ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предмет курса – исторический процесс в России IX – XYIII вв., его закономерности и своеобразие, рассматриваемые в контексте мировой истории.
Цель курса – формирование устойчивой системы знаний, выработка целостного представления о генезисе и особенностях истории России, ее месте в мировой истории.
Задачи курса – освоение закономерностей исторического процесса в России в IX–XVIII вв., особенностей исторического развития в связи с природно-климатическими, геополитическими факторами, влияющими на экономическое, социально-политическое и культурное своеобразие России, ознакомление студентов с новейшими концепциями по отечественной истории; развитие навыков и умений самостоятельной работы с источниками и специальной литературой.
Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Курс лекций и семинарских занятий по истории России IX – XVIII вв. входит в цикл общепрофессиональных дисциплин по специальности 031500 «Искусствоведение». Тематика курса органически связана с осмыслением культурно-исторического процесса, складывавшегося и развивавшегося на территории российского государства, в соответствии с системой ценностей, смыслов, норм и связанных с ними общественных институтов.
|
|
Курс проблемно и хронологически связан с курсами истории исторической науки, истории и теории культуры и другими и учитывает специфику специализации студентов в данной области. Курс «История России IX –XVIII вв.» предполагает изучение, с одной стороны, наиболее общих особенностей как закономерно сложившегося целостного этапа, а с другой – осмысление конкретики исторического процесса в России в рамках отдельных эпох и периодов отечественной истории.
Требования к уровню освоения содержания курса. В результате изучения курса студенты должны научиться различать этапы средневековой истории России, понимать специфику каждого этапа, уметь анализировать источники с точки зрения содержащейся в них исторической проблематики. Проблемно-исторический подход к изучению средневекового периода истории России позволяет выявить ключевые проблемы и рассмотреть их в историческом контексте: проследить причинно-следственные связи, понять сущность исторических явлений и процессов, попытаться сделать исторический прогноз, понять единство исторического процесса.
Наименование разделов и тем курса | Всего часов | |||
Аудиторных | Самостоятельных | |||
Лекции | Сем. и практ. | И/ведение | Музейное дело | |
ДНЕВНОЕ ОБУЧЕНИЕ | ||||
1. Введение | ||||
2. История Русских земель в IX-первой половине XIII в. | ||||
3. Феодальная раздробленность Руси (XII–XIII вв.). Крупнейшие феодальные центры. | ||||
4. Русские земли между Золотой Ордой и крестоносцами | ||||
5. Образование русского централизованного государства | ||||
6. Деспотическое самодержавие Борьба за установление единодержавия | ||||
7. Смутное время | ||||
8. Россия в 17 веке | ||||
9. Церковная реформа | ||||
10. Становление Российской Империи | ||||
11. Дворцовые перевороты и их влияние на русское общество | ||||
12. Время Елизаветы Петровны (1741-1761) | ||||
13. «Просвещенный абсолютизм» в России во второй половине XVIII в. | ||||
ВСЕГО ДЛЯ ДНЕВНОГО ОБУЧЕНИЯ | ||||
ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ: | ||||
1. История Русских земель в IX-первой половине XIII в. | ||||
2. Русские земли между Золотой Ордой и крестоносцами | ||||
3. Деспотическое самодержавие Борьба за установление единодержавия | ||||
4. Россия в XVII в. | ||||
5. Россия в XVIII в. | ||||
ВСЕГО ДЛЯ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ |
|
|