Введение. Вопрос №8: Контрреформы Александра 3

2000

Санкт-Петербург

Вопрос №8: Контрреформы Александра 3.

Александр 3 отверг проект конституции Лорис-Меликова и уволил всех либеральных министров. Провозгласил курс на контрреформы незыблемого самодержавия, централизации власти, не допустил реформ ограничения местного самоуправления, защита прав дворянства. Александр 3 — второй сын Александр 2. Не должен был править страной. Стал наследником в 20 лет. В 1865 году Коля 2 умер от менингита. Опасаясь покушения в первые годы царствования, жил в Гатчине под охраной. Случай: Рейтенг курил, а при Александре 3 спрятал сигарету за спину. Александр 3 застрелил его, потому что испугался заговора. В России объявлено чрезвычайное положение. Национальная политика: выдвигались лозунги: «Россия для русских», «У России 2 союзника: армия и флот», «Собирать налоги с русского мужика, что стричь свинью — визгу много, а шерсти мало». Русский язык стал государственным везде. Дзержинский не хотел учиться на русском и был отчислен из гимназии. Александр 3 считал отсталые народы дикарями. В отношении евреев открыто высказывал антиеврейские штуки. Массовое выселение евреев из крупных городов. В черте оседлости студентов не более 10%, вне черты — 5%, а в столице 3%. Началось переселение русских в Сибирь, Дальний Восток, Среднюю Азию и в Закавказье. В 1892 году создано переселенческое управление. Была уничтожена автономия университетов. Введена цензура печати, в гимназию запрещалось принимать детей кучеров, лакеев и так далее. Александр 3 умер 20 октября 1894 года в Крыму от острого воспаления почек в 49 лет. Несколько версий: 1. Простуда. 2. Неправильное лечение. 3. Алкоголизм. Александру 3 удалось временно стабилизировать политическую обстановку в России.

|

Эпоха средневековья (феодализма) — это более чем тысячелетний период в истории общества, государства и права, который в Западной Европе начинается после падения Западной Римской империи в 476 г.

Средние века — это эпоха возникновения, развития и упадка феодального способа производства, феодального государства и права во всемирном масштабе. В эту историческую эпоху, насыщенную острыми социальными противоречиями, человечество в целом продвинулось вперед в деле развития производительных сил, материальной и духовной культуры по сравнению с предшествующим периодом истории. В средние века появились многие новые государства: Англия, Франция, Германия, Италия, Россия, Чехия, Польша, Скандинавские государства, Арабские государства, Япония, государства Индо-Китая (Вьетнам, Камбоджа), Турция и др.

Продолжали также развиваться и играть крупную историческую роль сложившиеся в более ранний период государства Китая, Индии, Ирана, Средней Азии.

Важную роль в мировой истории на рубеже древности и средневековья играли пять крупных центров древней цивилизации: Ханьская империя в Китае, империя Гунтов в Индии, Кушанское царство в Средней Азии, царство Сасанидов (включавшее Иран, Месопотамию и часть Средней Азии) и Римская империя (с 395 г. разделенная на Западную и Восточную империи).

Но история человечества в период перехода от древнего мира к средневековью не ограничивалась событиями, происходившими в пределах указанных государств. В Закавказье существовало древнее рабовладельческое государство — Армения. Большое рабовладельческое государство — Аксумское царство, включавшее Эфиопию (Абисинию), часть Нубии и другие области, существовало в это время в Восточной Африке.

К началу средних веков существовали только рабовладельческие государства. У кельтских, германских, славянских и других племен Северо-Западной, Северной и Восточной Европы в это время шел процесс разложения первобытно-общинных отношений, зарождались классы, возникали племенные союзы, появились зачатки государственной организации. Процесс развития классовых отношений и создания государств происходил и у других племен (у тюркских, монгольских, тунгусских и др.).

Изолированно от государств и народов Европы, Азии и Африки протекала почти до конца средневековья жизнь таких относительно развитых обществ, как общество майя, ацтеков, инков и других в Центральной и Южной Америке.

Вопрос о периодизации истории феодального государства и права является весьма сложным. Переход к феодализму в разных странах Азии и Европы не был одновременным.

Раньше, чем в других странах, феодальные отношения возникли в Китае (III в. н. э.). В Индии, странах Передней и Средней Азии, в Европе гибель рабовладельческого строя произошла между III и VII вв. н. э.

Следовательно, время между III и VII вв. н. э. можно рассматривать как один из важнейших рубежей во всемирной истории, как начало средневековья.

В истории феодального государства в Европе поочередно сменялись следующие его главные формы: 1) раннефеодальная монархия, характеризующаяся тем, что органами, направляющими деятельность монарха, являются королевская курия и съезды феодалов; 2) сословно-представительная монархия, характерной чертой которой ограничение власти монарха особым сословно-представительным учреждением (Парламентом в Англии, Генеральными штатами во Франции, Кортесами в Испании и т. д.); абсолютная монархия, т. е. такая форма последней, при которой всецело монарху.

Основой средневековых производственных отношений является собственность феодала на землю и некоторая собственность на крестьян, которые были в основном лишены собственности на землю, не обладали собственностью на другие средства производства и имели свое частное хозяйство. Феодальная собственность отличается особыми, присущими ей чертами. Ей свойственна прежде всего иерархическая структура земельной собственности, которая выражалась в том, что все феодалы разделялись на —категории от высших до низших степеней в зависимости от своего экономического и политического могущества.

Так, например, в феодальных государствах Западной Европы на верхней ступени этой иерархической структуры стоял монарх. От него получали и “держали землю” феодалы высшего ранга (герцоги, графы и др.), от которых получали и “держали землю” средние и мелкие феодалы.

Вне этой феодальной иерархии (системы вассалитема) стояли крестьяне, находившиеся в различных формах зависимости от феодалов. Сама феодальная собственность расчленялась на верховную собственность короля, сеньора и владение вассала.

Феодальное право — право, закрепляющее господство привилегированных сословий (дворянства и духовенства).

Таким образом феодальное право утверждает сословный строй общества, разделение его на неравные по своим правам и обязанностям замкнутые группы, причем сословная принадлежность передается по наследству.

Развитие производительных сил влекло за собой усиление разделения труда, рост народов и численности их населения, рост обмена, развитие товарно-денежных отношений. С развитием городов происходит расслоение городского населения, появляются объединения ремесленников в цеха. Внутри цехов создаются условия для образования, с одной стороны, предпринимателей, а с другой — наемных рабочих.

Последствием развития городов является также рост товарного хозяйства в деревне, в результате которого увеличивалось число малоземельных и безземельных, что приводило к росту лиц, работающих по найму. Все эти обстоятельства создавали предпосылки для развития в недрах феодального строя капиталистического уклада.

Развитие феодализма происходило неравномерно не только в отдельных государствах Западной Европы, но и в отдельных регионах той или иной страны.

XVII — XVIII вв. — это время буржуазных революций (прежде всего в таких странах, как Англия, Франция, США, Нидерланды) эпоха крушения феодализма и образования буржуазного государства и права.

Большую роль в средние века играла религиозная идеология. Различные религиозные системы и церковные организации служили одной и той же цели — укрепление господства феодалов над массами народа. Эту цель преследовали буддизм в Китае, Тибете, Монголии, Японии, Индо-Китае и ряде других стран Азии; поздний брахманизм (индуизм) в Индии; ислам (мусульманство) в большей части стран Передней и Среднее Азии; христианская религия в ее двух основных формах (католицизм и православие) в европейских странах, в Византии, в странах Закавказья и т. д.

Во всех странах церковь в период средневековья была крупнейшим феодальным землевладельцем. В ряде стран церковное землевладение было наиболее привилегированным. Являясь важнейшей опорой феодализма, церковные организации не во всех отношениях играли одинаковую роль в истории различных государств. Так, например, буддизм в Китае, Корее и Японии никогда не имел столь сильного политического и идеологического влияния, как католицизм в Западной Европе. К тому же в Китае буддизм не был единственной формой религиозной идеологии. Наряду с ним выступала в качестве его противника другая религия — даосизм, а также конфуцианство.

Догматы церкви, освещающие феодальный строй и сословное неравенство, вызывали противодействие со стороны угнетенных слоев обществ. Это противодействие находило свое выражение в различных формах, в том числе и в многочисленных народных еретических движениях, что являлось выражением социального протеста в религиозной оболочке.

В Западной Европе, а также в некоторых странах Азии духовенство, пользуясь слабостью и раздробленностью феодальных государств, домогалось на разных этапах развития феодализма не только идеологического, но и политического господства. Особенно долго и упорно добивалось это папство, ведя на протяжении нескольких столетий борьбу с европейскими монархами за политическое подчинение их папскому престолу. Однако рост городов, усиление их экономического и политического значения и укрепление централизованных феодальных государств ослабили политические и идеологические позиции церкви, главным образом в Европе и в Восточной Азии, в меньшей степени в Передней и Средней Азии. В Европе это нашло выражение в усилении еретических движений и в подготовке предпосылок для реформации — широкого общественного движения против католической церкви, развернувшегося в полную силу уже в XVI в.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: