Семинарские занятия. Становление понятийного аппарата психологии как предмет ее историографии

Семинарские занятия

ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ

Становление понятийного аппарата психологии как предмет ее историографии

Основные способы освещения истории психологии

Проблема периодизации.

Значение и задачи историко-психологических исследований.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.

Раздел 1.

1. Философский вопрос о соотношении идеального (психического) и материального (телесного) в психологии и ее истории принять определять как проблема (Какая?):

1) биосоциальная,

2) психобиологическая,

3) психогностическая,

4) психопраксическая

5) психосоциальная,

6) психофизическая.

2. Как называется способ освещения истории психологии посредством характеристики научных взглядов мыслителей прошлого?

1) географический,

2) категориальный,

3) ораслевой,

4) персонологический,

5) хронологический.

3. Для чего, по Вашему мнению, следует изучать историю психологии? – Для того, чтобы:

1) расширить свой кругозор,

2) придать своим знаниям стройный характер,

3) установить связь прошлого, настоящего и будущего.

ЛИТЕРАТУРА:

О с н о в н а я:

1. Ждан А.Н. История психологии. М.,2003.

2. Марцинковская Г.М. История психологии. М., 2002.

3. Якунин В.А. История психологии. СПб., 2001.

4. Ярошевский М.Г. История психологии. М.,1995.

Д о п о л н и т е л ь н а я:

1. Хрестоматия по истории психологии. М.,1980.

.

2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ В ДРЕВНОСТИ

Психологические взгляды ранних древнегреческих мыслителей. Представления о душе философов Милетской школы - Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена. Понимание природы души Гераклитом Эфесским. Зарождение идеи нервизма в учении Алкмеона. Психологические воззрения Эмпедокла и Анаксагора. Гиппократ и его учение о типах темперамента. Возникновение и противостояние противоположных течений в философии и психологии древности. Материализм философско-психологической концепции Левкиппа-Демокрита. Объективный идеализм в философско-психологических взглядах Сократа-Платона.

Новые подходы в объяснении природы психического; учение Аристотеля о душе. Психологические взгляды стоиков. Философско-психологические идеи в период распада Греции и возвышения Рима; учение Эпикура о душе и психологические представления Лукреция Кара. Этико-психологические идеи позднего стоицизма. Изучение анатомо-физиологических основ психики в древности. Достижения и открытия александрийских врачей Герофила и Эразистрата в области анатомии и физиологии нервной системы и головного мозга. Психофизиология Галена. Общие итоги и оценки развития психологических воззрений в античный период.

2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ В ДРЕВНОСТИ

2.1 Возникновение и противостояние идеалистического и материалистического взглядов на природу психического.

2.2. Учение Аристотеля и стоиков о душе.

2.3. Древние философы о познавательных способностях и побудительных силах души.

2.4. Развитие в древности представлений об анатомо-физиологических основах психики

2.5. Эволюционные идеи в психологических воззрениях античных мыслителей

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.

1. Что в качестве первоосновы мироздания принимал Демокрит?:

1) апейрон,

2) атомы,

3) воздух,

4) гомеомерииЮ

5) огонь.

2. Кто из древних мыслителей помещал душу в головной мозг.

Алкмеон,

Аристотель,

Гален,

Демокрит.

3. Кто из философов древности выделял в составе души растительные, животные и разумные способности?

Анаксагор,

Анаксимандр,

Анаксимен,

Аристотель,

Демокрит.

4. Каким из ниже упоминаемых терминов обозначается представление античных мыслителей о всеобщей одушевленности природы:

антропопсихизм,

биопсихизм

гилозоизм,

нейропсихизм.

5. Назовите имя философа, чьим учеником был Аристотель?

Гераклит,

Демокрит,

Платон.

ЛИТЕРАТУРА:

О с н о в н а я:

1. Ждан А.Н. История психологии. М.,2003.

2. Марцинковская Т.Д. История психологии.М.,2002.

3. Якунин В.А. История психологии. СПб.,2001.

4. Ярошевский М.Г. История психологии. М.,1995.

Д о п о л н и т е л ь н а я:

1. Хрестоматия по истории психологии. М.,1980.

3. ПСИХОЛОГИЯ В СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ПЕРИОД И В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Зарождение интроспективного подхода в психологии средневекового периода. Источники христианского воззрения на психику и ранняя схоластика. Неоплатонизм:

Богословская интерпретация учения Платона о душе в работах Плотина и Августина.

Возрождение учения Аристотеля: развитие его идей на Востоке и в Европе. Арабо-язычная психология: взгляды Авиценны. Аверроэса и Альгазена. Богословская обработка учения Аристотеля Ф.Аквинским. Материалистические тенденции в философии и психологии средневековья: Д.Скотт, Р.Бэкон и В.Оккам. Общие черты развития психологии в период разложения феодального общества. Критика богословия и схоластики. Философско-психологические идеи и представления Л.Валла, П.Помпонацци, Б.Телезио, Л.Вивеса, Г..Меланхтона и Гоклениуса. Научные взгляды Г.Перейра, А.Везалия и Леонардо да Винчи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: