Тема 1. Философия и наука. Философия сущность, взаимоотношения философии и науки. Функции и роль философии в научном познании. Научная деятельность. Логико-методологическая структура – факт метод теория. Методология науки и методологический анализ. Общие, частные методологии, специально научные методологические концепции. Научное знание: теоретически-предметный и методологический аспекты. Логика науки как единства содержания, открываемого в теории познания (гносеологии), и логики (формальных логико-математических аспектов научной деятельности, языка науки синтаксически-семантических отношений, логических характеристик научных теорий, вопросов содержательности, аргументации и т.п.). Язык как средство построения, бытия и развития науки.
Элементы теории познания: познание, виды познания (обыденное, научное, философское, художественное), субъекты и объекты, чувственные и абстрактно-логические компоненты; виды знания: научное, вненаучное, донаучное, анаучное; источники: научный опыт, практика, культурно-исторические традиции; знания явные и неявные, предпосылочные. Основные черты научного знания: всеобщность, необходимость, системность, проверяемость. Особенности науки как явления: принципиальная динамичность, открытость, незавершенность и корректируемость. Проблема единицы научного знания и полиструктурности когнетивной системы науки.
|
|
Наука как деятельность, способ рационально-теоретического постижения 3мира. Характеристики науки в ее деятельностном измерении: социальность, целенаправленность, предметность, методичность, обоснованность, самокорректируемость, творческий характер, инструментальность и ценностная ориентированность.
Проблемы истины и ее критериев. Основные концепции истины, проблемы концептуальной универсальности, критерии истины, возможности и границы, инструментальные горизонты. Научный метод как проблема методологии познания. Методологические понятия: подход, метод, программа, алгоритм. Научный метод – теория в действии.
Тема 2 Возникновение науки, стадии ее становления и развития (история науки). Проблема периодизации истории и генезиса науки. Пранаука, протонаука, преднаука и собственно наука, классическая наука. От пранауки к протонауке: формирование античной науки в контексте философского знания античной культуры греческого полиса. Пранаука: проблемы этапизации IV до н.э. завершение становления и развития феномена, характерные черты, особенности. Протонаука (IV в. до н.э.- XVI в. н.э): этапы, от первых форм теоретических построений до формирования опытной науки в новоевропейской культуре, специфика развития явления в эпоху античности и средневековья. Стадия преднауки (XVI-XVII вв.): развитие науки в условиях социально-экономических, духовно-культурных изменений эпохи Возрождения. Становления собственно науки и специфика новоевропейского типа рациональности. Собственно наука, классическая наука, конец (XVII – XIX вв.): «великий переворот в истории культуры человечества» (Вернадский), «эпоха открытий». Классическое естествознание и его методология, революция в естествознании 4конца XIX – начала XX вв. становление идей и методов неклассической науки. Постклассическая (неклассическая наука XX в.): этапы развития, специфика.
|
|
История становления и развития технического знания. техническое знание древности и античности (до V н.э.). Технознание в эпоху средневековья (V-XIV вв.). Технознание в эпоху Возрождения (XV-XVI вв.). Наука и техника Нового времени. Инженерия и экспериментальное естествознание (XVIII – 1 половина XIX в.). Парижская политехническая школа, научное основание машиностроения. Становление и развитие технических наук и инженерного сообщества (2 половина XIX – XX в.). Техническая наука 2 половины XX в.
Тема 3 Структура научного познания.
Эмпиризм и схоластическое теоретизирование. Эмпирические исследования, их особенности. Специфика теоретического познания, формы: логические – понятие, суждение, умозаключение; рациональные – научные проблемы, гипотезы, законы, принципы, программы. Единство эмпирического и теоретического, теории и практики. Проблемы различия, независимости, соответствия и материализации теорий. Основания науки их структура. Предпосылочное знание: структура и основные формы. Идеалы, нормы исследования, идеологические, мировоззренческие, философские, общеметодологические принципы. Научная картина мира, ее формы и функции. Научная картина мира в развитии: натурфилософская, классическая, неклассическая, постнеклассическая (нелинейная наука, теории неравновесности процессов, синергетика).
Тема 4 Основные структуры научного знания.
Научное понятие, содержание, объем. Формирование и функционирование научных понятий, требования к научным понятиям: правильность, общность, конструктивность, операциональность, конкретизируемость, потенциал систематизации.
Научный закон, определения, характеристики: онтологические, гносеологические, методологические. Стабильность и инвариантность законов. Проблема типологии и классификаций законов, их универсальность. Операционально-методологическая сторона научного закона, проблема диалектики всеобщелогического и специальносодержательного. Функции научного закона: объяснение, предсказание, унификация знаний, репрезентация принципиальных положений теории.
Научное объяснение, объяснение как интерпретация в конкретном научном контексте. Проблема логики объяснений: дедуктивная объяснительная схема К.Гемпеля (через общий закон, номологическая). Базис и структура объяснения, виды объяснений: номологические, казуальные, в том числе статистические, корреляционные, структурные, функциональные, телеологические, генетические.
Понимание и стандарты понимания. Понимание как смыслообразование и приобщение к смыслам человеческой деятельности, в том числе и научной. Понимание и познание. Понимание как процесс, процедура. Проблема языка, культурного контекста, традиций, в том числе и научных, концептуализации сознания. Особенности понимания и объяснения в современных социально-гуманитарных науках. Научное предсказание, потенциальная предсказуемость, предсказание и объяснение.
Тема 5. Методы научного познания. Метод и методология. Классификация методов научного познания: философские (диалектические, метафизические, феноменологические, герменевтические), общенаучные (общелогические, эмпирического и теоретического уровня), частнонаучные, дисциплинарные, междисциплинарные. Философия и научное познание: функции философии, философские принципы как селекторы в идеологии и методологии научного познания. Методы эмпирического исследования: описание, сравнение, наблюдение, измерение, приборы и их гносеологическая функция, эксперимент, моделирование. Методология теоретического уровня: логические действия (абстрагирование, идеализация, аналогия, формализация, анализ и синтез, дедукция и индукция, классификация и типология).
|
|
Методы и подходы теоретического уровня исследования: аксиоматический, гипотетико-дедуктивный, конкретно-исторический, абстрактно-исторический, реконструкционный; системный, структурно-функциональный, кибернетический, информационный; конструктивный, синергетический, комплексный подходы. Роль системного и комплексного подходов в системотехнике и для анализа концептуальных схем математического моделирования.
Тема 6. Формы научного познания.
Формы научного познания как единицы логико-методологического анализа: факт, проблем, гипотеза, теория, научно-исследовательская программа. Критерии выделения: самостоятельность, автономность. Научная проблема как форма представления научного знания. Проблема и задача. Принципиальная обращенность проблемы на новизну, наличие научного контекста. Проблемная ситуация, внешние и внутренние источники формирования. Проблемы как научное утверждение, характеристика объекта научного исследования, требования обоснованности и истинности, надежность и критерии оценки, признанность научным сообществом, факты проблемности. Адекватность формулирования проблемы, этапы постановки.
Научный факт как логическая форма, фактуальное суждение, форма научного знания. Факт науки и принципиальная соотнесенность с научным контекстом. Специфические свойства научного факта: методологическая контролируемость, теоретическая значимость, онтологическая универсальность. Роль научного факта в познании и его структура. Проблема факта и связи с конкретной теорией. Факт как непропозиционная форма представления. Факт и концептуальная система как пространство, обретение статуса научного. Проблема корреляции с объективной реальностью. Теоретическая нагруженность факта, проблема теоретического контекста.
|
|
Научная гипотеза, определение и классификации: интерпретационная, описательная, систематизирующая, объясняющая, экстраполяционная, методологическая; предварительная, рабочая, промежуточная, окончательная; базисная и подчиненная; математическая (комплексная и многофункциональная).
Роль гипотезы в научных исследованиях. Гипотеза как новация. Логико-методологические требования к научной гипотезе: непротиворечивость, независимость от имеющихся теоретических положений, принципиальная проверяемость, содержательная связанность (согласованность с контекстом теоретического знания), согласованность (когерентность), общность применения, фундаментальность идей, полагаемых в основ. Гипотеза и картина мира. Проблема методологической ценности. Гипотезы ad hoc. Работа над гипотезой, проверка и принятие научной гипотезы, приемлемость гипотезы, проблема инвариантности, альтернативности.
Научная теория, сущность, определение, функции: интерпретационная, описательная, систематизирующяая (обобщающая), объяснительная, прогностическая (предсказательная), инструментальная, эвристическая, конститутивная, общерационализирующая; технологически-ориентированные, прикладные. Классификация научных теорий: дедуктивные и недедуктивные (индуктивные, нарративные (описательные)), феноменологические и нефеноменологические, детерминистские, вероятностные, содержательные, формальные. Структура научной теории: ядро, основания, приложения. Идеализированный объект (абстрактный, идеальный: проблемы, методы построения и оправдания). Структура и развитие технической теории.
Научно-исследовательская программа, структура: «жесткое ядро», эвристики, «защитный пояс». Функционирование научных программ, ядро программы и ядро теории, проблемы оценки и ее критерия. Прогрессирующие и регрессирующие программы. Научно-исследовательская программа, научная революция, модель познания. Проблеморешающий подход (Л.Лаудан), концептуальные и эмпирические проблемы, когерентный и корреспондентный взгляд, подход к познанию. Исследовательская традиция, функции, перспективность, когнетивный потенциал. Проблема рациональной реконструкции научного познания: возможности и границы.
Тема 7. Проблема динамики научного познания.
Становление и развитие научной теории от статической к динамической модели. Теоретическая схема, проблемы генезиса и обоснования, конструктивная обоснованность. Модель развития научных теорий, проверка и принятие научной теории, эмпириечские и неэмпирические аспекты проверки, стадии проверки М.Бонге: метатеоретическая, интертеоретическя., философская и эмпирическая. Тезис Дюгема-Куайна по проблеме проверки теории. Принятие и подтверждение теории. Единство репродуктивной и творческой деятельности как основа научного познания. Социологическое и историческое измерение научного познания. Проблема введения и применения теории научного знания. Дисциплинарная матрица, научная парадигма, нормальная наука, научные революции как смена научных парадигм, парадигмальность развития, роста знания (Т.Кун). Проблема рациональности, ее типологии, преемственности и прерывности научного знания, несоизмеримость и соизмеримость теории. Интертеоретические отношения, кумулятивные и некумулятивные формы динамики знания. Крупные и малые изменения в науке. Типология крупных изменений, научная дисциплина как их носитель.
Методология науки и творчества. Проблема начала: от гипотезы к факту или от факта к гипотезе. Модели научного поиска: линейные, структурно-системные, эвристика, когнитивный подход. Интуитивное, неосознанное и сознательное, социальное и психологическое в мотивации творчества. Социокультурное, индивидуальное начала творчества, проблема нравственной оценки.
Тема 8. Методологические проблемы гуманитарных наук.
Гуманитарные науки и специфика их: предмета, метода, целей, функций гуманитарного знания. Особое место сознания в системе гуманитарного знания. Принципиальная одухотворенность бытия человека. Проблема методологического монизма, понимание вхождения, погружения в социокультурную среду. Специфика объекта исследования. Диалог с изучаемой культурой, определение базиса исходного понимания и интерпретативная практика. Цели гуманитарного познания: исследование и установление общего и универсального в познании индивидуального, уникального. Расширение и углубление уровня понимания явлений человеческой жизни. Особенности гуманитарного знания: смысложизненное значение, социальная значимость, общекультурная направленность. Функции: критическая, апологическая, эмансипирующая, раскрепощающая, идеологическая, воспитательная, адаптивно-социализаторская, общественно-преобразовательная. Современный интерпретативный поворот в гуманитарных науках. Проблема понимания и объяснения в социогуманитарном знании (В. Дильтей, И.Драйзен, Г.Зиммель, К. Гемпель, О. Дрей). Проблема понимания, несоизмеримость теорий социально-гуманитарного знания: радикальная, антиметодологическая позиция (И.Гадамер, Ж.Деррида); сдержанный релятивизм, новое обоснование рациональности (Р. Хаеар, К.-О.Апель, Ю. Хабермас) Способы объяснения: статистический, сравнительный (компаративистский), структурно-функциональный, генетический, интенционально-прагматический. Специальные методы: наблюдение в его специальной инвариантности, симуляционный метод, интервьюирование, анкетирование, свободная беседа, вопрос-на-ответ, тестовый метод, изучение документов, контент-анализ (анализ содержания), социометрика, биомедицинские исследования, эксперименты специальных видов, активное вмешательство, клинический метод. Общенаучные методы социогуманитарного исследования: наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, измерение, их принципиальная «теоретическая» нагруженность. Теоретические методы: формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный, восхождение от абстрактного к конкретному, анализ и синтез, индукция, аналогия, абстрагирование, обобщение, идеализация, идеальная типизация, моделирование, генетический метод, системный и комплексный подходы, структурно-функциональный, вероятностно-статистический; философские: рефлексия, умозрение, интерпретация, истинности как соответствие действительности. Антропоморфизм и проблемы деантропоморфизации.
Тема 9. Проблемы тенденции и перспективы развития методологии социальных и гуманитарных наук.
Предсказуемость, определенность социальных явлений, проблема ненамеренности, действий и их последствий. Анализ, реконструкция социального в условиях принципиально неполной определенности: ограничения по базису неполных установок; ограничения трудности по блоку взаимоотношений исследователь-объект, взаимозависимости и взаимовлияние; чрезвычайная сложность объекта, ограничение наблюдаемости, обозреваемости явления как целостности, «мозаичность», возможность вертуализации социогуманитарного знания.
Гуманитарное знание и философия (эвристически плодотворное философствование), тенденция сближения. Экспериментальное и неэкспериментальное (качвественное), количественныве и качественные методы, проблемы преодоления нарастание эклектизма и плюрализма интерпретаций в современном социопознании. Социальное познание и вопросы видения стратегии развития, обретения общности смысла познания на основе критического аргументированного диалога, рационального сближения исследовательских стратегий. Решение проблем рациональности научности определения метафизических платформ. Смысла жизненноважных ориентиров человека, общества, человечества и их развития; фундаментальных ценностей и ориентаций, определяющих и направляющих познавательный интерес и саму направленность гуманитарной науки. Проблема человекомерности социального, искусственного и естественного в мире.
Тема 10. Наука, общество, культура, цивилизация.
Резкое возрастание роли современной науки. Феномен большой науки. Наука и науковедение. Развитие науки как неотъемлемая часть динамики цивилизационного процесса основные тенденции современной науки: интенграция, дифференциация, математизация, индустриализация, информатизация. Сложность и многогранность деятельности современного ученного. Проблема современного портрета ученного XXI века. Современные состояния и проблемы магистерской подготовки, правовые, экономические, социальные и психологические аспекты формирования и развития научной деятельности человека и общества. Навыки и умения необходимы е для ученного: знания основ библиографии текстовой работы, взаимодействия с гипертекстом, работы в области патентоведения. Наука и искусство: различие и сходство, взаимодействие и общая функциональность (упорядочивание, воспитание, инновация). Идея единства художественного и научного познания. Проблемы веры, разума науки. Наука как аспект и продолжение культурного проекта. Исторические разновидности и современный культурный проект. Философские науки и современные методология как ответ на социальные потребности и вызовы XXI столетия.
Тема1. Философия и наука.
- Философия, её роль и функции в научном познании
- Методология науки и методологический анализ.
- Научное знание: предметный и методологический аспекты. Виды познания и знания.
- Наука как способ рационалистического постижения мира. Проблема истины.
- Научный метод как проблема методологии. Методологические понятия.
Тема 2. История науки и техники.
- Проблемы периодизации истории и генезиса науки и техники.
- Пранаука, протонаука, преднаука.
- Классическая наука, собственно наука.
- Постклассическая наука.
- История, становления и развития технознания и современных технических наук.
Тема3. Структура научного познания.
- Эмпиризм и схоластическое теоретизирование. Эмпирические исследования, их специфика.
- Теоретическое познание, логические и рациональные формы.
- Основание науки и их структура. Единство теории и практики.
- Научная картина мира: формы, функции, исторические типы.
Тема 4. Основные структуры научного знания.
1. Научное понятие и его хакрактеристики.
2. Научный закон, функции.
3. Научное объяснение.
4. Научное понимание. Проблемы предсказания, предсказуемости, прогнозирования.
Тема 5. Методы научного исследования.
- Метод, методология, классификация методов научного познания.
- Методы эмпирического исследования.
- Методология, методы и подходы теоретического уровня исследования
- Системный и комплексный подходы в научном познании. Возможности и границы в системотехнике, анализе концептуальных сфер моделировании и прогнозировании.
Тема 6. Формы научного познания.
- Научный факт, свойства характеристики. Проблема теоретической нагруженности.
- Проблемная ситуация. Проблема конкретно-исторического научного контекста.
- Научные гипотезы и научное познание. Работа над гипотезой, проверка и принятие.
- Научная теория: структура функции, классификация.
- Научно-исследовательская программа: структура, функции. Проблеморешающий подход (П. Лаудан).
- Исследовательская традиция: функции и проблема рациональной реконструкции научного познания.
Тема 7. Проблема динамики научного познания.
- Становление и развитие научной теории: модель развития, проверка, принятие. Проблема введения и применения теории.
- Научная парадигма, дисциплинарная матрица, парадигмальность развития роста знания. Проблема рациональности.
- Методология науки и научное творчество. Модели научного поиска.
Тема 8. Методологические проблемы гуманитарного знания.
- Гуманитарные науки: специфика предмета, методы, цели, функции.
- Гуманитарное знание: проблема объяснения, понимания. Современный интерпретативный поворот в социопознании.
- Проблема метода: специальные, общенаучные, теоретические, философские методы.
- Антропоморфизм и проблема деантропоморфизации.
Тема 9. Проблемы, тенденции, перспективы развития методологии социальных и гуманитарных наук.
- Предсказуемость определенность социальных явлений, ненамеренность и последствия социальных действий как проблема.
- Проблема когнитивного отношения субъкт-объект в условиях принципиально неполной определенности. «Мозаичный» объект и возможность его виртуализации.
- Гуманитарные знания и философия, тенденции развития
- Социальное познание и проблема видения стратегии его развития. Проблема смысла, фундаментальных методологических платформ, ориентиров
Тема 10. Наука, общество, культура, цивилизация.
- Современная наука: феномен большой науки, тенденции, интегрированность в цивилизационный процесс.
- Проблема профессионального портрета ученого XXI века. Состояние магистерской подготовки: условия, общая специальная направленность.
- Ответственность ученого и этика науки: научная этика, дионтология, профессиональный кодекс чести, этитезация жизни человека, профессионала и общества.
- Наука, искусство, вера. Наука как аспект и продолжение культурного проекта, исторические разновидности