double arrow

Законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ

Предпринимательская деятельность.

Федерация, ее субъекты.

Труд. Трудовые отношения и их правовое регулирование.

Права ребенка.

Права и обязанности граждан РФ.

Собственность, ее формы. Правовое регулирование имущественных отношений.

Духовная жизнь человека.

Политические партии и движения. Многопартийность.

· становление многопартийности в России

· права человека на духовную свободу

· духовно богатый человек

Билет № 17

· собственность и предпринимательство

· Конституция РФ, 1993 г. Гл. 2.

Билет № 18

· перспективы и проблемы

· ТК РФ и особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет

Билет № 19

· Свердловская область, как один из субъектов РФ

2. Право на образование: содержание и гарантии.

· перспективы и проблемы

Билет № 20.

· российский предприниматель: кто он?

· механизм работы ветвей власти

Система подготовки школьников к ГИА и ЕГЭ по обществознанию

Введение С 2002-2003 учебного года, учащиеся и учителя МОУ «Гимназия №1 города Кувандыка Кувандыкского района Оренбургской области» были вовлечены в эксперимент по прохождению итоговой аттестации за курс средней школы по материалам и в форме ЕГЭ.В 2009 году Единый государственный экзамен стал основной формой итоговой аттестации для выпускников 11-х классов общеобразовательных школ и одновременно вступительным испытанием для поступления в российские ВУЗы. На сегодняшний день экзамен по обществознанию (и ЕГЭ и ГИА) среди учащихся гимназии самый востребованный и массовый из тех, что сдаются по выбору. Это объясняется широтой спектра специальностей в различных вузах и ссузах, принимающих результаты ЕГЭ по обществознанию, а также престижностью и востребованностью этих специальностей. Естественно, что это подвигло к выработке собственной системы подготовки учащихся к итоговой аттестации. Несмотря на то, что успешное прохождение учащимися ЕГЭ и ГИА важнейшие составляющие общей цели преподавания курсов обществознания и истории, в своей работе главным считаю формирование интереса к данным предметам. Практика показывает, что при достаточно интенсивной подготовке учащегося к экзамену, при наличии у него заинтересованности в максимально успешной сдаче ГИА, а позднее ЕГЭ, результат не будет высоким, если у ребёнка отсутствует интерес к предмету. Успешно освоить предмет обществознание и пройти единый государственный экзамен возможно лишь при систематических занятиях и эффективной организации учебного процесса на протяжении всего изучения курса с 6 по 11 класс. Проблемой своей деятельности как учителя обществознания вижу «Формирование обществоведческого мышления - одного из путей успешной социализации личности учащихся, составляющей конкурентоспособности личности современного человека».В связи с вышесказанным выстраиваю структуру формирования у учащихся обществоведческой культуры. В настоящий момент данная структура выглядит так:- первый уровень (6-8 классы): уроки в рамках школьной программы (1 час в неделю), индивидуальные занятия. На этом этапе учащиеся получают первичные знания в области социологии, психологии, этики, права, превалируют работы с тестами, проблемными и творческими заданиями, фрагментами текстов;- второй уровень (9 класс): уроки в рамках школьной программы (1 час в неделю), факультативные занятия «Основы экономических знаний», консультационные часы «Подготовка к ГИА», индивидуальные занятия, подготовка к олимпиадам. На этом этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся, происходит ознакомление со структурой экзаменационной работы, типологией заданий, алгоритмами их выполнения;- третий уровень (10-11 классы):А) класс социально-экономического профиля: уроки в рамках школьной программы (3 часа – обществознание, 2 часа – право; 1 час – экономика), факультатив «Надежды российской экономики», индивидуальные занятия, консультационные часы «Подготовка к ЕГЭ», подготовка к олимпиадам;Б) класс физико-математического профиля: уроки в рамках школьной программы (2 часа – обществознание), факультатив «Надежды российской экономики», индивидуальные занятия, консультационные часы «Подготовка к ЕГЭ», подготовка к олимпиадам.Таким образом, обществоведческое образование в гимназии ведется и в урочное время и во внеучебной деятельности.К выстраиванию этой системы подвело изучение потребностей учащихся и их родителей в образовательных услугах. В разные годы процент желающих выбрать в дальнейшей взрослой жизни специальность, при поступлении на которую в вуз необходим был результат ЕГЭ по обществознанию, варьировался среди старшеклассниц от 45 до 71 %, среди юношей – от 11 до 30 %. В опросе принимали учащиеся 9-11 классов. Цель данной работы: - обобщить собственный опыт подготовки учащихся к сдаче ГИА по обществознанию, - выстроить модель системы подготовкиучащихся к проведению итоговой аттестации в фор­ме ЕГЭ. Задачи: - проанализировать систему работы по подготовке учащихся 9-х классов к сдаче ГИА; - выстроить эффективные модели подготовки учащихся классов физико-математического и социально-экономического профиля к сдаче ЕГЭ; - определить точки риска в подготовке школьников к сдаче ГИА и ЕГЭ и пути их преодоления;- выработать методические рекомендации по подготовке учащихся старшего звена к сдаче ЕГЭ. Глава 1. Система подготовки школьниковк ГИА по обществознанию 1.1. ГИА – как форма итоговой аттестации учащихся 9-х классов Своеобразным рубежом изучения предмета обществознания является завершение 9 класса. Школьниками изучен достаточно широкий круг вопросов, образующих ядро обществоведческого знания. Причем, объем информации в рамках программы, у многих учащихся дополнен знаниями, полученными на факультативах и во время подготовки к олимпиадам различного уровня. Это период выбора профиля обучения в старшей школе. Полученные в ходе ГИА результаты могут стать в этой ситуации некоторыми ориентирами и для школьника, и для педагога. Поэтому, как правило, ГИА по обществознанию выбирают учащиеся, предполагающие в дальнейшем идти по социально-экономическому, гуманитарному профилю или осознающие, что наряду с физикой и математикой им понадобятся результаты ЕГЭ по обществознанию. Работать с детьми, имеющими достаточно высокую мотивацию интересно, но и ответственно, так как все они нацелены на высокий результат. Объем знаний, круг умений, которыми должны владеть учащиеся к этому моменту, зафиксирован в обязательном минимуме содержания образования и в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта. Определить, в какой степени достигаются универсальные (независимые от используемых учебников, возможностей школы, количества выделяемых на предмет часов и т.п.) параметры и требования, установленные этими документами, позволяют единые контрольные измерительные материалы. Итоги государственной аттестации позволяют сделать определенные выводы об уровне обществоведческой подготовки выпускников основной школы, выработать единые требования к образовательным достижениям обучающихся, сформировать эффективную систему обществоведческой подготовки выпускников девятых классов, повысить ответственность общеобразовательных учреждений за качество подготовки обучающихся на ступени основного общего образования. Учащиеся 9-х классов гимназии имеют возможность получать знания по обществознанию в рамках уроков по школьной программе (1 час в неделю), на факультативных занятиях «Основы экономических знаний», консультационных часах «Подготовка к ГИА», индивидуальных занятиях, во время подготовки к олимпиадам. Такая всесторонняя подготовка позволяет в конце 9-го класса школьникам уверенно выходить на ГИА. 1.2. Методика подготовки девятиклассников к сдаче ГИА по обществознанию С первых дней обучения в 9-м классе ребята, определившиеся с выбором экзамена обществознание, знакомятся с разработанным педагогом планом подготовки к ГИА, получают данный план «на руки». Однако, опыт показал, что гораздо больший эффект имеет знакомство с основными документами по ГИА, особенно с Кодификаторомэлементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.Прошу детей скачать кодификатор и на каждом занятии отмечать, какие темы нами уже пройдены. Наглядное «продвижение по Кодификатору» позволяет девятиклассникам укрепляться в мысли, что мы движемся в правильном направлении, поверить в свои силы и не пропускать занятия. Так как, увидев больше отмеченных тем у своего соседа, каждый старается «догнать» материал. В сентябре проходит и первое решение демоверсии. Как правило, вызывающее много затруднений и позволяющее выставить невысокие баллы за его выполнение. Однако, коллективный разбор показывает, что многое было не сделано из за неумения решать подобный тип заданий, распределить время, невнимательности, незнания материала, что дает толчок к еще большему желанию систематически заниматься в течение всего года. Последующие прохождения вариантов ГИА будут все более и более успешными.В первые два месяца учебного года идет полное ознакомление со структурой экзаменационной работы, типологией заданий, алгоритмами их выполнения. С сентября по февраль проводится основное повторение и изучение новых тем по кодификатору. С марта в целях совершенствования преподавания обществоведческого курса уделяется более пристальное внимание объективно сложным теоретическим вопросам и составляющим курса, вызывающим наибольшие затруднения у обучающихся. Прежде всего, это политико-правовая система Российской Федерации, способы формирования высших государственных органов страны, полномочия Президента РФ, Правительства РФ, Государственной Думы РФ, экономика, ее роль в жизни общества, экономи­ческие системы, производство, разделение труда и специализация, рыночный механизм, налоговая политика. Для достижения высокого уровня усвоения, понимания, материал излагается не только в виде теории, но и через рассмотрение конкретных примеров, реальных ситуаций из социальной жизни. Учебные занятия, занятия факультативов, консультационные часы проводятся в форме уроков-практикумов, где превалирует осмысление материала и применение знаний на практике. Умение применять социально-гуманитарные знания эффективно отрабатывается в процессе решения познавательных задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества. В этот период подготовки к ГИА прорешивается большое количество КИМов.Май-июнь – этап предэкзаменационного повторения. Как правило, на это отводится от 6 до 10 учебных и внеучебных часов. В этот период важно:- актуализировать знания учащихся по проверяемым в рамках итоговой аттестации элементам содержания; - помочь девятиклассникам обобщить и систематизировать полученные знания для облегчения их использования при выполнении экзаменационных заданий; - рассмотреть наиболее сложные вопросы и задания, в которых на экзаменах прошлых лет, ученики наиболее часто допускали ошибки; - напомнить критерии оценивания различных типов заданий.Несколько дней июня до экзамена должны пройти под девизом: «Мы многое узнали, многому научились, стремимся применить свои знания!». Учитель выступает в этот период как старший товарищ, внушающий уверенность и оптимизм. 1.3.Точки риска в подготовке школьников к сдаче ГИА и пути их преодоления Ни одна система подготовки, насколько хорошо проработана она не была, не уберегает от трудностей, связанных с различными аспектами: организационными, личностными, особенностями восприятия учащимися учебного материала. Рассмотрим некоторые из них. Личностные и организационные:В 2011 году ГИА по курсу обществознание сдавало 14 человек из 9А, 9Б, 9В классов. Анализ результатов показал, что наиболее успешно сдали те ученики, которые:- определились с выбором экзамена в сентябре месяце, и их подготовка была системной и основательной. В апреле к группе присоединился учащийся, имеющий «5» по предмету обществознание, обладающий высоким интеллектом, пытавшийся форсировано пройти материал самостоятельно, но на экзамене не добравший 2 балла до «5». Что дало основание сделать вывод: пятерка за курс обществознания в девятом классе не дает основания надеяться, что учащийся получит высшие баллы на ГИА;- добросовестно выполняли все требования учителя и работавшие в рамках предоставляемых им инструкций и памяток. Две ученицы, показывавшие блестящие результаты на уроках, занявшие 1-2 место на районной олимпиаде (одна участница регионального этапа – 16 результат из 29), но обладающие высокой склонностью к сомнениям не добрали по 1-2 баллам до «5»;- не считались со временем и природными условиями: посещали все занятия вне зависимости от каникулярных периодов и сильнейших морозов, которыми изобиловали январь-февраль 2011 г.Сложности восприятия учебного материала.Во время подготовки к экзамену наметился ряд тем и заданий, освоение и выполнение которых вызывало наибольшее количество затруднений. На их отработку был затрачен большой объем времени.В части А. встречались ошибки в тестах повышенного уровня сложности по темам «Человек и общество», «Познание и духовная жизнь», «Понятие власти. Государство. Политическая система. Органы государственной власти», «Политика» (задание на анализ двух суждений), «Право» (задание на обращение к социальным реалиям). Разбор заданий, обращение к теоретическому материалу, непрерывный тренинг на основе заданий с выбором ответа позволили свести ошибки к минимуму. Трудности вызывало решение в части В заданий на анализ данных диаграмм и дифференциацию в социальной информации фактов и мнений. Чтобы верно выполнялись задания второго типа, добиваюсь полного понимания учащимися понятий «факт» и «оценка», того, что оценочные суждения показывают отношение к фактам с разных сторон, будь то с точки зрения морально-нравственных категорий – «хорошо» или «плохо» и т.п.; или же с точки зрения какого-либо сомнения – «может служить…», «если принять во внимание…» и т.п. Например: при выполнении задания части В на определении фактов и суждений «(А) Каждый ученик изучает сегодня в школе большое количество учебных предметов. (Б) Такое многообразие, несомненно, полезно, т.к. помогает решать сложные образовательные и воспитательные задачи, стоящие перед школой. (В) Однако, дальнейшее расширение круга изучаемых предметов может отрицательно сказаться на здоровье учащихся» направляю учащихся к следующим рассуждениям: А. На самом деле в школе изучается большое количество учебных предметов – это факт.Положение Б. показывает оценочное суждение с положительной оценкой «несомненно, полезно» - это суждение.Последнее положение выражает сомнение «может служить», соответственно «может и не служить» - это суждение.Для успешного решения заданий третьей части экзаменационной работы, части С, прежде всего, нужно преодолеть неуверенность учащихся, так как многие бояться даже приступать к ней. Достичь этого помогает многократный разбор подобного типа заданий. Так в задании С1 необходимо составить план. Соответственно учащиеся должны знать и понимать теоретическое определение понятия «план», уметь внимательно прочесть текст, уяснить его содержание. Объясняю, что важно понять смысл темы, выявить основные идеи текста. Внимательное прочтение текста помогает выполнить другие задания части С на извлечение и интерпретацию информации. Выделяем смысловые фрагменты, озаглавливаем их. Задания С2, С3 предполагают извлечение информации из текста в явном виде, т.е. непосредственно по тексту. Помогает тренинг нахождения в тексте несколько правильных единиц информации, т.е. элементов ответа. Для решения заданий С4, которое выходит за рамки содержания текста учащиеся привлекают факты общественной жизни прошлого и современности, используют личный социальный опыт, моделируют различные ситуации. Задание С5 ориентирует на связь текстовой информации с реальной жизнью. При подготовке к нему используются проблемные ситуации, социальные факты, статистические данные. Собственное суждение учащихся по актуальным вопросам общественной жизни позволяет выполнить задание С6, где нужно объяснить нераскрытые понятия текста и привести не менее двух собственных аргументов в защиту или опровержение позиции автора. Данный вид деятельности доказывает, что одной из основных целей обществоведческой подготовки является не только усвоение знаний и овладение умениями, развитие мышления, но и воспитание учащихся, формирование у них системы ценностей, собственной точки зрения и умения аргументировано ее отстаивать.Основой успешной сдачи экзамена является хорошее освоение курса во всех его аспектах: знание понятий и положений, входящих в систему научного обществознания, умение использовать эти знания при анализе и оценке реальных общественных процессов и явлений и др. Добиваться этого позволяет отказ от методики преподнесения готовых знаний и проверки их воспроизведения, в пользу использования проблемно-поисковых форм приобретения знаний, развития практических умений учащихся, опоры на опыт их социальных отношений.Так на консультационных часах «Подготовка к ГИА» при прохождении раздела Кодификатора «Экономика» и изучении темы «Спрос. Предложение» учащимся дается возможность самостоятельно ответить на вопрос «Может ли кривая спроса иметь положительный наклон?». Недоумение, возникающее в первые минуты, так как дети видят перед собой привычную для них кривую предложения, сменяется желанием прояснить данную ситуацию. В течение 10 минут они изучают материалы по теме «Спрос», где среди прочих данных приводятся сведения о товарах Гиффена и «эффекте снобизма», это позволяет им сделать вывод, что кривые рыночного спроса могут иметь как отрицательный, так и положительный наклон. Опыт подготовки к ГИА и проработка методических рекомендаций коллег педагогов позволил мне выработать некоторые советы, которые можно посоветовать всем учителям обществознания: 1. Выявлять учащихся, планирующих сдавать ГИА в конце 8-го – начале 9-го класса. Для этого проводить большую разъяснительную работу как среди учащихся так и среди родителей учащихся. 2. Включать в урочную деятельность КИМы. Систему оценивания письменных работ по обществознанию приблизить к системе оценивания ГИА. По завершению изучения тем проводить проверочные работы в формате ГИА. Осторожно подходить к оцениванию изучения курса обществознания за 9-й класс учащихся, предполагающих сдачу ГИА, так как расхождение оценки за год и ГИА рассматривается как недоработку учителя, хотя проверяемый объем знаний в ходе ГИА намного превосходит курс 9-го класса. 3. Проводить систематическую работу по формированию и отработке умений находить, интерпретировать, комментировать информацию, привлекать контекстные знания обществоведческого курса, факты общественной жизни или личный социальный опыт для конкретизации положений задания. 4. Продолжить работу по формированию информационной компетентности учащихся, использованию возможностей интернета для самоподготовки. Глава 2. Система подготовки к ЕГЭ учащихся старшего звена 2.1. Модели подготовки старшеклассников к сдаче ЕГЭ в классах социально-экономического и физико-математического профиля В гимназии №1 города Кувандыка в течение нескольких лет ведётся экспериментальная работа по предпрофильному обучению в основной школе и профильному обучению в старшей школе. С 2010-2011 учебного года работаю в двух десятых классах: физико-математическом и социально-экономическом. Треть учащихся этих классов прошли путь подготовки и сдачи ГИА. На сегодняшний день стоит сложнейшая задача разработать две модели подготовки десятиклассников к сдаче ЕГЭ по предмету обществознание: 1. в физико-математическом классе, где треть учащихся предварительный выбор остановила на данном курсе и где учатся наиболее сильные ученики (обществознание – 2 часа в неделю); 2. в классе социально-экономического профиля, где все 23 учащихся выбирают ЕГЭ по курсу обществознание (обществознание – 3 часа в неделю, право – 2 часа, экономика – 1). В первом случае, понятно, что в рамках основного курса (2 часа в неделю) подготовить учащихся к ЕГЭ на приличном уровне сложно. Однако, зная потенциал и мотивацию учащихся физико-математического класса, рискну предположить, что результаты ЕГЭ по обществознанию у них, возможно, будут выше, чем у учащихся класса, где обществознание изучается углубленно. Для поддержания нацеленности учащихся на высокий результат, мной проведена работа по определению структуры, способов и форм внеурочной деятельности в классе, где курс обществознания углубленно не изучается. Учащимся 10А класса, помимо учебных занятий, предложено посещать консультационные часы (1 раз в неделю), факультатив «Надежды российской экономики», индивидуальные консультации.Факультатив «Надежды российской экономики» наряду с углубленным изучением экономики, направлен, прежде всего, на формирование у учащихся тех знаний и навыков, которые необходимы для успешной сдачи единого государственного экзамена. Мое глубокое убеждение, что подготовить хорошего специалиста в области экономики можно, только если у человека есть хорошая математическая база. Это подтверждается тем, что призерами областных и муниципальных олимпиад по экономике, студентами лучших экономических вузов страны (НИУ ВШЭ, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова) становились ученики из классов физико-математического профиля.В ходе консультационных часов углубляются знания основных восьми содержательных линий: человек, общество, познание, право, экономическая сфера общества, духовная жизнь общества, политика, социальные отношения. Причем, изучению права отводится особое значение, так как анализ результатов ЕГЭ предыдущих годов показывает, что при выполнении заданий этой линии чаще всего бывают затруднения. В классе физико-математического профиля в течение 10 класса стараюсь пройти на внеурочных занятиях все темы кодификатора. Данное опережение осознано. Это позволит в 11-м классе пройти их еще раз, но на уровне повышенной трудности и больше заниматься практическим выполнением заданий. В классе социально-экономического профиля количество часов достаточное, что даёт возможность осуществлять подготовку учащихся в рамках основного школьного курса. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию осуществляется на практических занятиях, на которые отводится по 1 часу в неделю. Темы практических занятий дублируют темы уроков, но проводятся занятия через некоторое время (1-2 недели) после соответствующего урока. Практикум, как правило, проходит в форме работы с раздаточным материалом, включающим задания ЕГЭ, направленные, в том числе, и на формирование определённых навыков, необходимых для выполнения заданий ЕГЭ того или иного типа. После того как учащиеся в отведенное время выполняют письменное задание (чаще это задания части С), один или два учащихся (для взаимопроверки) выходят к доске для ответа. В случае затруднения остальные учащиеся помогают отвечающим. В заключительной части урока - решение тестов по данной теме. Тесты составлены на основе заданий частей А и В единого государственного экзамена. В результате - каждый учащийся получает оценку, а работающие у доски – две. По итогам больших разделов учебного материала учащиеся пишут самостоятельную работу на основе ЕГЭ состоящую из заданий частей А, В, и С, но включающую только материал по пройденному разделу. Анализ её выполнения позволяет выявить типы заданий, с которыми учащиеся справляются хуже всего и нюансы в освоении материала и доработать их во время консультационного часа. 2.2. Методика подготовки старшеклассников к сдаче ЕГЭ по обществознанию Наряду с традиционными методами обучения активно применяются интерактивные методы, которые вызывают необходимость эффективного взаимодействия в команде. При прохождении экономических тем, вызывающих большое количество затруднений у старшеклассников, в ходе урока «Спрос и предложение. Равновесная цена» учащиеся разбиваются на две команды, оценивает их работу экспертная группа. Каждая команда получает кейс, реальную жизненную ситуацию. Ее описание одновременно отражает не только практическую проблему, но и актуализирует полученный ранее комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. Сложность в том, что готовые кейсы как сопровождение школьного курса не встречаются. Приходится педагогу разрабатывать их самостоятельно. Это требует больших временных затрат учителя, но учащимся позволяет проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками. Разбор ситуаций развивает навыки анализа и критического мышления, подводит к демонстрации различных позиций и точек зрения, формирует навыки оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности.При изучении темы «Формы собственности» проводится деловая игра, которая позволяет не только закрепить знания по теме, но и актуализировать еще несколько тем «Издержки. Затраты», «Прибыль. Выручка». Суть игры в том, что в течение урока десятиклассники (3-4 группы по 7-8 человек) создают фирму, выбрав определенную форму собственности, определяют виды деятельности фирмы, создают Устав организации, распределяют должности. Домашнее задание: доработать проект своей фирмы, создать рекламную презентацию, рассчитать валовые издержки при выпуске продукции, выручку, полученную от реализации товара и прибыль фирмы в конце года. На следующем занятии проводится презентация организаций, определение их жизнеспособности. По условию в презентации своего проекта участвует вся команда. В течение нескольких минут каждый член команды в рамках своей должности представляет свою область в деятельности: финансы, общее управление, реклама и продвижение товара, юридическая поддержка. Это гарантирует, сведению к минимуму риска того, что кто-то из школьников останется безучастным к деятельности, отсидится в сторонке. Последние 3 минуты выступления команда отвечает на вопросы одноклассников, защищая свое детище. В итоге выбирается наиболее конкурентоспособный проект. Вне зависимости от профиля, все учащиеся испытывают трудности в написании эссе. Начиная с первых дней обучения, в старшей школе ребята получают домашнее задание написать эссе. Естественно, что перед этим каждый учащийся получает консультацию по алгоритму выполнения этого задания с разбором возможных ошибок и определением необходимых элементов, получает памятку. В 10-м классе высказывания соответствуют изученной теме. Только в конце 10-го класса - начале 11-го даются высказывания по всем изучаемым линиям. Эссе разбираются с учетом критерий оценивания, как в ходе учебных занятий, так и на консультационных часах и в ходе факультатива. Как учителю, впервые готовящемуся к сдаче ЕГЭ, для себя и для учителей находящихся в подобной ситуации мной составлены следующие рекомендации: 1. подготовку к ЕГЭ следует начинать с началом изучения курса. В 8-9 классе желательно выявить как можно больше ребят ставящих целью сдать ЕГЭ по обществознанию в 11-м классе. Их обязательно нужно выводить на ГИА. Чем больше девятиклассников выберут ГИА, тем лучше. Для тех, кто целенаправленно и систематически готовится по предмету, положительный результат будет дополнительным стимулом и придаст уверенности в своих силах, те же, кто получит балл ниже ожидаемого, сделают выводы, что готовиться нужно еще больше. Пусть такой опыт ребята получат на ГИА, чем позже разочаруются на ЕГЭ. С ребятами, прошедшими ГИА, мы «на одной волне», доверяем друг другу и понимаем, что нас ждет впереди; 2. вся деятельность должна вестись на высоком уровне трудности. Это не значит, что для всех учащихся и сильных и слабых предлагаются сложные вопросы, выходящие за рамки школьного курса. Каждому ребенку нужно предложить свой уровень сложности, который подвигал бы его к размышлениям и, в конечном итоге, к самообразованию. Задания строятся так, чтобы учащиеся могли, применив имеющиеся у них знания, ответить, но для этого им нужно было бы порассуждать (возможно, с помощью учителя). Учу ребят умению «вытягивать за ниточку». Умение рассуждать приведет к тому, что самый, казалось бы, сложный вопрос можно будет решить или «вытянуть» из задания максимально возможный балл. Не боюсь ситуаций, когда в ходе рассуждений, мы уходим так далеко, что выбрать верную мысль от неверных сложно. Прошу время на рассмотрения этого вопроса и обещаю, что мы вернемся к нему на следующем занятии. Старшеклассники понимают, что учитель, как и все, человек, которому присущи черты несовершенства, а значит, не может знать «все и вся». На последующем уроке объясняю свою точку зрения, привожу доводы ученых обществоведов, выслушиваю мнения детей; 3. подготовка к ЕГЭ в течении 2-3 лет (9-11 классы), в идеале, должна подвести учащихся к пониманию обыденности экзамена, убрать составляющую страха и нивелировать волнение. Необходимо научить учащихся внимательно читать тесты и здания, работать над пониманием формулировки вопроса, умением точно отвечать на поставленный вопрос. Этого можно добиться постоянным тренингом, прорешивая задания прошлых лет и постоянно анализируя формулировки вопросов. 2.3. Диагностика достижений учащихся На протяжении пяти лет учащиеся участвуют в олимпиадах муниципального и регионального уровня. В 2010-2011 учебном году 1 и 2 места в муниципальных олимпиадах по истории и обществознанию среди девятиклассников заняли ученики педагога. На региональных этапах Всероссийских олимпиад школьников по истории ученица 9А класса Меньшаева А. показала 7 результат из 19, по обществознанию ученица 9Б класса Сурикова Т. - 16 результат из 29.По результатам ГИА (и обществознание и история) в районном рейтинге гимназия на 1 месте.Ежегодно от 5 до 11 учеников участвуют в районных олимпиадах по экономике, занимают призовые места. В 2009 году Чепурина Александра и Ошкина Инна заняли первое и второе места на областной олимпиаде по экономике. Обе девочки получили сертификаты для льготного поступления в Губернаторский многопрофильный лицей-интернат для одаренных детей Оренбуржья. На сегодняшний момент Инна Ошкина - выпускница данного лицея, студентка ОИ МГЮА. Александра не воспользовалась сертификатом, продолжила изучение экономики под руководством учителя. Сейчас она студентка Российского университета им. Г.В.Плеханова. В годы учебы в гимназии, Чепурина А. не раз подтвердила успех 2009 года. В 2010 году первое место среди учащихся 10-х классов не присуждалось. От второго места ее отделяло только 0,5 балла. У Александры было третье место. В 2011 году она вновь вошла в число призеров регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экономике.Два года подряд (2008, 2009 г.) ученики участвовали во всероссийских интернет олимпиадах: Третьей Всероссийской Олимпиаде по финансовым рынкам для старшеклассников (Лучевников Н. – прошел первый тур, участвовал во втором туре), Интернет-олимпиаде по экономике (Государственный университет – Высшая школа экономики) (рейтинг: Лучевников Н. – 180 из 341 участников. Грачев А. – 181 из 341 участников. http://io.ischool.hse.ru/). Заключение В данной работе обобщен опыт подготовки учащихся к сдаче ГИА по обществознанию педагога гимназии №1 г.Кувандыка, представлены 2 модели подготовкиучащихся к проведению итоговой аттестации в фор­ме ЕГЭ: в классах социально-экономического и физико-математического профиля, определены сложности в подготовке школьников к сдаче ГИА и ЕГЭ и пути их преодоления, выработаны методические советы и рекомендации по подготовке учащихся 9-х классов к сдаче ГИА и подготовке учащихся старшего звена к сдаче ЕГЭ.Автор работы считает, что, несмотря на все сложности, ГИА и ЕГЭ являются современными, прогрессивными формами итоговой аттестации, дающими мощный стимул для самосовершенствования, как педагогу, так и учащимся.Самый простой анализ поступления выпускников гимназии за 20 лет существования данного учебного заведения позволяет сделать вывод, что количество учащихся поступающих в лучшие вузы страны выросло и неизменно растет. На сегодняшний день дети из семей с самый скромным достатком имеют возможность получать образование в Москве и Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре, Уфе и Челябинске, они видят смысл в получении конкурентоспособного школьного образования и многое делают для этого.Ответственность за результат подвигает педагогов к выработке эффективных систем подготовки к ГИА и ЕГЭ, постоянному профессиональному совершенствованию и самообразованию. Список литературы 1. Федеральный Закон о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части проведения единого государственного экзамена 2. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 25 марта 2011 года № 03-175 "О повторном прохождении государственной (итоговой) аттестации лицами, освоившими основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования". 3. Перечень вузов, которым в 2011 году предоставляется право проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности. 4. Приказ Минобрнауки России от 24.01.2011 № 86 "О внесении изменений в перечень вступительных испытаний в образовательные учреждения высшего профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию..." 5. Приказ Рособрнадзора от 16.12.2010 № 2965 "Об утверждении сроков и единого расписания проведения единого государственного экзамена, его продолжительности по каждому общеобразовательному предмету и перечня дополнительных устройств и материалов..." 6. Приказ Рособрнадзора от 15.12.2010 № 2958 "Об утверждении сроков, единого расписания, формы и продолжительности проведении государственного выпускного экзамена по русскому языку и математике в 2011 году" 7. Об утверждении Порядка приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования. 8. Об утверждении перечня вступительных испытаний в образовательные учреждения высшего профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию. 9. Об установлении минимального количества баллов единого государственного экзамена по русскому языку, подтверждающего освоение выпускником основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в 2009 году 10. Об установлении минимального количества баллов единого государственного экзамена по математике, подтверждающего освоение выпускником основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в 2009 году 11. Единый государственный экзамен 2011. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся. ФИПИ/автор-составитель: Е.Л. Рутковская. - М.: Интеллект-Центр, 2010. 12. ЕГЭ-2011: Обществознание. ФИПИ/авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова. - М.: Астрель, 2010. 13. ЕГЭ. Обществознание. Тематические тестовые задания. ФИПИ/авторы: Е.Л. Рутковская, А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова. - М.: Экзамен, 2010. 14. Готовимся к Единому государственному экзамену: Обществознание/Под ред. Л.Н. Боголюбова. - М., 2009. 15. Иванова Т.Н., Краснова М.Н. ЕГЭ по обществознанию. Задание С8 (ЭССЕ): Методические указания и примеры выполнения задания. - Чебоксары: КЛИО, 2005. 16. Клименко А.В. Обществознание: для школьников старших клас­сов и поступающих в вузы: Учеб. пособие. - 2-е изд. - М., 2010. 17. Корсаков Г.Г. Как сдать ЕГЭ по обществознанию на 100 баллов. -Ростов на/Д., 2008. 18. Лазебникова А.Ю., Брант М.Ю. Уроки обществознания в 11 клас­се: Метод, пособие по курсу «Человек и общество». - 3 изд., испр. - М.: Дрофа, 2010. 19. Обществознание: Учеб. пособие/Авт.-сост.: Л.П. Кураков, М.П. Владимирова, А.А. Чинчиков и др. 2-е изд., перераб. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2002. - 464 с. 20. Обществознание. Эффективная подготовка/Под ред. А.Ю. Лазебниковой - М.: ЭКСМО, 2009. 21. Оценка качества подготовки выпускников средней школы по обществознанию / Сост. Л.Н.Боголюбов; Под ред. А.Ф. Киселёва. - М, 2008. 22. Рутковская Е.Л., Лискова Т.Е., Кузнецова Б.В. и др. Методические рекомендации по оцениванию заданий с развёрнутым ответом. Общест­вознание. - М., 2008. 23. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому го­сударственному экзамену. Обществознание / Редактор-составитель Е.Л. Рутковская. - М.: Интеллект-Центр, 2009. 24. Филатов В.П. Обществознание: Учеб. пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2008.










Сейчас читают про: