Причины появления налогов и первые их формы и виды

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ

Начало промышленности России.

Особенности первоначального накопления капитала в Голландии

Другой страной, в которой первоначальное накопление капитала привело к экономическому подъему, была Голландия. В середине XVII в. из приблизительно 20 тыс. кораблей суммарного европейского флота 15-16 тыс. принадлежало Голландии.

Голландская столица Амстердам заняла место Антверпена в качестве мирового центра торговли и кредита (голландские банкиры впервые снизили кредитные ставки и тем самым резко расширили рынок ценных бумаг). В процессе первоначального накопления в Голландии еще большую, чем в Англии, роль играл государственный долг. Ни в одной стране в то время не было такого количества прямых и косвенных налогов, таких высоких цен на предметы первой необходимости, но и таких высоких прибылей, как в Голландии. Но торговое господство Голландии далеко не соответствовало уровню ее промышленного развития, и в конце XVII в. страна постепенно стала утрачивать мировую гегемонию в торговле. На это место выдвигалась Англия, превосходившая Голландию в развитии промышленного производства. Англо-голландские войны XVII-XVIII вв. закончились поражением Голландии, и ее капитал все более стал переливаться в сферу иностранных займов.

В XVII в. в России происходила, образно выражаясь, «вялотекущая» вестернизация вооруженных сил и быта. Однако когда на рубеже XVII — XVIII вв. были созданы регулярные сухопутная армия и военно-морской флот, для их обслуживания государство организовало первый военно-промышленный комплекс, состоящий их целого ряда мануфактур (металлургия и металлообработка, кораблестроение, выработка парусины и пр). Различие с Западом состояло в том, что и новые вооруженные силы, и работающие для них мануфактуры были основаны не на наемном, а на принудительном труде. В армии и на флоте служили рекруты, сданные помещиками и сельскими общинами крепостные парни, а на предприятиях работали крепостные или приписанные («посессионные») рабочие (мануфактуры с наемным трудом, производящие предметы народного потребления, составляли меньшинство). Иными словами, происходила вестернизация несвободной социальной среды и это стало вплоть до наших дней смыслом многочисленных проектов обновления экономики, основанных на «особом» пути России.

Вестернизация XVIII в., оплаченная невиданным ростом налогов (подушная подать), оказалась довольно эффективной. Снаряженные отечественными крепостными мануфактурами рекрутские вооруженные силы (их преимущество перед западными наемными, состояло в однонациональном составе, а значит, более высокой дисциплине) сумели завоевать Прибалтику и Причерноморье, а в начале XIX в. — сокрушить гегемонию наполеоновской Франции, освободить Европу от ее владычества и обеспечить России почти на полвека положение супердержавы. Однако основанный на несвободной промышленности ВПК не мог преодолеть техническую отсталость, и знаменитый суворовский принцип «пуля — дура, штык — молодец», принесший России множество великих побед, оказался бессильным в Крымской войне, где столкнулись нарезное оружие и металлический паровой флот Запада и гладкоствольное оружие и деревянный парусный флот России. Почему Россия не произвела перевооружение своей армии своевременно, в первой половине XIX в.? Видимо, дело заключалось в психологическом упоении положением сверхдержавы, но главное — в крепостной экономике, перестройки которой российская элита не хотела.

Ф.Бэкон в работе «Об истинном величии королевств и республик» писал: «... Налоги, взимаемые с согласия народа, не так ослабляют его мужество; примером тому могут служить пошлины в Нидерландах и до известной степени субсидии в Англии. <...> Подать, взимаемая с согласия народа или без такового, может быть одинакова для кошельков, но не одинаково ее действие на дух народа... Пусть государства, стремящиеся к могуществу, не дают слишком расплодиться знати и дворянству, ибо простой народ становится при этом тупым и забитым и работает только на господ».

В ФРГ, в земле Северный Рейн-Вестфалия в небольшом городе Зигбурге, находится музей истории налогообложения. В нем собрана коллекция документов и фактов, рассказывающая о развитии человеческой цивилизации в сфере налогообложения.

В Библии говорится: «И всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня» (Пятикнижие Моисея. Левит 27. Строфа 30). Не может вызывать сомнений, что еще до авторов Библии первые властители древности считали, что их божественное происхождение само по себе не обеспечит им финансовую неприкосновенность и что культ их обожествления нуждается в финансовых средствах, которые канонизировались в «жертве».

В древности налоги требовалось возвести в ранг святыни, чтобы никто не смел их ставить под сомнение. Возникшая в античные вре­мена религиозная завуалированность налогов благодаря христи­анству была сохранена в Европе на следующие полторы тысячи лет.

Налогообложение, начавшееся в древности с «десятины», достигло ко времени средневековых крестьянских восстаний половины крестьянских доходов, т.е. отличалось постоянным ростом.

Уже к моменту рождения Христа налог считался известным методом взимания денег в пользу государства.

Повествование о рождении Христа в Евангелии от Луки начинается словами: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сирию. И пошли все записываться, каждый в свой город».

Переписи населения делались в те времена в целях определения числа налогоплательщиков. Любопытно, что указом римского императора каждому предписывалось пройти перепись в том городе, где он родился, что было не очень удобно, особенно для купцов.

Одной из архаичных начальных форм налогообложения было жертвоприношение. Вильгельм Герлоф, исследователь истории налогообложения, следующим образом охарактеризовал преобразование добровольной жертвы богам в обязательное приношение: «Приношение стало выплатой или сбором». Но дело в том, что религиозные общины храмов и его служителей выполняли значительную часть тех задач, которые выполняют коммунальные предприятия. Священнослужители храмов являлись прообразом чиновников. Храмы и их служители нуждались в постоянном поступлении средств, т.е. в жертвах и пожертвованиях, которые сегодня трудно класси­фицировать однозначно как налоги или жертвоприношения.

В теократических государствах, таких как Египет, Иудея и Самария, где светский властитель являлся одновременно верховным священнослужителем, или в странах с фундаменталистским исламом невозможно разграничить жертву и налог.

В то же время в Древней Греции и республиканском Риме жертвоприношения для храмов и богов были важными и почти единственными примерами прямых сборов с граждан.

В древних демократических государствах с республиканским режимом прямые налоги собирались лишь в очень редких случаях. Общественным делом - res publics - граждане занимались сами. Государственные должности были почетными, их исполняли на общественных началах.

Строительство дорог, крепостей и других объектов осуществля­лось гражданами или рабами бесплатно. Поэтому граждане не пла­тили налогов. Прямые денежные сборы взимались с побежденных народов и купцов. Пошлины и другие косвенные налоги взимались с входивших в порты судов, у городских ворот и на рынках в расчете на ввозимые, складируемые и продаваемые товары. Эти налоги являются древнейшими сборами, упоминающимися в письменных источниках. Их сборщики, мытари, не пользовались любовью. В Новом Завете они упоминаются наряду с грешниками.

Косвенные налоги более примитивны и грубы, чем прямые, но поэтому с ними легче манипулировать и легче взимать. Косвенный налог взимают с потребителя конкретного товара, он включен в его цену. Поэтому он не заметен для потребителя, его величина не известна потребителю.

Сбор их настолько прост, что в древности мытарям не нужно было уметь читать и писать, они должны были знать только счет, чтобы соответствовать должности.

На ранних стадиях развития государства и в слаборазвитых современных экономиках преобладают косвенные налоги, прямые налоги преобладают в странах с развитой экономикой, с высоким уровнем образования населения и налаженным учетом его доходов.

Одним из первых прямых налогов была десятина. Она была чем-то вроде арендной платы за землю феодалу, передавшему землю крестьянину для обработки. Вносилась она в виде десятой части собранного урожая.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: