Царствование Ивана IV (1533 - 1584)

Специфика формирования единого российского государства (XIV – первая половина XV века).

6.1. Предпосылки объединения русских земель.

6.2. Причины возвышения Москвы. Её борьба с Тверью за великокняжеский ярлык. Объединительная политика московских князей.

6.3. Феодальная война второй четверти XV века.

6.1. Выделяют следующие предпосылки:

А) необходимость объединения усилий княжеств для ликвидации монгольского ига;

Б) укрепление торговых связей между русскими землями;

В) общность правового, культурного и религиозного пространства.

Г) рост феодального класса княжеств, побуждавший сильных князей в целях новых вотчинных раздач поглощать территории слабых соседних княжеств.

6.2. Причинами возвышения Московского княжества историки называют:

А) выгодность географического положения: расположенное в глубине Северо-Восточной Руси, на пересечении торговых путей, княжество было достаточно надёжно защищено лесами и приграничными княжествами от татарских набегов, что способствовало притоку на эту территорию населения с разоряемых окраин и быстрому развитию экономики. Высокая плотность населения, развитое хозяйство, активная торговля способствовали богатству местных князей, притоку к ним на службу феодалов, следовательно – росту военной мощи княжества;

Б) гибкую политику московских князей по отношению к монголам: союз с монголами при Иване Калите в первой половине XIV века (подавление антиордынского Тверского восстания 1327 г.) обеспечил Москве победу в борьбе за ярлык на Великое княжение владимирское над Тверским княжеством, получение права сбора дани на территории Северо-Восточной Руси - нового источника княжеского дохода; предоставил Руси мирную передышку для мобилизации сил против захватчиков. Именно со времён Ивана I Калиты (1325 - 1340) московские князья путём покупки и захвата приступили к планомерному расширению собственной территории, ликвидировав к середине XV века большинство княжеств Северо-Восточной Руси. В княжение Дмитрия Донского, после отказа Твери от борьбы за ярлык и победы в Куликовской битве 1380 г., Москва превратилась в признанный центр складывающегося Русского государства;

В) Поддержка московских князей со стороны Русской православной церкви: в 1325 г. митрополит Пётр перенёс свою резиденцию из Владимира в Москву, превратив её в религиозный центр Руси. В 1362 г. благодаря митрополиту Алексию I великокняжеский ярлык был вновь передан московским князьям.

6.3. Феодальная война – закономерное явление, предшествующее складыванию средневековых централизованных монархий. Причиной феодальной войны в России 1433 – 1453 гг. между потомками Дмитрия Донского – великим князем московским Василием II Тёмным и его дядей галицким князем Юрием Дмитриевичем (впоследствии, его сыновьями Василием Косым и Дмитрием Шемякой) за право на великое княжение Московское явилось столкновение двух принципов престолонаследия – древнего лествичного (по старшинству в роду) и нового династического – от отца к сыну. В ходе многолетней борьбы за власть Василий II неоднократно терпел поражения от своих более талантливых родичей, терял Московский стол и всё же сумел удержать власть, благодаря поддержке московского боярства и городских низов, видевших в удельных князьях источник феодальных смут. С окончанием феодальной войны процесс объединения русских земель вступил в завершающую фазу. Власть московских князей приобретает деспотический характер.

7. Становление единого Российского государства (конец XV – начало XVI вв.)

7.1. Завершение процесса объединения Северо-Восточной Руси вокруг Москвы в правление Ивана III и Василия III.

7.2. Начало борьбы за западнорусские земли с Великим княжеством Литовским.

7.3. Формирование системы центрального и местного государственного управления. Местничество. Судебник 1497 г.

7.1. В правление великих московских князей Ивана III (1462 - 1505) и Василия III (1505 - 1533) к Москве были присоединены Ярославское, Ростовское, Тверское и Рязанское княжества, Новгородская и Псковская республики, что означало окончание объединительного процесса в Северо-Восточной Руси и складывание единого Российского государства.

7.2. Одновременно с ликвидацией независимых княжений в Северо-Восточной Руси великие московские князья с конца XV века приступили к решению задачи включения в состав своей державы всех бывших территорий Древнерусского государства, основная часть которых к этому времени оказалась захвачена Великим княжеством Литовским. В ходе 5 русско-литовских войн Ивану III и Василию III удалось присоединить к Московскому государству княжества бассейна р. Оки, Черниговскую, Северскую и Смоленскую землю.

7.3. На рубеже XV – XVI века Российское государство представляло собой самодержавную монархию с исключительно мощной великокняжеской властью, обладавшей верховными полномочиями в сфере законодательства, суда и управления. Власть великого князя не являлась абсолютной по причине незавершённости процесса централизации управления и наличия аристократического органа власти – Боярской думы, состав которой не зависел единственно от воли князя и совместно с которой осуществлялось верховное управление государством. В конце XV века центральный аппарат управления был представлен двумя учреждениями: Дворцом (или Большим дворцом) и Казной. Первый управлял личными землями великого князя, вторая – сочетала функции финансового, внешнеполитического ведомства и государственной канцелярии. Именно Казна стала базой приказной системы управления, сменившей в XVI веке дворцово-вотчинную. По мере присоединения к Московскому государству новых территорий, для их управления образовывались местные дворцы: Смоленский, Сибирский, Казанский.

Местная администрация Российского государства на рубеже XV – XVI века была представлена великокняжескими наместниками в уездах и волостелями в волостях, обладавшими финансовыми, полицейскими и судебными функциями. Указанные должностные лица являлись кормленщиками, т.е. содержались за счёт местного населения, получая положенную часть собираемых налогов и судебные пошлины.

Главным принципом государственной службы с конца XV века становится местничество – замещение государственных должностей не на основании профессиональных качеств и заслуг служилого человека, а на основании знатности рода и службы предков. Местничество было помехой во многих делах, и в 1550 г. при Иване IV, его применение в армии было ограничено.

В 1497 г. был составлен первый свод законов единого государства - Судебник Ивана III, в основе – памятник уголовного права. Судебник закреплял правило Юрьева дня, смертную казнь, регулировал судопроизводство, установив в качестве барьера для судебного произвола обязательность участия в наместничьем суде представителей населения – «лучших людей».

8.1. Реформы Избранной рады (ок. 1549 - 1560).

8.2. Опричнина (1565 - 1572).

8.1. Под Избранной радой понимают образованное после Московского восстания 1547 г. правительство Ивана IV (Адашев, Курбский, Курлятев и др.), осуществившее в середине XVI века серию реформ, направленных на завершение процесса централизации страны.

К наиболее существенным преобразованиям относятся:

А) Церковная реформа (постановления Стоглавого собора 1551 г.) - унифицировала церковные обряды, утвердила общерусский пантеон святых, ограничила налоговые льготы церкви;

Б) Военная (1550 г., 1556 г.) – было учреждено стрелецкое войско - полурегулярная пехота с огнестрельным вооружением и окончательно закреплён порядок военной службы дворянства (помещиков и вотчинников): обязательность для всех представителей феодального сословия (в т.ч. и безземельных); зависимость от размеров землевладения и денежного оклада (число приводимых боевых холопов); наличие системы служебных наказаний и поощрений; периодическая переаттестация служилых людей на предмет служебной состоятельности;

В) Законодательная – в 1550 г. был составлен новый Судебник – Царский, базировавшийся на прежнем Судебнике 1497 г. Судебник установил наказания за должностные преступления, расширил применение смертной казни, ввёл новую меру наказания – тюремное заключение, установил ответственность феодалов за преступления владельческих крестьян, сохранил правило Юрьева дня.

Г) Земская – в середине XVI столетия в России возникли центральные сословно-представительные учреждения совещательного типа – Земские соборы, в состав которых входили верхи духовенства (Освящённый собор), Боярская дума и представители от сословий (т.н. Земля). Появление данных учреждений свидетельствовало о слабости власти и неразвитости государственного аппарата, что вынуждало царское правительство привлекать к участию в государственных делах представителей общества. Земские соборы служили опорой самодержавия при принятии важнейших государственных решений, подчёркивая их всенародный характер; каналом передачи царскому правительству сведений о сословных интересах; исполняли правительственные функции в период разрухи государственного механизма в годы Смуты и сразу после неё. С развитием в XVII веке бюрократической системы управления Земские соборы утрачивают своё значение.

Д) Приказная – в середине XVI века в России окончательно складывается система бюрократических отраслевых органов управления – приказов, подчинённых царю и Боярской думе. Приказы, возглавляемые судьями, делились на государственные (отраслевые и территориальные), дворцовые и патриаршие. В начале XVIII века приказная система была заменена коллегиальной.

Е) Местного управления – в результате губной (1539) и земской (1556) реформы были отменены кормления, ликвидированы должности наместника и волостеля, а судебные, полицейские, финансовые полномочия в уездах переданы в руки избираемых местным населением губных (из дворян) и земских (из посадских и крестьян) старост, что, по мнению авторов реформы, должно было улучшить криминогенную обстановку, снизить размах чиновничьего произвола и увеличить казённые сборы в провинции.

8.2. Под опричниной понимают внутриполитический курс Ивана Грозного, направленный на установление режима неограниченной царской власти, главным препятствием для которого царь считал экономически мощные и сохранявшие иммунитетные права феодальную аристократию и церковь. Попытка построить абсолютизм при незавершённости процесса централизации обернулась волной репрессий против представителей боярства и верхушки духовенства, орудием которых стало опричное войско. Таким образом, «опричный» абсолютизм Ивана IV имел в основе не развитую государственную бюрократию, а атмосферу всеобщего страха. Опричная политика сопровождалась разделением территории государства на две части: личный удел царя - опричнину и остальные земли – земщину. Аналогичные изменения произошли в системе центрального управления. Опричный террор сопровождался не только истреблением видных политических, церковных и военных деятелей, но и разорением целых городов и областей: Торжка, Твери, Новгорода. Раскол страны и вооружённых сил ослабил её обороноспособность – в 1571 г. крымский хан Девлет-Гирей сжёг Москву. Это заставило Грозного ликвидировать опричнину, сохранив, впрочем, её методы.

Опричнина способствовала хозяйственной разрухе, расколу общества и стала важной предпосылкой сползания России в глубокий кризис рубежа XVI – XVII века – Смутное время.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: