НЕП и особенности его введение в Украине

№20

Культура и духовная жизнь Украины в 1917-1920 гг._____________ _____

№19

Составьте розвернутый план ответа: «Культура и духовная жизнь Украины в 1917- 1920гг.»

Т

План ответа: /. Условия развития, культуры Украины в 191 7-1920 гг. 2. Прогресс в сфере образования. 3. Наука, Создание Весу край не кой Лка-демии наук. 4. Литература. 5. Театр, изобразительное искусство.

Культурная жизнь украинского народа неразрывно связана с социально-эко­номическими процессами в обществе. Особенно справедливо это утверждение для периода национальной революции и борьбы за сохранение государственной неза­висимости 19] 7-3 920 гт. В эти годы культура находилась под влиянием противо­речивых факторов, которые вызывали в ней как положительные, так и отрица­тельные изменения. Крах Российской империи, борьба за создание суверенного украинского государства, глубокие социально-экономические сдвиги обусловили духовный подъем в обществе, благотворно сказавшийся на всех сферах культур­ной жизни. Вместе с тем жестокая борьба, трудности войны тормозили культур­ные процессы, разрушали материальную основу культуры, обусловили эмигра­цию многих ее представителей за границу.

Одной из наиболее заметных тенденций культурной жизни 1917-1920 гг. были положительные сдвиги в просвещении. За эти годы сотни тысяч детей и взрослых самостоятельно либо в школах и кружках ликвидации безграмотности получили элементарное образование. Характерно, что расширять школьную сеть стреми­лись как советская власть, так I! Центральная Рада, гетманат Скоропадского, Директория. Но каждый из этих режимов преследовал свои политические цели. Особенно активно политизировали систему школьного образования большевики, стремясь превратить ее в орудие своих партийных интересов.

Эти годы отмечены бурным развитием национального культурно-просвети­тельного движения, которое проявилось в форме «Просв1т». Запрещенные в ус­ловиях царизма, они возродились после его падения. В 1917 г. состоялось два Всеукраинсклх съезда «Просв1т». Их общее количество в начале осени 1917 г. составляло около 1 тыс. В 1920 г. «Просв1т» уже было 1500. Эти организации поддерживали украинское государственное строительство и поэтому встретили враждебное отношение со стороны большевиков. В итоге, в конце 1921 г. их дея­тельность была запрещена.

Сложные и противоречивые процессы происходили в высшей школе. Количе­ство вузов в Украине в 1917-1920 гг. значительно возросло. Центральная Рада разработала план создания системы вузов с украинским языком преподавания. Частично он был реализован во времена Скороладского. С целью подготовки для обучения в высшей школе своих сторонников большевики в 1920 г. открыли при вузах рабочие факультеты (рабфаки), где обучались красноармейцы, комсомоль­цы, члены РКП(б).

Самым важным событием в сфере науки было образование в период гетмана-та Академии наук. Первым Президентом АИ был академик Владимир Вернадс­кий. В 1919-1920 гг. ряд выдающихся ученых-академиков не приняли советскую власть и оказались в эмиграции.

Существенные изменения произошли в 1917 1920 гг. в литературе. В этот пе­риод в литературный процесс включилось целое поколение писателей и поэтов, которые начали новый этап се развития. Их творчество проникнуто надеждами, ожиданиями и разочарованием - всей гаммой чувств, которые овладевают мил­лионами на переломе эпох. Заметным течением в поэзии данного периода был романтизм, который представляли В. Сосюра, В. Чумак, В- Элланский, 14. Ку­лик. Группа молодых литераторов (М. Зеров, II. Филиппович, М. Рыльскнй и др.) основала известное литературное направление неоклассиков.

В эти год!,] возникли другие литературные направления, которые расцвели в 20-е годы.

В 191 7-1 920 I г. ощутимые изменения произошли в театральном деле. В теат­ры пришла целая плеяда мастеров, талант которых особенно ярко проявился в 20-е годы.

Выдающимся явлением в истории украинского изобразительного искусства было образование в 1917г. Украинской Академии искусств. Один из ее организато­ров М. Бойчук основал всемирно известную школу живодисцев - «бойчукистов». В 1917-1920 гг. в Украине работали талантливые художники Г. Нарбут, А. Мане­вич, В. Кричевский и др. Эти годы вошли в историю как начало украинского наци­онально-культурного возрождения, которое продолжалось до,конца 20-х годов.

Т Обязательные даты: 1918 г. - создание Национальной Академии наук

* Украины; 1917 г. - создание. Украинской Академии искусств.

«Украинизация» - это обобщающее название целого комплекса мероприя­тий, которые советская власть проводила в культурно-просветительской сфере Украины в 20-е годы. Эти мероприятия имели вынужденный, а поэтому и времен­ный характер.

Размах национально-освободительной борьбы в национальных районах в 1917- 1920 гг. подсказывал советскому руководству, что без удовлетворения минималь­ных национальных требований угнетенных народов судьба большевизма в респуб­ликах всегда будет под угрозой. Именно это обстоятельство лежало в основе поли­тики «коренизации», которая после XII съезда РКП(б) (1923 г.) проводилась во всех советских республиках, а в Украине получила форму «украинизации». «Украини­зация» предусматривала воспитание кадров из представителей коренной нацио­нальности, введение в практику работы партийного, советского и хозяйственного аппаратов родного для населения языка, расширение сети школ и других учебных заведений с обучением на родном языке, развитие национальной культуры.

Многие большевики Украины восприняли курс на «украинизацию» с огром­ным энтузиазмом. Ключевым в деле украинизации Наркоматом просвещения в 20-е годы руководили убежденные приверженцы национального возрождения -Григорий Гринько, Александр Шумский и Николай Скрипник.

В начале 20-х годов органы советской власти в Украине в абсолютном боль­шинстве обслуживались русскими или русскоязычными чиновниками. Многие из них не воспринимали украинизацию, считая ее политическим маневром, ус­тупкой «петлюровщине» и всячески саботировали се осуществление.

С большим трудом во второй половине 20-х годов удалось перевести делопроиз­водство на украинский язык 75% местных государственных учреждений и организа­ций, Медленно происходила украинизация партийного аппарата. Вся организаци­онно-партийная и массово-политическая работа Компартии Украины в первой поло­вине 20-Х годов проводилась посредством русского языка. Преподавание в партшко­лах, издание партийных газет и журналов также осуществлялось преимущественно на русском языке. Во второй половине 20-х годов ситуация несколько изменилась. Украинизация начала постепенно охватывать важнейшие звенья партаппарата.

Провозглашенный советской властью курс на украинизацию ощутимо отра­зился на работе школы. Численность школьных заведений с украинским языком преподавания возрастала. Если в 1925 г. они составляли 79% всех школ, то в ] 930 г. - 85%. В остальных школах обучение начали проводить на языках наро­дов, которые проживали в Украине: русском, греческом, польском, немецком, чешском, еврейском и др.

Активными приверженцами политики «украинизации* были национал-ком­мунисты А. Шумский к Н. Скрипник.

А. Шумский (1890-1946) родился на Киевщиие. С 1908 г. входил в состав украинских национальных партий социалистического направления. Входил в состав Центральной Рады. В январе 1918 г. А. Шумский вместе с другими левыми украинскими эсерами гото­вил государственный переворот с целью установления в Украине советского строя. Вой­дя в состав КП(б)У, принадлежал к той партийной г руппе, которая требовала обособле­ния КП(б)У от РКП.

На должности наркома образования УССР{ 1924-1927 гг.) активно проводил полити­ку украинизации. Во время встречи с И. Сталиным в октябре 1925 г. поднял вопрос об от-• странении Л. Кагановича от должности генсека ЦК КП(б)У и замещении его украинцем В, Чубарем. Сталин А. Шумского не поддержал, а возложил на него ответственность за рас­пространение антироссийских настроений в Украине. Под давлением развернутой про­тив него политической кампании признал ошибочность своей позиции. Был снят с поста наркома образования в 1927 г. и выслан в Москву на второстепенную работу. В 1933 г. он был арестован по обвинению в принадлежности к Украинской войсковой организации -подпольной организации, которая якобы готовила антисоветское вооруженное восста­ние. Осужден к 10-летнему заключению. Находился на Соловках, в ссылке в Красноярске. В 1946 г. принял решение о самоубийстве, но попытка оказалась неудачной. Был убит по личному распоряжению Сталина, Хрущева и Кагановича по дороге в Киев.

Н. Скрипник (1872-1933 гг.) родился на Екатеринославщине. Учился в реальном училище в Изюме. Входил в ленинскую фракцию социал-демократов, член большевис­тской партии с 1917 г. В декабре 1917 г. стал членом первого правительства Советской Украины. В правительстве занял должность народного секретаря по делам труда. С марта 1918 г. возглавил Народный Секретариат. С 1919 г. он возглавлял различные нар­коматы в правительстве X. Раковского, В 1927-1933 гг. руководил работой народного комиссариата образования, которому подчинялись вместе с учебными заведениями Академия наук и почти все культурные учреждения. Деятельность Н. Скрипника в этой. должности положительно повлияла на темпы развития национальной культуры. Он ак­тивно содействовал проведению украинизации средней и высшей школы, подготовке национальных кадров учителей и преподавателей, оказывал широкую поддержку ста­новлению газетно-журнального и книгоиздательского дела на украинском языке, орга­низовал масштабную помощь в украинизации образования в местах компактного про­живания украинцев за пределами Украины (на Кубани и в Казахстане). Благодаря энер­гии Н. Скрипника в России было организовано около 500 украинских школ и 2 вуза. Пло­дотворная деятельность Н. Скрипника на просвещенской ниве прервалась в феврале 1933г., когда сталинский режим развернул широкое наступление на украинскую нацио­нальную интеллигенцию. Началась кампания травли всех мероприятий бывшего нарко­ма образования. Его вывели из состава политбюро ЦК КП(б)У.

Понимая безысходность, в которую попал, Н. Скрипник 7 июля 1933 г. застрелился. Фанатичная вера в коммунистические идеалы и преданность идеям украинства и не­совместимость этих двух сторон мировоззрения послужили причиной личной трагедии Н. Скрипника. Ему довелось собственными глазами увидеть голодомор в селах и начало «расстрелянного возрождения».

Однако украинизация ее инициаторами не рассматривалась как самоцель. Этот процесс был подчинен «сверхзадаче» большевистской партии - перестройке культуры в Украине на идеологических принципах марксизма. Украинизация была одним из важнейших средств достижения этой цели и допускалась только в тех рамках, в которых не противоречила интересам и идеологическим ориенти­рам высшего государственного и партийного руководства.

В конце 20-х годов эти политические ориентиры резко изменились. Советское руководство возвращается к репрессивно штурмовым методам управления обще­ством. Это отражается и на национально-культурной сфере. Начинаются репрес­сии против украинской национальной интеллигенции.

В 1933 г. принимается решение о прекращении украинизации, активные ее участники репрессируются, и советская власть возвращается к русификаторской политике, объектом которой послужили не только украинцы, а и представители всех народов, населяющих Украину.

] Обязательные даты: 1923 г. -решение XII съезда РКП(б) о «коренизациа».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: