России. 6 страница

№36 Февральская революция 1917г., ее причины, ход, значение.

К концу 1916 г. в России назрел глубокий экономический, политический и социальный кризис, который в феврале 1917 г. вылился в революцию.

18 февраля началась забастовка на Путиловском заводе; 25 февраля забастовка стала всеобщей; 26 февраля началось вооруженное восстание; 27 февраля значительная часть армии перешла на сторону революции.

В это же время революционные рабочие избрали Петроградский Совет, который возглавили меньшевик Н.С. Чхеидзе (1864-1926) и эсер А.Ф. Керенский (1881-1970). В Государственной Думе был создан Временный комитет во главе с М.В. Родзянко (1859-1924). Этот комитет по соглашению с Исполкомом Петроградского Совета сформировал Временное правительство во главе с князем Г.Е. Львовым (1861-1925).

В него вошли лидер партии кадетов П.Н. Гучков (1862-1936) (военный и морской министр), эсер А.Ф. Керенский (министр юстиции) и др. Большую часть министерских постов заняли представители партии кадетов. Император Николай II (1868-1918) под давлением революционных масс 2(15) марта 1917 г. отрекся от престола. Характерной особенностью Февральской революции было образование двоевластия. С одной стороны, действовало Временное буржуазное правительство, а с другой, – Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов (в июле 1917 г. Советы свою власть уступили Временному правительству). Февральская революция, победив в Петрограде, быстро распространилась по стране. После Февральской революции в России действовали основные политические партии: кадеты, октябристы, эсеры, меньшевики и большевики. Политику Временного правительства определяли кадеты. Их поддерживали октябристы, меньшевики и правые эсеры. Большевики на своей VII (Апрельской 1917г.) конференции утвердили курс на подготовку социалистической революции. Временное правительство в целях стабилизации обстановки и смягчения продовольственного кризиса ввело карточную систему, повысило закупочные цены, увеличило импорт мяса, рыбы и других продуктов. Хлебная разверстка, введенная еще в 1916 г., была дополнена мясной, а для принудительного изъятия хлеба и мяса у крестьян в деревне направлялись вооруженные воинские отряды. Временное правительство весной и летом 1917 г. пережило три политических кризиса: апрельский, июньский и июльский. В период этих кризисов проходили массовые демонстрации под лозунгами: «Вся власть Советам!», «Долой десять министров-капиталистов!», «Долой войну!». Эти лозунги выдвигались партией большевиков. Июльский кризис Временного правительства начался 4 июля 1917 г., когда в Петрограде под большевистскими лозунгами прошла 500-тысячная демонстрация. В ходе демонстрации произошли стихийные перестрелки, в результате которых было убито и ранено более 400 человек. Петроград был объявлен на военном положении, закрыта газета «Правда», отдан приказ об аресте В.И. Ленина и ряда других большевиков. Сформировано второе коалиционное правительство (первое было сформировано 6 (18) мая 1917 г. в результате апрельского кризиса) во главе с А.Ф. Керенским, наделенное чрезвычайными полномочиями. Это означало конец двоевластия. В конце июля и начале августа 1917 г. полулегально в Петрограде состоялся VI съезд большевистской партии. В связи с тем, что с двоевластием было покончено и Советы оказались безвластными, большевики временно сняли лозунг «Вся власть Советам!». Съезд провозгласил курс на вооруженный захват власти. 1 сентября 1917 г. Россия была провозглашена республикой, власть перешла к Директории из пяти человек под руководством А.Ф. Керенского. В конце сентября было сформировано третье коалиционное правительство во главе с А.Ф. Керенским. Социально-экономический и политический кризис в стране продолжал нарастать. Многие промышленные предприятия закрывались, росла безработица, увеличивались военные расходы и налоги, свирепствовала инфляция, не хватало продовольствия, беднейшие слои населения оказались перед угрозой голода. В деревне происходили массовые крестьянские выступления, самовольный захват помещичьих земель.

№37 Октябрьская революция 1917г. в России.

Приход большевиков к власти.

10 октября ЦК РСДРП(б) принял резолюцию о вооруженном восстании. Против нее выступили Л.Б. Каменев и Г.Е. Зиновьев. Они полагали, что взятие власти большевиками преждевременно и поэтому предлагали действовать легальными методами через Советы и будущее Учредительное собрание. В.И. Ленин настаивал на немедленном взятии власти путем вооруженного восстания. Победила его точка зрения.

12 октября при Петроградском Совете был сформирован Военно- революционный комитет (ВРК). Председателем стал левый эсер П.Е. Лазимир, а фактическим руководителем – Л.Д. Троцкий, Председатель Петросовета с сентября 1917 г. ВРК создавался для защиты Советов от военного путча и Петрограда от возможного немецкого наступления. На практике же он стал центром подготовки восстания.

Временное правительство пыталось противостоять большевикам. Но его авторитет настолько упал, что оно не получило никакой поддержки. Петроградский гарнизон перешел на сторону ВРК. 24 октября солдаты и матросы, рабочие-красногвардейцы начали занимать ключевые места в городе (мосты, вокзалы, телеграф и электростанцию). К вечеру 24 ок­тября правительство было блокировано в Зимнем дворце. А.Ф. Керенский еще днем покинул Петроград и отправился за подкреплением на Северный фронт. Утром 25 октября было опубликовано воззвание “К гражданам России”. В нем объявлялось о низложении Временного правительства и переходе власти к Петроградскому ВРК. В ночь с 25 на 26 октября был взят Зимний дворец и арестованы старые министры.

№39 Политика военного коммунизма», ее результаты.

Политика «военного коммунизма»

Экономическая политика большевиков, проводимая ими в годы Гражданской войны, получила название «военный коммунизм». Она была использована для обеспечения победы в войне посредством жесточайшей централизации всех ресурсов, основывалась на командно‑волевых мерах государственного принуждения и террористических способах управления. Политика «военного коммунизма» включала в себя:

а) национализацию всех средств производства;

б) централизацию управления;

в) уравнительное распределение продуктов;

г) запрет свободной торговли;

д) внедрение продразверстки – обязательного изъятия в пользу государства «излишков» хлеба и сельхозпродуктов;

е) всеобщую трудовую повинность;

ж) политическую диктатуру партии большевиков.

В условиях войны отдельные меры по характеру напоминали представления о коммунизме: нет торговли, действует продуктообмен, по карточкам все продукты распределяются поровну, бесплатные услуги (коммунальные, транспортные) – т. е. практически обходились без денег (они действовали только на «черном рынке»). Большевики полагали, что проводимыми мерами можно немедленно приступить к строительству основ коммунизма. После окончания Гражданской войны в полной мере обнаружилась несостоятельность и разрушительность этой политики.

№40 Национальный вопрос в Советской России и образование СССР.

«Декларация прав народов России» (ноябрь 1917 г.), формально поставившая проблему внутренней политической организации нового государства (будет ли оно централизованным или федеративным?), но не давшая на нее ответа, признавала, что в качестве альтернативы расколу существует «добровольный и честный союз народов России», которые, как было заявлено, равны между собой. Несмотря на то, что Ленин был против федерализма, перед угрозой развала бывшей Российской империи он решил основать новое, советское государство на принципе федерации. В «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» говорилось: «Советская Российская республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация Советских национальных республик». В документе уточнялась процедура присоединения к России; решение об этом должно было приниматься на съезде Советов каждой национальности. Однако федерация мыслилась как переходный этап в преддверии мировой революции, как обязательный шаг на пути к союзу и преодолению национальных различий. С 1918 по 1922 г. развитие Союза шло по двум направлениям:

- вхождение республик и автономных областей в Российскую Федеративную Республику;

- двусторонние договоры между независимыми республиками и Российской Федеративной Республикой. В 1920 г. свою позицию по вопросу о будущих отношениях между советскими республиками Ленин определил так: «Федерация, которую мы вводим... послужит именно важнейшим шагом к самому прочному объединению различных национальностей России в единый демократический центр - Советское государство». Но если некоторые республики (Белоруссия) были готовы развивать эти связи и согласны с таким пониманием федерации и ее динамики, то другие (Грузия) саботировали совместную деятельность. Затянувшийся кавказский конфликт, трудности на Украине побудили Ленина ускорить процесс федерализации. 10 августа 1922 г; для выработки проекта федеративного государства была создана комиссия во главе со Сталиным. Представленный 10 сентября проект, известный как проект «автономизации», на самом деле начал поглощение республик РСФСР, правительство которой становилось во главе федерации. Армения, Азербайджан и Белоруссия приняли этот проект, но украинцы, и особенно грузины полностью его раскритиковали. Ленин отверг идею «автономизации» и предложил совершенно другой вариант, согласно которому в федерацию объединялись равные республики, а не подчиненные РСФСР. Всем республикам гарантировались равные права внутри Союза Советских Социалистических Республик и каждой теоретически предоставлялось право свободного выхода из Союза. Этот проект приняли все национальные партии. 30 декабря 1922 г. I съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР, подписанные четырьмя республиками (РСФСР, Украиной, Белоруссией, Закавказьем). Каждая республика уже имела собственную конституцию. Однако создание Союза делало необходимым принятие совместного документа. Конституция 1924 г. подготовленная в течение 1923 г. конституционной комиссией во главе с М. И. Калининым и одобренная II съездом Советов СССР формально узаконивала союз равноправных и суверенных наций. Она провозглашала право республик на отделение и вхождение в СССР новых социалистических республик. Во второй половине 1920-х годов произошли многочисленные территориальные изменения. Образовалось несколько автономных республик и три союзные (Туркмения, Узбекистан и Таджикистан). Обретение народами бывшей Российской империи своей государственности имело двоякое следствие. С одной стороны, оно пробуждало национальное самосознание, способствовало становлению и развитию национальных культур, позитивным сдвигам в структуре коренного населения. Постоянно повышался статус этих образований, удовлетворяющий рост национальных амбиций. С другой стороны, этот процесс требовал адекватной тонкой и мудрой политики центрального союзного руководства, соответствующей национальному возрождению. В 1920-е годы в рамках национально-государственных образований проводилась так называемая политика коренизации, которая заключалась, во-первых, в вовлечении в их руководящий аппарат национальных кадров, их ускоренной подготовки. Другой аспект коренизации - культурный. Он заключался в определении статуса национальных языков, создании письменности для тех народов, которые ее не имели, строительстве национальных школ, создании собственных литературы, искусства и т. д. Надо отдать должное: государство уделяло очень много внимания помощи отсталым в прошлом народам, выравниванию уровней экономического, социального и культурного развития отдельных наций.

№41Новая экономическая политика 1921-1928 гг. Причины свертывания нэпа в конце 20-х гг. XX в.

Во второй половине 20-х гг. развитие нэповской экономики стало носить противоречивый, а порой и кризисный характер. Столкнувшись с нехваткой финансовых средств для развертывания промышленности, большевистское руководство пошло по пути все большей централизации в распределении ресурсов, вытеснения частного капитала из торговли при помощи налогового пресса, повышения арендной платы.

Серьезной проблемой была безработица: если в 1923 г. на биржах труда было зарегистрировано 160 тыс. человек, то в апреле 1927 г. безработных насчитывалось около 1,5 млн человек.

Не менее противоречивым было развитие сельского хозяйства. Ограничения в развитии крупного товарного крестьянского хозяйства приводили к обострению противостояния между властью и зажиточным крестьянством. Новая экономическая политика не стала политикой «всерьез и надолго» прежде всего потому, что лидеры государства не смогли соединить курс рыночных реформ и социалистическую ориентацию. Новые экономические реалии все более противоречили коммунистической доктрине. В эти годы не произошло изменений в политической системе, не исчез террор. Административно-командный стиль партийного аппарата ВКП(б) делал нэп сторонником централизации, что вступало в противоречие с его принципами. Была и еще одна причина отказа от нэпа: настроения руководящих кадров и большой части общества, которые рассматривали его как «временное отступление», «тактический маневр». Во второй половине 20-х гг. восстановительные резервы в промышленности были исчерпаны, страна столкнулась с необходимостью огромных капиталовложений. Однако привлечь частный капитал не удалось, так как это было запрещено законодательно. Ускоренное развитие промышленности зависело от крестьянства, которое нужно было заставить отдавать все, что оно производило. Поэтому вновь возникший в 1927–1928 гг. кризис хлебозаготовок, повлекший за собой введение карточной системы, был решен чрезвычайными мерами эпохи военного коммунизма: через насильственное изъятие зерна и аресты. Переход к репрессивным мерам был обусловлен не в последнюю очередь политическими причинами – растущей угрозой коммунистической советской власти со стороны окрепшего зажиточного крестьянства. Непреодолимые противоречия между экономикой и политической системой, основанной на всесилии административно-командных методов, обусловили конец нэпа и переход к массовой коллективизации крестьянства.

№42 Индустриализация в СССР, ее значение

Решение об индустриализации было принято в 1925 г. на XIV съезде партии. Ее задача — сделать СССР независимой в промышленном отношении страной и позволить ему на равных противостоять западным капиталистическим державам. Средства для развития промышленности (прежде всего тяжелой) дала коллективизация, упростившая изъятие хлеба у крестьян. Многие из них бежали в города и готовы были работать за нищенскую плату. Активно использовался даровой труд заключенных. За гроши распродавались за границу (в основном в США) шедевры искусства. Западных инвестиций почти не было из-за отказа СССР платить царские долги.

В 1929-1932 гг. состоялась первая пятилетка, в 1933-1937 гг.— вторая. Были реконструированы старые предприятия и построены сотни новых. Важнейшие стройки — Магнитогорский металлургический комбинат (Магнитка), Днепровская ГЭС (Днепрогэс), Беломоро-Балтийский канал (Беломорканал), Челябинский, Сталинградский, Харьковский тракторные заводы, Туркестано-Сибирская железная дорога (ТуркСиб) и др. Планы были завышены, сроки чрезмерно сжаты,предприятия вводились в строй недоработанными, что приводило позже к длительным застоям. Качество продукции было низким.

Большую роль играл энтузиазм масс, воодушевленных идеями социалистического строительства. В 1935 г. началось стахановское движение (его зачинатель — шахтёр А. Г. Стаханов) за перевыполнение планов. Правительство, требуя, чтобы все равнялись на стахановцев, вдвое подняло нормы выработки. Качество продукции снизилось.

Тем не менее в ходе первых пятилеток была создана мощная индустрия, позволившая выдержать будущую войну. Однако делалось это часто вопреки рекомендациям экономистов, спешка привела к перенапряжению сил. Уровень жизни по сравнению с эпохой нэпа упал.

№43 Коллективизация в СССР, ее значение.

Коллективизация сельского хозяйства СССР – это объединение мелких единоличных крестьянских хозяйств в крупные коллективные путем производственного кооперирования.

Хлебозаготовительный кризи 1927-1928 гг. (крестьяне сдали государству в 8 раз меньше хлеба, чем в предыдущем году) поставил под угрозу планы индустриализации.

XV съезд ВКП (б) (1927 г.) провозгласил коллективизацию основной задачей партии в деревне. Проведение курса на коллективизацию выразилось в повсеместном создании колхозов, которым предоставлялись льготы в области кредита, налогообложения, снабжения сельхозтехникой.

В ноябре 1929 г. была опубликована статья Сталина «Год великого перелома», означавшая отказ от принципа добровольного вступления в колхоз и переход к насильственной коллективизации.

Цели коллективизации:

- увеличение вывоза зерна для обеспечения финансирования индустриализации;

- осуществление социалистических преобразований в деревне;

- обеспечение снабжения быстро растущих городов.

Темпы проведения коллективизации:

- весна 1931 г. – основные зерновые районы (Среднее и Нижнее Поволжье, Северный Кавказ);

- весна 1932 г. – Центральная Черноземная область, Украина, Урал, Сибирь, Казахстан;

- конец 1932 г. – остальные районы.

В ходе массовой коллективизации была проведена ликвидация кулацких хозяйств – раскулачивание. Прекращалось кредитование и усиливалось налоговое обложение частных хозяйств, отменялись законы об аренде земли и найме рабочей силы. Было запрещено принимать кулаков в колхозы.

Весной 1930 г. начались антиколхозные выступления (более 2 тыс.). В марте 1930 г. Сталин опубликовал статью «Головокружение от успехов», в которой возложил ответственность за насильственную коллективизацию на местные власти. Большинство крестьян вышло из колхозов. Однако уже осенью 1930 г. власти возобновили насильственную коллективизацию.

Коллективизация была завершена к середине 30-х годов: 1935 г. в колхозах – 62% хозяйств, 1937 г. – 93%.

Последствия коллективизации были крайне тяжелыми:

- сокращение валового производства зерна, поголовья скота;

- рост экспорта хлеба;

- массовый голод 1932 – 1933 гг., от которого умерло свыше 5 млн. человек;

- ослабление экономических стимулов развития сельскохозяйственного производства;

- отчуждение крестьян от собственности и результатов своего труда.

№44 Политическая борьба в 1920 - начале 1930-х гг. в СССР.

Пик ожидаемой большевиками мировой революции пришелся на конец 1920-х гг., когда в капиталистическом мире разразился небывалый экономический кризис. Между тем в начале 1930-х гг. приближалось время смены приоритетов внешней политики. В 1931 г. Япония приступила к захвату Северо-Восточного Китая (Маньчжурии). Второй очаг военной опасности возник в Европе с приходом к власти в Германии Гитлера. Третьим очагом войны стало нападение Италии на Эфиопию в 1935 г. Государства-агрессоры открыто заявили о необходимости территориального передела мира силой оружия Основной вывод, сделанный в начале 1930-х гг. советской дипломатией, состоял в том, что интересы СССР требуют не просто поддержания состояния "не войны" с капиталистическими странами, не только развития торговли, но и сближения с теми из них, которые "давали доказательства своего искреннего стремления к сохранению мира". В связи с тем, что в Лиге Наций остались лишь страны, не ставившие целей передела мира, в 1934 г. СССР вступил в эту организацию. Еще раньше, в 1933 г., были установлены дипломатические отношения между Советским Союзом и США, начался диалог с Францией. В 1935 г. были подписаны советско-французский и советско-чехословацкий договоры о взаимопомощи. Летом 1935 г. на VII Конгрессе Коминтерна в докладе Г. Димитрова и последующих решениях был сделан вывод о необходимости единства всех представителей рабочего класса в борьбе против фашизма и опасности войны. Для советского руководства наиболее неблагоприятной и опасной перспективой была бы ситуация, при которой страны, вставшие на путь экспансии, обратили бы острие агрессии против СССР при нейтралитете или даже косвенной поддержке Англии, Франции и США. Избежать такой опасности можно было при условии создания системы коллективной безопасности, то есть военного союза стран, не заинтересованных в войне. До 1939 г. советское руководство считало оптимальным вариантом создание системы коллективной безопасности. Ни Англия, ни Франция, ни США не были заинтересованы в войне. Рост экспансионизма Германии, Японии, Италии угрожал в первую очередь их интересам. Начатый в 1933-1935 гг. диалог с СССР был призван создать лишние "козыри давления" на Германию и Японию. Что касается перспектив восприятия СССР как реального союзника, то они сводились к минимуму. Впрочем, недоверие было взаимным. Рождалось подозрение, что правительства этих стран заинтересованы в военном столкновении между СССР и державами антикоминтерновского пакта (Японией и Германией). Правительства западных держав, в свою очередь, хорошо помнили времена, когда СССР провозгласил себя "базой и рычагом" мировой революции, когда многие руководители ВКП(б) и Коминтерна не скрывали надежд на "образование новых советских республик" в итоге ожидавшейся ими войны. "Большой террор", развязанный Сталиным, сделал немыслимым заключение союза с Англией, Францией и США против фашистской агрессии. Престиж СССР серьезно пошатнулся в глазах демократических сил и правительств. Это особенно проявилось во время политического кризиса в Европе летом 1938 г., возникшего в связи с предъявлением Германией территориальных претензий Чехословакии. Советский Союз предлагал Чехословакии оказание помощи даже а одностороннем порядке, в сентябре 1938 г. в Мюнхене между Германией, Англией, Францией и Италией было подписано соглашение о передаче Германскому рейху Судетской области. Фактически именно тогда была совершена роковая (военная и политическая) ошибка, открывшая дорогу второй мировой войне. Германия, поглотив Судеты, резко увеличила свой военно-экономический потенциал, приобрела реальную способность вести крупномасштабную войну. Западных столицах сложилось убеждение об отсутствии у Советского Союза иного выхода, кроме поиска союза с Англией и границей против угрожающей всем агрессии Германии и Японии. Между тем мюнхенское соглашение усилило в советскому руководству скептицизм в оценке возможностей добиться существенного прогресса в реализации идеи коллективной безопасности, и в 1939 г. Сталин открыто повернул к политике сговора с агрессорами.

№46Основные направления внутренней политики Н.С. Хрущева.

Важнейшим направлением внешней политики СССР в первые послевоенные годы являлось формирование прочной системы безопасности страны как в Европе, так и на ее дальневосточных рубежах. Внутренняя эволюция СССР после смерти Сталина повлекла новую ориентацию страны и в сфере внешней политики. Журналистские сообщения изменились: они заметно смягчились. Для людей это было удивительно: ведь раньше людям твердили только о негативных чертах Запада. Пресса начала писать не только о том, что плохого произошло в других странах, но и о том полезном, что можно там найти. Обновляя контакты с зарубежными странами, Советское правительство старалось расширять торговые отношения. Это было выгодно не только СССР, но и западным странам, которые получили возможность выхода на новый, обширный рынок своей продукции, чего они были лишены после второй мировой войны. Новые отношения с внешним миром не могли ограничиваться только экономикой. Правительство СССР установило прямые контакты и начало обмен делегациями с парламентами других стран. Событием, изменившим расстановку сил в послевоенном мире, стал запуск 4 октября 1957 года первого искусственного спутника Земли. С этой даты начался отсчет «космической эры». Превосходство советской науки было усилено первыми временными неудачами аналогичных экспериментов в США. Кульминацией стал день 12 апреля 1961 года: впервые человек, советский космонавт Юрий Гагарин, совершил орбитальный полет вокруг Земли. Успехи СССР в освоении космического пространства явились результатом деятельности блестящей группы ученых, возглавляемых академиком Королевым. Идея обогнать американцев в запуске спутника исходила как раз от него. Хрущев был горячим сторонником Королева. Успех этих начинаний имел огромный политический и пропагандистский резонанс в мире. Дело в том, что СССР был окружен кольцом американских военных баз, на которых находилось ядерное оружие, т.е. Советский Союз находился фактически под прицелом США. Для СССР же США оставались практически неуязвимыми, так как у него не было таких баз. Теперь же положение в корне изменилось: Советский Союз отныне владел не просто ядерным оружием, но и межконтинентальными ракетами, способными доставить его в заданную точку мира. С этого времени США утратили неуязвимость из-за океана. Теперь и они оказались под той же угрозой, что и СССР. Если до этого момента в мире существовала одна сверхдержава, то теперь появилась вторая, более слабая, но имеющая достаточный вес для определения всей мировой политики. На американцев, недооценивавших возможности своего противника, это произвело шоковое впечатление. США и всему миру отныне пришлось учитывать мнение Москвы в решении международных вопросов. Положительным сдвигом в международной обстановке стало совместное обсуждение главами ведущих государств, впервые после окончания второй мировой войны, современных проблем. А первой такой встречей было совещание в Женеве 18-23 июля 1955 г. глав правительств СССР, Англии, Франции и США. Хотя к каким-либо договоренностям прийти не удалось, но даже просто сам факт созыва этого совещания имел положительное значение. В ядерной гонке Советский Союз к удивлению США достиг значительных успехов.

№47 Основные направления внутренней политики Л.И. Брежнева.

1964 – 1982 – правление Леонида Брежнева. Период «застоя» в политике, экономике и культуре. Развитие общества застыло, прогресс шел очень медленно. Все желали позитивных перемен.

Было централизованное управление через партию и комсомол. На 270 млн жителей было более 18 млн партийных начальников. Предприятия принадлежали к разным ведомствам. Новые показатели вводились с трудом. Зарплата не зависела от качества труда – как бы человек не работал, зарплата была одинаковой. Из –за этого не было смысла работать хорошо. На заводах делали много брака.

1966 – 1970 – 8-я пятилетка развития народного хозяйства. Было построено 1900 предприятий. Вырос объем производства. Но это было ненадолго. Нужно было проводить модернизацию – закупать новые станки, машины, тракторы. Но в 70-х годах активно заработали буровые станции. Добыча нефти стала приносить основной доход. С 1974 по 1984 годы доход от нефти составил 176 млрд долларов! Хорошо! Поэтому новую технику не закупали, а старая ломалась. Тысячи сел и деревень считались убыточными. Была попытка объединить деревни в один совхоз. Появились совхозы – миллионеры с большими фермами для скота. Но это принесло кратковременные успехи. Лучше всего была развита военная промышленность. Более 60 % заводов СССР считались военными. Они были засекречены. В мире продолжалась «холодная война» и гонка вооружений. Это отнимало много сил и средств. Без модернизации в СССР пошло сильное отставание от Запада. Попытки реформ в экономике не могли идти успешно без реформы политической. Но в системе управления страной никто не желал делать изменений. Эпоху «застоя» ощущали все. Многие в народе выражали недовольство. Но была уверенность в завтрашнем дне. Это самое важное для счастья. Пенсионеры в СССР клали пенсии на сберкнижку. Когда мы это увидим в современной России? Цены на все продукты и промтовары не повышались по нескольку лет? А сейчас? Для молодежи строили Дворцы культуры, парки отдыха. В день свадьбы молодым дарили однокомнатную квартиру от организации (комсомольская свадьба). Когда молодой специалист устраивался на работу, ему платили «подъемные» - зарплату за полгода вперед! Проблем, недостатков и ошибок было много всегда. Но за 30 лет мы не можем выйти из кризиса и подняться до стабильного уровня жизни.

№48Причины «перестройки» 1980-х гг.

К началу 1980-х гг. стало очевидным растущее отставание СССР от ведущих мировых держав как по темпам развития экономики, так и по качественным ее характеристикам. Перебои в снабжении населения элементарными продуктами питания никак не совпадали с лозунгами официальной пропаганды о построении в СССР развитого социализма и успешном продвижении общества к коммунизму. Разрыв между словом и делом больно бил не только по руководству, которое не сумело привести народ в обещанный срок к коммунизму, но и по самой марксистско-ленинской идеологии, сомнения по отношению к которой в обществе постепенно нарастали. Застой и загнивание охватили к этому времени все стороны общественной жизни. Потребность в реформировании общества, ощущавшаяся на протяжении почти 20 лет, но так и не реализованная, превращалась в неизбежность. Это начинали понимать не только внизу, но и вверху общественной пирамиды.ьПосле смерти Л. И. Брежнева и в период недолгого правления Ю. В. Андропова и К. У. Черненко сформировалось и усилило свои позиции то крыло в руководстве, которое выступало за более радикальное обновление общества. Его признанным лидером стал все более быстро набиравший политические очки М. С. Горбачев. Итак, руководство КПСС провозгласило курс на перестройку.ьТермин «перестройка» появился в нашей политической лексике в 1985 г. Апрель 1985 г. положил начало медленным, осторожным реформам, направленным на частичное обновление существующей системы. Перемены, происходившие на протяжении примерно трех последующих лет, отдаленно напоминали ситуацию, сложившуюся в России в конце 1950-х гг. Причиной начавшейся «перестройки» стало отставание от США в гонке космических вооружений: неспособность в силу экономических причин дать ответ на программу «звездных войн» убедила правящие круги СССР в том, что соревнование в сфере высоких технологий уже почти проиграно (о близости экономического кризиса говорил хотя бы такой факт: в 1971–1985 гг. налицо была отрицательная динамика роста по важнейшим экономическим показателям. Темпы роста национального дохода составляли в восьмой пятилетке 41 %, в девятой – 28 %, в десятой – 21 %, в одиннадцатой – 17 %. Рост производительности труда в восьмой пятилетке был 37 %, в девятой – 25 %, в десятой – 17 %). Генеральный секретарь М. С. Горбачев поначалу лишь возрождал времена хрущевской «оттепели». Речь шла вовсе не о том, чтобы изменить систему, – существующая вполне устраивала правящие верхи. Систему эту стремились лишь приспособить к новым прежде всего международным условиям. Отмена крепостного права даже в том варианте, который был реализован Александром II, привела к существенному расширению «степеней свободы» для большинства населения Российской империи. Напротив, в первоначальном проекте перестройки во главу угла ставилась технология, а не человек – ему отводилась непонятная роль «человеческого фактор


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: