Тема 7. Педагогическая наука в Южно – Российском регионе

Положительный ответ на вопрос о региональной науке возможен, если подходить к рассмотрению науки как к социальному образованию и институту культуры. При таком подходе, как полагает М.Д. Розин, правомерен и необходим анализ тех её формообразований, которые связаны с национально – государственными и этнокультурными характеристиками общества

Государственно – административные преобразования последнего периода времени, и, в частности, образование в России 7 крупных регионов (Федеральных округов), в полной мере подтверждают актуальность такого анализа. Создание Южного Федерального округа, в который входят: республики Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкария, Ингушетия, Калмыкия, Карачаево - Черкесия, Северная Осетия, Чечня; края – Краснодарский, Ставропольский; области – Астраханская, Волгоградская, Ростовская, актуализирует внимание к истории становления образования и развития педагогической науки в Южно - Российском регионе.

Педагогическая наука региона зарождалась в недрах Варшавского университета, эвакуированного в г. Ростов-на-Дону в ситуации первой мировой войны. В архивах Варшавского университета нами был обнаружен отчёт «О состоянии педагогического кружка студентов при университете за 1916 г.», в котором говорилось об издании курса «Историческое введение в логику» профессора Е.А. Боброва и двух литографированных курса: «Теория педагогики» ч. II и «История новой философии» того же профессора».

В советский период педагогическая наука в регионе развивалась в университетах и педагогических вузах, созданных в провинциальных городах, отвечающих региональным потребностям в квалифицированных педагогических кадрах, и в высшей школе союзных республик.

Развитию педагогической науки в регионе способствовало создание кафедры педагогики в Ростовском педагогическом институте, преобразованном в 1931 г. в самостоятельный вуз из педагогического факультета Северо – Кавказского государственного университета (переименован в1925 г. из Донского государственного университета на базе Варшавского университета). Вуз готовил педагогические кадры для системы образования Азово-Черноморского края, Юга России и Северного Кавказа. Для руководства кафедрой в институт из Москвы был направлен член Наркомпроса, директор опытно – экспериментальной станции им. Лепешинского М.М. Пистрак (1888 – 1937), вошедший в историю отечественной педагогики предвоенного периода как один из создателей теории «советской трудовой школы», автор первого в советской России учебника по педагогике, ставшего заметным явлением в научной жизни страны и мировой педагогике.

В послевоенный период развитие педагогической науки в регионе связано с именем профессора С.В. Петриченко, который взрастил плеяду учёных – педагогов, способствующих росту научного потенциала кафедры педагогики РГПУ, установлению продуктивных связей с ведущими институтами АПН СССР.

К 60- м годам намечается тенденция перехода исследований кафедры к актуальным проблемам отечественной педагогики, в развитии которых принимали участие учёные Юга России. Такими проблемами являются трудовое и политехническое образование, изучение опыта осуществления связи школы с жизнью (В.С. Ильин), школьное самоуправление и организация детского коллектива (Б.Ф. Райский, Н.Я. Скоморохов), проблемы нравственного воспитания (Е.В. Бондаревская), развитие коммунистического мировоззрения (И.В. Сысоенко), проблемы истории педагогики (Н.Ф. Ефимова, Э.П. Барщевская).

Исследования преподавателей кафедры строились на опыте личной работы в школе. Материалы фундаментального исследования проблемы предупреждения и преодоления массового второгодничества отражены в коллективной монографии кафедры «Пути преодоления второгодничества», изданной в Москве (1966). Монография профессора С.В. Петриченко «Научно – педагогические основы преодоления второгодничества» издавалась в нашей стране, переиздавалась в Чехословакии, ГДР и др. странах.

Создание в вузе редакционно-издательского совета (1964) позволило объединить Шахтинский, Таганрогский, Дагестанский, Северо-Осетинский, Чечено-Ингушский педагогические институты. Министерство просвещения РСФСР привлекает учёных кафедры педагогики и психологии для участия в работе экспертной комиссии по педагогическим наукам Северо-Кавказского Совета по координации, планированию исследований гуманитарных наук и деятельности кафедр педагогики и психологии Южной и Центральной зоны педагогически х институтов РСФСР.

Деятельность Специализированного совета по защите диссертационных исследований по педагогике способствовала развитию научного поиска в регионе. Учебно-научно-педагогический комплекс (УНПК), направленный на повышение качества профессионально-педагогической подготовки будущих учителей, создание департаментом образования Ростовской области экспериментальных площадок в колледжах, позволили разработать концепцию и осуществить непрерывное педагогическое образование в Ростовской области.

В 1993 году на базе Ростовского государственного педагогического университета создаётся Южное отделение РАО, которое возглавил ректор РГПУ, академик РАО А.А. Греков. Целевыми задачами отделения являются координация деятельности ученых и практиков, работающих в образовательных учреждениях; выполнение фундаментальных и прикладных исследований; научное обеспечение системы образования многонациональных республик, краев, областей; разработка зональных образовательных программ; создание региональных концепций образования и образовательных систем, способных обеспечить социальное развитие региона; участие в создании и обеспечении государственной образовательной политики; взаимосвязь с региональными органами управления образованием.

В 1994 году в РГПУ разрабатывается тема «Модель ступенчатой подготовки специалистов в системе высшего заочного педобразования» (рук. профессор Ситько Р.М.). В разработке данной темы приняли участие ВНИКи факультетов, что обеспечило их переход на сквозные учебные планы «педколледж – факультет».

С 1995 года в составе ЮО РАО существует НИИ социальных и педагогических проблем образования. В нем сосредоточен основной исследовательский потенциал региона по психолого-педагогическим наукам. НИИ работает по ежегодным комплексным программам, суммирующим приоритетные задачи педагогической мысли Юга России.

В разработке темы «Личностно-развивающие образовательные системы Южно-Российского региона» выделились следующие направления исследования: философия и социология воспитания и образования в южном регионе (научный руководитель - проф. Несмеянов Е.Е.); педагогические концепции и системы личностно-ориентированного образования (научный руководитель - проф., чл.-корр. РАО Бондаревская Е.В.); региональная антропология и культурно-историческая психология (научный руководитель - проф. Шкуратов В.А.);психология развивающейся личности (научный руководитель - проф., чл.-корр. РАО Котова И.Б.); гуманизация и личностно-развивающие технологии образования (научный руководитель - проф. Шиянов Е.Н.); анализ традиций и образовательно-педагогической мысли Юга России (научный руководитель - проф. Карпова Г.Ф.); развитие личности в условиях многоуровневого образования, инновационные системы личностно-развивающего образования (научный руководитель - акад. РАО Греков А.А.); прогнозирование семьи и сексуальная культура молодежи (научный руководитель - проф. Радовель М.Р.); медико-педагогические проблемы личностно-развивающего образования (научный руководитель - проф. Трохимчук Л.Ф.); социально-этнические факторы личностно-развивающего образования и педагогическая мысль народов Северного Кавказа (научный руководитель - проф. Арабов И.А.); информационные системы личностно-развивающего образования (научный руководитель - проф. Крамаров С.О.).

Проблемы теоретических основ исследовательской деятельности преподавателей педагогического вуза, научных основ управления вузовскими исследованиями в условиях инновационных изменений, научно – обоснованного развития педагогического образования исследуются д.п.н. проф. В.И. Мареевым, руководителем Педагогического института ЮФУ. Стратегическое управление развитием регионального университета как исследовательско – ориентированного вуза рассматривает Е.П. Белан.

Южное отделение РАО имеет в числе ассоциированных членов учебные заведения, учебно-научные учреждения, научно-исследовательские институты, институты повышения квалификации и переподготовки кадров работников образования, органы управления, координационно-управленческие службы, расположенные на территории Ростовской, Волгоградской. Воронежской областей, Краснодарского и Ставропольского краев, республик (Адыгея, Дагестан, Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкессия). Основная функция выполняемых исследований - концептуальное обоснование и проектирование образовательных систем нового типа: региональных школ и колледжей, регионального педагогического университета, региональных центров дополнительного образования. ЮО РАО участвовало в разработке региональных и федеральных программ СКНЦ ВШ: «Глобальное образование - образование для ХХI века. Модель для Северо-Кавказского региона», в федеральной комплексной программе «Дети-мигранты. Северный Кавказ: стабилизация и устойчивое развитие».

Значительным событием в сфере образования и культурной жизни Южно-Российского и Северо-Кавказского регионов являются традиционные психолого-педагогические чтения, которые проводятся вузом с 1981 г. Вначале в чтениях участвовали преподаватели РГПИ и нескольких педвузов региона. За годы проведения чтений расширилась их география, представительство участников. С 1996 года региональные психолого-педагогические чтения совмещаются с проведением годичного собрания Южного отделения РАО. Это даёт возможность участникам чтений встретиться с ведущими учеными Южно-Российского и Северо-Кавказского регионов, а также других территорий, представители которых участвуют в чтениях. На чтениях находят свое отражение результаты исследований, выполненных учеными Юга России в рамках комплексной научной программы «Личностно-развивающие образовательные системы Юга России», а также исследования, представленные вузами, педучилищами, педколледжами, лицеями, школами Южного региона.

Региональная педагогическая наука становится предметом научного исследования (Л.М. Сухорукова). Автор в контексте современного педагогического науковедения рассматривает региональную педагогическую науку не как набор разрозненных педагогических исследований, а как процесс, связанный с разработкой общей теории педагогической науки Юга России в конкретных научных школах в интересах реформирования образования региона. В исследовании даётся анализ программ научно- исследовательской деятельности в ведущих научных школах Ю.К. Бабанского, В.С. Ильина, А.Д. Алфёрова, Е.В. Бондаревской.

Научное становление и долговременный плодотворный период жизни Ю.К. Бабанского – учёного и педагога, получившего широкое признание в стране и за рубежом, прошли в Ростовском государственном педагогическом институте (1945-1975 гг.). В научной школе Ю.К. Бабанскогоисследуется проблема предупреждения неуспеваемости. Участники исследования (Ю.К.Бабанский, Р.А.Жданова, Л.Ф.Бабенышева, Т.Б.Генинг и др.) описали понятие «слабоуспевающий ученик»; учебные возможности слабоуспевающих учеников (В.Г. Гульчевская, С.В. Аношкина); неравномерность в усвоении знаний, навыков, избирательность в изучении материала, ограниченное участие в коллективной познавательной деятельности, неспособность ориентироваться в учебном материале (А.П.Альбицкая),) поставили проблему причин, обусловливающих развитие длительной неуспешности обучения (Г.А.Победоносцев), разработали оптимальную программу изучения учебных возможностей ученика (Т.С.Полякова, В.Ф. Харьковская), диагностики учебных возможностей ученика (Е.А.Михайлычев, Г.Ф.Карпова, С.Г.Махненко), нравственного стимулирования учения школьников (А.Д. Алфёров).

Проанализировав научные проблемы эффективности учения и обучения (единство обучения и учения, повышение эффективности урока, единство обучения и воспитания, обучения и развития и т.д.), Ю.К. Бабанский вместе с коллегами и учениками (А.Д. Алфёров, Е.В. Бондаревская, В.Ф. Харьковская, Г.Ф. Карпова, Т.С. Полякова, С.Г. Махненко, Г.А.Победоносцев, Т.А. Мимигонова, И.М. Косоножкин. А.П. Притыко, В.С. Ильин, З.П. Мотова и др.) выдвинул идею оптимального использования принципов и методов дидактики, создал теорию оптимизации педагогического процесса.

В научной школе А.Д. Алфёрова исследуется комплексная социально – педагогическая проблема ответственного отношения к учению: стимулирование познавательной активности (А.Д. Алфёров, Т.Д. Молодцова, Г.П. Богомолова, А.И. Малащенко, В.Б. Хожило, Е.А. Михайлычев, Г.Ф. Карпова, С.Г. Махненко, В.П. Теплинский и др); влияние сознания и нравственного просвещения на отношение подростков к учению (Е.В. Бондаревская, А.И. Малащенко, Г.П. Богомолова); роль детских организаций и коллектива в формировании познавательной активности и др. В начале 80-х годов в теории ответственного отношения ставится ряд новых исследовательских задач: изучение закономерностей формирования внутренних систем самостоятельного регулирования ответственности в учении, психологических основ дифференцированного анализа результатов воспитания ответственного отношения к учению. Уточнение понятий «учение, отношение, ответственное отношение к учению» в контексте выполненного исследования по этой проблеме (М.Е. Вольмир, Т.Д. Молодцова, В.С. Ильин, В.С. Лутфуллин и др.) позволило определить ответственное отношение к учению как состояние моральной готовности, как активное действенное отношение, сознательный выбор способов поведения и деятельности в отношении к учению, проявление познавательной активности.

Научная школа В.С. Ильинасоздавалась в ростовский период на кафедре педагогики РГПИ. Педагог и психолог В.С. Ильин развернул опытно – экспериментальную работу по проблеме «Формирование у школьников потребности в знаниях». Постановлением Президиума АПН РСФСР при кафедре педагогики создаётся лаборатории нравственного воспитания, руководителем которой был утвержден доцент В.С. Ильин. Со своими коллегами и учениками он исследовал одну из актуальных проблем 60 – х годов – проблему познавательной активности. В его школе были выявлены основные мотивации учения, типы мотива, процесс его изменения, развития, факторы, условия изменения мотива, качественные и количественные изменения, даны теоретические характеристики этапов развития мотивации учения как интегративного качества (Р.А. Жданова, О.И. Близнецова, Л.И. Млочешек, В.М. Антипова и др.).

После защиты докторской диссертации В.С. Ильин возглавил кафедру педагогики в Волгоградском государственном педагогическом институте. Его школа приобрела известность в регионе и за его пределами разработками в области методологии, теории и методики исследования целостного учебно- воспитательного процесса. В.С. Ильин развивает теорию целостного педагогического процесса, используя теорию системного анализа. Результаты исследования отражены в монографиях и коллективных сборниках статей. В исследованиях его учеников (В.В. Сериков, А.М. Саранов, Н.В. Бочкина, Н.К. Сергеев, А.А. Глебов, В.А. Павлов и др.). Новое значение имеет проблема развития методологических идей В.С. Ильина в условиях педагогики 90 - х годов: проблема целей воспитания, целостность процесса формирования мотивации, понятие о гранях разносторонности.

В понимании сущности содержания педагогического образования В.С. Ильин отмечает, что современная педагогика в качестве объекта выдвигает целостные педагогические процессы (5). Позитивность целостного педагогического процесса школы В.С. Ильина проявилась при организации новых вариативных педагогических систем – инновационных школ, при разработке которых использованы научные положения целостных педагогических систем, этапов педагогического процесса, функции различных этапов в развитии учащихся, коллективов.

В развитии педагогической науки в волгоградской школе значительную роль сыграл УНПК Волгоградского государственного педагогического университета, ставший экспериментальной площадкой и опытной базой ЮО РАО по разработке и совершенствованию системы непрерывного педагогического образования и взаимосвязи педагогической науки и школьной практики (В.И.Данильчук, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, В.В. Арнаутов, В.В. Зайцев, А.М. Саранов, А.Н. Вырщиков и др.).

Современными проблемами исследований учёных являются: теоретико – методологические основы целостного педагогического процесса в школе и вузе (П.К. Сергеев), личностно ориентированное образование: концепции, педагогические кадры, управленческое обеспечение (В.В. Сериков)

Заложенная В.С. Ильиным традиция сотрудничества волгоградских и ростовских учёных сохранилась и получила дальнейшее развитие в образовательном и научном пространстве региона.

В научной школе Бондаревской Е.В. важным направлением в 70-е годы является разработка новых подходов к нравственному воспитанию ученика. Основу научной концепции нравственного воспитания старшеклассника составил личностно – деятельностный подход к изучению сущностных сил человека. В качестве динамичного свойства личности автор, её ученики и коллеги выделили нравственные или моральные возможности человека и их совокупность на различных возрастных этапах (Л.И. Яковлева, В.М. Фёдоров, О.Г. Тыртышная и др).

В начале 80-х годов Е.В.Бондаревская одна из первых выдвигает в региональной педагогической науке проблему учебно – научно – педагогических комплексов и их функций в педагогическом образовании: преодоление разрыва между требованиями общества и уровнем профессионально – педагогической подготовки выпускников педвуза, обосновывая в связи с этим категорию «педагогическая культура учителя».

Кафедра педагогики исследует проблемы педагогической культуры будущих учителей, совершенствования профессионально – педагогической подготовки студентов (Т.Ф. Белоусова, Е.О. Овчинников и др.), подготовки студентов к работе с семьёй в сельской школе (Пивненко П.П.), роль педагогических отрядов в профессионально-педагогической подготовке будущих учителей (Р.М. Ситько). Коллективное исследование проблемы совершенствования качества подготовки учителя сельской школы велось под руководством проректора по науке А.Н. Чалова.

В начале 90-х годов Е.В. Бондаревская выдвигает ряд новых идей, связанных с методологией, теорией и практикой личностно – ориентированного образования. Ею и её учениками разрабатывается теория личностно - ориентированного образования культурологического типа, ядром которой является воспитание гражданина, человека культуры и нравственности. Основные идеи концепции включают: осуществление воспитания в контексте культуры, возврат к общечеловеческим ценностям, социальную защиту и охрану детства, создание условий для развития ребенка как субъекта культуры и собственного жизнетворчества, индивидуально-творческий подход к личности.

Разработка моделей и изменений в системе образования сочетается с исследованиями, направленными на изучение особенностей культурно-образовательной среды и психолого-педагогической культуры региона.

Другая сторона научно-педагогической деятельности профессора Бондаревской Е.В. связана с разработкой проблемы обновления профессионально-педагогического образовании. Являясь полифункциональным научным сообществом её научная школа выполняет не только исследовательские, но и педагогические функции. Е.В. Бондаревской подготовлено более 150 кандидатов и 27 докторов педагогических наук. Среди публикаций последних лет выделяются труды учёных Е.В. Бондаревской «Теория и практика личностно – ориентированного образования», А.Я. Данилюка «Интеграция в образовании», Л.М. Сухоруковой «Научные школы Юга России», Т.И. Власовой «Теоретико – методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников», А.Г. Бермуса «Управление качеством профессионально – педагогического образования», П.П. Пивненко «Теоретико – методологические проблемы становления и развития сельской школы» и др.

Проблемы дошкольного воспитания исследуются учёными кафедры дошкольной педагогики Педагогического института, созданной в 1938 г. Направлениями научно – исследовательской работы кафедры являлись формирование детского коллектива, развитие взаимоотношений ребёнка в игре (А.В. Черков), эстетическое воспитания детей дошкольного возраста. Включенное в 1969г. в Координационный план научных исследований по педагогической науке в РСФСР это направление на многие годы останется стержневым в деятельности кафедры, объединившим преподавателей вуза и практических работников системы дошкольного воспитания (Л.В. Компанцева, Н.Е. Черноиванова, Р.М. Чумичева и др.). Проблемы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста исследуют З.В.Лиштван, Л.Е.Образцова. Группа научных сотрудников кафедры дошкольной педагогики разрабатывает комплексную тему «Конструктивная деятельность в детском саду» (З.В. Лиштван, О.Л. Ведмедь и др.). Проблему теории и методики повышения эффективности процесса нравственного воспитания в дошкольном учреждении исследует С.В. Петерина.

В последние годы профессорско-преподавательский корпус кафедры ведет научные исследования совместно с колледжами Ростовской области и Юга России по проблемам проектирования, прогнозирования различных моделей дошкольных образовательных учреждений, пространственно-предметной среды развития и саморазвития личности ребенка и педагога. Педагогическая парадигма предшкольного образования раскрывается И.Э. Куликовской, ценностно - смысловое развитие дошкольников на материале истории и культуры донского края исследуют О.Л. Ведмедь и Н.А. Платохина, социальное становление детей рассматривает С.А. Дудникова.

Кафедра участвует в разработке региональных программ «Дети Дона», «Образование как фактор стабилизации на Юге России», «Экология детства», «Ребенок в социуме» (Л.В. Абдульманова, Л.В. Грабаровская, И.В. Житная, И.И. Иванец, Л.Л. Редько, Н.Е. Татаринцева, Т.С. Шевченко и др.), Российской программы «Дети России», ведет разработку международных проектов (Российско-Голландский, Российско-Финский) по проблемам подготовки кадров и проблемам детства: «Моделирование образовательного пространства Детства», «Моделирование профессионально-образовательного пространства», «Модель управления развитием образования» (рук. д.п.н., проф. Р.М. Чумичева).

На кафедре педагогики и методик начального образовании Педагогического института ЮФУ (зав. каф.. д.п.н..проф. П.П. Пивненко) разрабатываются проблемы развития теории и практики современного начального образования, личностно-ориентированного многоуровневого образования студентов-учителей начальных классов, обучающихся без отрыва от производства, взаимодействие методологии, педагогики и технологий в непрерывном образовательном процессе подготовки и переподготовки учителя современной начальной школы и с учетом перспектив её развития (С.П. Ахтырский, С.С. Брикунова, Т.К. Гусева, З.М. Кондрашова, И.В. Шатохина, Е.Н. Щербина). На кафедре ведутся исследования история становления и развития образования на Юге России (Р.М Ситько). Направлениями научных исследований являются: преемственность образовательного процесса в системе дошкольного начального и среднего школьного звена как условие личностно ориентированного образования, подготовка учителя начальных классов к инновационной деятельности в культурно-образовательном и информационном пространстве Юга России, подготовка студентов к духовно – нравственному, эстетическому воспитанию младших школьников, реализации языкового, литературного, математического, экологического образования учащихся. Развивая эти направление, сотрудники кафедры участвуют в поисковой деятельности педагогов-практиков города и региона.

Кафедра социальной педагогики и молодёжной политики (зав. каф. д.п.н., проф. Сорочинская Е.Н) расширила проблематику социально-педагогических исследований. Исследуются проблемы теории и практики подготовки социальных педагогов, молодёжных и детских общественных объединений. Разработаны основы ювенальной педагогики - новое направление социально-педагогического знания. Кафедрой разработаны концепции развития дополнительного образования; развития детского дома на основе идей семейного уклада; развиваются основы социокинетики как области научного знания о детском и молодежном общественном движении (И.С. Чальцева, О.С. Рыжова, Т.Н. Година, Е.В. Добриянова и др.).

Значительный вклад в развитие региональной педагогической науки вносит кафедра педагогики и педагогической психологии ЮФУ (зав. каф. д.п.н., профессор В.Т. Фоменко). В научной школе В.Т. Фоменко разрабатываются проблемы теоретической дидактики: логические структуры процесса обучения, содержание образовательного процесса, образовательные технологии, личностное развитие учащихся в учебном процессе. В исследованиях В.Т. Фоменко и его учеников развивается новое научное направление – структурная дидактика. Преподаватели кафедры педагогики и практической психологии исследуют проблемы сравнительной педагогики (О.Д. Федотова), системы образовательного мониторинга в школе и в вузе, мотивации познавательной деятельности учащихся и студентов (В.М. Антипова, Г.С. Лаптева), развития гуманистических педагогических систем (Е.М. Прищепа), регионального компонента курса педагогики и духовно-нравственного воспитания (И.И. Панькова), проблемы педагогической психологии (И.В. Демченко), проблемы межпредметных связей в организации учебного процесса и их роль в подготовке специалиста (Е.А. Иоффе), проблемы педагогики высшей школы, современной гуманистической педагогики (Г.П. Богомолова).

В Таганрогском педагогическом институте исследуются проблемы оптимизации педагогического процесса, теории педагогической диагностики (Е.А. Михайлычев), проблемы мотивации обучения, социальной педагогики и социальной работы (Т.Д. Молодцова), культурологические проблемы педагогики, информационные технологии (В.В. Гура). В исследованиях В.И. Новиковой и ее учеников рассматриваются проблемы нравственного воспитания младших школьников.

В Астраханском педагогическом институте исследуются проблемы педагогических технологий в системе профессиональной подготовки специалистов (В.А. Пятин), гуманитарные аспекты интеграции общего и профессионального обучения и воспитания сельских школьников (Т.В. Воронцова).

В научной проблематике исследований региона в последние годы нашли отражение вопросы педагогической мысли народов Юга России, становление и развитие национальных школ, воспитание культуры межнационального общения. Разработаны теоретические основы психолого-педагогической культуры и культуросообразного содержания педагогического образования.В условиях поликультурного образовательного пространства Юга России проблемы регионализации связываются с сохранением коллективной и индивидуальной идентичности, отстаиванием национального суверенитета - стержневого элемента национального самосознания народов, проживающих в регионе, вступающих в поликультурный диалог в едином образовательном пространстве. В этом смысле регионализация означает приближение школы к реальной жизни народа, современное прочтение классического принципа российской педагогики, обоснованного К.Д. Ушинским – народности образования.

Значительный вклад в развитие региональной педагогической науки вносят университеты и педагогические вузы региона. Проблемы социализации и воспитания личности, основные положения концепции обновления образования в русле гуманистической парадигмы, с учётом регионально - этнического контекста исследуются Е.Н. Шияновым, его коллегами и учениками (Северо – Кавказский социальный институт, Ставрополь).

Учёными Адыгейского государственного университета в деятельности Учебно-исследовательской лаборатория моделирования и развития систем образования (1999 г.), разработан ряд проектов на актуальные темы педагогической науки и современного образования:«Методологические и дидактические основы построения и реализации моделей эффективного процесса в вузе» ( М.Р. Кудаев, З.К Меретукова, Ф.П. Хакунова), «Педагогическая культура и личностно - развивающее образование» (З.К Меретукова, М.Р. Кудаев, Э.А Потокова, М.А., Коджешау, И.В Митус., Г.Б Луганская и др.),«Дистанционное повышение методологической подготовки педагогических кадров» (М.Р. Кудаев, З.К. Меретукова, Т.Ф. Сергеева), «Развитие региональных систем образования» (З.К. Дахужева, Т.Ф. Сергеева, Р.Д. Хунагов и др.).

Результаты исследований позволили выявить и обобщить теоретические основы прогнозирования и проектирования этнокультурно-ориентированных региональных систем образования; обосновать научно-педагогические принципы моделирования этнокультуры как компонента содержания образования, необходимость учета при этом особенности этноса, специфики понимания «этничности» конкретным этносом; представить методику анализа практики функционирования системы образования региона и сравнения с теоретической моделью этнокультурно-ориентированной системы образования; скорректировать функционирование и развитие системы образования Республики Адыгея, наметить направления интегрирования усилий научного сообщества в этой работе.

В Северо-Осетинском государственном университете имени К.Л. Хетагурова исследуются проблемы прогрессивной демократической педагогики Кавказа, особенности формирования осетинского казачества, становления и развития женского образования Терской области, социокультурные аспекты просветительства на Северном Кавказе, развитие традиционной адыгской системы традиционного женского воспитания, этнопедагогическая подготовка учителя на осетинских традициях (Ф.Ш. Хугистова, Л.М. Аппоева, Н.О. Блейх, Л.Х. Урусова, Е.В. Юдина и др.). Учеными исследуют педагогическое проектирование учебной деятельности младших школьников в условиях развивающего обучения (О.Н. Хижнякова), основы эстетического воспитания школьников в условиях региональной системы дополнительного образования (Ю.А. Городецкая), толерантное отношение школьников в условиях современной социокультурной среды, в процессе педагогического общения (С.А. Ашинова, А.Э. Ширвонян).

В Дагестанском государственном университете по результатам научно – исследовательской темы «Методологические проблемы высшего образования в условиях интеграции» (рук. - чл. кор. РАО, проф. О.А. Омаров) изучены и апробированы методологические аспекты функционирования университетского комплекса в многонациональном культурном пространстве, создана модель профессионализма преподавателя, подготовлен эмпирический материал по разработке технологий реализации методологической функции учебного процесса в вузе, разработана программа «педагогика и психология высшего образования».

Этнополитический диалог культур как фактор стабилизации межэтнический отношений, использование этнопедагогики в воспитательной работе школы, семья как фактор стабилизации межнациональных отношений, - эти проблемы являются предметом исследований учёных ДГУ

(М.М. Гасанов, Б.Ш Алиева и др.).

Создание Университетского комплекса республики Дагестан (2001) способствовало решению проблемы интеграции единой образовательной системы республики, росту этнического сознания народов Дагестана, совместимости целей национального образования с задачами сохранения и развития общего образовательного пространства России. В Дагестанском государственном педагогическом университете важными направлениями педагогических исследований являются: теоретические основы общепедагогической подготовки учителя к работе в малокомплектной школе в условиях модернизации высшего педагогического образования; социально-педагогическая работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей; педагогические основы психотехнической игры как средства психического и физического развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста; педагогические основы приобщения младших школьников к национальной культуре; современный подход к воспитанию младших школьников в народных традициях; социально-психологическая адаптация будущих учителей (на примере Дагестана).

Свой вклад в развитие региональной педагогической науки вносят научно – исследовательские институты и центры: Научно-исследовательский институт семьи и семейного воспитания, Межвузовский центр развития педагогического образования, Межвузовский центр коррекционного образования, Научно-исследовательская лаборатория управления профессиональным образованием, Институт экспериментальной педагогики, научно-исследовательские лаборатории «Гуманной педагогики в Республике Дагестан» (Д. М Маллаев), «Личностно-ориентированное образовательное пространство Дагестана» (А.А. Цахаева), «Малокомплектные школы» (М.А. Арипов), «Управление образованием: методология, теория, практика (З.Л. Садыкова). Научная школа Д.М. Маллаева - ректора ДГПУ. д.п.н., проф., действительного члена общественной академии информатизации исследует современные проблемы общей и специальной педагогики и психологии. Основная проблематика исследований: теория и практика игровой деятельности детей с нарушениями развития; воспитание детей с задержкой психического развития средствами этнокультуры; развитие общения умственно отсталых школьников; социализация детей с задержкой психического развития; роль семьи в социализации детей с ограниченными возможностями развития; коррекция социально-дезадаптивного поведения подростков с интеллектуальной недостаточностью; подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями зрения; гендерные различия в воспитании детей с нарушениями зрения; игра как средство воспитания и развития младших школьников; психолого-педагогическое сопровождение детей с ранним детским аутизмом; психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот и др.; общечеловеческие ценности в воспитании и обучении детей с проблемами в развитии.

Научно-исследовательская работа в Карачаево - Черкесском государственном университете им. У.Д. Алиева направлена на обеспечение конкурентоспособности и устойчивости развития национальной инновационной системы России, в том числе Карачаево-Черкесской республики, на основе эффективного использования научного потенциала вуза для подготовки высококвалифицированных специалистов, развития фундаментальных и прикладных исследований, создания перспективных инноваций и сохранения культурных традиций. Направлениями исследований по педагогике являются: этнопедагогика и этнопсихология народов Северного Кавказа; культурологический подход в реализации регионально-национального компонента образования в вузе; сравнительная педагогика и проблемы образования в современном мире и др.

Основные принципы формирования содержания национально – регионального компонента образования (И.А.Арабов) имеют важное значение в регионе с этнической мозаикой населения, что позволяет сбалансировать в информационных потоках регионально – этническое, общечеловеческое и национально – культурное, общее и единичное, инвариантное и вариативное. Проблемы преподавания русского языка в национальных школах исследует Н. Экба.

В Чеченском государственном педагогическом институте в развитии педагогических исследований наметились направления: формирование этнонравственной культуры учителя в вузе, родной язык как фактор формирования и развития идеала совершенного человека (Ш.М.-Х. Арсалиев, Р.М. Белалов, И.В. Мусханова и др.), проблемы возрождения культуры и образования чеченского народа в постсоветский период (А.Д. Яндаров, Г.В. Заурбеков), компьютерные обучающие программы и информационные средства в педагогическом образовании (Р.С. Хатаева), информатизация общего и профессионального образования Чеченской Республики: состояние, проблемы, перспективы (В.И. Гишларкаев, А.В. Якубов).Управление развитием школ-комплексов в республиканской системе образования: на материале Республики Ингушетия исследует Ф.Н. Дударова и др.

В Калмыцком государственном университете становление и развитие профессионального образования Калмыкии, развитие толерантности и этнической культуры будущих педагого исследуются И.М. Нармаевой, С.А. Кикеевой и др.), воспитание личности в аспекте национальных традиций рассматриваются в исследованиях Е.Н. Поляковой и др.).

В Южно - Российском регионе накоплен богатый материал этнопедагогики российских народов. В последние десятилетия возрастает интерес учёных к изучению идей и традиций этнопедагогики (Б.А. Алиева, К.И. Бузаров, И.А. Шоров и др.). В условиях глобализации приобщение молодёжи к этнокультуре рассматривается как важное средство развития человека и общества. Важным представляется позиция исследователей в области этнопедагогики: не допустить противостояние этносов, вести диалог культур, способствовать выявлению гуманистического потенциала, общего для всех этнических культур, выработка на его основе общегражданского идеала (Л.Л. Супрунова, д.п.н.. проф., зав каф. педагогики Пятигорского государственного лингвистического университета).

В развитии региональной педагогики ключевая позиция обновления отечественного образования видится в возрождении его культурно-созидающей роли, в воспитании и развитии растущего человека, новых поколений на основе национальных традиций, региональных особенностей, общечеловеческих ценностей и идеалов. Внимание педагогов - исследователей актуализировано на проблемах истории становления образования, регионально – этнических воспитательных и образовательных систем, педагогического образования. Это способствует выявлению научных основ корректирования реально функционирующих национально-региональных систем образования, теоретическому анализу состояния научной разработанности проблем, разработке модели личности обучаемого и этнокультурных компонентов содержания образования и функционирования системы образования.

В исследовании развития педагогической науки в образовательном пространства Юга России мы исходим из следующих посылок: проблема суверенитета России, связанная с федерализацией, устремлением административно-территориальных образований к самостоятельности, свободному развитию (в рамках Конституции РФ), расширением поля для полной самореализации региона, не означает, однако, закрытости, изоляции, что не обеспечивает сохранение и целостность Российского государства и федерального образовательного пространства.

Целостное представление об образовательном пространстве России невозможно получить, не рассматривая уникальность и динамику развития образовательных пространств регионов; федеральное и региональные образовательные пространства взаимодействуют как целое и его составляющие; историко-педагогическое исследование генезиса образования и педагогической науки в Южно-Российском регионе связано как с регионализацией, так и с федерализацией образования.

В пределах южнороссийского «суперрегиона» выделяются крупные, достаточно самостоятельные и отличные друг от друга по важным социоэкономическим параметрам части. Необходимо время, чтобы консолидировать в новом территориальном формате, трансформированном с учётом современных геополитических, социально – экономических и социально – культурных реалий, все конструктивные формы регионального социокультурного и научного сообщества. Время необходимо и для исследований педагогической науки в контексте современности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: