Музыка. Театр

Русская литература.

Русская наука

Российская наука во второй половине XIX в. достигла круп­ных успехов. Русский физиолог И. Н. Сеченов в 1863 г. вы­пустил труд «Рефлексы головного мозга», где доказал обус­ловленность психических явлений физиологическими процессами. Его исследования в области физиологии и выс­шей нервной деятельности продолжил И. П. Павлов, создав учение об условных рефлексах. Естествоиспытатель К. А. Ти­мирязев открыл закономерности фотосинтеза растений. Биолог И. И. Мечников создал теорию развития многокле­точных организмов, открыл явление фагоцитоза.

Математик П. Л. Чебышев исследовал теорию чисел и тео­рию вероятностей, занимался математическим анализом. Математик Софья Ковалевская получила образование за границей, стала доктором наук за исследования в области дифференциального исчисления. Физик А. Г. Столетов ис­следовал магнетизм и фотоэлектрические явления, осно­вал московскую школу физиков. Великий ученый-химик Д. И. Менделеев создал периодическую систему элемен­тов, разработал новые методы переработки нефти и угля (идея подземной газификации угля), основал агрохимию.

А. Н. Лодыгин изобрел электрическую лампочку накалива­ния, П. Н. Яблочков создал трансформатор и электричес­кую дуговую лампу. Профессор А. С. Попов продемонстри­ровал изобретенный им первый радиоприемник, применил на практике радиосигнализацию на военных кораблях. Учи­тель физики К. Э. Циолковский разработал теорию реак­тивного двигателя, обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений, разработал проект ди­рижабля.

Большую известность получили работы этнографа Н. Н. Мик­лухо-Маклая, изучавшего природу и народы Океании и Но­вой Гвинеи. Ученый и путешественник Н. М. Пржевальский совершил путешествия в Уссурийский край, Центральную Азию и Тибет, провел крупные исследования, собрал ценные коллекции растений и животных.

Широкое развитие получили гуманитарные науки. Про­фессор-историк С. М. Соловьев в 1851 г. выпустил первый том «Истории России с древнейших времен». В год смер­ти ученого (1879) вышел 29-й том, доводивший изложе­ние до 1775 г.

Ученик Соловьева, не менее известный историк В. О. Клю­чевский, создал пятитомник «Курс русской истории», а так­же труды по экономическим вопросам, истории сословий, историографии. В своей работе «Происхождение крепост­ного права в России» обосновал идею о том, что крепостное право в России сложилось в результате соглашений между крестьянами и помещиками.

В литературе этого периода нашли отображение социальные проблемы пореформенной России, общественно-политичес­кие течения, народная жизнь. Ведущим направлением в ли­тературе был критический реализм, характерными принци­пами которого было изображение реальной жизни, обличение ее пороков, особенно социальной несправедливости, пово­рот к жизни простого человека.

Наиболее ярким примером обличительной литературы явля­ется творчество писателя-сатирика М. Е. Салтыкова-Щедри­на. В «Истории одного города», как и в знаменитых «Сказ­ках», он в гротескно-сатирической форме вывел галерею образов градоначальников — Разуваевых, Колупаевых, «пре­мудрых пескарей-либералов», нарисовал черты и нравы на­рождающейся буржуазии. В «Господах Головлевых», «Поше­хонской старине» великий сатирик подверг уничтожающей критике нравы и быт провинциального дворянства и чинов­ничества.

Огромное место в литературе этого периода занимает творче­ство Ф. М. Достоевского. В его романах «Бедные люди», «Пре­ступление и наказание», «Братья Карамазовы» и др. нашло отражение философское осмысление нравственных и соци­альных контрастов общества. Непревзойденный мастер пси­хологического романа, он с огромной художественной силой показал мир человеческих страданий, трагедию униженной личности.

На вторую половину XIX в. приходится расцвет творчества Л. Н. Толстого. В романе «Война и мир» писатель раскрыл всю глубину русского национального характера, патриотизм, высокие нравственные черты народа, проявившиеся в борь­бе с внешними врагами. В романах «Анна Каренина», «Вос­кресение» нашли отражение социальные противоречия Рос­сии, разложение дворянского общества, лицемерие церкви и светской власти, фарс уездного суда.

В 60—70-е годы продолжается литературная деятельность И. С. Тургенева — мастера классического русского романа («Накануне», «Дым», «Отцы и дети»). Вождем разночинной молодежи был поэт Н, А. Некрасов, который в своих произве­дениях «Железная дорога», «Кому на Руси жить хорошо» отображает жизнь пореформенной деревни, рисует живучие остатки крепостничества. Некрасов первый в легальной ли­тературе вспомнил декабристов («Русские женщины»).

Продолжает творить драматург А.Н. Островский («Беспридан­ница», «На всякого мудреца...» и др.). С конца 70-х годов начи­нается литературная деятельность А. П. Чехова. В его творче­стве нашли глубокое художественное отображение идейные искания русской интеллигенции в конце XIX в., протест про­тив серости, пошлости обывательской жизни (рассказы «Скуч­ная история», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Дуэль» и др.). Огромной силы социального обобщения достиг писа­тель в рассказах «Палата № б», «Человек в футляре». Он создал также пьесы «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад», которые и сейчас с успехом идут на сценах театров мира. В эти годы в литературу вступают М. Горький, И. А. Бунин, В. В. Вересаев, В. Г. Короленко и другие писатели.

Во второй половине ХГХ в. основным видом печатных изда­ний оставались журналы. Одним из лучших демократичес­ких журналов был «Современник» Салтыкова-Щедрина. Ог­ромную популярность в 70—80-х годах имел журнал «Отечественные записки», который редактировал Некрасов. Известным журналом был «Русский вестник». Выходили ста­рейшие газеты «Санкт-Петербургские ведомости» и «Москов­ские ведомости». Первой массовой газетой стала «Новое вре­мя». Большой вклад в развитие отечественной культуры внес книгоиздатель Д. И. Сытин. Он издавал учебники, научно-популярные книги, дешевые издания, собрания сочинений классиков русской литературы, словари, энциклопедии. В последнее десятилетие XIX в. начали выходить на рус­ском языке тома «Энциклопедического словаря» Брокгауза и Эфрона. Выпуск 82 основных и 4 дополнительных томов был закончен в 1907 г.

В изобразительном искусстве второй половины ХIХ в. гос­подствующим направлением был критический реализм. Иде­ологом и организатором художников этого направления яв­лялся И. П. Крамской.

Для архитектуры и скульптуры этого периода характерно сме­шение стилей; модерна, определяемого достижениями науч­но-технического прогресса, и стилизации под старину.

Вторая половина XIX в. — это расцвет русского музыкально­го искусства. В 1862 г. сформировался «Балакиревский кру­жок» музыкантов, названный критиком В. В. Стасовым «Мо­гучей кучкой». В него входили: М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков и А. П. Боро­дин. Композиторы «Могучей кучки» создали ряд великих произведений: оперы Мусоргского — «Борис Годунов», «Хо­ванщина», Римского-Корсакова — «Псковитянка», Бороди­на — «Князь Игорь», симфония «Богатырская».

В этот период творил величайший русский композитор П. И. Чайковский. Он создал 6 симфоний, симфоничес­кие поэмы «Манфред», «Франческа да Римини», «Ромео и Джульетта», балеты «Лебединое озеро», «Спящая красави­ца», «Щелкунчик», оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа», «Иоланта», «Чародейка» и др., 100 роман­сов. Вес эти произведения вошли в мировую музыкальную классику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: