Культура и искусство древних цивилизаций, античного мира

Заключение

II.2. Методические приемы использования наглядности на уроках новейшей истории в 9 классе

Нередко возникает необходимость использовать различные виды наглядных средств при ознакомлении с одними и теми же вопросами. В курсе истории целесообразно рассматривать предметы, сохранившиеся от изучаемой эпохи, макеты и картины, изображающие соответствующие явления, исторические карты, смотреть кинофильмы и т.д.

Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать уроки большим количеством наглядных пособий, ибо это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы. Такое применение наглядности в обучении не приносит пользы, а скорее вредит и усвоению знаний и развитию школьников.

Когда у учащихся имеются необходимые образные представления, следует использовать их для формирования понятий, для развития отвлеченного мышления учащихся. Это правило относится не только к средним и старшим, но и к начальным классам.

В практике обучения применение наглядных средств сочетается со словом учителя. Способы сочетания слова и средств наглядности при всем их многообразии составляют несколько основных форм. Одна из них характеризуется тем, что при посредстве слова учитель руководит наблюдением, которое ведут учащиеся, а знания об облике объекта.

Например, при работе с плакатом Кукрыниксов "Лучшие из лучших"5, можно работать со следующими вопросами:

1. Кто изображен на этом плакате?

2. Вспомните, каким должен быть "истинный ариец" в нацистской идеологии?

3. Какой смысл несет данный плакат?

4. Какую роль он играл в сознании советского человека?

При другой форме сочетания сведения о предметах и процессах учащиеся получают из словесных сообщений учителя, а наглядные средства служат для подтверждения или конкретизации словесных сообщений. Например, рассказывая о расовой теории нацистов, можно продемонстрировать тот же плакат и рассказать, что сами руководители Третьего Рейха и создатели данной теории были далеки от идеала арийца.

Первая из упомянутых форм сочетания является более эффективной не только для усвоения знаний, но и для развития наблюдательности школьников. Превосходство первой формы сказывается особенно резко тогда, когда должен быть осуществлен тонкий анализ объекта. Поскольку применение другой формы сочетания требует меньше времени, можно прибегать к ней, когда производится сравнительно "грубый" анализ объектов.

Существуют определенные правила отбора и демонстрации учебных наглядных пособий.

Исторические карты.

Исторические карты создаются на географической основе и представляют собой уменьшенные обобщённые образно-знаковые изображения исторических событий или периодов. Изображения даются на плоскости в определённом масштабе с учётом пространственного расположения объектов. Карты в условной форме показывают размещение, сочетание и связи исторических событий и явлений, отбираемых и характеризуемых в соответствии с назначением данной карты.

Если для изучаемой темы нет соответствующей карты, то её нельзя заменить картой другого исторического периода. В противном случае у учеников будут формироваться ошибочный исторические представления. Лучше использовать физическую карту, не имеющую границ, или провести занятия по атласу или карту учебника.

При показе по исторической карту следует соблюдать основные правила. Перед показам учитель даёт словесное описание географического местоположения пункта или рубежа, места события, опираясь на уже известные учениками ориентиры или обращаясь к физической карте (без подписей объектов). При описании границ называют не только физико-географические ориентиры, но также соседние государства и народы. Ученик лишь тогда будет знать местоположение исторического объекта, когда сможет найти его по ориентировочным пунктам и рубежам.

Очень результативно использовать анимационные карты6. Например, при объяснении материала о начальном этапе Второй Мировой войны удобно анимацией показать направления и последовательность нападения немецко-фашистских войск.

Кроме того, учащимся очень интересен метод аппликаций на карте. С помощью условных знаков можно показать расстановку сил во Второй Мировой войне, а при опросе домашнего задания ученики будут активно и с интересом пользоваться данной аппликацией при ответе.

Фотоматериалы.

Еще одной особенностью курса новейшей истории являются широкие возможности использования фотоматериалов, которые доступны и распространены в журналах, Интернете и конечно в учебниках истории.

В учебниках по всемирной и отечественной истории в темах, посвященных социально-экономическому развитию стран в Х1Х-ХХ вв., обычно публикуются "панорамные снимки" городов, промышленных строек и т.д. Попробуем представить, как воспринимают эти изображения люди из совершенно разных социальных групп или политических объединений, с разными культурными традициями и ценностями.

Разделившись на группы и распределив роли, школьники готовят описание фотографии "Кризис в США 1929-1932 гг. "7, выражая точку зрения 1) президента США;

2) среднего класса;

3) члена компартии. Потом они обмениваются своими "впечатлениями". Или другой пример - фотография ядерного взрыва в г. Хиросима8. Описать этот взрыв можно глазами 1) жителя города,

2) американского летчика,

3) японского императора,

4) американского президента. Конкретные сюжетные роли задаются содержанием каждой отдельной иллюстрации, а обязательным методическим условием является подбор "наблюдателей" с противоположными взглядами, интересами, положением в обществе, культурным опытом и т.п.

В чем же смысл подобных заданий? Во-первых, школьники получают возможность представить себя на месте другого человека, увидеть мир его глазами. Во-вторых, учащиеся приходят к пониманию причин и обстоятельств существования различных точек зрения на одни и те же факты. В-третьих, ребята учатся слышать "полифонию голосов истории", воспринимать это как естественное состояние поликультурного общества, вести диалог с носителями иных ценностных установок и взглядов.

Другое игровое задание по фотографиям состоит в том, чтобы придумать подписи к одному и тому же снимку в совершенно разных, противоположным по взглядам изданиях. Например, как мог бы называться групповой портрет русских солдат в окопе в 1915 г. в монархической газете, воспевающей "Великую Отечественную войну", и в большевистской прессе, призывающей к превращению "войны империалистической в войну гражданскую"? Какой могла бы быть подпись к фотографии Г. Трумэна, провозглашающего доктрину "сдерживания коммунизма" в 1947 году9, в американской прессе, какой в газетах стран социалистического лагеря, а какой лично ваша? Под каким заголовком в разгар "холодной войны" фотография Н.С. Хрущева с "царицей полей" в руках могла быть опубликована в советских журналах, а под каким названием - в американской прессе? Практически любую фотографию, запечатлевшую тот или иной момент истории, можно представить в противоположных ракурсах - с "этой" и с "той" стороны. В одних случаях учитель может подсказать школьникам полюса подписей к снимкам, в других - ребята самостоятельно определятся в "единстве противоположностей".

Познавательные задания такого плана формируют важное для жизни в открытом и интегрирующемся мире представление о многоперспективности исторических явлений и процессов, т.е. о том, что любой факт можно и нужно рассматривать в разных гео - и социокультурных пространствах (в контексте локальной, макрорегиональной, национальной и мировой истории), а также иметь в виду разное к нему, факту, отношение со стороны представителей различных социокультурных общностей.

Следующим шагом в "рассекречивании" фотографий может быть прием их "озвучивания". Между лидерами "большой четверки" в рабочих группах можно попытаться воспроизвести кулуарные разговоры Д. Ллойд Джорджа, В.Э. Орландо, Ж. Клемансо и В. Вильсона об итогах "Великой войны", о "революциях 1918-1920-х гг. в Европе", о новой карте мира по Версальскому договору, о преимуществах нового мирового порядка10.

Если на снимке запечатлена большая группа людей, то школьники сами могут "стать" участниками исторической съемки. Для этого нужно представить себя одним из этих людей, "занять свое место" на фотографии с помощью небольшого квадрата бумаги, где символически нарисован автопортрет ученика. Английский педагог-методист Д. Смарт, рекомендующий данный прием, советует школьникам придумать две краткие реплики от имени "своего героя": одну для фотографа, обращенную в будущее, а другую - для "соседа, стоящего рядом". К примеру, о чем думали немецкие солдаты, в начальный период Второй Мировой войны? 11 Или какие чувства переживали участники демонстрации Народного фронта в Париже12? А что скандировали участники "Красного мая" 1968 года во Франции13?

В школьных учебниках по новейшей истории группа так называемых массовых фотографий довольно многочисленна. Они воссоздают обобщенный образ конкретного события или явления и, как правило, соотносятся с основным текстом лишь косвенно. Но эти снимки могут стать оригинальными и яркими источниками информации о прошлом, прочувствованной и пережитой учениками лично, а поэтому оставляющей след не только в памяти, но и в душах.

Не все, однако, фотографии и подписи к ним готовы сразу раскрыть зрителям свои секреты. Бывает, что место и время запечатленного на снимке события смогут определить сами учащиеся: "Проверка на соответствие "арийскому стандарту""14

По некоторым снимкам уместно предложить ученикам задуматься не над одним, а над целым комплексом вопросов:

1) что я вижу;

2) что я могу объяснить на этом снимке;

3) что бы я хотел узнать в связи с этим изображением;

4) как я могу использовать это изображение в изучении данной темы?

Параграф о "бархатной революции" в ГДР и объединении Германии сопровожден фотографией "Падение Берлинской стены. Ноябрь 1989 г. "15 Между тем в учебнике об этом событии всего одно предложение: "8 ноября пала Берлинская стена". Собственное расследование на основе исторического снимка поможет ученикам актуализировать ранее полученные знания о "железном занавесе" и символах эпохи "холодной войны", обогатит сухое повествование учебника яркой информацией, подведет к оригинальным выводам.

Новый штрих в реконструкцию содержания фотографии вносит вопрос о самом фотографе, его политической ангажированности. Например, кто сделал снимок, озаглавленный в учебнике новейшей истории "Мюнхенское соглашение"? Известно, что на этой встрече 30 сентября 1938 г. присутствовали А. Гитлер, Б. Муссолини, Э. Даладье, Н. Чемберлен и другие высокопоставленные лица, договорившиеся о разделе Чехословакии и передаче Германии Судетской области. Какой момент переговоров запечатлен на снимке? Кто в центре кадра, кто его "герои", а какие политики "играют свиту"? Официальным кругам какой страны или ряда стран выгодно было представить мюнхенскую встречу именно в такой доброжелательной атмосфере? С какими подписями этот снимок мог оказаться на страницах германских, итальянских, английских, французских, советских и чехословацких газет?

Иногда ответы на вопросы школьникам не нужно искать в дополнительных источниках. При определенных условиях решение могут подсказать сами фотографии и вопросы к ним.

Плакат.

Теперь поговорим о "шершавом языке плаката" (В. Маяковский). Этот вид иллюстраций тоже стал популярным в школьных учебниках по новейшей истории

Плакатов в учебниках стало больше, но подобраны они довольно односторонне - представлены изображения только одной стороны вооруженных конфликтов (российские плакаты в Первой мировой войне, плакаты "красных" в годы Гражданской войны, советские плакаты в "период наступления социализма по всему фронту"). Авторы российских учебников не рискуют показывать школьникам пропагандистские материалы нацистской Германии, Западной Европы и США во времена "холодной войны", однако не обязательно опираться на содержание учебника, ведь у современного учителя истории масса источников дополнительного материала, самый обширный, но к сожалению еще не повсеместно доступный, - Интернет.

Между тем даже использование доступных школьникам плакатов в качестве источников исторической информации и средств организации исследовательской работы вызовет определенные сложности в связи с тем, что методика такой деятельности разработана российскими педагогами весьма слабо. Поэтому обратимся к опыту зарубежных коллег. В русле современных целей и ценностей общего исторического образования болгарский ученый Р. Кушева предлагает примерный план анализа плаката:

1. Назовите и датируйте событие, которому посвящен данный плакат.

2. Какой аудитории он предназначен?

3. Кто из персонажей здесь представлен и с какой целью?

4. Какая другая символика использована на плакате?

5. Чье это "послание"? Легко ли "прочитать" его?

Как и в случаях с фотографиями, сюжет конкретного плаката может подсказать дополнительные вопросы к его содержанию и оформлению: о лозунге, композиции, художественных особенностях, национальных традициях, характере издания и т.п. Приведем конкретные примеры аналитической работы девятиклассников с плакатами из учебника по новейшей истории. В теме "Антигитлеровская коалиция" проблемным группам учащихся предлагаются вопросы к плакату16.1) Как вы думаете, в какой период войны и с какой целью мог быть нарисован этот плакат.2) Какова его главная идея? Кратко сформулируйте ее одним-двумя предложениями.3) Какие символы использованы художником для выражения главной идеи плаката.4) Прокомментируйте надпись на плакате. Какую роль она выполняет на изображениях: а) поясняет идею рисунка; б) усиливает агитационный характер плаката; в) что-то другое.5) Какое значение имел этот плакат?

Карикатура.

Карикатурам в методическом плане повезло значительно больше, чем плакатам. Приемами их использования в школьной практике изучения истории занимались А.А. Вагин, П.В. Гора, В.А. Кузьмин и др. В работах этих педагогов обоснованы классификации карикатур по функциям (карикатуры-иллюстрации, карикатуры-характеристики, карикатуры-портреты, карикатуры-символы) и по содержанию (политические, социальные, историко-бытовые).

Отечественный опыт использования карикатур в школьных курсах истории, преимущественно нового и новейшего времени, сводится к иллюстрированию ими материалов по истории культуры и быта, к демонстрации во время рассказа учителя, к познавательным заданиям, направленным на объяснение смысла карикатуры и подписи к ней, на выяснение политических и религиозных взглядов автора изображения, на реконструкцию ситуаций, вызвавших появление карикатуры, на извлечение новых сведений о культуре исторической эпохи, на составление диалогов между персонажами карикатуры.

Однако возможности карикатур в качестве источников исторической информации и средств развития критического мышления многократно увеличиваются в тех случаях, когда школьники могут исследовать оригинальное изображение не в одном, а в нескольких ракурсах. Примерный план комплексного анализа карикатуры, включающий в себя вопросы о содержании, целях и смыслах изображения, авторских убеждениях, предполагаемой аудитории зрителей и собственном отношении к идее карикатуры, предложил В.А. Кузьмин.

1. Какова главная идея данной карикатуры?

2. Что именно высмеивает данная карикатура (внешность политического деятеля, его поведение, политическое событие или явление)?

3. Если на карикатуре изображен политик или группа людей, подумайте, унижает ли его (их) достоинство данная карикатура?

4. Определите, сторонником какой политической идеологии является автор данной карикатуры? Свой ответ аргументируйте.

5. Определите, на какую социальную группу рассчитана данная карикатура? Ответ аргументируйте.

6. Выразите свое отношение к главной идее данной карикатуры.

7. Подумайте, с какой целью была создана эта карикатура (обидеть изображенного на ней политика, указать на его существенные ошибки, возбудить общественное недовольство, высмеять негативное политическое явление и т.п.). Аргументируйте свою точку зрения.

Более сложный вариант комплексного анализа карикатуры, который можно использовать в старших классах, разработан Р. Кушевой.

1. Определите тему изображения.

2. Определите исторических персонажей. По каким признакам вы установили личности людей, изображенных на карикатуре?

3. Выясните точку зрения автора карикатуры. Какую идею она внушает? Совпадает ли точка зрения автора карикатуры с официальным мнением?

4. Объясните аллюзию данной карикатуры.

5. Карикатура не датирована. По каким косвенным признакам вы можете установить приблизительное время ее создания?

Два следующих примера иллюстрируют возможности применения современных методических рекомендаций в организации познавательной деятельности школьников с политическими карикатурами в учебнике новейшей истории.

Рассмотрите карикатуру на "новый курс" Ф. Рузвельта и определите, какому крылу оппозиции она принадлежит. К ответу вас приведет историческое расследование по примерному плану:

1. Какова, на ваш взгляд, главная идея карикатуры?

2. Что означают надписи на спине осла "Деспотизм "нового курса"" и на воротах "Конституция США"?

3. Что в "антикризисной программе" Ф. Рузвельта высмеивает эта карикатура?

4. Подумайте, с какой целью могла быть создана эта карикатура (оскорбить президента США / указать на его политические ошибки / возбудить общественное недовольство / использовать трудности социально-экономического положения в стране для избирательной кампании)?

5. Сторонником какой политической идеологии является художник?

Рассмотрите карикатуры на план Маршалла и подумайте:

1. Что заставило правительство США оказать обширную экономическую помощь странам Западной Европы, пострадавшим от войны? Почему СССР и страны Восточной Европы от нее отказались?

2. Какие черты плана Маршалла отражены в обеих карикатурах?

3. Кого из участников (или не участников) этого плана, по вашему мнению, высмеивают карикатуристы: правительство США? Страны Западной Европы, принявшие помощь? Страны Восточной Европы, от нее отказавшиеся? Свое мнение обоснуйте.

4. В связи с ответом на предыдущий вопрос кратко сформулируйте идею каждой карикатуры и определите место ее создания (США, СССР, одна из стран Западной Европы).

5. Если вам известны другие карикатуры, посвященные плану Маршалла, проанализируйте их по предложенному выше плану. В чем заключаются принципиальные различия в сатирических оценках плана Маршалла по обе стороны "железного занавеса"?

Репродукции художественных произведений

Среди картин, используемых в преподавании истории, независимо от характера сюжета различаются учебные картины, созданные как учебные пособия, художественные произведения исторической живописи, созданные художниками как произведения искусства определённого жанра.

Правда, репродукции многих произведений крупных художников на историческую тему используются в качестве наглядных пособий на уроках истории. С другой стороны, хорошая высокохудожественная учебная картина, несомненно представляет собою произведение искусства. И всё же учебная картина качественно своеобразна, имеет ряд существенных особенностей, к ней предъявляются особые требования.

Прежде всего, учебная картина по истории создаётся художником или иллюстратором специально как школьное наглядное пособие. Но в отличии от учебных таблиц, в которых изображение вещественных памятников прошлого представлено изолированно, учебная картина - пособие синтезированное, дающее целостное изображение исторического явления, где все алименты отобраны и объединены. По содержанию и сюжету учебная картина должна полностью соответствовать школьной программе и возрасту учащихся. Она отражает не случайные эпизоды, а узловые, существенные события и явления, изучаемые на уроках истории и доступные пониманию учащихся. Её композиция проста, контуры чётки. Она легко обозрима. А главное - всё содержание учебной картины нарочито отобрано в соответствии с учебно-познавательными и воспитательными задачами данной темы. В ней нет ничего лишнего, но есть всё достаточное для создания конкретного представления об изучаемом явлении и для необходимых выводов о нём.

Что касается произведений живописи на историческую тему, то многие из них вошли в серию картин по истории, изданную для школы, другие используются учителями на уроках истории в виде отдельных репродукций большого формата.

На уроке нецелесообразно использовать картину, сюжет которой далеко выходит за рамки школьной программы. Её использование, без нужды перегружая урок, потребовало бы длительных и сложных объяснений

Знание учителем форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительной эффективности дает возможность творчески применять наглядные средства сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и другим конкретным условиям.

Репродукции художественных произведений тоже не новички на страницах школьных учебников истории. Методисты И.В. Гиттис, А.А. Вагин, Н.В. Андреевская, Д.Н. Никифоров и другие ученые уделили достаточно много внимания приемам использования картин на уроках. Многообразие способов познавательной деятельности школьников с этим видом иллюстраций в итоге сводится к описаниям, рассказам, логическому анализу изображения, творческой реконструкции "истории" героев картин и диалогов между ними.

Вновь обращая внимание на иную роль репродукций в школьных курсах истории, актуализируется авторский, субъективный характер художественных произведений. В контексте современных целей общего исторического образования важно подвести учеников к пониманию того, что в любой картине существует авторская позиция художника, научить школьников эту позицию обнаруживать и на этом основании вступать в диалог с художником.

Подобное умение особенно необходимо сейчас, потому что репродукции картин не только украшают параграфы о культуре, но и становятся частью текста - в широком смысле этого слова - в сюжетах на политические, социально-экономические и идейно-духовные темы. Но стоит отметить, что художники не были абсолютно свободны от господствовавшей в современном им обществе идеологии, от определенных требований и ожиданий в истолковании судьбоносных моментов прошлого.

Однако вопросы к художественным иллюстрациям в учебниках не учитывают эти особенности, "работают" в режиме полного доверия художнику, предлагают школьникам "считывать информацию" с холста картины, не подвергая разумной критике авторские интерпретации событий и вытекающие из них оценочные выводы. Например, "кем могли быть люди, изображенные на картине"; "можно ли по картине представить исход битвы, если бы она произошла"?

Подобные вопросы, по сути, не отличаются от вопросов к учебным рисункам, созданным исключительно с дидактическими целями. Между тем умение усомниться в достоверности художественного изображения, отнестись к нему как к авторской версии исторического события, обусловленной вполне определенными обстоятельствами, особенно необходимо при анализе произведений со сложными драматическими сюжетами и неоднозначными мнениями по поводу их причин, характера и результатов. Анализ таких произведений не может замкнуться на пересказе визуальной информации, он должен быть направлен вглубь сюжета, проникнуть в творческие замыслы и духовные искания художника, настроить зрителя на разговор с ним.

Иногда художники в толпе исторических персонажей рисуют себя, побуждая зрителей обсудить с ними увиденное и пережитое. Иногда мастера кисти оставляют потомкам литературные сочинения, раскрывающие их замыслы, и они тоже могут стать источниками духовного общения зрителей с художниками.

Без специальной методической помощи учителю сложно самому разработать вариант многоуровневой беседы по репродукции художественного произведения. Для упрощения этой задачи можно воспользоваться планом анализа картины, использующимся в школах Дании. Он состоит из двух частей:

1) вопросов, нацеленных на описание картины;

2) вопросов, нацеленных на интерпретацию ее сюжета. В болгарском учебнике истории старшеклассникам предложен общий план анализа произведения изобразительного искусства в трех ракурсах.

1. Вопросы, связанные с представлением произведения:

какое событие или явление изображено; к чему оно относится: к политическому событию, к историческому деятелю, к военной операции, к повседневной жизни;

когда создано это произведение, каковы прямые или косвенные сведения о времени, стиле, месте публикации изображения;

каково место действия изображенного на картине (поле битвы, город);

кто изображен на картине, легко ли узнать реальные исторические лица, определить социальное положение представителей общественных групп;

где опубликовано изображение - в официальных или оппозиционных источниках?

2. Вопросы, связанные с описанием изображения:

как расположены фигуры - по одиночке или группами, все ли изображенные на картине люди показаны равноценно;

какие художественные средства использованы автором для своего произведения: цвета, символы?

3. Вопросы, связанные с толкованием изображения как свидетельства эпохи:

какова значимость этого изображения как свидетельства эпохи: чем примечательно время создания этой картины;

объективно ли это изображение, достаточно ли полно отражено на нем событие;

какова общественная позиция автора картины, он поддерживает или не одобряет изображенное им событие / явление;

в чем ценность информации, которую несет в себе данное произведение?

Мультимедийные программы.

Как показывает опыт использования готовых пакетов мультимедийных программ, на уроке истории целесообразней применять их на таком типе урока, как урок - изучение нового материала. Мультимедийные программы в данном случае играют роль источника знаний или помощника в поиске ответов на поставленные учителем вопросы. Конечно, в современных условиях невозможно проводить каждый урок истории с сопровождением компьютерной техники, поэтому необходимо произвести отбор тех тем, где применение средств мультимедиа наиболее актуально и обеспеченно программой. Они являются наиболее значимыми на уроках по теме "Культура" и на уроках, где зрительный ряд играет немаловажную роль в усвоении учащимися учебного материала.

Часто учебники или другие печатные пособия имеют ссылку на исторические памятники, изображение которых в них отсутствуют. Проводить урок по теме "Культура" не имеет смысла, если перед глазами учащихся не имеются зрительные образы. Усвоение материала в данном случае будет иметь очень низкий процент (10%). Урок с использованием традиционных наглядных средств обучения значительно повышает этот процент (30%). При применении на таких уроках мультимедийных программ наблюдается значительный рост усвоения материала, чем при применении традиционных наглядных средств обучения. (>50%).

Этот результат достигается наличием ряда преимуществ мультимедийных программ, таких как:

мультимедийный режим (ученики видят не статичную картинку, а рассматривают шедевры мировой культуры в мельчайших подробностях с различных сторон или перед их взором раскрываются сражения со всей их динамикой и перемещениями);

звуковой ряд (голос диктора позволяет ребятам переключиться на новый вид работы, он активизирует их внимание);

научность содержания (мультимедиа программы были созданы в последние годы, с учётом изменения в подходах к историческим событиям, т.е. соблюдается принцип научности - один из основополагающих принципов обучения в современной общеобразовательной школе).

Яркие аудио- и видеообразы оказывают влияние на эмоциональную сферу учащихся. Так, на уроке по теме "Основные направления в искусстве и массовая культура" один из этапов урока посвящён массовой культуре. Проникновенный голос диктора и великолепная анимация приковали к себе взоры детей, никого не оставив равнодушным. Уолт Дисней и его персонажи, Чарли Чаплин, упоминание и фотографии современных актеров Голливуда (А. Шварцнегера, Н. Кидман, Дж. Деппа покорили ребят и впечатлили, ведь с большинством из деятелей массовой культуры они сталкиваются каждый день при просмотре телевидения и кинофильмов, чтения прессы. Подобное волнение не способна вызвать ни одна иллюстрация!

Безусловно, нельзя переоценивать возможности мультимедиа программ. Они ни в коей мере не могут заменить учителя на уроке. Превращать урок в простую демонстрацию красивых картинок ни в коем случае нельзя. Практический опыт показывает, что демонстрация наглядности обычному школьнику может быть интересна лишь в течение 3-5 минут. Поэтому средствам мультимедиа нужно отводить лишь определённые этапы урока, иллюстрируя или дополняя изучаемый материал.

Исходя из возможностей компьютерных презентаций, их можно использовать на уроках любого типа: урок - контроль знаний (слайды выступают как активизаторы мышления, на них учителем заготавливаются задания различного вида и уровня сложности), урок изучения нового материала (дополнительный материал, выведенный на экран даёт возможность учащимся вести самостоятельный поиск ответов на вопросы, сопоставлять факты, сравнивать явления, осуществлять контроль за правильностью выполнения заданий и многое другое), комбинированный урок.

Однако необходимость использования компьютерных презентаций определяется самим учителем. Место презентаций на уроке любого типа так же определяется учителем.

Видеоматериалы.

Еще один вид наглядности с использованием ТСО - демонстрация видеоматериалов. Это один из самых интересных и продуктивных видов работы на уроке истории как для учителя, так и для ученика.

Среди форм работы с видеоматериалами выделяют следующие:

использование на уроке записей учебных, научно-популярных, художественных фильмов, политических передач из эфира;

записи бесед и интервью;

видеоэкскурсии, краеведческие сюжеты;

запись ответов школьников для обсуждения;

создание учебных видеофильмов.

Прежде, чем демонстрировать видеоматериал необходимо подготовить учеников к его восприятию: актуализировать имеющиеся знания и создать целевую установку. Вопросы для обсуждения ставятся перед просмотром видеонаглядности. В качестве примера можно привести работу с видеоматериалом на уроке истории по теме "Тоталитаризм в Германии и Италии", где проводится демонстрация фрагмента документального фильма ВВС "Гитлгитлерюгенд"17(3 минуты). Перед просмотром задаются вопросы:

Гитлерюгенд - это добровольная организация?

правомерно ли создание такой организации с точки зрения прав человека?

каковы цели создания подобной молодежной организации в Третьем Рейхе?

какое место в воспитании молодежи занимала семья?

сочли бы вы за честь вступить в ряды Гитлерюгенда, если бы были гражданами Фашистской Германии?

Таким образом, наглядность - это не красочное оформление урока, а предмет целенаправленного разговора на уроке. Для этого учитель должен знать иллюстративный материал, чтобы научить школьников "читать" тот или иной вид наглядности. Ее использование в контексте занятия должно быть подчинено поставленным целям и задачам урока. На уроках новейшей истории зарубежных стран наглядность имеет первостепенное значение, так как в этом курсе дается большой и сложный по содержанию материал, и чтобы облегчить усвоение информации, заинтересовать учащихся и способствовать решению образовательных, воспитательных и развивающих задач необходимо пользоваться различными видами наглядности, однако нельзя перенасыщать ей урок, иначе педагог получит обратный эффект.

Наглядный материал служит как бы внешней опорой внутренних действий, совершаемых ребенком под руководством учителя в процессе овладения знаниями. Введение в обучение наглядного материала должно учитывать по крайней мере два следующих психологических момента:

1) какую конкретную роль наглядный материал должен выполнять в усвоении исторического материала;

2) в каком отношении находится предметное содержание наглядности к теме урока, подлежащей осознанию и усвоению.

Место и роль наглядного материала в процессе обучения на уроке истории определяются отношением той деятельности учащегося, в которой данный материал способен занять структурное место цели (предмета) его действий, к той деятельности, которая ведет к осознанию материала, который необходимо усвоить.

Наглядность не есть какое-то свойство или качество объектов, предметов или явлений. Наглядность есть свойство, особенность психических образов этих объектов. И когда говорят о наглядности тех или иных предметов, то на самом деле имеют в виду наглядность образов этих предметов.

Современный педагог имеет возможность пользоваться массой видов наглядного материала и средств его предоставления, особенно в преподавании курса новейшей истории, что очень важно для результатов обучения учеников и достижения образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения, ведь изучение курса новейшей истории призвано содействовать формированию у учащихся, детей старшего подросткового возраста целостного, интегрированного представления о прошлом и настоящем мировой цивилизации, тенденциях ее развития, без чего невозможно ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни, определять собственную гражданскую позицию. А так как наглядных источников по данному курсу более чем достаточно, кроме того изучаемый материал является сложным и объемным для 9-тиклассников, все это неизбежно ведет к применению наглядных средств обучения на уроках новейшей истории зарубежных стран.

Что касается новшеств в применении наглядных средств обучения на уроках истории, и в частности курса новейшей истории, то в первую очередь необходимо сказать о широком примени технических средств обучения в преподавании, что расширяет круг возможностей учителя в поиске и преподнесении наглядного материала на уроках истории. Особенно важное значение приобретают ТСО в изучении курса новейшей истории, так как развитие науки и техники в ХХ веке привело к появлению новых исторических источников. Это и фотографический, и киноматериал, звуковые записи. Кроме того внедряются новые средства изучения истории: анимированные карты, презентации, мультимедийные проекты и т.д. Все это ведет к возрастанию влияния ТСО на учебный процесс и к уменьшению роли меловых рисунков, настенных карт и т.д. Однако на сегодняшний день в нашей стране существует такая проблема как отсутствие у многих школ средств на внедрение новых технологий, а помимо всего прочего наблюдается консерватизм во взглядах многих учителей по поводу методов преподавания истории, но не стоит забывать результативность и мастерство деятельности учителя зависит от

Первобытная культура и искусство. Возникновение древнейших цивилизаций в Шумере, Египте, Индии, Китае, Средней Азии, Центральной и Южной Африке. Политеизм – религия древнейших цивилизаций. Культура Шумера. Изобретение письменности. Складывание стилевого единства в искусстве некоторых народов.

Культура древнего Египта. Архитектура (пирамиды, храмовые и дворцовые постройки, башни-зиккураты, оборонительные стены и башни). Литература (религиозно-магические и драматические тексты, автобиографии, мифы, басни, сказки, лирика и др.). Музыка. Изобразительное искусство (скульптура, живопись, египетский канон).

Культура древнего Китая и место в ней религиозных воззрений. Конфуцианство и даосизм. Письменность и литература, архитектурные памятники, научные знания. Культура древней Индии. Веды. Махабхарата и Рамаяна. Варно-кастовый строй. Индуизм и буддизм. Храмовые комплексы, скульптура. Культура Японии в древности. Особенности изобразительного искусства. Японский театр. Синтоизм и его значение для духовной жизни. Древние культуры Американского континента. Империя Инков. Культура Мезоамерики. Тайны архитектурных сооружений. Письменность американских индейцев. Основные этапы развития античной культуры и искусства: эгейская культура, греческая культура (архаический, классический периоды, эпоха эллинизма); культура древнего Рима (период республики, период империи). Греческие города-государства (полисы) – ядро и основа античной культуры. Религия, мифы и эпос в греческой культуре. «Золотой век» Перикла. Научные знания и философия. Архитектура Греции как синтез искусств. Дорийский, ионический и коринфский ордера. Вазовая живопись, скульптура (Фидий, Мирон, Поликлет), театр. Греческая трагедия (Эсхил, Софокл, Еврипид), комедии Аристофана. Музыка. Ораторское искусство. Эпоха эллинизма. Характер эллинистического искусства. Происхождение римской культуры. Культура этрусков. Наука и система образования. Философские течения, римское право. Архитектура. Расцвет римской литературы (Гораций, Овидий, Катулл). Крах политеизма и возникновение христианства. Место античного наследия в мировой культуре и искусстве и его значение для современности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: