Основные черты современной культуры

Основные черты современной культуры достаточно трудно поддаются классификации. Очевидно, что для этого нужно вре­мя, чтобы «стереть случайные черты» и отобрать непреходящее. Тем не менее, несмотря на трудности классификации и отбора, пусть и субъективного, выделим некоторые признаки, направ­ления и произведения современной культурной жизни.

Прежде всего обращает на себя внимание резко усилив­шаяся включенность отечественной культуры в мировой западный культурный процесс. Произошла интернационали­зация культуры. Огромное распространение получил в мире американский кинематограф. Голливудские актеры не сходят с обложек глянцевых журналов всех стран. Любителям спор­та стали доступны футбольные, хоккейные, баскетбольные чемпионаты ведущих спортивных стран мира. СМИ, освеща­ющие вопросы культуры, уделяют подчас больше внимания новинкам зарубежного, чем отечественного культурного про­цесса. Огромное влияние на процессы коммуникации, в том числе культурные, приобрел Интернет.

Тем не менее можно попытаться выделить основные черты отечественной культуры.

В начале века стало заметным направление политического искусства. Выделялось стремление художников документаль­но фиксировать характеры и конфликты современной поли­тики. Например, ряд спектаклей был поставлен по мотивам политтехнологий, пиар-производства и провинциальных вы­боров. Среди них выделялась постановка А. Гельмана «Про­фессионалы победы», определенная автором как жанр «коме­дии трагедии».

На выставке «Арт-Манеж» 2003 г. был представлен худож­никами Ф. Богдаловым и С. Калининым римейк репинского «Заседания Государственного Совета» 1901 г., изображавший в нарочито реалистической манере ведущих политиков стра­ны в костюмах начала XX в. Вызвали интерес инсталляции Г. Острецова «Новое правительство», «Сонное правительст­во» (2005 г.).

В 2003 г. вышел один из первых политических романов о современной России — роман В. Пелевина «Эналектика Переходного Периода (из Ниоткуда в Микуда)». Он стал са­мым популярным писателем в Москве по итогам 2003 г.

Проблеме взаимоотношений власти и крупного бизнеса был посвящен кинофильм «Олигарх» П. Лунгина.

Во второй половине первого десятилетия века начала формироваться традиция российского религиозного кино, заложенная фильмами «Остров», «Царь» П. Лунгина, «Поп» В. Хотиненко. Последний стал темой выступления Патриарха Кирилла. Проводились многочисленные православные кино­фестивали.

В 2005 г. был определен новый порядок вручения Государ­ственных премий. Если ранее называлось около ста лауреа­тов, то теперь присуждается по три премии в области науки и технологий и три в сфере литературы и искусства. Матери­альный размер их значительно увеличился.

Первыми лауреатами Государственных премий, прису­жденных по новым правилам, стали поэтесса Б. Ахмадулина, певица А. Нетребко, архитекторы-рестовраторы Н. Кузьмина и Л. Красноречьев за возрождение церкви Успения на Воло-товом поле под Новгородом (XTV в.).

В 2006—2008 гг. Государственными премиями в области литературы и искусства были награждены певица О. Боро­дина, балерина С. Захарова, актриса А. Фрейндлих, скуль­птор А. Ковальчук, руководство Государственного фонда кинофильмов РФ, руководство военно-исторического и при­родного музея-заповедника «Куликово поле». В области гу­манитарной деятельности номинантами этой премии стали А. И. Солженицын (2006 г.), Ж. Ширак (2007 г.), первая жен­щина-космонавт, общественный деятель В. Терешкова.

В области литературы престижными премиями («Три­умф», «Букер», «Русский Букер», Солженицына, «Большая книга», «Поэт» и др.) награждены Т. Толстая, Л. Петрушев-ская, поэты Ю. Кублановский, О. Седакова, О. Чухонцев, Л. Улицкая за романы «Казус Кукоцкого» и «Даниэль Штайн, переводчик», О. Павлов за роман «Карагандинские девяти-ны, или Повесть последних дней», русскоговорящий испа­нец Р. Гальего за автобиографическую книгу «Белое на чер­ном», В. Аксенов за роман «Вольтерьянцы и вольтерьянки». Д. Быков за биографию Б. Пастернака, О. Славникова за ро­ман «2017», А. Илличевский за книгу «Матисс», М. Елизаров за роман «Библиотекарь».

При этом следует отметить, что лидерами продаж попу­лярной литературы становились Д. Донцова, А. Маринина, Т. Полякова, Б. Акунин.

Номинанты российских и международных премий в об­ласти кинематографа: «Война» А. Балабанова, «Дом дура­ков» А. Кончаловского, выдвинутый Россией на престиж­ную международную премию «Оскар», «Звезда» Н. Лебедева, «Кукушка» А. Рогожкина, «Возвращение» А. Звягинцева, «Пленный» А. Учителя, «Петя по дороге в царствие небесное» Н. Досталя, «Палата номер шесть» К. Шахназарова, «Анна Каренина» С. Соловьева, «Стиляги» В. Тодоровского, «Как я провел этим летом» А. Попогребского, «Утомленные сол-нцем-2» Н. Михалкова.

В театральном искусстве зрители и специалисты отме­тили деятельность актеров Н. Мордюковой, Е. Мироно­ва, Н. Караченцова, О. Янковского, режиссеров Г. Волчек, П. Фоменко, М. Захарова, О. Табакова, К. Райкина, К. Серебрякова. Дискуссии вызвали творчество екатеринбургских драматургов В. и О. Пресняковых, работавших в русле пост­модернизма. Лучшим спектаклем, награжденным националь­ной премией «Золотая маска» 2010 г., стал «Рассказы Шукши­на» московского «Театра Наций».

В области классической музыки отмечены творчество ди­рижера В. Гергиева и композитора С. Губайдуллиной, работа виолончелистки Н. Гутман, скрипача В. Третьякова, органи­зация нового московского театра «Новая опера».

В области популярной и рок-музыки среди множества ис­полнителей большую популярность завоевали В. Меладзе, Валерия, Ю. Шевчук, «Глюк'Ога», Н. Басков, группы «ВИА Гра», «Звери», «Тату», «Ленинград» и др.

Крупными культурными событиями десятилетия стали те­левизионные сериалы, поставленные режиссером В. Бортко по произведениям Ф. М. Достоевского «Идиот», М. А. Булга­кова «Мастер и Маргарита», Н. Гоголя «Тарас Бульба».

Крайне разнообразно представлена современная россий­ская живопись. Это и бытописатель современной деревни А. Слепышев, номинанты премий Н. Нестерова, А. Салахова. К самым известным художникам, несмотря на неоднознач­ность их творчества, критики относят О. Кулика, А. Виног­радова, В. Дубасарского, И. Кабакова. Исторический жанр в живописи ярко представлен учеником И. Глазунова П. Ры-женко, работающим в стиле классического реализма. Вопло­щением салонной живописи остается творчество Н. Сафо­нова. Марксистское направление в современной живописи представлено Д. Тутовым, радикально-государственно-евра­зийское — А. Беляевым-Гинтовтом, соц-арт — Б. Орловым.

Положение российской науки в первом десятилетии века оставалось крайне тяжелым: продолжалось старение научных кадров, отток ученых за рубеж, их низкая оплата труда, сла­бая обеспеченность научным оборудованием. Тем не менее в 2003 г. два россиянина — А. Абрикосов, живущий в США, и В. Гинзбург были награждены Нобелевской премией за ра­боты в области сверхпроводимости.

Лауреатами Государственной премии стали ученые из Он­кологического центра Российской академии медицинских наук за разработку современных схем лечения злокачествен­ных опухолей, коллективы военных ученых за создание оп­тико-электронного комплекса контроля космического про­странства и за создание и развитие атомных ракетоносцев, археологи-исследователи пазырыкской культуры VI—III вв. до н.э. на горном Алтае, астрономы за открытия в области физики галактик. Главной премией страны были награждены физик Л. Фадеев, медик А. Коновалов, математик В. Арнольд, лингвист А. Зализняк, химик А. Хохлов, биолог И. Атабеков, известный специалист по системам защиты компьютерной информации Е. Касперский, руководители научных институ­тов и центров.

В 2002 г. крупными российскими корпорациями была уч­реждена премия «Глобальная энергия», рассматриваемая как российский аналог Нобелевской. Она вручается как награда за выдающиеся теоретические, экспериментальные и при­кладные исследования, разработки и открытия в области энергии и энергетики.

Больше внимания по сравнению с предыдущим перио­дом со стороны государства было уделено образованию. Его работникам неоднократно повышали зарплату. Активно об­суждались общественностью эксперимент по единому го­сударственному экзамену, переход к двухуровневой системе высшего образования, вхождение России в европейское обра­зовательное пространство, проблемы модернизации образо­вания.

Поставленная руководством страны задача перехода от преимущественно сырьевой экономики к инновационному развитию неизбежно повлечет за собой внимание к пробле­мам науки, образования и культуры, к реформам всей соци­ально-гуманитарной сферы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: