Разряд - всадники - служили в коннице;
Третья реформа - введение имущественного ценза. Были заинтересованы нувориши, которые получили возможность стать аристократами.
Территория Афинского полиса была достаточно большой - почти вся территория Аттики. Население от 120 до 300 тыс людей. Гражданский коллектив - от 10 до 20 тысяч. Население аттики - ионийцы, часть ахейцев - возможно бежала в Аттику, так как некоторые знатные роды возводили свое происхождение именно от ахейцев. В традиции существует предание, что объединение территорий Аттики вокруг Афин произошло еще во 2 тыс., но это не верно, так как территории объединялись постепенно. И примерно в 7 веке закончилось объединение Аттики. Евстинские Мистерии - важный культовый центр для Афин. Эфпотриды - аристократия атическая, геоморы - земледельцы, демиурги - ремесленники. В середине 8 века система начинает изменятся в демократическую сторону - увеличение должностных лиц. До 8 века управление было в руках афинского бассилея. С середине 8 века управления Арханом (подчинялись остальные должностные лица), Эпонимом (должностное лицо именем которого назывался год, высшее должностное лицо), Басилеем (религиозная), Полимархом (военоначальник) - коллегией. Борьба за власть среди аристократии. Выбор сроком на 10 лет. За басилеем остается религиозная функция. К 80-м годам 7 века сокращаются сроки правления до 1 года, количество должностных лиц увеличивается до 9. Избирается еще 6 фесмофетов (судебная коллегия). выбирались должностные лица ариопатом - советом старейшин. Самый аристократический орган самоуправления... Борьба за власть велась чрезвычайно остро - впервые были записаны законы в 621 году - Драпон. До нашего времени законы сохранились частично. В 409 году законы были выбиты на стеллы, оттуда до нас эти законы и дошли. Сохраненный фрагмент касается судебных законов. Деление убийств по категориям, введение новой должности - эффетов (51 эффет - новая судебная коллегия). Избирались также на год. 594 год - община уставшая от политической борьбы, пришли к соглашению о выборе человека на должность Ахера-Простата, задачей которого было урегулирование политических споров. Первым простатом был избран Солон - предпринял масштабное реформирование законодательства.
|
|
Афины
Афины наиболее известное государство Древней Греции, как культурного и образовательного центра. Также Афины были самым демократическим полисом.
23.03.2012
Солон начал с проблемы задолжности - первая реформа Сисахвия ("встряхивание бремени "). Встречается мнение, что от этой реформы в первую очередь выиграла аристократия, которая заранее узнав о намечающейся реформа сделала много долгов, от которых было освобождена.
|
|
Второе действие Солона - закон об отмене долгового рабства, попытался возвратить на родину сограждан, проданных за границу.
4 разряда (класса), которые были названы: 1 разряд - пентакосиомедины. Оснащение кораблей и служение в коннице, избирались высшие должностные лица. Учреждение должность казначея, на которую избирались люди только из этого разряда;
3 разряд - зевгиты - "крепкое" крестьянство, составляли большинство, служили гоплитами;
Различались возможности и обязанности в зависимости от принадлежности к тому или иному разряду. Возникают новые органы управления. Со времени Солона народное собрание (эклесия) становится действенным народным управлением, избирается по жребию. Были учреждены булле - или совет 400 (Афины состояли из 4 фил - "племя", от каждой филы избирались 400 человек) могли быть избраны представители трех сословий. Последний разряд - феты - был вне этой системы, поэтому был учрежден гелилея ("суд присяжных") - орган управления в котором разбирались административные дела, принимались отчеты должностных лиц. Могли быть избраны граждане всех 4 разрядов.
По инициативе Солона был принят закон о "земельном максимуме ". Затормозило концентрацию земли в руках отдельных граждан. Солон был также поэтом, его стихи часто цитирует Аристотель, в трактатах которого они сохранились и в которых он описывает свою деятельность. В экономической сфере был принят ряд законов, стимулирующих торговлю и ремесла в Афинах. Например, если сын не был обучен отцом ремеслу, то он имел право не содержать отца в старости. Возможность торговать оливковым маслом за пределами государства, что значительно стимулировало экономику, возможность переписи завещания на любого наследника (не только на детей).
Путешествовал в течении 10 лет, пока в государстве укоренялись его законы, т.к. он взял перед путешествием клятву от афинян, что они не будут никак менять законы во время путешествия.
Песистрат - афинский тиран с 560 года до 527 года (с двумя перерывами). Личность, склонная к искусству. В 560 году нанес себе раны, потребовал охрану от эклесии, которая разрешила ему иметь охрану, вооруженную дубинами, которая помогла ему прийти к власти. Из второго изгнания пришел якобы в сопровождении с богиней Афиной. При Песистрате не были сделаны особые изменения. Ввел налог в пользу казны. Для крестьянства ввел выездные суды, на которых решались вопросы связанные с землей. Часть аристократических родов продолжали процветать, продолжается появлениие аристократических построек (еще есть возможность у аристократов от своего имени сооружать храмы). Вражеские Песистрату аристократические рода были уничтожены, их имущество было частично передано в казну, частично присвоено самим тираном. Передал власть своим детям, но его сыновья недолго продержались - один был убит, другой изгнан. Тирания не отвечала запросам греческого общества.
Следующий этап начинается с 508 года - 500 год этап преобразований в Афинах Клескеном. Вероятно, что Клескен значительной должности не занимал, в 525 году избирался архатом, но реформы были связаны с его именем. Родовые основы афинского общества оставались в силе, но Клескен порывает с родовыми основами, переходя к территориальным. Реформа произошла сложно: вся аттика была разделена на 10 (вместо преждных 4) фил, которые стали территориальными округами и которые в свою очередь делились на 3 тритии, а каждая трития, вошедшая в одну филу, бралась из разной филы (территориально бызбросаны по аттике, не имея общих границ). Каждая из 10 фил состояла из 1 тритии афинской, одно приморской и одной континентальной. Так как на территории аттики у каждого аристократического рода были крепкие связи, возглавляли местные культы, а имея власть религиозную, оказывали глубокое влияние на местное население, для прерывания этой традиции была проведена такая сложная реформа (теперь люди голосуют из разных областей, влияние на них уменьшено).
|
|