double arrow
ВЕЛИКАЯ ДЕПРЕССИЯ» И ОБОСТРЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ 153 4 страница

Таким образом, официальная платформа демократической партии на
выборах 1932 г. была весьма расплывчатой, а иногда и поразительно

73 National Party Platforms, p. 331—332.


созвучной с предвыборными декларациями республиканцев. Отказ демок-
ратов от выдвижения конструктивной альтернативы политике гуверовской
администрации не мог не ослаблять их позиции в предвыборной борьбе.
Наиболее дальновидные деятели демократической партии, в первую оче-
редь ее кандидат на пост президента губернатор штата Нью-Йорк
Франклин Делано Рузвельт, понимали необходимость выработки более
гибкого политического курса, для того чтобы завоевать симпатии широ-
ких масс избирателей и обеспечить победу на выборах. Этой цели и слу-
жил выдвинутый Ф. Д. Рузвельтом лозунг «нового курса».

В своих предвыборных выступлениях кандидат демократов обещал
проведение либеральных реформ в пользу миллионов «забытых американ-
цев». Иногда он шел еще дальше. Так, в речи в Сан-Франциско 23 сен-
тября 1932 г. Ф. Рузвельт заявил о необходимости «экономического пла-
нирования» в целях «более справедливого распределения богатств и то-
варов и приспособления существующей экономической организации к
нуждам народа» 74.

Правда, необходимость следовать официальным рекомендациям плат-
формы партии нередко ставила кандидата демократов в затруднительное
положение, придавала его речам черты непоследовательности и противо-
речивости. К тому же и у самого Ф. Д. Рузвельта в 1932 г. не было
еще четко разработанной программы «нового курса». Однако в отличие
от Г. Гувера, упорно твердившего о незыблемости индивидуалистических
канонов, кандидат демократов призывал к отказу от изживших себя тра-
диций и к решительным «социальным экспериментам». «Страна нуждает-
ся в переменах и, если я правильно понимаю ее настроение, настойчиво
требует смелых экспериментов,— говорил он.— Здравый смысл подска-
зывает необходимость выбрать какой-либо метод и испытать его. Если он
окажется неудачным, надо честно признать это и попробовать другой
способ. Но главное — надо действовать. Миллионы нуждающихся не бу-
дут вечно терпеть, когда все необходимое для удовлетворения их нужд
налицо» 75.




Энергичная избирательная кампания Ф. Д. Рузвельта во многом спо-
собствовала тому, что широкие массы избирателей уже в ходе предвыбор-
ной борьбы сумели провести определенный водораздел между индивидуа-
листическим традиционализмом республиканцев и курсом демократов на
усиление этатизма, несмотря на то что официальные платформы обеих
партий в 1932 г. сравнительно мало отличались друг от друга. Линии
различия между республиканцами и демократами неоднократно подчерки-
вал в своих выступлениях и Г. Гувер. В речи 31 октября 1932 г., на
завершающем этапе избирательной кампании, кандидат республиканцев
довольно четко сформулировал глубинный смысл назревавшего противо-
борства. «Эта кампания,— заявил Г. Гувер,— не просто спор между
двумя лицами, не просто разногласия между двумя партиями. Это столк-
новение двух философий правления» 76.



В избирательной кампании 1932 г. активно участвовали не только
буржуазные, но и рабочие партии — социалисты и коммунисты. Антика-
питалистическая программа левых партий нашла немало сторонников

74 The Public Papers and Addresses of Franklin D. Roosevelt: 1933 vol.— 1945 vol. / Ed.
by S. I. Rosenman. N. Y., 1938—1950, vol. 1, p. 752.

75 Ibid., p. 646.

76 Annals of America. Chicago, 1968, vol. 15, p. 188.



II. КРИЗИС. «НОВЫЙ КУРС»



среди избирателей. Кандидат социалистов на пост президента Норман
Томас, баллотировавшийся на основе традиционной реформистской плат-
формы Социалистической партии, получил в 1932 г. 882 тыс. голосов,
т. е. в 3 раза больше, чем в 1928 г. Значительного успеха добилась на
выборах 1932 г. Коммунистическая партия, выступавшая с программой
революционного переустройства капиталистического общества. За канди-
дата коммунистов Уильяма 3. Фостера голосовали 103 тыс. человек.

Но все же основная борьба развернулась в 1932 г. между кандидата-
ми двух буржуазных партий. Гибкая тактика кандидата демократов,
меньшая его обремененность индивидуалистическими путами, обещания
либеральных реформ, а также несравненно более благоприятное положе-
ние демократической партии как партии оппозиции — все это обеспечило
Ф. Рузвельту решительную победу на выборах. За него голосовали в
1932 г. 22 810 тыс. избирателей, что дало ему 472 выборщика, тогда как
Г. Гуверу удалось получить только 15 759 тыс. голосов и всего 59 вы-
борщиков 77. Кроме того, демократы завоевали абсолютное большинство
в обеих палатах конгресса.

До вступления нового президента в должность оставалось еще около
четырех месяцев. Экономический кризис бушевал с неослабевающей
силой, и конца ему не было видно. Политическая обстановка в стране
оставалась крайне напряженной. Миллионы американцев с нетерпением
ждали смены администрации, надеясь, что Ф. Д. Рузвельт предпримет
энергичные действия по борьбе с кризисом и осуществит обещанный им
«новый курс».

77 Historical Statistics of the United States, p. 1073.


Глава восьмая

Влияние кризиса
на международное положение США

1. Правительство Гувера
и Латинская Америка

Кризис оказал сильное воздействие на внешнюю политику США.
Последствиями его явились резкий упадок мировой торговли, усиление
борьбы за рынки сбыта товаров, обострение противоречий между импе-
риалистическими государствами. В мире капитала развернулась настоя-
щая торговая и таможенная война. Следствиями кризиса явились также
обесценение валюты, нарушение международных финансовых связей,
банкротства банков, создание стерлингового блока под эгидой Великобри-
тании. Борьба между буржуазными государствами достигла крайнего
напряжения. В этой сложной обстановке правительство Гувера старалось
проводить внешнюю политику в интересах монополий США, добиваясь
усиления американского влияния в мире.

Латинская Америка занимала важное место во внешней политике
США в годы кризиса. Американские монополии стремились переложить
часть бремени кризиса на народы этого региона, где США завоевали к
1929 г. прочные позиции. Их капиталовложения в Латинской Америке
оценивались в общем в 5587 млн. долл. Инвестиции США в странах Ка-
рибского бассейна составляли 3715 млн. долл.— в два раза больше, чем
инвестиции Великобритании. К 1930 г. в руках США было более 2
торговли со странами бассейна, а также контроль над основными эконо-
мическими ресурсами 1.

Американские компании добились господствующего положения и в
ряде стран Южной Америки. В Колумбии им принадлежала ведущая
роль как в области торговли, так и по инвестициям. Половина нефти,
добываемой в Венесуэле, и 80% —в Перу, 80% добычи олова в Боли-
вии, 97% добычи меди и 50% продукции селитры в Чили приходились
на долю американских компаний 2.

Окрыленный успехами на президентских выборах, Гувер 19 ноября
1928 г. отправился из Калифорнии на пароходе «Мэриленд» по странам
Южной Америки с миссией «доброй воли». Ее целью было лично озна-
комиться с положением в государствах региона и попытаться ослабить
противоречия между Вашингтоном и ними. Он посетил 10 стран. В ряде
из них (например, в Чили и Сальвадоре) население встретило его демон-
страциями протеста. Никарагуанцы требовали прекращения интервенции
США 3. В Аргентине на него было совершено покушение.

1 Зубок Д. И. Империалистическая политика США в странах Караибского бассей-
на, 1900—1939. М.; Л., 1948, с. 35.

2 Olson R., Hickman С. Pan-American Economics. N. Y., 1943, p. 420—421; Слёз-
кин Л. Ю.
Политика США в Южной Америке (1929—1933). М., 1956, с. 20—29.

3 Honde A. de. Herbert's Latin American Policy. Stanford, 1951, p. 16.



II. КРИЗИС. «НОВЫЙ КУРС»


ВЛИЯНИЕ КРИЗИСА НА МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ США




Миссия «доброй воли» не достигла желаемых результатов. Кризис
привел к еще большему обострению и углублению противоречий между
США и латиноамериканскими странами. Под впечатлением своей поездки
и широких выступлений латиноамериканцев против политики США Гу-
вер попытался предпринять некоторые «миротворческие» шаги. В еже-
годном послании конгрессу 3 декабря 1929 г. он заявил о намерении
воздерживаться от вмешательства в дела латиноамериканских государств.
Последующие события показали истинную цену этим обещаниям.

Экономический кризис тяжело отразился на положении в странах
Латинской Америки. Росли безработица и инфляция, падали цены на
сельскохозяйственные товары и сырье, более чем в 3 раза сократилась
внешняя торговля. Обострились и социальные противоречия. Политиче-
ckое положение правительств становилось все более непрочным в резуль-
тате борьбы за власть между группировками господствующих классов.
В ряде государств произошли перевороты, в которых немалую роль
сыграло и англо-американское соперничество.

Особенно напряженно развивались события в Центральной Америке.
В условиях кризиса резко сократилось производство сахара на Кубе.
Почти в 2,5 раза уменьшился экспорт сахара в США. Углубление эко-
нoмических трудностей сопровождалось ростом недовольства народа,
koторое выливалось в многочисленные демонстрации и стачки. Деловые
kруги в США были обеспокоены судьбой своих капиталовложений, кото-
pые составляли более 1 млрд. долл.4 В октябре 1930 г. сенатор У. Кинг,
пoсетивший Кубу, в меморандуме президенту Гуверу и государственному
секретарю Г. Стимсону писал: «Революция на Кубе была бы не-
cчастьем» 5. Посол США на Кубе миллионер Г. Гугенгейм настаивал,
чтобы Белый дом принял «решительные меры» для пресечения «комму-
нистических беспорядков» 6.

Режим Мачадо разъедала коррупция. Оказывая ему финансовую
и иную поддержку, США стремились спасти правительство от народно-
го гнева. Опасаясь углубления революции, США направили на Кубу
вoенные суда. Однако активное сопротивление кубинского народа, опи-
pавшегося на поддержку международной общественности, сорвало попыт-
kу новой интервенции США. В августе 1933 г. правительство Мачадо
было свергнуто, а сам диктатор со своими приближенными бежал в
Майами.

В Никарагуа под руководством Аугусто С. Сандино развивалось осво-
бодительное движение, начавшееся в 1927 г. в связи с вооруженной ин-
тервенцией США. Летом 1930 г. борьба патриотов вступила в новый
этап. Они совершили несколько рейдов против правительственных войск
и отрядов американской морской пехоты; в г. Кабо-Грасьяс-а-Дьос
pазгромили конторы иностранных компаний. Вашингтон ответил усиле-
нием репрессий. Американская морская пехота и местная национальная
гвардия провели в 1931 г. несколько карательных экспедиций 7.


17 апреля того же года Гувер и Стимсон, обсуждая политическое по-
ложение в Никарагуа, высказались за подавление освободительного дви-
жения 8. В ноябре 1932 г. президентом страны был избран лидер «кон-
ституционного» правительства Хуан Б. Сакаса, тесно связанный с США,
где он на протяжении нескольких лет был посланником. Сакаса вступил
в переговоры с Сандино, который согласился на них при условии, что
все американские войска будут выведены с территории страны, а прави-
тельство откажется от заключения с иностранными государствами согла-
шений, ущемляющих суверенитет Никарагуа. Но переговоры оказались
безуспешными. Освободительное движение продолжало расширяться.
2 января 1933 г. американские войска вынуждены были покинуть Ника-
рагуа, однако в стране осталась созданная американцами гвардия, кото-
рой командовал генерал А. Сомоса. 21 февраля 1934 г. Сомоса в сговоре
с посольством США организовал вероломное убийство Сандино и распра-
вился с его сторонниками.

Народ Гаити активно вел освободительную борьбу против американ-
ской оккупации9. В 1929 г. восстали крестьяне, объявили забастовку госу-
дарственные служащие и студенты. 7 февраля 1930 г. Гувером была
создана комиссия во главе с бывшим губернатором Филиппин К. Форб-
сом для изучения ситуации в Гаити. В Порт-о-Пренсе эту комиссию
встретили требованием: «Прекратите оккупацию». Форбс пришел к
заключению, что положение в Гаити «критическое», народ крайне недо-
волен режимом Борно, и предлагал побыстрее провести выборы президен-
та и Национального собрания. В Вашингтоне согласились с этим. Но
выборы не смягчили накала политической борьбы. Народ требовал выво-
да войск США. Правительство Гаити добивалось отмены американского
контроля над государственными доходами. Администрация Гувера реши-
тельным образом отвергла эти требования. Стимсон дал указание миссии
в Порт-о-Пренсе не ослаблять финансового контроля над Гаити 10.

Основным конкурентом США в Южной Америке была Англия, кото-
рая имела прочные позиции в Аргентине, Бразилии, Парагвае и Уругвае.
В годы кризиса между США и Англией развернулась ожесточенная борь-
ба за доминирующее положение в регионе. В 1929 г. экономическая мис-
сия Великобритании достигла договоренности с Аргентиной о предостав-
лении последней британского кредита в 100 млн. песо и взаимных тамо-
женных льготах. Аргентинское правительство обязывалось снизить на
50% тарифы на ввозимые из Англии изделия из искусственного шелка и
вскоре сделало заказ на оборудование железных дорог в размере
1,25 млн. долл. Торговля Аргентины с Англией стала расти, а с США
сокращаться.

Обострение экономического положения и рост недовольства трудя-
щихся масс использовала правая оппозиция, поддержанная американским
империализмом. 6 сентября 1930 г. произошел переворот. Президент
И. Иригойен вынужден был уйти в отставку. К власти пришел Хосе
Урибуру, который сразу же получил поддержку и официальное признание



4 Нитобург Э. Л. Политика американского империализма на Кубе, 1918—1939. М.,

1985, с. 97—98, 102.

5 Congressional Record, vol. 77, pt 2, p. 2139—2140.

6 Foreign Relations of the United States, Diplomatic Papers, 1931: Vol. 1—3. Wash.,

1946, vol. 2, p. 42, 45, 52. (Далее: FRUS).
7 Слёзкин Л. Ю. Политика США в Южной Америке, с. 196.


8 Леонов Н. С: Очерки новой и новейшей истории стран Центральной Америки. М.,
1975, с. 216—217.

9 Подробнее см.: Луцков Н. Д. Оккупация Гаити Соединенными Штатами, 1915—1934. М., 1981, с. 151-158.

10 FRUS, Diplomatic Papers, 1931, vol. 2, p. 427.



II. КРИЗИС. «НОВЫЙ КУРС»


ВЛИЯНИЕ КРИЗИСА НА МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ США




США. Уже в своем первом интервью Урибуру заявил о готовности идти
на сближение с США. Он отказался подтвердить англо-аргентинский
торговый договор.

В новом правительстве министром внутренних дел стал Сорондо,
юрисконсульт «Стандард ойл», министром земледелия — Варела, юрис-
консульт аргентинского отделения моргановского «Нэшнл сити бэнк»,
министром общественных работ — Пико, директор «Андской нефтяной
компании» (дочерняя компания «Стандард ойл»). Директор аргентин-
ских государственных нефтяных промыслов Москони, выступавший про-
тив американских нефтяных трестов, был арестован. Уолл-стрит предо-
ставил правительству Урибуру краткосрочный заем в 50 млн. долл.
«Нью-Йорк таймc» с удовлетворением писала: «Мы выигрываем в Арген-
тине» 11.

В 1930 г. в Бразилии произошла буржуазная («либеральная») рево-
люция. Ее наступление ускорил экономический кризис, в результате
которого резко сократилось промышленное производство, упали экспорт
кофе и цены на него, росла инфляция. Безработица достигла 2 млн. че-
ловек, т. е. больше, чем в Аргентине, Мексике, Чили, Кубе и Уругвае,
вместе взятых 12. 1 марта 1930 г. в стране состоялись президентские вы-
боры. Правительственные круги выдвинули кандидатом на пост прези-
дента губернатора штата Сан-Паулу Жулиу Престеса. Силы оппозиции
выставили Жетулиу Варгаса, лидера «Либерального альянса», представ-
лявшего политический блок крупной и средней буржуазии с анти-
паулистски настроенными помещиками.

Одержав победу, Жулиу Престес немедленно отправился в Лондон.
Но его правительство оказалось бессильным разрешить экономические
проблемы. Возмущение народных масс росло. В августе вспыхнула стачка
текстильщиков в Сан-Паулу. Правительство прибегло к насильственному
ее подавлению, что стимулировало выступления различных слоев обще-
ства. Оппозиция по главе с Варгасом использовала нарастание политиче-
ского кризиса в стране и перешла 3 октября к решительным действиям.
Произошли военные столкновения между правительственными войсками
и повстанцами. 24 октября в Рио-де-Жанейро к власти пришла военная
хунта, которая через 10 дней передала власть Варгасу, объявив его вре-
менным президентом.

Во время этих бурных событий англичане поддерживали правительст-
во Жулиу Престеса, а американцы — «Либеральный альянс», рассчиты-
вая, что Варгас создаст более благоприятные условия для проникновения
капитала США в бразильскую экономику. Англия пришла на помощь
правительству Престеса, выслав ему два крейсера. США, в свою очередь,
направили в Рио-де-Жанейро крейсер и начали поставлять оружие сторон-
никам Варгаса. 30 октября администрация Гувера пообещала Варгасу
заем, а 8 ноября американский посол в Бразилии получил инструкции
поддерживать с новым правительством дружественные отношения.

События в Аргентине и Бразилии побудили Англию перейти в контр-
наступление в целях восстановления утраченных позиций. Осенью
1930 г. в Аргентину прибыла комиссия промышленников из Шеффилда.
Затем она посетила Бразилию, Чили, Уругвай и Перу. По поручению

11 New York Times, 1930, Sept. 12.

12 Калмыков Н. П. Диктатура Варгаса и бразильский рабочий класс: Рабочая политика бразильского правительства в 1930—1945 гг. М., 1981, с. 42.


Ротшильда в Бразилию после переворота Варгаса прибыл британский
финансовый эксперт О. Ниемейер. Британскому капиталу временно уда-
лось потеснить американского соперника. Доля Великобритании в торгов-
ле стран Южной Америки несколько возросла, а США — уменьшилась 13.
Соотношение инвестиций этих государств оставалось почти без изменений.

В Чили американские монополии захватили при содействии военного
диктатора Ибаньеса почти все производство селитры. Правительство
заключило с США кабальную сделку: в марте 1931 г. было образовано
смешанное — чилийско-американское — акционерное общество «КОСАЧ»,
49% акций которого принадлежали США. В июле 1931 г. диктатура
Ибаньеса пала. 24 августа была объявлена всеобщая стачка транспорт-
ников, а через неделю восстали моряки военного флота. К восставшим
присоединились моряки порта Талькауано, солдаты воинских частей в
Вальпараисо, авиабазы Кинтеро. Однако восстание было быстро подавле-
но правительством. Политическое положение продолжало оставаться
напряженным. Активность масс и их выступления против американских
компаний вызывали в Вашингтоне растущее беспокойство.

Летом 1932 г. в Чили вновь вспыхнули волнения. Ими воспользовался
К. Давила Эспиноса, тесно связанный с монополистическими кругами
США, и М. Грове, отражавший интересы различных слоев населения,
недовольных политикой правительства. Им удалось совершить переворот.
Придя к власти, Давила Эспиноса сказал американскому послу: «Заверь-
те моих американских друзей, что им нечего опасаться». А Граве публич-
но заявил: «Мы железной рукой подавили коммунистическую деятель-
ность» 14. Но внутри пришедшей к власти хунты разгорелась междоусо-
бица. 16 июня Давила Эспиноса пришел к власти. Было введено осадное
положение, коммунисты объявлены вне закона, по стране прокатилась
волна террора. Давила Эспиноса заверил, что интересы иностранцев
будут обеспечены. Вскоре в чилийские воды, помимо находившегося там
британского крейсера, прибыли военные корабли и морская пехота США.
В сентябре 1932 г. Давила Эспиноса, который не сумел подавить рабочее
движение, был свергнут. В октябре к власти пришел ставленник Велико-
британии сторонник конституционного режима Артуро Алессандри.

В 1929—1932 гг. в Перу создалась ситуация, напоминавшая положе-
ние в Чили. В мае 1932 г. восстал флот, вспыхнула всеобщая стачка
железнодорожников. В июле в Трухильо, на севере страны, началось вос-
стание. Это движение было подавлено с участием американских летчиков.
Правительство С. Серро искало пути выхода из создавшейся напряжен-
ной ситуации. Некоторые видели выход в развязывании войны. Между
Перу и Колумбией вспыхнула война из-за пограничной территории Летисии.
Американцы поддерживали Колумбию. Госдепартамент требовал от Перу
прекратить сопротивление. Но вооруженное столкновение расширялось.
США, Англия и Япония наживались на конфликте, поставляя воюющим
государствам вооружение. В колумбийско-перуанской войне 1932—
1934 гг. большую роль играла дипломатия Вашингтона.

Летом 1932 г. разразилась инспирированная нефтяными монополиями
Великобритании и США война между Боливией и Парагваем из-за
спорной области Чако, богатой нефтью. В области Чако особенно были

13 Слёзкин Л. Ю. Политика США в Южной Америке, с. 173.

14 New York Times, 1932, June 12.



II. КРИЗИС. «НОВЫЙ КУРС»


ВЛИЯНИЕ КРИЗИСА НА МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ США




заинтересованы американские нефтяные компании, в частности «Стан-
дард ойл». Парагвай отклонил притязания Боливии. Возник вооруженный
конфликт между этими государствами. США участвовали в строительстве
дороги к Чако, снабжали боливийскую армию всем необходимым. Параг-
вай поддержали Англия и Аргентина.

Война продолжалась до середины 1935 г. и закончилась разделом
Чако и победой Парагвая, плодами которой воспользовались монополии
США, сумевшие вытеснить английские монополии и получить концессии
на большей части перешедшей к Парагваю территории.

Таким образом, годы кризиса были отмечены обострением англо-аме-
риканского соперничества, углублением противоречий между США и
странами Латинской Америки. США вмешивались (нередко посредством
вооруженной интервенции) во внутренние дела этих государств, участво-
вали в свержении неугодных правительств, подавляли освободительные и
антиимпериалистические выступления. Последствием этого явились па-
дение американского влияния, обострение напряженности и рост недо-
вольства в странах Латинской Америки политикой США. В Вашингтоне
стали все чаще задумываться о том, что надо изменить формы и такти-
ку взаимоотношений с латиноамериканскими странами.

2. США и возникновение очага войны
на Дальнем Востоке

Повышенный интерес проявляла американская дипломатия в годы
кризиса и к событиям на Дальнем Востоке. Азиатский континент являл-
ся важным рынком сбыта, источником сырья и сферой приложения ка-
питала. В 1930 г. иностранные инвестиции в страны Азии составляли
1 млрд. долл., причем на долю Японии приходилось 445 млн.— почти
50% 15, а инвестиции США в Китае исчислялись примерно в
250 млн. долл. Они были сравнительно незначительны, особенно если
сопоставить их с британскими, которые достигали 1250 млн. долл. Азиат-
ские инвестиции США были в 6 раз меньше, чем инвестиции в страны
Латинской Америки, в 5 раз — Европы и в 4,5 раза — Канады. Импорт
США из стран Азии и Океании составлял в среднем 25—27%, а экс-
порт—от 15 до 19% всего объема торговли16.

С наступлением экономического кризиса борьба за рынки сбыта и
источники сырья в Азии между империалистическими державами обо-
стрилась. Особенно напряженным было столкновение интересов в Китае.
Наибольшую активность проявила Япония. 4 августа 1931 г. на совеща-
нии командиров дивизий военный министр Минами призвал захватить
богатую природными ресурсами Маньчжурию17. Подготовка к оккупации
сопровождалась усилением антисоветской пропаганды. 7 июля 1931 г.
генерал Койсо, один из руководителей военного министерства, выступая
на заседании кабинета министров, заявил, что «монгольско-маньчжурская
проблема требует быстрого и действенного разрешения» 18. К воинствен-

15 Лан В. И. США: от первой до второй мировой войны. М., 1976, с. 270; Foreign In-
vestments in China. N. Y., 1933, p. 308.

16 Терентъев Н. {Канторович А. Я.). Экономические позиции США в Китае.— Миро-
вое хозяйство и мировая политика, 1933, № 11/12, с. 88.

17 История войны на Тихом океане: В 5-ти т. М., 1957—1958, т. 1, с. 185.

18 История дипломатии: Т. 1—5. М., 1959—1979, т. 3, с. 540.


ным призывам японских милитаристов благосклонно отнеслись в Вашинг-
тоне, Лондоне, Париже, Берлине. Многие западные политики с большими
надеждами ожидали осложнения японо-советских отношений, включая и
возможный военный конфликт.

В первой половине 1931 г. японский генерал Харада посетил ряд
европейских стран. На обратном пути он имел в Москве беседу с послом
Хиротой и военным атташе Касахарой. Посол заявил, что Японии следует
проводить решительную политику в отношении Советского Союза в це-
лях захвата Восточной Сибири. Касахара 29 марта 1931 г. писал в
генеральный штаб, что Япония должна продвинуться по крайней мере
до оз. Байкал. В марте полковник Судзуки совершил поездку по Северо-
Восточному Китаю, побывал в Корее. Он изучал возможности использо-
вания этого района для нападения на Советский Союз 20.

18 сентября, в 22 часа, в Лютяогоу японская агентура совершила ди-
версию на Южно-Маньчжурской железной дороге. Спустя час после
взрыва японские части совершили нападение на казармы китайских
войск в Шэньяне (Мукден), а затем, в ту же ночь, в других городах
Маньчжурии. Три дня спустя в Маньчжурию вступила японская бригада
из Кореи. Общая численность вооруженных сил Японии достигла 14 тыс.
человек. Армия китайского правителя Маньчжурии Чжан Сюэляна сос-
тавляла 100 тыс. человек. Она могла оказать сопротивление, но гоминь-
дановское правительство этого не сделало. Получив известие о японском
нападении, Чан Кайши телеграфировал Чжан Сюэляну: «Избегать рас-
ширения инцидента, решительно не допускать сопротивления» 21. Чжан
Сюэлян отдал приказ не применять оружия. Гоминьдановское правитель-
ство обратилось к Лиге наций с просьбой принять меры для прекраще-
ния военных действий.

В Вашингтоне внимательно следили за развитием событий в Мань-
чжурии. Американская разведка уже в марте 1931 г. располагала сведе-
ниями -о подготовке Японии к вторжению в Северо-Восточный Китай22.
Тревожные сообщения поступали в госдепартамент от американского
посланника Н. Джонсона из Нанкина 23, консулов (из Мукдена, Харбина
и Даляня), от военных и морских атташе, наблюдавших за ходом воен-
ных действий и развитием политических событий на Дальнем Востоке.
9 сентября государственный секретарь Г. Стимсон писал одному из
своих друзей, что Маньчжурия является «жизненно опасной точкой в
Азии» 24. Между тем 17 сентября посол США в Японии Форбс во время
беседы с министром иностранных дел Сидехара коснулся положения в
Маньчжурии. Министр заверил посла, что нет оснований для беспокой-
ства. В тот же день посол Дебуци нанес визит Стимсону по случаю его
отъезда в отпуск. Собеседники единодушно констатировали развитие
дружественных отношений между Японией и США. Однако жизнь ре-
шительно опровергла подобное мнение.

Начальник дальневосточного отдела госдепартамента С. Хорнбэк






Сейчас читают про: