Литература
Действующая в настоящее время во Франции Конституция одобрена общенациональным референдумом в 1958 г. Установленный этой Конституцией строй именуетсяПятой республикой.
К кризису режима Четвертой республики во Франции привели тупик колониальной политики в Алжире, крах суэцкой авантюры, финансовые трудности, вызванные военными расходами. Крушение Четвертой республики было подготовлено также сдвигами в экономической базе страны после второй мировой войны - разрыв с традициями ростовщичества, переориентация на преимущественно промышленные методы получения прибыли, научно-техническая революция в индустрии и в сельском хозяйстве.
В мае 1958 г. в обстановке антиреспубликанского мятежа в Алжире парламент призвал к власти генерала де Голля и наделил его правительство чрезвычайными полномочиями. Правительство подготовило проект новой конституции, который, минуя парламент, в сентябре 1958 г. был передан на референдум и одобрен большинством избирателей. Новая Конституция расширила права исполнительной власти в ущерб законодательной.
|
|
2. Глава государства - президент, избирается на 7 лет прямым всеобщим голосованием и обладает широкими полномочиями. В исполнительной сфере он:
- назначает и смещает премьер-министра и членов правительства;
- председательствует на заседаниях правительства, в Советеи Комитетенациональной обороны, в Высшем совете магистратуры;
- имеет полномочия главы вооруженных сил, право назначения на высшие гражданские и военные должности.
В законодательной сфере он имеет право:
- подписывать и обнародовать законы, требовать от парламента нового обсуждения закона или отдельных его статей;
- оспорить принятый парламентом законопроект и передать его в Конституционный совет;
- передавать законопроекты на референдум, минуя парламент;
- обращаться к парламенту с посланиями, которые не подлежат обсуждению;
- принимать ордонансы, имеющие силу закона.
Ему отводится роль «высшего арбитра», призванного обеспечивать нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность государства. Президент не несет политической ответственности ни перед каким органом и никем не контролируется. Президент получил также право роспуска нижней палаты парламента. Он представляет Францию в международных отношениях, наделяется значительными прерогативами в области внешней политики. Особое значение имеет право президента объявлять чрезвычайное положение.
3. Исполнительная власть наряду с президентом принадлежит правительству - Совету министров, в состав которого входят государственные министры, министры и государственные секретари.
|
|
Премьер-министр считается согласно Конституции вторым лицом в государстве. Он руководит деятельностью правительства, обеспечивает исполнение законов, может по поручению президента и с определенной повесткой дня председательствовать вместо президента на заседании Совета министров. Он скрепляет своей подписью акты президента и несет за них политическую ответственность перед парламентом.
4. Высший орган законодательной власти Франции - парламент, состоящий из двух палат: Национального собрания и Сената. Депутаты Национального собрания избираются прямым голосованием граждан, а Сенат - косвенным голосованием.
Парламент собирается на две очередные сессии в году, общая продолжительность которых не может превышать 170 дней. Чрезвычайные (внеочередные) сессии созываются президентом по требованию премьер-министра или большинства членов Национального собрания. Предусматривается парламентская неприкосновенность депутатов. Законодательная компетенция парламента ограничивается вопросами, указанными в конституции; из его введения исключены многие сферы государственного управления, которые регламентируются актами правительства.
5. Органом конституционного надзора является Конституционный совет. Он решает вопросы правильности выборов президента, депутатов и сенаторов, проведения референдумов, а также соответствия Конституции нормативных актов, принятых парламентом. Совет состоит из девяти членов, полномочия которых длятся девять лет и не подлежат возобновлению. Они назначаются поровну председателями палат и президентом, причем председатель Конституционного совета назначается президентом и его голос является решающим в случае, если голоса разделились поровну. В состав Совета пожизненно входят бывшие президенты страны.
6. В департаментах центральная власть представлена префектом, назначаемым президентом. Префект руководит всеми службами центральных ведомств в департаменте, а также полицией, осуществляет административный контроль над муниципальными службами и т. д. Имеется также орган самоуправления - генеральный совет, избираемый населением.
В коммунах избирается муниципальный совет, из состава которого избирается мэр.
7. Судебная система включает суды низшей инстанции и суды второй (большой) инстанции. Имеются также исправительные суды, апелляционные суды и суды ассизов.
Высшая судебная инстанция - Кассационный суд. Существуют также специальные суды: суд государственной безопасности, торговые суды, трудовые суды (так называемые «советы сведущих людей»), суды по делам несовершеннолетних.
Вопрос 72. Веймарская республика в Германии
1. В результате неудач на фронтах первой мировой войны весной и осенью 1918 г. в Германии создалась революционная ситуация. Под влиянием падения монархии в России в немецких городах, в армии и на флоте стали возникать Советы рабочих, солдатских и матросских депутатов. Революция началась восстанием военных моряков в Киле в начале ноября 1918 г. Крупнейшие города Германии - Гамбург, Лейпциг, Мюнхен, Бремен - присоединились к восставшим. Повсеместно возникавшие Советы рабочих и солдатских депутатов брали власть в свои руки. Наконец, 9 ноября 1918 года революция победила в Берлине. Кайзер (император) Вильгельм отрекся от престола и бежал в Голландию.
В создавшейся обстановке имперское правительство передало власть социал-демократам.
2. На выборах в Учредительное собрание, состоявшихся в январе 1919 г., буржуазные партии получили около 16 млн. голосов, социал-демократические - 13,5 млн.
Собрание было созвано в городе Веймаре - небольшом культурном центре Германии.
|
|
В знак доверия социал-демократам Учредительное собрание избрало президентом Германии Макса Эберта, члена правления Социал-демократической партии с 1905 г.
Коалиция трех партий - Социал-демократической, Демократической и Партии центра - составила правительство Германии во главе с социал-демократом Ф. Шейдеманом, которое положительно решило вопрос о подписании Версальского мирного договора, утвердило бюджет и большинством голосов приняло новую конституцию Германии, названную Веймарской.
3. Веймарская конституция 1919 г. превратила Германию в буржуазную парламентскую республику во главе с президентом. Высшим законодательным органом Германской империи объявлялся рейхстаг, избираемый один раз в четыре года на основе всеобщего избирательного права.
Конституция вводила пропорциональную систему выборов. Вся Германия была поделена на 35 избирательных округов. Каждая партия, принимавшая участие в выборах, выступала со своим списком кандидатов. Депутатские места распределялись соответственно числу голосов, поданных за тот или иной список: больше голосов - больше мест.
Парламент состоял из двух палат: рейхстага (нижняя палата) и рейхсрата (верхняя палата).
Рейхстаг избирался населением по системе пропорционального представительства; его права существенно ограничивались за счет широких полномочий правительства и президента, имевшего право роспуска рейхстага и назначения новых выборов.
Особенное внимание Веймарская конституция уделяла президенту республики. Президент избирался всеобщим голосованием. При несогласии палат решение вопроса передавалось на усмотрение президента. Командование вооруженными силами, назначение на высшие военные и гражданские должности также находились в компетенции президента. Назначение правительства - его главы и всех министров - также находилось в компетенции президента. Правительство оставалось ответственным перед рейхстагом.
Федеративность Германии носила специфический характер. Все важные вопросы - внешние сношения, армия и флот, монетное дело и таможни, связь, транспорт, гражданское и эмиграция и т. д. - находились в ведении империи. Но каждая из земель имела свою конституцию, составленную в согласии с имперской, свой законодательный орган - ландтаг и собственное правительство. В таких вопросах, как уголовное и гражданское законодательство, ландтаги могли конкурировать с рейхстагом, при том, однако, что право империи имело решающий перевес над правом земель. Конституция провозглашала и узаконивала свободу слова, печати, ассоциаций и т. д.
|
|
Вопрос 73. Гитлеровская Германия
1. Фашизм в Германии появился после окончания первой мировой войны в качестве одной из разновидностей реакционных милитаристических националистических течений.
В 1921 г. складываются организационные основы фашистской партии - Национал-социалистической рабочей партии, - основанные на принципе неограниченной власти вождя (фюрера). Главной целью создания партии становятся распространение фашистской идеологии, подготовка специального террористического аппарата для подавления демократических, антифашистских сил и, в конечном счете, захват власти. В 1923 г. фашисты предпринимают прямую попытку захватить государственную власть. Провал путча заставляет фашистских лидеров изменить тактику борьбы за власть.
С 1925 г. начинается «битва за рейхстаг» путем создания широкой социальной базы фашистской партии. Программа партии была рассчитана
на привлечение недовольных - рабочим обещали ликвидацию безработицы, крестьянам - повышение цен на сельскохозяйственную продукцию, мелким лавочникам - ликвидацию крупных магазинов и т. д. Уже в 1928 г. эта тактика дала свои первые плоды - фашисты получили 12 мест в рейхстаге; в 1932 г. по числу мандатов фашистская партия получила больше мест, чем любая другая партия, представленная в рейхстаге. 30 января 1933 года Гитлер по распоряжению Гинденбурга занимает пост рейхсканцлера Германии. С этого времени рейхстаг сохранялся лишь формально.
2. Германский фашизм впервые же месяцы гитлеровского правления ликвидировал буржуазно-демократические свободы. С этой целью были изданы чрезвычайные декреты:
- отменялись свобода личности, слова, печати, собраний;
- полиция наделялась неограниченными правами;
- запрещались партии - в первую очередь коммунистическая, а затем все остальные партии, не исключая и буржуазные. Право на существование и господство получила лишь одна национал-социалистическая партия - воцарилась однопартийная правительственная система.
Партия имела военизированную структуру. Члены партии были обязаны безусловно подчиняться приказам и указаниям фюрера. В непосредственном подчинении партийного центра находились штурмовые отряды, эсэсовские охранные отряды, воинские части, укомплектованные сторонниками Гитлера.
Решения съездов партии с момента их принятия получали силу закона. Пребывание в рейхстаге и на правительственной службе связывалось с присягой на верность национал-социализму. Центральные и местные органы партии получили правительственные функции и практически решали все существенные вопросы правления. Государственная власть в гитлеровской Германии сосредоточилась в правительстве, правительственная власть - в руках фюрера. Местное самоуправление и традиционное деление государства на земли в интересах централизации управления были ликвидированы. Областями управляли чиновники, назначаемые из Берлина центральным правительством.
3. Придя к власти, германские фашисты выдвинули расовую теорию, которая провозглашала немцев господствующей над миром нацией. Эта теория послужила идеологическим основанием «большой войны», в которой «великая Германия» завоюет себе «достойное жизненное пространство».
В одностороннем порядке Германия аннулировала Версальский мирный договор 1919 г. и начала подготовку к мировой войне.
1 сентября 1939 года Германия обрушилась на Польшу и, оккупировав
ее территорию, в десять дней уничтожила ее как военную державу. Затем Германия нанесла поражение Франции и ряду других стран Европы. В 1941 г. немецко-фашистские войска вторглись на территорию Советского Союза.
Началась Великая Отечественная война советского народа, в ходе которой агрессору было нанесено сокрушительное поражение. В 1945 г. СССР вместе с союзными державами - США, Великобританией и Францией - завершил военный разгром фашистской Германии.
4. Вынудив гитлеровскую армию к капитуляции и оккупировав территорию Германии, союзники - СССР, США, Великобритания - выработали политику в отношении Германии. 5 июня 1945 года было принято решение образовать Союзный контрольный совет, призванный решать текущие вопросы, имеющие значение для всей Германии.
Летом 1945 г. в Потсдаме состоялась конференция глав правительств:
СССР (И.В. Сталин), США (Г. Трумэн) и Великобритании (У. Черчилль, с 27 июля К. Эттли). Союзники согласились установить в Германии временный оккупационный режим и принять ряд мер, направленных на ликвидацию опасности фашистского милитаризма:
- распустить немецкие вооруженные силы и ликвидировать генеральный штаб германской армии;
- арестовать и предать суду военных преступников;
- произвести чистку немецкого государственного аппарата от военных преступников;
- ликвидировать военно-промышленный потенциал Германии;
- восстановить действие демократических институтов - местное самоуправление, свободы собраний, слова, печати.
Управление оккупированной страной сосредоточилось в Союзном контрольном совете.
В декабре 1946 г. было создано сепаратное управление сначала двумя западными зонами, американской и английской, а затем и всеми тремя. Следствием этого стало разделение Германии и возникновение двух германских государств: Федеративной Республики Германии (на западе) и Германской Демократической Республики (на востоке).
Вопрос 74. Япония после второй мировой войны.
1. Решающее влияние на государственно-правовое развитие Японии после второй мировой войны оказали ее поражение и капитуляция. В 1945 г. американские войска практически единолично оккупировали Японию от имени союзных держав-победительниц. Оккупационный режим осуществлялся американской военной администрацией, возглавляемой генералом Д. Макартуром, а состав нового правительства был согласован со штабом оккупационных войск. Японские правительственные органы были обязаны проводить в жизнь директивы и указания оккупационных властей.
В целях ликвидации опасности возрождения японского милитаризма были проведены следующие реформы:
- демобилизована японская армия;
- упразднены все органы военно-террористического подавления, распущены милитаристские общественные организации;
- отменены нормативные акты, фиксировавшие военно-полицейский режим;
- произведена чистка государственного аппарата от военных преступников и наиболее милитаристски настроенных чиновников. В пакет реформ входили также демократизация системы образования и децентрализация полицейской системы, предусматривавшая подчинение полиции местным властям и упразднение центрального аппарата.
В области социально-экономических отношений были проведены следующие важные преобразования:
- аграрная реформа 1946 - 1949 гг., в основном ликвидировавшая крупное помещичье землевладение. Отныне максимальная площадь обрабатываемой сельскохозяйственной земли не должна была превышать 3 те (9га). Остальную землю покупало государство и продавало ее крестьянам, в первую очередь крестьянам-арендаторам;
- декартелизация в промышленности и банковском деле, на некоторое время ограничившая влияние крупнейших монополистических концернов. В результате разукрупнения монополий появилось значительное количество средних, относительно самостоятельных предприятий.
Основы трудового и социального законодательства были демократизированы: трудящиеся получили права на:
- создание профсоюзов;
- заключение коллективных договоров;
- проведение забастовок;
- социальное страхование;
- 8-часовой рабочий день и т. д.
2. В октябре 1946 г. была принята парламентом и 3 мая 1947 года вступила в силу новая Конституция, утвердившая либерально-демократические
преобразования в области государственного строя. По сравнению с действовавшей до нее Конституцией 1889 г. она означала весьма важный шаг.
Проект конституции разрабатывался американской администрацией в Японии. В девятой статье декларировался отказ Японии от применения вооруженной силы как средства разрешения международных конфликтов и от создания с этой целью армии.
3. В соответствии с действующей Конституцией Япония - либерально-демократическая парламентарная монархия.
Наследственный император Японии является «символом государства и единства народа». По представлению парламента он назначает премьер-министра; по представлению кабинета министров назначает главного судью Верховного суда. По совету и с одобрения кабинета осуществляет: официальное опубликование поправок к конституции, законов, правительственных указов и договоров, созыв парламента, роспуск палаты представителей, объявление всеобщих выборов, подтверждение назначений и отставок министров и других высших должностных лиц, подтверждение всеобщих и частных амнистий, смягчение наказаний и др. Согласно конституции все действия императора, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты не иначе как по совету и с одобрения правительства, и правительство несет за них ответственность.
4. Высший орган законодательной власти - парламент, состоящий из двух палат:
- палаты представителей - избираетсяна 4 года;
- палаты советников - избираетсяна 6 лет с переизбранием половины советников через каждые 3 года.
Проект закона обсуждается в палатах и становится законом после его принятия обеими палатами. Принятый палатой представителей законопроект, по которому палата советников приняла иное решение, становится законом после его вторичного принятия палатой представителей большинством в 2/3 голосов присутствовавших депутатов. Каждая палата имеет право проводить расследование по вопросам государственного управления и требовать при этом явки и показаний свидетелей, а также представления протоколов. Премьер-министр и министры должны присутствовать на заседаниях парламента, если это необходимо для дачи ими ответов и разъяснений.
Согласно Конституции парламент обладает всей полнотой законодательной власти, имеет исключительное право распоряжаться финансами и контролирует деятельность правительства. Избирательное право имеют все граждане, достигшие 20 лет (в отличие от предыдущей конституции, когда женщины не имели избирательного права, а возрастной ценз был выше на 5 лет).
5. Высший орган исполнительной власти - правительство (кабинет министров), который должен ее осуществлять в рамках Конституции и законов, принятых парламентом. Состав его формируется премьер-министром.
Премьер-министр выдвигается парламентом из числа своих членов, а затем назначается императором.
6. Судебную систему Японии возглавляет Верховный суд, состоящий из главного судьи и 14 судей.
Главный судья Верховного суда назначается императором по представлению кабинета министров. Остальные судьи назначаются кабинетом министров из списка лиц, предложенных Верховным судом. Этот суд как высшая инстанция выполняет также функции конституционного. В судебную систему входят также апелляционные суды, основные местные суды и дисциплинарные (первичные) суды. Судьи этих судов назначаются кабинетом министров по представлению Верховного суда.
1. Всеобщая история государства и права. - М.: Независимое издательство "Манускрипт", 1993.
2. Всеобщая история государства и права: Учебник / Под ред. проф. К.И. Батыра. - М.: Юристь, 1999.
3. История государства и права зарубежных стран. Часть 1: Учебник для вузов / Под ред. проф. Н.А. Крашенинниковой и проф. О.А. Жидкова. - М.:
Издательская группа НОРМА-ИНФРА*М, 1998.
4. История государства и права зарубежных стран. Часть 2: Учебник для вузов / Под общ. ред. проф. Н.А Крашенинниковой и проф. О.А. Жидкова. -М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА*М, 1998.
5. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. З.М. Черниловского. - М.: Юридическая литература, 1984.
к зачету по “Истории и методологии науки»