Жанр урока музыки
Жанр урока определяет форму организации предметного содержания. Так, в практике школьного музыкального образования нам приходилось встречаться с такими уроками, как «хоровое пение», «хоровое сольфеджио», «слушание музыки», «духовная музыка». Эти уроки можно рассматривать только во взаимообусловленности друг с другом и в их соотнесенности с требованиями стандарта школьного музыкального образования. В каждом из таких уроков доминирует один из компонентов содержания музыкального образования. Содержание урока определяет и форму его организации.
Единство свойств содержания и формы представлено в таком понятии, как «жанр». Осмысление этого единства складывается из понятий «род», «вид», «манера», «вкус», «обычай». Жанр - системообразующее понятие в художественной культуре, которое представляет взаимообусловленность свойств содержания и формы. Так, например, жанр симфонии определяет и особенность ее строения. Раскрывая художественный замысел своей симфонии, композитор в его воплощений руководствуется правилами этого жанра. Так же и в уроке, чтобы освоить искусство хорового пения, в уроке должны преобладать практические формы обучения, или, чтобы учащиеся научились видеть музыку в синтезе с другими искусствами, необходимы интегрированные формы обучения. Специфика содержания музыкального искусства более точно может быть раскрыта только при соответствующей данному содержанию форме. С этих позиций, использование категории «жанр» урока, считаем наиболее точным в отражении взаимообусловленности его содержания и формы. Таким образом, жанр урока есть его типизированное содержание. Жанр выступает как каркас, основа, которая уже задает правила конструирования его содержания. Основываясь на особенностях структурирования содержания, мы выделяем четыре основных жанра урока музыки:
• тематический, этот жанр наиболее типичен для школьного музыкального образования. Тема является главным координатором в структурировании содержания и выборе формы. В предлагаемых сегодня программах (авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Ю.Б. Алиев, Г.С. Ригина) все уроки могут быть отнесены к тематическому жанру. Каждый из уроков в программах этих авторов имеет свою тему. Темы выделены на основе какого-либо информационного аспекта содержания;
• творческий портрет, этот жанр урока концентрирует содержание на творчестве одного композитора, исполнителя. Такое конструирование содержания позволяет погрузиться в мир человека-творца, перенять его опыт из первых рук;
• творческая лаборатория, особенностью содержания этого жанра являются способы практических действий, которые требуют неоднократного повторения одних и тех же приемов, операций, работу с одним и тем же музыкальным материалом. В данном жанре конструируются уроки «хорового пения», «инструментального исполнительства», «хорового сольфеджио»;
• интегрированный, специфика этого жанра урока в рассмотрении содержания музыкального искусства во взаимодействии с другими школьными учебными дисциплинами. Задача этого жанра урока вывести музыку за пределы ее предметной сферы, поэтому и цель такого урока шире предметной. В данном жанре строятся интегрированные уроки, проводимые двумя-тремя учителями, эти уроки по продолжительности могут быть дольше обычного или сдвоенными.
•
Вид урока определяется на основе выделения ведущей формы организации деятельности учащихся на уроке. Выбор вида урока не является самоцелью. Это всего лишь средство, позволяющее создать учителю наиболее оптимальные условия, позволяющее организовать продуктивное взаимодействие с учащимися. Использование одного из видов урока дает возможность объединять разнообразные художественные формы, педагогические приемы, программное содержание в оптимальную целостность. Выбор вида урока зависит от степени организованности, активности, мобильности класса, а также от умений учителя организовать процесс обучения по определенным правилам. Предлагаемые жанры урока следует рассматривать как ориентир, который облегчит путь к самостоятельному поиску учителя.
В начальной школе жанровыми разновидностями урока могут быть: путешествие, игра, размышление, песня, сказка, экскурсия и т.д. Выделим некоторые особенности этих конструкций.
Урок-путешествие. Главное в этом уроке действие, которое разворачивается по определенному зрительному сюжету, стержнем которого является деятельность самих учащихся. Такой урок требует предварительной разработки «маршрута» для совместной деятельности учителя и учащихся. Структура урока состоит из однозначных элементов или элементов находящихся в определенном соподчинении. Аналогом музыкальной формы является форма рондо АВАСАДА. Чтобы урок не стал излишне иллюстративным, констатирующим, важно придать поисковый характер деятельности. Поиск учащихся направлен в окружающую действительность, т. е. к тому, что существует объективно.
Урок-прогулка. Этот жанр урока также требует разработки точного маршрута. Если в уроке-путешествии может быть несколько различных по образному содержанию сюжетных фрагментов, то урок-прогулка концентрируется на одном каком-либо образе, а его действия разворачиваются на основе изменений восприятия этого образа. То есть содержание урока больше связано с эмоционально-чувственной сферой музыкального искусства, которая обращена к внутреннему миру ребенка, его размышлениям, переживаниям. В ходе такого урока учащимся предстоит открыть новое, неизвестное в себе, новые знания, ощущения, переживания. Задача данного урока пробудить фантазию, воображение школьников при выборе необходимых средств, форм для общения с музыкой, активизировать личностные мотивы к восприятию определенной ситуации как целостной картины художественной действительности.
Урок-концерт. Эта жанровая разновидность урока может быть построена как на основе одной из моделей музыкальной деятельности (слушание, исполнение, сочинение), так и на их комбинации, например, исполнительской и творческой деятельности. Урок-концерт относится к игровым жанрам. Он может быть организован на этапе выхода концертного номера, или как результат предъявления определенных достижений в классе с приглашением родителей, учителей. Данный урок может проводиться в форме ролевой игры, где дети и учитель выполняют одну из ролей (ведущий, композитор, критик, исполнитель и др.).
Урок-экскурсия. Конструкция такого урока основана на разворачивании содержания как познавательной среды. Вначале нужно быть готовым, чтобы погрузиться в эту среду, далее - ориентироваться в ней, затем осознать, что эта среда помогла узнать и в завершение - выход из среды в реальную действительность. Задачи данного урока направлены на осмысление, осознание основного предназначения музыкальных явлений в жизни человека, формирование мотивов общения с искусством, интереса к творческому взаимодействию. Такой урок может проводиться как в реальных условиях, так и в условиях имитационного моделирования реальных событий. Во втором случае деятельность учителя и учащихся осуществляется на основе взаимораспределенных ролей (экскурсовод, зрители, «живые» музыкальные инструменты и т.п.)
Урок-сказка. Для такого урока необходимо разработать сюжетно-образную линию, которая может быть предложена учителем или создана совместно с детьми в процессе урока. Это зависит от степени творческой активности класса и от педагогического мастерства учителя. Структура такого урока основана на законах художественной драматургии: завязка - кульминация - развязка.
Урок-прелюдия. Такой вид урока выполняет функцию настроя на восприятие, создание чувства ожидания. Его можно проводить при первом знакомстве с большой темой, или в самом начале предстоящей большой работы (например, участие в творческом проекте). Содержанием данного урока является широкий спектр программного материала.
В основной и старшей школе разновидностями урока могут быть урок-прелюдия, урок-исследование, урок-презентация, урок-конференция, урок-дискуссия, урок-монолог, урок-суд, урок-размышление, урок-практикум, урок-лекция, урок-семинар и т.д.
Тип, жанр и вид - это три стороны урока, которые определяют его внешние связи. Каждая из сторон задает определенное видение формы школьного урока, что помогает учителю регулировать процесс учебно-познавательной деятельности учащихся в целостной системе их обучения в школе.
В построении целостной композиции урока необходимо учитывать и его внутренние взаимосвязи, которые раскрываются в особенностях структуры урока.