double arrow

Романсы, баллады, зонги


Песня

Литература

Основные положения

В психологической науке отношение к воображению не раз кардинально менялось от признания за ним роли самостоятельного познавательного процесса до его «растворения» в других когнитивных процессах: в восприятии, памяти и мышлении. Воображение – это психический познавательный процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых или образно-информационное моделирование действительности на основе рекомбинации образов памяти.

Виды воображения принято выделять по степени активности сознания, виду деятельности и его результату. Оно может быть непроизвольным и произвольным, активным и пассивным, воссоздающим и творческим в разных сферах человеческой деятельности.

Неоднозначность определения предмета воображения не мешает теоретическим исследованиям и практическим разработкам в области механизмов воображения или способов создания его образов. Среди них значительное место занимают агглютинация, акцентирование, гиперболизация, типизация и метод сдвига.

Воображение – полифункциональное психическое образование. Оно имеет эвристическую, когнитивную, регулятивную, прогностическую, прагматическую и психотерапевтическую функции.

Воображение, как ни какой другой когнитивный процесс, выделяет человека из окружающего мира, составляет его сущность и характеризует его индивидуальность. В научной литературе оно, как правило, положительно эмоционально окрашено, в житейской практике – может настораживать своею виртуальностью и оторванностью от реальности, граничащей с обманом. При этом наиболее устойчив в сознании обывателей миф о том, что у детей воображение лучше развито, чем у взрослых.


1. Веккер, Л.М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов / Л.М. Веккер. М., 2000.

2. Выготский, Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте / Л.С. Выготский // Собрание сочинений. В 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии. М., 1982.

3. Дубровина, И.В. Психология / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. М., 1999.

4. Еникеев, М.И. Общая психология: учебник для вузов / М.И. Еникеев. М., 2000.

5. Козубовский, В.М. Общая психология: Познавательные процессы. В 3 ч. Ч. 2 / В.М. Козубовский. Мн., 2004.

6. Коломинский, Я.Л. Человек-психология / Я.Л. Коломинский. Мн., 1998.

7. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1 / Р.С. Немов. М., 1999.

8. Общая психология: Курс лекций / Сост. Е.И. Рогов. М., 1995.

9. Палагина, Н.Н. Воображение у самого истока: Психологический механизм формирования / Н.Н. Палагина. М., 1997.

10. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. Т. 1 / С.Л. Рубинштейн. М., 1989.

11. Сапогова, Е.Е. Операции моделирования как условие развития воображения у дошкольников / Е.Е. Сапогова // Вопросы психологии. № 3. 1993. С. 24–31.




12. Спенсер, М.М. Что еще сказать о воображении? / М.М. Спенсер // Перемена. № 4. 2003. С. 8–14.

13. Флэйк-Хобсон, К. Развитие ребенка и его отношений с окружающими / К. Флэйк-Хобсон, Б. Робинсон, П. Скин. М., 1993.

К вокальным жанрам относятся: песня, романс, бал­лада, частушка и куплеты сложенные народом (народ­ная песня), и сочиненные профессиональными компози­торами.

Песня является самым распространенным музыкальным жанром.

Песне доступна любая функция, выполняемая музыкой в драматическом спек­такле вообще. В песне могут быть отражены самые разнообразные эмоции и мысли человека. Песня – это характеристика или само характеристика действующего лица.

Песенные бытовые жанры всегда точно указывают зрителю на историческое время, когда происходит сценическое действие.

ПОВТОР ТЕМЫ

Народные песни являются источником национального своеобразия. Среди русских песен есть песни, отра­жающие круг крестьянских работ и древние обряды, песни эпические и исторические, связанные с реальными событиями прошлого, песни лирические, выражающие глубину и красоту человеческих чувств, песни бытовые, солдатские и многие другие. Особо следует отметить среди жанров русского песенного творчества протяжную песню, как наиболее ярко отражающую национальный характер русского народа.

Иногда песню используют в качестве музыкального вступления, антрактовой и финальной му­зыки.



Еще не погашен свет в зале, а издалека тихо льется нежная мелодия русской песни «Молодая пряха». Она звучит все громче и громче, и вдруг в нее врывается гул самолетов, артиллерийские залпы и звуки губной гар­мошки. Так начинается спектакль «Они сражались за Родину». Сочетание лирической мелодичной русской народной песни в контрасте с резким машинным ритмом и батальными шумами создает гроз­ную атмосферу первых дней Великой Отечественной войны.

Не менее часто в спектаклях используют песни, соз­данные профессиональными композиторами. Все много­образие подобных песен можно условно разделить на:

· массовые песни — новый жанр, родившийся в советскую эпоху: песни-марши или гимны, рассчитанные на испол­нение во время демонстраций, физкультурных парадов, воинских походов, массовых народных гуляний и пр.;

· бы­товые, предназначенные для исполнения небольшой груп­пой людей дома, на прогулке;

· эстрадные, исполняемые на концертах отдельными исполнителями для массового слушателя.

На своем более чем полувековом пути советская песня прошла несколько этапов, связанных с различными периодами истории нашей страны. Это — первые годы Октября, 20-е годы, период предвоенных пятилеток, эпо­ха Великой Отечественной войны, первое десятилетие после войны, современный этап.

Это разделение носит, естественно, в какой-то мере условный характер, Песня, как ни один другой из музыкальных жанров, обладает временной чуткостью, точно вбирая в себя психологию людей и настроение тех лет, когда она создавалась.

Нельзя перепутать песню, созданную в 20-е годы, с песней времен Великой Отечественной войны и тем бо­лее с современной песней.

Драматург и режиссер, вводя песню в сценическое действие, как бы возвращают зрителя в прошлое, создают у него строй мыслей, чувств, понятий, созвучных тому времени.

1. В годы революции и гражданской войны звучали песни-гимны, вышедшие из подполья,— «Интернационал», «Смело, товарищи, в ногу», «Варшавянка», «Бесснуйтесь, тираны» и такие, как «Смело мы в бой пойдем», «Яблочко». Энергичный, четкий ритм, боевая воодушев­ляющая музыка, несущая в себе пафос революции, суровую героику сражений — все это может существенно помочь при постановке спектакля на революционную тему.

2. Песня 20-х годов — это песня о новой жизни, о молодежи, о прошедших годах гражданской войны. Мелодии песен в основном были задорные, огневые. Популярными в то время были такие песни, как «Взвейтесь кострами, синие ночи», «Наш паровоз», «Там вдали за рекой», «Конная Буденного» и др. Большой популярностью поль­зовалась в те времена песня В. Кручинина «Кирпичи­ки». Сейчас эта песня в театре и в кино используется обычно в ироническом смысле, хотя в свое время она бы­ла написана на вполне для этого времени серьезную тему.

3. 30-е годы явились расцветом советского песенного искусства. Массовый и праздничный характер приобрели демонстрации, физкультурные парады, народные гулянья. Изменился музыкальный язык песен, гораздо разнооб­разнее стала песенная интонация. Наиболее ярко могут отразить атмосферу тех лет «Москва майская» братьев Покрасс, «Песня о встречном» Д. Шостаковича, «Вдоль деревни» Б. Захарова, «Катюша» М. Блантера, «Спят курганы темные» Н. Богословского и многие другие. Но особенно популярными в то время были песни И. Дунаев­ского «Песня о Родине», «Марш веселых ребят», «Спор­тивный марш», «Марш энтузиастов» и т. д. По этой при­чине драматурги и режиссеры, понимая отлично истори­ческое своеобразие творчества этого композитора, часто обращаются -для воссоздания соответствующей эпохи именно к песням Дунаевского.

4. Следует сказать о цикле песен о гражданской войне, написанных различными композиторами в 30-е годы. Та­кие песни, как «Каховка» И. Дунаевского, «Партизан Железняк» М. Блантера, «Орленок» В. Белого, «Проща­ние» («Дан приказ ему на запад») Дм. Покрасса и др., живо и эмоционально передают героику гражданской войны, Но иногда по неведению эти песни звучат в спектаклях, воссоздающих эпоху гражданской войны, что явно нарушает правдоподобность сценического дейст­вия.

5. В дни Великой Отечественной войны было написано много новых песен, и среди них особо надо отме­тить песню-гимн «Священная война» А. Александрова. Исполнение этой песни всегда производит на слушателя огромное впечатление. Недаром именно эту песню часто используют в спектаклях как музыкальную эмблему Ве­ликой Отечественной войны. Живо передать атмосферу тех далеких военных лет помогут такие песни, как «Землянка» К. Листова, «В ле­су прифронтовом» М. Блантера, «Соловьи», «Давно мы дома не были», «Вечер на рейде» В. Соловьева-Седого, «Синий платочек», «Огонек» и многие другие. Исполнялись эти песни обычно под гармонь, баян, гитару. Лучшие песни как военных, так и довоенных лет живут и сейчас, они звучат с эстрады, по радио, записаны на грампластинки. Но исполняют их нередко в новой инструментальной обработке, в другом ритмическом ри­сунке. В частности, в состав аккомпанирующего ансамб­ля иногда включают те или иные электромузыкальные инструменты и используют при записи различные звуко­вые эффекты, как, например, эффект реверберации, что совершенно не соответствует музыкальному сопровожде­нию тех лет. К этому следует добавить, что исполнитель­ская манера современных певцов также нередко отли­чается от исполнительской манеры певцов того времени.Все это необходимо учесть при включении песенного материала в тот или иной спектакль. Зачастую именно инструментовка, певческая манера создает на сцене тот неуловимый колорит времени, который порой очень труд­но создать другими средствами.

6. Песни первого послевоенного десятилетия — это прежде всего песни обобщающего значения — о Родине, о Ленине, о коммунистической партии, песни-гимны. Но вместе с тем много песен было написано о самоотвержен­ном труде советского народа, о дружбе, о любви, о про­шедших и отгремевших боях и походах. Назовем некоторые песни, которые могут наиболее ярко охарактеризовать то время в различных сценических ситуациях. Так, например, в сцене встречи старых фрон­товых друзей уместно будет включить песню В. Соловье­ва-Седого «Где же вы теперь, друзья-однополчане», а в сцене отъезда молодежи на целину песню В. Мурадели «Едем мы, друзья» или песню Е. Родыгина «Едут новоселы». Поэтический настрой в спектакле из жизни первых послевоенных лет может создать очень популяр­ная в то время песня «Летят перелетные птицы» М. Блантера. В сцене «Деревенская околица» естествен­но будет звучать песня, получившая большую популяр­ность в те времена, «Уральская рябинушка». Встреча старых школьных друзей может быть окрашена лириче­ской песней И. Дунаевского «Школьный вальс» и т. д. Не следует, однако, рассматривать приведенные при­меры как единственный способ музыкального оформле­ния подобных сцен, все будет зависеть от режиссерского замысла, от жанра произведения, от конкретных сцени­ческих условий. Возможно, что в подобных случаях ока­жется нужной лишь музыка к этим песням, звучащая фоном на сцене или в зрительном зале, но, может быть, достаточно будет того, чтобы кто-либо из героев напевал эту же мелодию. Необходимо заметить, что если по ходу действия ре­шено включить лишь музыкальное сопровождение попу­лярной песни, то следует учесть содержание поэтического текста и ясно представить себе, не вступит ли он в про­тиворечие с исполняемой сценой.

7. Эпоха 50-х годов характеризуется песнями «Ленин­ские горы» Ю. Милютина, «Комсомольцы — беспокойные сердца» А. Островского, «Пора в путь-дорогу», «Марш нахимовцев» В. Соловьева-Седого, «Сормовская лириче­ская», «Одинокая гармонь» Б. Мокроусова и т. д.

8. Современные песни отражают разнообразные общественные и личные темы че­рез восприятие одного человека, что дает возможность более точно выразить настроение и чувства героя на сцене.

Нередко зарубежные эстрадные песенки вводятся для характеристики отдельных действующих лиц.

Каждая зарубежная песня, введенная в спектакль, может в какой-то мере помочь охарактеризовать время действия. Несколько раз звучит в спектакле «Затейник» (Театр им. Моссовета) песенка «Ямайка» в исполнении Робертино Лоретти. Эта песня в нашей стране была очень популярна в начале 60-х годов, время, в котором протекает действие пьесы.

Нередко обращаются к зарубежным песням при по­становке и таких поэтических спектаклей, как «Малень­кий принц» (Московский драматический театр им. К. С. Станиславского). На протяжении всего дей­ствия в спектакле звучат джазовая музыка и эстрадные песни на английском и французском языках.

Для каждой страны характерны свои исполнители и своя ма­нера исполнения. Во Франции большой популярностью пользуются песни Шарля Азнавура, Адамо, Мирей Матье, Саша Дисстель, Жюльетт Греко, Жаклин Франсуа и др. Песенки в их исполнении можно найти на грам­пластинках, выпущенных фирмой «Мелодия».

В пьесах, характеризующих современную Америку, естественно, могут звучать вокальные произведения джа­зового плана в исполнении таких известных джазовых исполнителей, как Э. Фицджеральд, Ф. Синатра, Л, Армстронг и пр.

Своеобразие народного песенного творчества амери­канских негров особенно ярко выражено в так называе­мых спиручиэлах — духовных песнопениях, Наиболее вы­разительно эти песни звучат в исполнении негритянской певицы Махелии Джексон, Поля Робсона, Э, Фицдже­ральд.

Нередко режиссер, ставя спектакль на молодежные темы, обращается к песням самодеятельных авторов. Их творчество, получившее сейчас широкое распростране­ние и занявшее заметное место в быту молодежи, требует тщательного отбора.

В спектакль могут быть введены и различные церков­ные песнопения.

Другой вид вокального жанра, к которому довольно часто обращаются режиссеры,— это романс.

Романсом называется сольная лирическая песня с инструментальным сопровождением, обычно отражающая внутренний мир, личность человека.

По сравнению с песней связь музыки и слова в роман­се более тесная, детальная, что достигается более слож­ными выразительными средствами, более развитой му­зыкальной композицией. Романсу свойственна большая тонкость в выражении оттенков чувств, подчас с трудом передаваемых словами.

Разница музыкальной трактовки стиха в песне и в ро­мансе станет ясной, если сравнить, например, романс Чайковского «Песня цыганки» на слова Я. Полонского с фольклорной песней «Мой костер в тумане светит» на тот же текст. В песенной мелодии соединяются удаль и грусть, это песня прощания. В романсе эти же на­строения передаются более тонко и гибко.

В романсовом творчестве, как в любом другом жанре, существуют различные направления со своими характер­ными чертами и особенностями. Основными из них яв­ляются:

· жанр западноевропейского романса

· жанр русского романса. Жанр русского романса раз­деляется на два типа — бытовой и классический романс. В театре наиболее широкое распространение получил бытовой романс.

Бытовой романс часто вводится в спектакль для создания соответствующей атмосферы, настроений, типичный для мещан и дворян-разночинцев.

Бытовой романс часто звучит в пьесах Островского. Будучи большим знатоком песенного и ро­мансного творчества, автор сам делал подбор романсов для своих героев.

В кульминационный момент «Бесприданницы» Лари­са поет романс «Не искушай», и содержанием выбран­ного ею романса и самим пением она говорит Паратову о том, что, продолжая любить его, она никогда не пере­ставала ждать его, думать о нем. Романс раскрывает здесь самое сокровенное, самое глубокое — он объясняет поступок Ларисы и оправдывает его.

Во многих спектаклях можно услышать цыганский романс или песню. В спектаклях «Живой труп» и «Два гусара» есть сцены с цыганскими хорами, составляющие едва ли не лучшие места спектаклей.

Репертуар цыган­ских романсов и песен очень велик, поэтому нужно знать специфику и чувствовать временное различие в этом жанре.

В эпоху А. Н. Островского в репертуаре московских цыган еще были благородные по музыке бытовые песни-романсы, пленявшие красотой русского распева и чисто­той стиля («Уж как пал туман», «Ноченька», «Сарафан­чик», «Обойми, поцелуй»). Их напевами пронизаны бы­товые пьесы А. Н. Островского, такие, как «Гроза» и «Бесприданница».

В 80—90-е годы в репертуаре цыган появились разуха­бистые песни, воспевающие романтику кабацкого быта, и сложился вполне специфический жанр «цыганского романса», утвердившийся и на эстраде, и в нотных публи­кациях, и в музыкальном быту горожан.

Получили распространение в спектаклях вокальные баллады, произведения повествовательного склада со стихотворным текстом.

В последнее время в спектаклях драматического теат­ра все чаще стали звучать песни типа небольших баллад, песни-раздумья, так называемые зонги. В спектаклях они обычно выполняют функцию авторских отступлений, с помощью зонгов можно дать оценку действию, проис­ходящему в пьесе от лица автора или постановщика.

Иронические, грустные, патетические, они могут чутко следовать за интонациями пьесы, помогая актерам доне­сти авторскую мысль, а зрителю понять подтекст содер­жания пьесы. Завершая отдельные эпизоды и сцены или внезапно врываясь в действие, зонги связывают все вое­дино, укрупняя смысл событий, придавая завершенность стилевому решений спектакля. Этот песенный жанр наиболее характерен для спектаклей Московского театра драмы и комедии на Таганке («Жизнь Галилея», «Десять дней, которые потрясли мир» и др.), который наиболее активно возрождает принципы поэтического представле­ния на основе традиций Евг. Вахтангова, Б. Брехта, Вс. Мейерхольда.

Само название песенок говорит о восприя­тии западного мира персонажами пьесы и самим ав­тором.

Поэтический стих и музыка к подобным песням до­вольно просты по форме и обычно создаются специально к данному спектаклю. В качестве зонгов могут быть использованы также стихи, написанные ранее, как, на­пример, это сделано в спектакле Московского театра драмы и комедии «Добрый человек из Сезуана», где в ка­честве зонгов звучат стихи Марины Цветаевой. Испол­няют зонги, как правило, под гитару.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: