Содержание дисциплины
СОДЕРЖАНИЕ
Формы обучения
Квалификация (степень) выпускника
Профиль подготовки
Направление подготовки
040400.62 – Социальная работа
«Социальная работа с семьей и детьми»
«Социальная работа в религиозных организациях»
бакалавр
для очной и заочной форм обучения
Согласовано Учебно-методическое управление ГОУ ВПО МГОУ «___»___________2013 г. Начальник УМУ_______________ /Голышев В.Г./ | Рекомендовано кафедрой: Протокол № 7 от «11» февраля 2013 Зав. кафедрой социальной работы и социальной педагогики________________ /Фирсов М.В./ |
Москва
2013 г.
Авторы-составители:
Фирсов Михаил Васильевич,
доктор исторических наук, профессор,
заведующий кафедрой социальной работы и социальной педагогики
Бирюкова Регина Михайловна,
кандидат философских наук, доцент
Рабочая программа дисциплины «История социальной работы» составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
|
|
Дисциплина входит в профессиональный цикл базовой части и является обязательной для изучения.
Рецензент:
Наместникова И.В., доктор философских наук, доцент,
профессор кафедры социальной работы и социальной педагогики
Согласование с Учебно-методической комиссией факультета психологии
Председатель УМКом кандидат педагогических наук, доцент ________________ Т.Н. Мельников
1. | Цель и задачи освоения дисциплины «История социальной работы» | |
2. | Место дисциплины «История социальной работы» в структуре ООП бакалавриата | |
3. | Компетенции, знания, навыки и умения обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «История социальной работы» | |
4. | Структура и содержание дисциплины «История социальной работы» | |
4.1. | Структура дисциплины «История социальной работы» | |
4.2. | Содержание дисциплины «История социальной работы» | |
4.3. | Тематический план семинарских и практических занятий по дисциплине «История социальной работы» | |
5. | Образовательные технологии, применяемые в ходе изучения дисциплины «История социальной работы» | |
6. | Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины «История социальной работы» и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов | |
6.1. | Оценочные средства для текущего контроля (самоконтроля) успеваемости по дисциплине «История социальной работы» | |
6.2. | Оценочные средства для промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины «История социальной работы» | |
6.3. | Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов по дисциплине «История социальной работы» | |
7. | Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «История социальной работы» | |
8. | Материально-техническое обеспечение дисциплины «История социальной работы» |
1. Цель и задачи освоения дисциплины
«История социальной работы»
|
|
Целью освоения дисциплины являются формирование у студентов общее представление об истоках, становлении и развитии теоретических и практических оснований профессии в глобальном и национальном контексте. Полученные знания непосредственно воздействуют на формирование отношения к современному институту социальной работы в своей стране и за рубежом, и формируют отношение открытости в профессиональном общении между специалистами.
Основными задачами дисциплины являются:
1. На основе сравнительно-исторического метода дать представление студентам о своеобразии развития отечественной и зарубежной частной, общественной и государственной практики социальной помощи;
2. Сформировать целостное, критическое и ценностное отношение к исторической практике поддержки и защиты наиболее уязвимых слоев населения, выработанной в мировом цивилизованном пространстве;
3. Научить студентов на основе исторического анализа, оценивать современные тенденции развития практики социальной работы, ее институциональные формы и модели.
2. Место дисциплины «История социальной работы» в структуре ООП бакалавриата
Данная дисциплина является центральной в системе подготовки профессионала, она формирует представление о миссии социального работника, его роли в современном историческом процессе, раскрывает сущностные характеристики социальной работы как практики, области познания и системы образования. Данная дисциплина тесно взаимосвязана с такими курсами как «Теория социальной работы», «Технология социальной работы»,»Философия социальной работы», «Социальная политика», «Социальная педагогика».
3. Компетенции обучающегося,
формируемые в результате освоения дисциплины
«История социальной работы»
В результате освоения дисциплины студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
-способность к абстрактному мышлению, анализу и синтезу |
-способность определять, формулировать и решать проблемы |
-способность применять знания на практике |
-способность к общению в устной и письменной форме на родном языке |
-способность мыслить критически |
-понимание и уважение разнообразия и мультикультурности общества |
-способность находить, обрабатывать и анализировать информацию из разных источников |
-навыки межличностного общения |
В результате освоения дисциплины студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
-готовность соблюдать профессионально-этические требования в процессе осуществления профессиональной деятельности
-способность к компетентному использованию законодательных и других нормативных актов федерального и регионального уровней
-способность определять научную и практическую ценность решаемых исследовательских задач в процессе обеспечения социального благополучия.
-готовность к участию в социально-инженерной и социально-проектной деятельности учреждений социальной сферы
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
знать:
-теоретических основ и институциональных форм практики социальной работы
-опыта развития социальной работы в России и других странах
-отечественных и зарубежных подходов в социальной работе
-основных понятий и категорий глобальной социальной работы
|
|
-опыта исторического развития социальной работы в современном мире
уметь:
-использует основные понятия истории социальной работы при описании социальной реальности
-выявляет общие и особенные тенденции в развитии отечественной и зарубежной социальной работы
-рассматривает социальные проблемы в локальной и глобальной исторической перспективе
владеть:
-владеет методами сравнительного анализа общего и специфического в развитии социальной работы на разных этапах в России и зарубежных странах
-обладает критическим пониманием ключевых проблем истории социальной работы
-анализирует и оценивает полученные результаты на основе целостно - перспективного подхода к практике социальной работы
-аргументирует собственную позицию в ходе обсуждения глобальных и локальных социальных проблем
4. Структура и содержание дисциплины
«История социальной работы»
4.1. Структура дисциплины
«История социальной работы»
Наименование тем дисциплины | Бюджет учебного времени, часов | ||||||||||||||
в том числе аудиторные занятия по формам обучения: | |||||||||||||||
очная | заочная | ||||||||||||||
Зачетные единицы | Всего | Лекции | Семинарские занятия | Практические занятия, лабораторные работы | Самостоятельная работа | Лекции | Семинарские занятия | Практические занятия, лабораторные работы | Самостоятельная работа | Контрольные работы (кол-во) | |||||
Тема1. Методологические проблемы институционализации социальной работы | - | - | - | - | - | ||||||||||
Тема 2. Становление исторических форм практик помощи в древнейшие века | - | - | - | - | |||||||||||
Тема 3. Помощь и поддержка нуждающихся в средние века. | - | - | |||||||||||||
Тема 4. Помощь и поддержка социальным группам в период Просвещения – Промышленной революции. | - | - | |||||||||||||
Тема 5. Становление системы социальной работы в ХХ веке | - | - | - | ||||||||||||
Тема 6. Осмысление филантропии и бедности в древнейший период европейской истории | - | - | |||||||||||||
Тема 7. Конфессиональные подходы к пониманию помощи и поддержки нуждающимся | - | - | - | - | |||||||||||
Тема 8. Идеология секуляризации и становление светских подходов к социальной поддержки нуждающихся | - | - | |||||||||||||
Тема 9. Теория социальной работы в ХХ веке | - | - | |||||||||||||
Тема 10. Донаучный этап становление системы социального образования. | - | - | - | - | |||||||||||
Тема 11. Система социального образования в ХХ- XXI веке | - | - | - | ||||||||||||
Итого: | - | - | |||||||||||||
Формой текущего контроля и промежуточной аттестации являются:
|
|
- для очной формы обучения: зачет в 1-м семестре;
- для заочной формы обучения: зачет во 2-м семестре.
«История социальной работы»
Социальная работа как система общественной практики, профессиональной деятельности в условиях мирового разделения труда, система познания и направление образования.
Проблемы институционализации практики социальной работы. Понятие об историческихдуховно-когнитивный комплексах помогающих практик. Основные этапы становления помогающих духовно – когнитивных практиках. Историческая динамика развития помощи от спонтанных акций до профессиональных услуг.
Проблемы институционализации теории социальной работы. Особенность институционализации знания социальной работы. Исторические аспекты формирования знания в рамках помогающих духовно – когнитивных практик. Формировании теоретических подходов к социальной работе в ХХ веке, особенность влияния философских, экономических, социологических, психологических и педагогических парадигм на становление теории социальной работы. Теоретическая парадигма социальной работы в XXI веке.
Проблемы институционализации образования социальной работы. Мировые тенденции институционализации социального образования. Парадигма «социального контроля» как модель образования в области социальной работы. «Американизация» мировой социальной работы: проблемы образования. Практико – ориентированные подходы в рамках мировых школ социальной работы. компетентностный подход в практике образования социальной работы.
Теоретические подходы к описанию исторических процессов социальной работы. Отечественная и зарубежная историография о практике социальной работы. Основные подходы с позиций генезиса профессии и общественной формы социальной активности. Парадигмальный подход к истории социальной работы. Основные элементы исторической парадигмы социальной работы: способы описания, ограничения и возможности. Периодизация духовно – когнитивных практик, особенность периодизации социального образования.