Семинарские занятия

Семинарские занятия

11. РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

11.1 Возрождение психологической науки в 60-70-е годы

11.2 Психологическая наука на службе практике

11.3 Основные научные школы и психологические центры в современной России.

11.4. Перспективы развития отечественной психологии.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.

1. Что, по представлению А.Н. Леонтьева, является главным фактором развития психики человека?

1) наследственность,

2) предметная деятельность,

3) социальные обстоятельства.

2. Кто является главой Санкт-Петербургской (Ленинградской) психологической школы в послевоенный период?

1) Б.Г. Ананьев,

2) А.Н. Леонтьев,

3) С.Л. Рубинштейн.

3. Первую в нашей стране лабораторию социальной психологии открыл (кто)?

1) А.А. Бодалев,

2) Е.С. Кузьмин,

3) Б.Д. Парыгин.

4. Кто из отечественных ученых современности разрабатывал в области психологии личности теорию отношений?

1) А.Ф. Лазурский,

2) В.С. Мерлин,

3) В.Н. Мясищев,

4) К.К. Платонов,

5) В.А. Ядов.

5. Кому из отечественных психологов советского периода принадлежит заслуга в создании инженерной психологии?

1) В.П. Зинченко,

2) Б.Ф. Ломов,

3) К.К. Платонов.

6. Кем была пересмотрена в советское время павловское учение об основных свойствах нервной системы?

1) П.К. Анохиным,

2) Н.А. Бернштейном,

3) А.Р. Лурией,

4) Б.М. Тепловым,

5) В.Д. Небылицыным.

7. В какой области является ведущим специалистом глава Пермской психологической школы в послевоенный период?

1) нейропсихология,

2) общая психология,

3) педагогическая психология,

4) психология личности,

5) психология труда.

ЛИТЕРАТУРА:

О с н о в н а я:

1. Ждан А.Н. История психологии. М.,2003

2. Психологическая наука в России ХХ столетия. М.,1997.

3. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. М.,2004.

Д о п о л н и т е л ь н а я:

1. Петровский А.В. История советской психологии. М., 1967.

2. Смирнов А.А. История и современное состояние психологической науки в СССР М, 1975..

3. Хрестоматия по истории психологии. М.,1980.

12. СОВРЕМЕННАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Производные от основных психологических школ новые направления в современной зарубежной психологии. Когнитивная психология: теория познания и обучения Д.Брунера, эпистимология Ж.Пиаже, теория конструктов Д.Келли.Экзистенционально-гуманистическая психология Д.Бюдженталя и теория смысла В.Франкла. Интеракционизм в зарубежной психологии. Социальный бихевиоризм. Социометрия Д.Морено. Ролевые концепции личности в зарубежной психологии. Трансактная психологии Э Берна. Психосинтез Р.Ассаджиолли. Гештальт-терапия Ф.Перлза. Нейро-лингвистическое программирование Р.Бэндлера и Д Гриндера.

12.1. Ассимиляция принципов и идей основных психологических школ в современных направлениях зарубежной психологии

12.2 Общая характеристика:

когнитивной психологии,

интеракционизма

экзистенциональной психологии

транзактной психологии

психосинтеза

гештальт-терапии

нейро-лингвистического программирования

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.

1. К какому направлению в современной зарубежной психологии относится Д. Брунер?

1) интеракционизм,

2) когнитивная психология,

3) необихевиоризм,

4) трансактная психология,

5) социометрия,

6) экзистенциональная психология.

2. В какой современной психологической школе абсолютизируется роль осознаваемого субъективного опыта?

1) Гуманистическая психология,

2) необихевиоризм,

3) неофрейдизм.

3. Кто считается основателем трансактивной психологии?

1) Э. Берн,

2) Д. Келли,

3) Д. Морено,

4) В. Франкл.

4. В какой области практики возникли такие направления в современной психологии, как гештальт-терапия, нейро-лингвистическое программирование и психосинтез?

1) бизнес,

2) медицина (психиатрия),

3) политика,

4) производство.

5. Кто из ниже перечисляемых зарубежных психологов принадлежит к психоаналитическому направлению?

1) А. Бандура,

2) Д. Бюдженталь,

3) А. Маслоу,

4) Д. Келли,

5) Г. Салливен.

ЛИТЕРАТУРА:

О с н о в н а я:

3.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.,1997.

4.Шульц Д., Щульц С. История современной психологии. М., 1995.

6.Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. М.,1983.

Д о п о л н и т е л ь н а я:

1. Хрестоматия по истории психологии. М.,1980.

.ПЕРЕЧЕНЬ

примерных вопросов к зачетам и экзамену по истории психологии

1.Становление понятийного аппарата психологии как предмет истории психологии.

2.Основные категории психологии в их исторической перспективе.

3.Принципы отечественной психологии в их истории и развитии.

4.Основные проблемы психологии и способы их решения в истории психологии.

5.Основные способы изложения истории психологии.

6.Значение и актуальные задачи психологической историографии.

7.Общая характеристика развития психологических воззрений в античную эпоху.

8.Прдставление о душе философов Милетской школы.

9.Гераклит о душе.

10.Зарождение идей нервизма в античное время.

11.Представления древних мыслителей о границах психического.

12. Проблема локализации души в античный период.

13. Возникновение эволюционных идей в древности.

14. Представления об анатомо-физиологических основах психики в античную эпоху.

15. Психологические представления Эмпедокла

16. Анаксагор и его учение о «Нусе».

17. Природа темперамента по Гиппократу.

18. Ассоциативный механизм в античных учениях о душе.

19. Зарождение материалистического и идеалистического понимания природы психического в античный период.

20. Природа психического в учении Демокрита.

21. Учение Платона о душе.

22. Строение души в учениях Демокрита и Платона.

23. Механизм восприятия в представлениях античных мыслителей.

24. Платон о бессмертии души.

25. Аристотель о душе и ее способностях.

26. Психологические взгляды стоиков.

27. Гуморальная природа психической активности в учениях древности.

28. Учение Эпикура о душе.

29. Основные достижения и открытия Александрийских врачей.

30. Психофизиология Галена.

31. Лукреций Кар и его философско-психологические взгляды.

32. Общие итоги и оценка развития психологических воззрений в античное время.

33. Общая характеристика развития психологии в Средневековый период.

34. Развитие средневековой психологии на Востоке - Авиценна, Альгазен, Аверроэс.

35. Особенности развития психологии в средневековой Европе.

36. Неоплатонизм и томизм в философии и психологии Средневекового периода.

37. Учение Ф. Аквинского о душе.

38. Развитие материалистических тенденций в Средние века.

39. Преемственность в истории развития психологических взглядов античного и средневекового периода.

40. Психология в эпоху Возрождения: основные тенденции в развитии философско-психологических взглядов.

41. Общие черты в развитии психологии Нового времени.

42. Возникновение сенсуалистического и рационалистического направлений в философии и психологии Нового времени.

43. Картезианское учение о сознании.

44. Р.Декарт о "страстях души".

45. Р.Декарт и его рефлекторное учение.

46. Ф.Бэкон и оформление эмпирического направления в философии и психологии.

47. Ф.Бэкон и его учение о человеческих "Призраках".

48. Т.Гоббс и его представления о природе психического.

49. Психологическая система взглядов Д.Локка

50. Д.Локк как предвестник ассоциативной психологии.

51. Детерминистическое учение Б.Спинозы о психике.

52. Природа аффектов в учении Б.Спинозы.

53. Философско-психологическая концепция Г.Лейбница

54. Г.Лейбниц и его монадология.

55. Теория предустановленной психофизической гармонии в монадологии Г.Лейбница.

56. Немецкая психология в XVIII веке: Х.Вольф и И.Кант.

57. Учение И.Канта об априорных формах сознания.

58. Возникновение ассоциативной психологии.

59. Д.Гартли и Д.Юм как родоначальники ассоциативной психологии

60. Субъективно-идеалистическое направление в английской ассоциативной психологии.

61. "Ментальная механика" и "Ментальная химия" Д.Милля и Д.Ст.Милля.

62. Р.Декарт и оформление французского материализма в XVIII столетии.

63. Влияние локковского сенсуализма на развитие психологии в Европе.

64. Сенсуализм Э.Кондильяка.

65. Русская психология в XVIII веке.

66. А.Н.Радищев: о человеке, его смертности и бессмертии.

67. Социологическое направление во французской философии и психологии XIX века.

68. О.Конт о месте психологии в системе наук.

69. О.Конт и биосоциальная проблема.

70. Биосоциальный дуализм в работах Э.Дюркгейма, Л.Брюля и Г.Лебона.

71. Ассоциативное направление в развитии немецкой психологии XIX века.

72. Учение И.Гербарта о сознании, его статике и динамике.

73. Философские основы "физиологической психологии" В Вундта.

74. Функциональная психология в Германии:Ф.Брентано,Э.Гуссерль.К.Штумпф.

75. Теория психофизической нейтральности в работах Э.Маха и Р.Авенариуса.

76. Вопросы психологии в трудах К.Маркса и Ф.Энгельса

77. Психофизический монизм в философской антропологии Л.Фейербаха.

78. Материалистическая линия в русской философии и психологии XIX стлетия.

79. Н.Г.Чернышевский о предмете и методах психологии.

80. Обновление ассоциативной английской традиции в трудах А.Бэна и Г.Спенсера.

81. Г.Спенсер об эволюции психики и об адаптивной роли сознания.

82. Основные направления в развитии психологии внутри естествознания.

83. Атрономия и ее роль в последующем развитии психологии.

84. Физическая оптика и акустика и их значение в развитии сенсорной физиологии и психофизиологии.

85. И.Мюллер и его учение о специфической энергии нервов и органов чувств.

86. Вебер и его опыты в области осязания.

87. Эволюционное учение Ч.Дарвина и его роль в естественнонаучной ориентации психологии.

88. Значение развития нервно-мышечной физиологии и рефлекторного учения в последующем преобразовании психологии в самостоятельную науку.

89. Анатомия и физиология головного мозга, их развитие и роль в естественно-научной перестройке психологии.

90. Психиатрия и ее роль в развитии естественно-научной психологии.

91. Оформление психометрии как экспериментальной области измерения времени психических реакций.

92. Создание Г.Фехнером психофизики.

93. Экспериментальная психофизиология Г.Гельмгольца

94. Г.Гельмгольц: его эмпирическая теория зрения и резонантная теория слуха.

95. В.Вундт и его реформаторская роль в оформлении психологии как самостоятельной и экспериментальной науки.

96. Организация первых психологических лабораторий в Германии и в других странах.

97. Основные направления первых экспериментальных исследований.

98. Опыты Г.Эббингауза по изучению памяти.

99. Экспериментальное изучения мышления в Вюрцбургской школе.

100. Кризис ассоциативной психологии.

101. И.М.Сеченов и его роль в естественнонаучной перестройке психологии.

102. Организация первых психологических лабораторий в России.

103. Вклад В.М Бехтерева в развитие отечественной психологии.

104. И.П.Павлов и значение его опыта изучения высшей нервной деятельности для психологии.

105. Содержательная и функциональная психология в Америке в конце XIX века.

106. Роль Т.Рибо в оформлении экспериментальной психологии во Франции.

107. А.Бине и его место в истории французской психологии.

108. Э.Торндайк как предвестник бихевиоризма.

109. Оформление экспериментальной психологии в Америке.

110. Возникновение и развитие экспериментального направления в Англии.

111. Ф.Гальтон и его роль в развитии английской психологии.

112. Зарождение статистического направления в психологии.

113. Дифференциальная психология, ее оформление и развитие в России и за рубежом.

114. А.Ф.Лазурский и его вклад в развитии общей и индивидуальной психологии а также психологии личности(характерологии).

115. Зарождение экспериментальной дидактики(педагогической психологии) в России и за рубежом.

116. Оформление психотехники и психологии труда за рубежом и в России.

117. Начало экспериментально изучения психики у душевно-больных в конце XIX - начале ХХ века, оформление медицинской психологии в России и за рубежом.

118. Основные направления в отечественной психологии дореволюционного периода.

119. Начало марксистско-ленинской перестройки в отечественной психологии.

120. Критика реактологии.

121. Критика рефлексологии.

122. Преодоление "педологических извращений" в отечественной психологии.

123. Фрейдизм в России и его преодоление в предвоенные годы.

124. Бихевиоризм в России и его критика.

125. Развитие прикладных отраслей в отечественной психологии в довоенный период.

126. Экспериментальная зоопсихология в России в предвоенные годы.

127. С.Л.Рубинштейн и разработка им философских основ психологии в 30-е и в послевоенные годы.

128. Л.С.Выготский и разработка им культурно-исторической концепции развития психики.

129. Отечественная психология в годы Великой Отечественной войны.

130. Развитие психологии в послевоенные годы и роль в этом развитии Павловской сессии 1951 года

131. Возникновение бихевиоризма в зарубежной психологии и его современные формы.

132. Гештальт-психология и ее судьбы.

133. Зарождение фрейдизма, его основные разделы, положения и критика.

134. Основные направления в неофрейдизме и их характеристика: глубинная психология и социальный фрейдизм.

135. Возрождение отечественной психологической науки в 60-70-е годы.

136. Психологическое наследие Б.Г.Ананьева.

137. Концепция деятельности в трудах А.Н.Леонтьева и его сотрудников.

138. Психологическая школа Б.М.Теплова.

139. В.С.Мерлин и Пермская психологическая школа в послевоенные годы.

140. Современное состояние отечественной психологии.

141. Возникновение гуманистической психологии.

142. Э.Маслоу и его концепция самоактуализирующейся личности.

143. К.Роджерс и его личностно-ориентированный подход в психологии и психиатрии.

144. Социальный бихевиоризм.

145. Когнитивное направление в современной зарубежной психологии.

146. Трансактная психология Э.Берна.

147. Интеракционизм в зарубежной психологии.

148. Психосинтез Р. Ассаджиолли.

149. Гештальт-терапия Ф.Перлза

150. Нейролигвистическое программирование Р.Бэндлера и Д.Гриндера.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАОЧНИКОВ

1. Философский вопрос о соотношении идеального (психического) и материального (телесного) в психологии и ее истории принять определять как проблема (Какая?):

1. биосоциальная,

2. психобиологическая,

3. психогностическая,

4. психопраксическая

5. психосоциальная,

6. психофизическая.

2. Как называется способ освещения истории психологии посредством характеристики научных взглядов мыслителей прошлого?

1. географический,

2. категориальный,

3. отраслевой,

4. персонологический,

5. хронологический.

3. Для чего, по Вашему мнению, следует изучать историю психологии? - Для того, чтобы:

1. расширить свой кругозор,

2. придать своим знаниям стройный характер,

3. установить связь прошлого, настоящего и будущего.

4. Что в качестве первоосновы мироздания принимал Демокрит?:

1. апейрон,

2. атомы,

3. воздух,

4. гомеомерию

5. огонь.

5. Кто из древних мыслителей помещал душу в головной мозг.

1. Алкмеон,

2. Аристотель,

3. Гален,

4. Демокрит.

6. Кто из философов древности выделял в составе души растительные,

животные и разумные способности?

1. Анаксагор,

2. Анаксимандр,

3. Анаксимен,

4. Аристотель,

5. Демокрит.

7. Каким из ниже упоминаемых терминов обозначается представление античных мыслителей о всеобщей одушевленности природы:

1. антропопсихизм,

2. биопсихизм

3. гилозоизм,

4. нейропсихизм.

8. Назовите имя философа, чьим учеником был Аристотель?

1. Гераклит,

2. Демокрит,

3. Платон.

9. Кто из богословов средневековья следовал за учением Платона?

1. Авиценна,

2. Аквинский,

3. Плотин.

10. Как называют учение Фомы Аквинского?

1. деизм,

2. теизм,

3. томизм.

11. Сторонником какого из называемых ниже течений средневекового периода, по разному определявших природу понятий, является В.Оккам:

1. концептуализм,

2. номинализм

3. реализм.

12. Кого принято считать родоначальником эмпирического направления в философии и психологии Нового Времени?

1. Ф. Бекона,

2. Р. Декарта,

3. Г. Лейбница,

4. Д. Локка,

5. Б. Спинозу.

13.Какое из перечисленных ниже понятий было впервые введено Д. Локком?

1. апперцепция,

2. интуиция,

3. рефлексия.

14. Кем из философов Нового Времени психика впервые была сведена к самосознанию?

1. Ф. Беконом,

2. Р. Декартом,

3. Г. Лейбницем,

4. Д Локком,

5. Б. Спинозой.

15. Кем в истории науки был впервые описан рефлекторный механизм работы тела?

1. В.М.Бехтеревым,

2.Р. Декартом,

3. Д Локком,

4. И.П. Павловым,

5. И.М. Сеченовым.

16. Какую теорию для объяснения проблемы соотношения психического и физического (психофизической проблемы) предложил Спиноза?

1. теорию психофизического взаимодействия,

2. теорию психофизического монизма,

3. теорию психофизического параллелизма.

17. Кем в истории психологии было впервые введено понятие «порог сознания»?

1. В. Вундтом

2. И. Гербартом,

3. Г. Фехнером.

18. Какой метод, по В. Вундту, является основным в психологии?

1.наблюдение,

2.эксперимент,

3.экспериментальная интроспекция.

19. Какое название получила точка зрения Д. Милля на работу сознания?

1. «поток сознания»,

2. «ментальная механика»,

3. «ментальная химия»,

«статика сознания».

20. Родоначальником какого направления в философии и психологии является О. Конт?

1. позитивизм,

2. прагматизм,

3. экзистенционализм,

4. эмпиризм.

21.Кому из представителей ассоциативной психологии принадлежит идея развития психики в филогенезе и онтогенезе?

1. А. Бэну,

2. Д. Гартли,

3. Д. Миллю,

4. Г. Спенсеру,

5. Д.Юму.

22. Кто из отечественных естествоиспытателей впервые поставил и ответил на вопрос о том, кому и как разрабатывать психологию?

1. В.М. Бехтерев,

2. И.П. Павлов,

3. И.М. Сеченов.

23.Как называется такая точка зрения, при которой психика человека отождествляется с психикой животных?

1. антропоморфизм,

2. антропопсихизм,

3. психоморфологизм.

24. В рамках какой области физиологии развивалась рефлекторная теория?

  1. нейрофизиология,

2. нервно-мышечная физиология,

3. сенсорная физиология.

25. В какой области знаний выделялись такие две противостоящих точки зрения на природу душевных заболеваний, как «психики» и «соматики»?

1. психология,

2. психиатрия,

3. физиология.

26. Кто из названных ученых обосновал идею внутримозговой локализации и дифференциации психических способностей?

1. Ф. Галль,

2. И. Прохазка,

3. П. Флуранс.

27. Кем из естествоиспытателей была создана психофизика?

1. Г. Гельмгольц,

2. И. Мюллер,

3. Г. Фехнер.

28. Какая из упоминаемых областей психологии связана с измерением
порогов чувствительности?

1. психометрия,

2. психофизиология,

3. психофизика.

29.С чьим именем связано оформление психологии как самостоятельной науки?

1. В. Вундта,

2. Г. Гельмгольца,

3. Г. Фехнера.

30. В какой стране была открыта первая психологическая лаборатория?

1. Америка,

2. Англия,

3. Германия,

4. Россия,

5. Франция.

31. В каком городе открыли первую психологическую лабораторию в дореволюционной России?

Казань,

Киев,

Москва,

Одесса,

Санкт-Петербург.

32. Кого в России называют русским Вундтом?

1. В.М. Бехтерева,

2. Н.Н. Ланге,

3. И.М. Сеченова,

4. Г.И. Челпанова.

33. На изучение какой стороны сознания экспериментальный метод Г.Эббингауз?

1. внимание,

2. воля,

3. мышление,

4. память,

5. эмоции.

34.Опыты ученых, какой немецкой психологической школы привели к краху вундтовскую ассоциативную психологию?

Вюрцбургской,

структурной

функциональной.

35.Представители какой зарубежной психологической школы в начале XX столетия выступили за перевод психологии на объективные методы исследования?

1. бихевиоризм,

2. гештальт-психология,

3. фрейдизм.

36. Основателем какой первой прикладной отрасли психологии является Г. Мюнстерберг?

1. психология душевно больных,

2. психотехника,

3. экспериментальная дидактика.

37. С именем какого психолога связано оформление дифференциальной психологии в Германии?

1. А. Бинэ,

2. Ф. Гальтона,

3. В. Штерна.

38.Кто из ученых с мировым именем занимался изучением «психологии народов»?

1. В.М. Бехтерев,

2. В.Вундт,

3. О. Конт.

39. Кто из отечественных психологов первым стал разрабатывать проблемы индивидуальной психологии и психологии личности?

1. М.Я. Басов,

2. А.Ф. Лазурский,

3. Г.И. Россолимо

40. В создании какой прикладной области психологии в России принял заметное участие А.П. Нечаев?

1. зоопсихологии,

2. медицинской психологии,

3. педагогической психологии,

4. психологии труда,

5. социальной психологии.

41.Кто является родоначальником бихевиоризма?

1. В. Джемс,

2. Э. Торндайк,

3. Д. Уотсон.

42. Какая из психологических школ выступила против сведения психики к сознанию?

гештальт-психология,

психология актов,

фрейдизм.

43. По мнению представителей какой школы поведение животных и человека строится по принципу «проб и ошибок»?

1. бихевиоризм,

2. гештальт-психология.

3. фрейдизм.

44.Кто из представителей гештальт-психологии является основателем индивидуальной и групповой психодинамики?

1. М. Вертгеймер,

2. Г.Гольдштейн,

3. В. Келлер,

4. К. Коффка,

5. К. Левин.

45. Представителей какой психологической школы вводят понятие «промежуточный переменной», обуславливающей поведение животных и человека?

1. бихевиоризма,

2. гештальт-психология,

3. гуманистической психологии,

4. фрейдизма,

5. культурно-исторической психологии.

46. Какая сторона психики определяет поведение человека по 3 Фрейду?

1. аффективная,

2. когнитивная,

3. побудительная.

47. Что видел А. Адлер в качестве главной детерминанты поведения человека?

1. влечения,

2. комплекс неполноценности,

3. страхи,

4. тревожность, чувство одиночества.

48. Родоначальником какой психологической школы является К. Роджерс?

1. ассоциативной психологии,

2. бихевиоризма,

3. гештальт-психологии,

4. гуманистической психологии,

5. культурно-исторической психологии,

6. фрейдизма.

49. К какому из ведущих в предреволюционной отечественной психологии направлений относится Г.И. Челпанов?

1. естественнонаучному,

2. философско-умозрительному,

3. эмпирическому.

50. Кому из русских ученых принадлежит учение о 1-ой и 2-ой сигнальных системах?

1. В.М. Бехтереву,

2. И.П. Павлову,

3. И.М. Сеченову.

51. Кого следует считать главным идеологом марксистско-ленинской перестройки психологии?

1. К.Н. Корнилова,

2. Л.С. Рубинштейна,

3. Г.И. Челпанова.

52. Кем был разработан в отечественной психологии принцип единства сознания и деятельности?

1. Б.Г. Ананьев,

2. Л.С. Выготский,

3. А.Н. Леонтьев,

4. А.Р. Лурия,

5. С.Л. Рубинтейн.

53. С критикой извращений в какой области психологии вышло в 1936 году особое постановление советского правительства?

зоопсихология,

реактология,

рефлексология,

педология,

психотехника.

54. Какая психологическая теория была разработана в предвоенные годы Л.С. Выготским?

1. ассоциативная,

2. субъективно-деятельностная,

3. культурно-историческая,

4. психоаналистическая,

5. гуманистическая.

55. Кто из упомянутых ниже отечественных психологов в годы войны более других занимался восстановлением у раненых воинов психических функций?

1. Б.Г. Ананьев,

2. А.Н. Леонтьев,

3. А.Р. Лурия.

56. Кому из советских психологов первому принадлежит идея о ведущей роли воспитания в психическом развитии человека?

1. Б.Г. Ананьеву,

2. Л.С. Выготскому,

3. А.Н. Леонтьеву,

4. С.Л. Рубинштейну.

57.Что, по представлению А.Н. Леонтьева, является главным фактором развития психики человека?

1. наследственность,

2. предметная деятельность,

1. социальные обстоятельства.

58. Кто являлся главой Санкт-Петербургской (Ленинградской) психологической школы в послевоенный период?

1. Б.Г. Ананьев,

2. А.Н. Леонтьев,

3. С.Л. Рубинштейн.

59. Первую в нашей стране лабораторию социальной психологии открыл (кто)?

1. А.А. Бодалев,

2. Е.С. Кузьмин,

3. Б.Д. Парыгин.

60. Кто из отечественных ученых современности разрабатывал в области психологии личности теорию отношений?

1. В.С. Мерлин,

2. В.Н. Мясищев,

3. К.К. Платонов,

4. В.А. Ядов.

61. Кому из отечественных психологов советского периода принадлежит заслуга в создании инженерной психологии?

1. В.П. Зинченко,

2. Б.Ф. Ломов,

3. К.К. Платонов.

62. Кем была пересмотрена в советское время павловское учение об основных свойствах нервной системы?

1. П.К. Анохиным,

2. Н.А. Бернштейном,

3. Б.М. Тепловым,

4. В.Д. Небылицыным.

63. В какой области является ведущим специалистом глава Пермской психологической школы в послевоенный период?

1. нейропсихология,

2. общая психология,

3. педагогическая психология,

4. психология личности,

5. психология труда.

64. К какому направлению в современной зарубежной психологии относится Д. Брунер?

1. интеракционизм,

2. когнитивная психология,

3. необихевиоризм,

4. трансактная психология,

5. социометрия,

6. экзистенциональная психология.

65. В какой современной психологической школе абсолютизируется роль осознаваемого субъективного опыта?

1. гуманистическая психология,

2. необихевиоризм,

3. неофрейдизм.

66. Кто считается основателем трансактного анализа?

Э. Берн,

Д. Келли,

Д. Морено,

В. Франкл.

67. В какой области практики возникли такие направления в современной психологии, как гештальт-терапия, нейро-лингвистическое программирование и психосинтез?

1. бизнес,

2. медицина (психиатрия),

3. политика,

4. производство.

68. Кто из ниже перечисляемых зарубежных психологов принадлежит психоаналитическому направлению?

1. А. Бандура,

2. Д. Бюдженталь,

3. А. Маслоу,

4. Д. Келли,

5. Г. Салливен.

Программу составил

доктор психологических наук,

заслуженный деятель науки РФ,

профессор: В.А. Якунин

Санкт-Петербург, 2008 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: