Системный подход в историческом образовании.
Глава 3. Системно-деятельностный подход как теоретическая основа методики обучения истории.
Методика обучения истории
Семинары
Лекции
I полугодие (18 лекций и 24 семинара)
Методика обучения истории 43 группа
№ | Дата | Тема |
Нормативно-правовые акты, обеспечивающие образовательный процесс в школе. | ||
Государственный стандарт исторического образования, его назначение. Национально-региональный компонент исторического образования. | ||
Дидактические основы современного занятия. | ||
Формирование исторических знаний. | ||
Педагогическая технология. Классификация. Проблемное обучение. | ||
Проектное обучение. | ||
ИКТ-технологии. Учебная презентация. | ||
НИРС. | ||
Организация самостоятельной работы студентов в ВУЗе. |
№ | Дата | Тема |
Формулирование темы занятия и целеполагание. | ||
Формирование умений работы с фактами, датами и понятиями разной широты обобщения. | ||
Работа с историческими документами и справочной литературой по истории. Формирование картографических умений. | ||
Организация педагогической практики на факультете. | ||
Характеристика педагогической технологии: метод Шаталова, критическое мышление. | ||
Характеристика педагогической технологии: Кейс-стади, модульное обучение. | ||
Проектирование. Разработка и защита проектов. | ||
Деловые и ролевые игры. | ||
Организация и проведение дебатов по теме на выбор студентов. | ||
Внутрипредметные и межпредметные связи. Приемы их реализации | ||
Подготовка и проведение лекций и семинарских занятий в ВУЗе с использованием конкретной технологии. Защита учебной презентации занятия (лекции) на выбор студента. | ||
Отработка долгов |
Под редакцией В.В. Барабанова и Н.Н. Лазуковой
Как уже отмечалось, в основу построения современной системы обучения положен системно-деятельностный подход (А.Г. Асмолов). Он интегрирует идеи отечественной общепсихологической теории деятельности А.Н.Леонтьева, системной по своей сути, и общефилософской теории системного подхода и интерпретирует их для системного построения, организации и осуществления образовательного процесса на основе деятельности учащихся.
Слово «подход» в данном случае означает как, какими способами и с каких позиций, под каким углом зрения рассматриваются и решаются те или иные проблемы. Чтобы лучше осознать сущность системно-деятельностного подхода к историческому образованию в целом, постараемся сначала понять: в чем заключается сущность системного подхода как способа познания и решения проблем в среднем образовании; как проблемы обучения могут решаться с позиций деятельностного подхода.
В педагогической практике, любую совокупность курсов истории, составляющих предметное обучение, порой, принято называть системой. В строго научном смысле это не совсем так. Рассмотрим, что следует понимать под системой, и какой смысл вкладывается в понятие «система исторического образования».
Системный подход относится к общим философским взглядам на пути познания и преобразования мира (И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин). Он предполагает целостное, упорядоченное рассмотрение любого объекта, как системы, во взаимосвязях всех входящих в него частей и данной системы с внешним миром. Он широко используется в различных научных областях. Это - способ познания, в основе которого лежит рассмотрение любых объектов окружающего нас мира как систем. Например, на нем строятся идеи И.П.Павлова о системной работе коры головного мозга. В психологии разработаны положения о системном характере психики личности (Б.Г. Ананьев) и строения психических действий человека, в том числе - в процессе познания мира (Г.И. Ангушев). Систематичность в организации процесса обучения рассматривается как один из дидактических принципов образования (М.Н.. Скаткин и др.).
Системный подход формирует особый тип мышления того, кто им пользуется. Системное мышление предполагает способность видеть место каждой части в целом
Для изучения объекта как системы, определяется структура составляющих его частей. Эти части выстраиваются иерархически, соподчиненно по отношению друг к другу. Система состоит из подсистем. Каждая из подсистем, в свою очередь, включает в себя компоненты, а компоненты содержат наименьшие, неделимые в рамках рассматриваемой системы части – элементы
Все части системы взаимосвязаны друг с другом. В системе выделяется свое системообразующее звено, объединяющее части системы в единое целое.
При изучении системы между нею и остальным миром устанавливаются внешние связи (с другими системами) и внутренние - между всеми частями составляющими систему. Рассмотрение связей системы позволяет понять ее происхождение, структуру, пути проектирования и способы обеспечения ее функционирования.
На основе системного подхода происходит не только познание объектов, но и их создание.