевников и оседлых обществ, сильнейшими в регионе. Противостояние ратям "дочерей" Золотой Орды и одновременно европейски организованным армиям с запада сильно влияло и на социально - политические структуры, и на организацию военного дела в России.

2.Отчетливо проявился конфессиональный компонент международного противостояния. В десятилетия, когда Россия стремительно вовлекалась в широкие политические, социальные, экономические, культурные контакты, прежде всего с европейскими странами, резкая конфессиональная обособленность русского православия заметно влияла на формы и интенсивность таких связей.

3. Российское централизованное государство стало таковым, лишь сбросив экономическую и политическую зависимость от Орды

Во второй половине XIV в. в северо-восточной Руси усилилась тенденция к объединению земель. Цент­ром объединения стало Московское княжество, выде­лившееся из Владимиро-Суздальского еще в XII в. Ослабление и распад Золотой Орды, развитие экономических междукняжеских связей и торговли, образование новых городов и укрепление социального слоя дворянства сыграли роль объединяю­щих факторов. В Московском княжестве интенсивно развивалась система поместных отношений: дворяне получали землю от великого князя (из его домена), за службу и на срок службы. Это ставило их в зависимость от князя и укрепляло его власть.

С XIII в. московские князья и церковь начинают осуществлять широкую колонизацию заволжских территорий, образуются новые монастыри, крепости и города, происходит покорение и ассимилирование местного населения.

Говоря о "централизации" следует иметь в виду два процесса: объединение русских земель вокруг нового центра — Москвы и создание централизованного государственного аппарата, новой структуры власти в Московском государстве.

В ходе централизации происходило преобразование всей политической системы. На месте множества самостоятельных княжеств образуется единое государство. Изменяется вся система сюзеренно-вассальных отношений: бывшие великие князья сами становятся вассалами московского великого князя, складывается сложная иерархия феодальных чинов. К XV в. происходит резкое сокращение феодальных привилегий и иммунитетов. Складывается иерархия придворных чинов, даваемых за службу: введенный боярин, окольничий, дворецкий, казначей, чины думных дворян, думных дьяков и т.д. Формируется принцип местничества, связывающий возможности занятия государственных должностей с происхождением кандидата, его родовитостью. Это привело к тщательной и подробной разработке проблем генеалогии, "родословцев" отдельных феодальных родов и семей.

Укрепляющееся служилое дворянство становится для великого князя (царя) опорой в борьбе с феодальной аристократией, не желающей поступиться своей независимостью. В экономической области разворачивается борьба между вотчинным (боярским феодальным) и поместным (дворянским) типами землевладения.

Серьезной политической силой становилась церковь, сосредоточившая в своих руках значительные земельные владения и ценности и в основном определявшая идеологию формирующегося самодержавного государства (идея "Москва — третий Рим" "православное царство", "царь — помазанник божий").

Верхушка городского населения вела непрерывную борьбу с феодальной аристократией (за земли, за рабочие руки, против ее бесчинств и грабежей) и активно поддерживала политику центра­лизации. Она формировала свои корпоративные органы (сотни) и настаивала на освобождении от тяжелого обложения (тягла) и на ликвидации привилегированных феодальных промыслов и торгов ("белых свобод") в городах.

В складывающейся политической ситуации все три социальных силы: феодальная (светская и духовная) аристократия, служилое дворянство и верхушка посада — составили основу сословно-представительной системы правления.

Централизация привела к существенным изменениям в государственном аппарате и государственной идеологии. Великий князь стал называться царем по аналогии с ордынским ханом или византийским императором. Русь приняла от Византии атрибуты православной державы, государственную и религиозную символику. Сформировавшееся понятие самодержавной власти означало ее абсолютную независимость и суверенность. В XV в. митрополит на Руси стал назначаться без согласия византийского патриарха (к этому времени пала Византийская империя).

Усиление власти великого князя (царя) проходило параллельно с формированием новой системы государственного управления — приказно-воеводской. Для нее были характерны централизация и сословность. Высшим органом власти стала Боярская дума, состоявшая из светских и духовных феодалов, действовавшая постоянно на основе принципа местничества и опиравшаяся на профессиональную (дворянскую) бюрократию. Это был аристокра­тический, совещательный орган.

Отраслевыми органами центрального управления стали приказы (Посольский, Поместный, Разбойный, Казенный и др.), совмещав­шие административные и судебные функции и состоявшие из боярина (глава приказа), приказных дьяков и писцов. На местах находились специальные уполномоченные. Наряду с отраслевыми приказами позже стали возникать территориальные, ведавшие делами отдельных регионов.

Местное управление основывалось на системе кормлений. Наместники и волостели (в уездах и волостях) назначались великим князем и в своей деятельности опирались на штат чиновников (праведчиков, доводчиков и др.). Они ведали административными, финансовыми и судебными органами, отчисляя часть сборов с местного населения себе. Срок пребывания в должности не был ограничен. Слишком независимые кормленщики к концу XV в. становятся неприемлемы для центральной власти, постепенно сокращаются сроки их деятельности, регламентируются штаты и нормы податей, ограничиваются судебные полномочия (в состав их суда вводятся местные "лучшие люди", земские дьяки протоколируют процесс, судебные документы подписывают целовальники и дворские).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: