Политико-правовая доктрина Фомы Аквинского

Фома Аквинский (1226–1274) – средневековый философ и богослов. Его основные работы «Сумма теологии», «О правлении государей».Фома Аквинский – выдающаяся фигура средневековой политико-правовой мысли. Он уделяет особое место учению о законах, их видах и соподчиненности. Он делит законы на положительные (писаные) и естественные. Естественные законы – это отражение человеческим разумом разума Божественного.

Законы Божественные касаются духовной жизни человека, а человеческие касаются политической жизни. Так, кодекс Божественного закона – это Библия, а человеческий закон – это феодальное право. Фома считал, что феодальное право совпадает с естественным законом, и следствием выполнения этого закона является сохранение жизни и продолжение рода.Когда государь нарушает Божественный закон, духовная власть должна оказать давление на светскую власть. Всякая власть от Бога, а Церковь – выразитель его воли на земле. Только духовная власть позволяет праву светской власти осуществлять свои функции.Аквинский выделяет три основных момента государственной власти:1) сущность;2) происхождение;3) использование.

Сущность государства заключается в соотношении господства и подчинения, что отражается в повиновении представителей низших слоев общества высшими. Однако это не означает того, что государь обожествляется или все его действия освящаются, так как власть по своему происхождению может быть тоже несправедлива и дурна. Она быть использована и во зло, и следствием этого является вырождение власти. Определение законности власти осуществляется Церковью.

Цель государства – установление общего блага и соблюдения закона. Фома классифицирует следующие формы государства:1) правильные – монархия, полития, аристократия;2) неправильные, извращенные – олигархия, тирания, демократия.

Правильная форма государственного устройства – это монархия. Именно монарх должен стоять во главе царства земного, и только монархические государства жизнеспособны; пример тому – история. Наихудший тип государственного устройства – это тирания.

Одна из важных проблем того периода – это проблема соотношения церковной власти и светской, ведь, по утверждению Фомы, эти два типа власти неразрывны. Что касается Церкви, то она ответственна за души и должна искоренять ересь и любое отступление от веры.Если на неправедный путь встанет монарх, он должен быть смещен. Монарх должен быть христианином и владеть политическим искусством, так как только таким способом он может установить согласие между подданными и успешно вести государственные дела.

19. Правовые взгляды средневековых юристов.

Римская юриспруденция оказала значительное влияние на развитие юридической мысли в средневековой Западной Европе. В ряде юридических школ того времени (X–XI вв.), в Риме и других городах при изучении источников права особое внимание уделялось соотношению римского и местного (готского) права. Положениям и нормам римского права стали придавать универсальное значение. Также существенное место начинают занимать идея правовой справедливости и связанные с ней естественно-правовые представления и концепции.Это направление в юриспруденции того времени сменилось затем новым учением о праве. Представители школы глоссаторов стали уделять основное внимание толкованию самого текста римского права – Свода Юстиниана и особенно Дигест.Известными представителями школы глоссаторов были Ирнерий, Булгар, Рогериус, Альберикус, Бассианус, Пиллиус и др. Глоссы всей этой школы были изданы Аккурсиусом вХШ в. (Glossa Ordinarm). Этот сборник глосс имел большое значение и играл в судах роль источника действующего права.Юриспруденция глоссаторов внесла большой вклад в становление позитивного права и развитие юридического метода трактовки этих источников. Конфликт права и закона глоссаторы решали в пользу официального законодательства.Постглоссаторы (комментаторы) занимали особое положение в европейской юриспруденции (XIII–XV вв.), они уделяли основное внимание именно комментированию глосс. Представителями школы постглоссаторов были Раванис, Луллий, Бартолус, Балдус и др. Постглоссаторы изучают сами идеи естественного права и учения римских юристов. Естественное право они трактуют как вечное, разумное право, которое соответствует природе вещей.Основные идеи школы постглоссаторов были сформулированы Раймундом Луллием (1234–1315). По мнению Луллия, юриспруденция напрямую связана с идеями схоластической философии и теологии. Он считал, что естественное право сильнее, чем принципат, власть государя.В XVI в. в юриспруденции появляется гуманистическая школа. Представители этого направления (Будаус, Альциатус, Цазий, До-нелл) свое внимание уделяют изучению источников действующего права, а особенно римского права. Юристы гуманистической школы считали, что право – это прежде всего право позитивное, т. е. законодательство. В XVI в. юристы были легистами, выступающими против феодальной раздробленности, за централизацию государственной власти, единое светское законодательство, кодификацию действующего позитивного права. Воззрения средневековых юристов были пронизаны идеей легитимации существовавшего феодального строя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: