Лаос в середине XVII — середине XIX вв

Лаос в раннее Новое время

К началу Нового времени на территории современного Лаоса существовало государство Ланг Санг, возникшее в 1353 г. и представлявшее из себя децентрализованное образование, в котором взаимоотношения центральной власти и отдельных регионов строились по принципу «сюзерен-вассал». Верховным правителем тяусивитом (в буквальном переводе — властелин жизни) контролировались местные правители тяумнанги. Последние при вступлении в должность давали специальную клятву верности тяусивиту. Тяумнанги обеспечивали потребности своего сюзерена в транспортных перевозках по территориям своих владений, осуществляли там общественные работы, а в период войны передавали в его распоряжение свои вооруженные формирования.

В конце XV в. после нападения вьетнамских войск на княжество Мыянг Пуен и захвата столицы Ланг Санга, лаосские земли оказались ослабленными. Лишь королю Ланг Санга По-тисарату (1530-1559) удалось укрепить государство, ведя войны против Сиама и установив мирные отношения с Вьетнамом. После смерти Потисарата власть перешла в руки Тхао Саи Сет-тхатирату, правившему до 1571 г., который начал воевать с Бирмой, сумев привлечь на свою сторону в 1560 г. Аютию.

С 1563 г. столицей Ланг Санга становится Вьентьян, с того времени превратившийся в главный административный и культурный центр лаосской государственности.

В 1565 г. бирманским войскам удалось захватить Вьентьян, и Сеттхатирату пришлось отступить в труднодоступные для противника районы джунглей, где они вели партизанскую войну против армии противника. В результате изматывающих боев бирманцам пришлось уйти из Ланг Санга. Следующая экспедиция бирманцев в Лаос началась в 1569 г., и вновь лаосский король ушел со своими сторонниками в джунгли, а бирманцам вновь пришлось уйти из Ланг Санга. Спустя два года после этих событий, во время военного похода против горных кхмеров, без вести пропал Сеттхатират, и вскоре бирманцы в очередной раз захватили Вьентьян, превратив Ланг Санг в своего вассала. Эта зависимость прекратилась лишь в период правления Суминья Кумана (1591-1596). После его смерти страну стали раздирать междоусобные противоречия, поставившие Ланг Санг на грань распада.

К середине XVI в. удалось укрепить экономическое и политическое положение Ланг Санга, расширить его территориальные владения, в состав которых вошло, в частности, тайское княжество Чиенгмай. Предпринимались также попытки ослабления китайского влияния и организованного противостояния натиску правителей бирманского государства Ава.

В 1560 г. между Ланг Сангом и Аютией (Таиландом) был подписан договор о союзе. В 1563 г. столицей государства вместо Луанг Прабанга (буквально — Город Золотого Будды) становится Вьентьян, и в том же году вновь возобновились вооруженные столкновения с Авой. Спустя два года, лаосский король вынужден был уйти из Вьентьяна и возглавить партизанскую войну своего народа против бирманских захватчиков. С конца XVI в. Ланг Санг все же стал данником Авы.

В первой половине XVII в. вновь вспыхнула борьба за власть между лаосскими правителями. Лишь к 1637 г., с восшествием на престол Суминя Вонгса, Ланг Санг вновь становится сильным государством. При нем был проведен ряд реформ, сделавших это государство централизованным, способным на равных конкурировать с соседями за влияние в регионе. Он, в частности, в ходе своего правления сумел установить дружеские отношения с Сиамом и Дайвьетом.

В этот период в Лаосе появляются первые европейцы — миссионеры и торговцы — голландцы и представители католического ордена иезуитов, безуспешно пытавшиеся создать здесь свою миссию.

Власть монарха в этот период была ничем не ограничена, он также являлся и верховным собственником земли. Управлять

государством ему помогал специальный чиновник, имевший титул упахат. Последний также, в период, когда на престоле находился несовершеннолетний монарх, выполнял при нем регентские функции. Губернатор Вьентьяна по должности являлся одновременно и главнокомандующим вооруженными силами. Ланг Санг был разделен на 7 провинций, руководители которых постоянно находились при дворе правителя, а от их имени на местах управляли заместители, также носившие титул упахат. Более низкие административные должности занимали избиравшимиеся местным населением чиновники.

Некоторое усиление центральной власти в этот период происходило благодаря принятию в Ланг Санге в качестве официальной идеологии буддизма хинаяны. Одновременно были изданы указы о запрете исповедания подданными индуизма и поклонения местным божествам, на месте алтарей стали возводить буддистские религиозные сооружения.

Власть опиралась на армию, в которую входили гвардия короля и провинциальные войска. Существовал также и королевский суд, состоявший из членов королевской семьи.

Социальные отношения строились на иерархических взаимоотношениях знатных людей, простолюдинов и рабов. Знать: принцы королевской крови, высшие чиновники. Звания последних не были наследственными. Их судьба целиком зависела от воли монарха. К простолюдинам прежде всего относилось крестьянство, занимавшееся обработкой находившейся в верховной собственности короля земли. Последнему они выплачивали в виде налога половину собранного урожая один раз в три года и налог на содержание провинциального войска. Прикрепления крестьян к земле не существовало. Рабы находились в собственности как знати, так и простолюдинов. Эту категорию составляли военнопленные, а также должники и преступники, которым была назначена такая форма наказания. Рабство в Лаосе было запрещено лишь в конце XIX в.

В это время велась торговля с югом Бирмы, Сиамом, Вьетнамом и Камбоджей. В Сиам поступало золото, ткани, мед, смола, во Вьетнам и Камбоджу — шелковые ткани, рога носорога и ряд других редких товаров.

После смерти в 1694 г. Суминя Вонгса, у которого на Тот момент не осталось наследника, вновь разгорелась борьба за власть между представителями высшей элиты, поставившая

Ланг Санг на грань катастрофы. Государство распалось в начале XVIII в. на отдельные образования— Луанг Прабанг на севере, Вьентьян в центральной части и Тямпатсак на юге. Кроме того, в состав лаосских земель входил Мыанг Пуен, имевший статус вассального от Дайвьета государства. Несколько позднее о своем вассалитете по отношению к Дайвье-ту объявил и Вьентьян. Все они вели между собой постоянные войны, а с другой стороны, вынуждены были очень часто совместными усилиями противостоять внешней угрозе.

В 1750 г. правитель Луанг Прабанга отказался от выплаты дани вьетнамскому монарху и сумел отбить наступление недовольных этим обстоятельством вьетнамских войск.

К середине XVIII в. о своих особых интересах в отношении лаосских земель заявила Бирма. В 1753 г. бирманцы совершили военный поход на Луанг Прабанг, заручившись поддержкой Вьентьяна. Лишь после вмешательства Аютии в 1768 г. Луанг Прабанг был освобожден от бирманского господства. В 1774 г. был заключен военный союз между Луанг Прабангом и Аютией против Бирмы. Это обстоятельство вскоре привело к установлению вассалитета Аютии над Луанг Прабангом. В свою очередь, Вьентьян в конце 70-х — начале 80 гг. подвергся нападению со стороны Сиама и вынужден был стать, наряду с Чампассаком, его вассалом.

Наиболее выдающимся из правителей Вьентьяна являлся Чао Ану, вступивший на престол в 1805 г. и попытавшийся освободиться от сиамской зависимости. С этой целью он заручился поддержкой вьетнамского правителя Зя Лонга. В 1826 г. он начал войну с Сиамом, но уже в следующем году его войска были разбиты. Чау Ану обратился за помощью к Вьетнаму, однако это уже не могло его спасти. В 1831 г. он оказался в плену у сиамцев. Вьентьян был разрушен и превращен в одну из провинций Сиама во главе с губернатором. Та же участь постигла государство Мыанг Пуен, ставшее вьетнамским владением под названием Чаннинь.

Чампассак также оказался под сиамским контролем, но там формально находился у власти собственный правитель. Луанг Прабанг в это время раздирали внутренние противоречия, связанные с борьбой за власть между различными группировками местной элиты.

В 30-е гг. XIX в. тогдашний правитель Луанг Прабанга Манта Турат предложил вьетнамскому императору принять

его в свои вассалы и помочь освободиться от сиамского влияния, однако осуществить на практике этот план ему тогда не удалось, главным образом из-за нежелания вьетнамского императора активно вмешиваться в сложный клубок противоречий, возникший в тот момент вокруг лаосских земель и в силу изоляционистского характера своей внешней политики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: