Свт. Филарет (Дроздов), митр. Московский
Свт. Филарет является одним из выдающихся деятелей этого времени. Его взгляды складывались, с одной стороны, под влиянием старой дореформенной духовной школы, в которой он обучался. И потому первоначально неизбежны были следы схоластического школьного мышления, некоторая «сухость», которая проявлялась в богословских трудах митрополита Филарета.
С другой стороны, он находился под впечатлением духовного возрождения, охватившего Россию в ту пору. И хотя внутренне он был чужд мистическому возбуждению, но под покровом мистики он сумел распознать подлинную жажду духовного наставления и всем сердцем откликнуться на нее.
Глубокий, сильный, светлый ум с искренним смирением и удивлением перед Божественными тайнами, духовность, живой религиозный опыт, сыновняя любовь и преданность Церкви, неиссякаемое трудолюбие и терпение — качества, которые сочетались в митрополите Филарете и помогли ему преодолеть неизбежные искушения, связанные с увлечениями западными веяниями, под воздействием которых он находился в ранние годы, и создать замечательное богословие.
«В истории русского богословия в новое время Филарет Московский был первым, для кого богословие стало вновь задачей жизни, непреложной ступенью духовного опыта и делания. Филарет не только богословствовал, — он жил, богословствуя».
Митрополит Филарет не построил цельной богословской системы, не оставил после себя научной школы и последователей. Он создал в русском богословии гораздо большее — целое духовное движение, близкое по своему строю к святоотеческому. Митрополит Филарет не любил отвлеченной холодной философии. Он, подобно великим отцам и учителям Церкви, всегда исходил из фактов Откровения. На Священное Писание он не только ссылался в доказательство, в подтверждение или опровержение, — он исходил из священных текстов. Как удачно выразился о Филарете Бухарев, для него библейские тексты «имели значение нисшедших из своей неисследимости к нашему разумению мыслей самого Бога, живого и самопремудрого».
Митрополит Филарет никогда не отрывался от истории, которая для него была не воспоминанием о давно ушедшем и застывшем, а вечно живым совершающимся Заветом Бога и человека, была непрекращающимся явлением славы и любви Божией к творению. Эти черты святоотеческого богословия с особенной силой проявились в его проповедях, которые остаются его главным богословским наследием.
Все богословие митрополита Филарета, не было раз навсегда воспринятой готовой формулой. Оно развивалось, углублялось и совершенствовалось на протяжении всей его жизни, оставаясь в то же время в главном тождественным самому себе, поскольку основывалось на Священном Писании и понималось в святоотеческом духе.
Одним из его знаменитых трудов является составленный им в трех редакциях катехизис. Наибольший интерес представляет самая полная и совершенная третья редакция, 1839 года. Этот катехизис стал не только общераспространенной учебной книгой, но в догматических богословиях последующих времен ему стали усвоять значение вероучительной символической книги всей православной греко-российской Церкви[98].
(Далее материал по книге Свт. Филарета (Гумилевского) «История Русской Церкви»)
Пока дух благодати пребывает с церковью (а он пребудет с истинной церковью до скончания мира): каков бы ни был дух века, в церкви не могут не быть подвижники духа Христова. В русской церкви и в последнее время были великие подвижники благочестия. Таковы были: в Києве — прозорливый Досифей, 30 летъ пробывши в затворе[99], в Сенаксарской пустыни настоятель ее — отец Феодор Ушаковъ[100], в Саровской пустуни —игум. Пахомий, отшельники Александр и Марко [101], на Валааме — Назарий [102] и Клеопа — делатель умной молитвы (†1811 г.), в Оптиной пустыни Феофан, в первую и последнюю неделю вел. поста не вкутавший ничего, а в прочие вкутавший на третий день (†1819 г.)[103], в Задонском монастыре — Георгий из дворян Машуриных[104] и многие другие. Скажем подробнее о самых известных по великим подвигам.
Таков был блаж. Тихон, образец пастырей на воронежской кафедре, образец христианскаго подвижничества в Задонском уединении. Отказавшись от пастырского служения по болезни, он проводил ночь в молитве, утро и вечер посвящал чтению слова Божия, и ходил в храм слушать богослужение. Потеря часовъ беседы с Господом была для него потерею тяжелою, и онъ умолял келейника — отказывать в часы молитвы его посетителям. Не редко, полный скорби о грехах, с горькими слезами на ланитах, простертый на земле, он только взывал: Господи, помилуй! «Я ничего своего не имею, все — Божие, а не наше», говорил святитель-подвижник и — раздавал бедным всю пенсию свою; им же отдавал и то, что присылали благотворительные люди. После молитвы любимым занятием Тихона была беседа с каждым о спасении души. Он собирал вокруг себя детей и учил их молиться Богу, входил в разговор с крестьянами и учил любви к труду и страху Божию, делил скорби несчастных. Иногда выезжал к знакомым, и чаще тогда, когда не ожидали его, но имели нужду в его советах. Кроме устных бесед вел благочестивую переписку, излагал мысли в письмах. «Сокровище духовное, от мира собираемое» было плодом пустынных размышлений его о природе и людях в продолжение 1777 - 1779 г. Въ последние два года своей жизни много страдал от головной боли и нервных припадков и мирно почилъ 13 августа 1783 г.
«Задонский подвижник преимущественное внимание уделял не вероучительным проблемам, а вопросам нравственности. Его живое сердечное богословие во многом отличалось от господствовавшей ранее безжизненной эрудиции и школьной учености.
Святитель Тихон имел цельное и правильное восприятие духовного мира. Он никогда не терял трезвенности и чувства меры. Благочестивым настроениям он придавал большое, но не исключительное и не самодовлеющее значение в религиозной жизни. Для него «мерой всех вещей» оставался Бог, а святые догматы — основой и оградой нравственности. Его живое богословие питалось не из личного только, но и из общецерковного опыта духовной жизни. Если масоны и с ними те, кого не устраивала почему-либо официальная Церковь, мнили себя выше Церкви, то святитель Тихон смиренно сознавал себя недостойным ее сыном и в полном послушании проходил свое служение в ней»[105].