Развитие советской педагогической науки

В 30-е годы, в период завершения строительства социалистического общества в СССР, сложились благоприятные условия и для развития советской педагогической науки. Выросшие за это время научные кадры глубоко изучали практический опыт и развернули большую научно-исследовательскую работу во всех областях педагогики.

В научных исследованиях тех лет большое место отводилось вопросам воспитания и обучения детей школьного возраста. Это: воспитание советского патриотизма и интернационализма, выработка сознательной дисциплины, формирование детского коллектива, содержание и формы работы комсомольской и пионерской организаций. Особенно успешными были исследования проблем дидактики в. свете марксистско-ленинской теории познания.

В разработке дидактических проблем большую роль сыграли научно-практические конференции, на которых обсуждались такие вопросы, как идейность преподавания, формирование в процессе преподавания научного мировоззрения учащихся и воспитания у них коммунистической морали.

Особый вклад в разработку проблем педагогики внесли своими теоретическими трудами и непосредственным участием в практической деятельности Н. К. Крупская и А. С. Макаренко.

Решения ЦК ВКП (б) о школе, принятые в 1931—1936 гг., создали благоприятные условия для разработки частных методик, укрепления их роли в системе педагогических знаний, в улучшении школьной работы. Были написаны монографии, учебники и учебные пособия по методикам преподавания: русского языка — В. А. Добромыслов, С. Е. Крючков, математики — А. С. Пчелко, естествознания — Б. В. Всесвятский, истории — А. И. Стражев, физики — Д. Д. Галанин и др.

Развитие системы дошкольного воспитания на основе решений партии и правительства

Социалистическое строительство и культурная революция обусловили рост активности женщин. Они все шире вовлекались в работу на промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве, интенсивно участвовали в культурной и общественной жизни страны. К началу 1940 г. они составляли 41% всех рабочих и служащих. В связи с этим резко возрастала потребность в дошкольных учреждениях.

Расширение сети детских садов было одной из составных частей культурной революции, важнейшим условием, обеспечивающим советским женщинам возможность участвовать в общественной жизни и в строительстве социализма. Большую роль в деле увеличения числа дошкольных учреждений сыграло общественное движение (“дошкольный поход”).

Детские сады открывались прежде всего в городах и поселках, где имелись или строились крупные промышленные предприятия, в колхозах и совхозах, при машинно-тракторных станциях. На период сельскохозяйственных работ открывались летние детские площадки.

Огромную роль в развитии сети общественных дошкольных учреждении играли крупнейшие советские предприятия, фабрики, заводы, которые открывали ведомственные детские сады и ясли для детей рабочих и служащих этих предприятий. Это способствовало укреплению материальной базы детских учреждений и закреплению кадров дошкольных работников. Методическое руководство ведомственными детскими садами и медицинский надзор оставались под контролем органов народного образования и здравоохранения.

Следующая таблица показывает рост сети детских садов по Советскому Союзу и числа детей и воспитателей в них (на конец года в тыс.):

Годы     Число детских садов и яслей Количество Количество заведующих и воспитателей
1932 1937 19, 6 24, 5 1062, 0 1045, 0 52, 0 71, 5
  24, 0 1172, 0 75, 2

Большое участие в развитии сети дошкольных учреждений приняли ЦК и местные комитеты профсоюзов, особенно строителей, железнодорожников и индустриальных рабочих. Увеличивалось количество детских садов с продленным днем, с вечерними и ночными группами, открывались новые детские комнаты при клубах, общежитиях, жилищных товариществах.

Быстрый рост сети детских садов и площадок требовал усиления внимания к подготовке квалифицированных кадров. Десятки тысяч будущих воспитателей посещали трехмесячные и годичные курсы при отделах народного образования. Специалистов со средним образованием в области дошкольного воспитания готовили педагогические техникумы, переименованные в 1937 г. в педагогические училища. К 1938 г. по РСФСР насчитывалось 31 дошкольное педагогическое училище с общим количеством учащихся 8342 чел. и дошкольные отделения пединститутов, например в Ленинграде, Перми, Горьком, Ростове-на-Дону. В Москве еще в 1921 г. было организовано дошкольное отделение при 2-м Московском государственном университете, педагогический факультет которого в 1930 г. был преобразован в самостоятельное высшее учебное заведение — Московский государственный педагогический институт (МГПИ им. В. И. Ленина). В некоторых республиках были открыты дошкольные отделения при педучилищах, готовивших учителей начальных классов. На работу в дошкольные учреждения посылались лучшие производственницы, проявившие склонность к работе с детьми.

Опубликованные партийные и правительственные документы и методические пособия стимулировали творческую работу педагогов. Лучшие из них стали выступать в печати по теоретическим и практическим вопросам работы детского сада и яслей.

В связи с ростом сети дошкольных учреждений и требованием поднятия качества общественного дошкольного воспитания и оказания квалифицированной помощи воспитателям в 1931 г. в местных, краевых, областных органах народного образования организуются дошкольные секторы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: