Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Программа по Истории и методологии науки




Тема 1. Философия и наука. Философия сущность, взаимоотношения философии и науки. Функции и роль философии в научном познании. Научная деятельность. Логико-методологическая структура – факт метод теория. Методология науки и методологический анализ. Общие, частные методологии, специально научные методологические концепции. Научное знание: теоретически-предметный и методологический аспекты. Логика науки как единства содержания, открываемого в теории познания (гносеологии), и логики (формальных логико-математических аспектов научной деятельности, языка науки синтаксически-семантических отношений, логических характеристик научных теорий, вопросов содержательности, аргументации и т.п.). Язык как средство построения, бытия и развития науки.

Элементы теории познания: познание, виды познания (обыденное, научное, философское, художественное), субъекты и объекты, чувственные и абстрактно-логические компоненты; виды знания: научное, вненаучное, донаучное, анаучное; источники: научный опыт, практика, культурно-исторические традиции; знания явные и неявные, предпосылочные. Основные черты научного знания: всеобщность, необходимость, системность, проверяемость. Особенности науки как явления: принципиальная динамичность, открытость, незавершенность и корректируемость. Проблема единицы научного знания и полиструктурности когнетивной системы науки.

Наука как деятельность, способ рационально-теоретического постижения 3мира. Характеристики науки в ее деятельностном измерении: социальность, целенаправленность, предметность, методичность, обоснованность, самокорректируемость, творческий характер, инструментальность и ценностная ориентированность.

Проблемы истины и ее критериев. Основные концепции истины, проблемы концептуальной универсальности, критерии истины, возможности и границы, инструментальные горизонты. Научный метод как проблема методологии познания. Методологические понятия: подход, метод, программа, алгоритм. Научный метод – теория в действии.

Тема 2 Возникновение науки, стадии ее становления и развития (история науки). Проблема периодизации истории и генезиса науки. Пранаука, протонаука, преднаука и собственно наука, классическая наука. От пранауки к протонауке: формирование античной науки в контексте философского знания античной культуры греческого полиса. Пранаука: проблемы этапизации IV до н.э. завершение становления и развития феномена, характерные черты, особенности. Протонаука (IV в. до н.э.- XVI в. н.э): этапы, от первых форм теоретических построений до формирования опытной науки в новоевропейской культуре, специфика развития явления в эпоху античности и средневековья. Стадия преднауки (XVI-XVII вв.): развитие науки в условиях социально-экономических, духовно-культурных изменений эпохи Возрождения. Становления собственно науки и специфика новоевропейского типа рациональности. Собственно наука, классическая наука, конец (XVII – XIX вв.): «великий переворот в истории культуры человечества» (Вернадский), «эпоха открытий». Классическое естествознание и его методология, революция в естествознании 4конца XIX – начала XX вв. становление идей и методов неклассической науки. Постклассическая (неклассическая наука XX в.): этапы развития, специфика.




История становления и развития технического знания. техническое знание древности и античности (до V н.э.). Технознание в эпоху средневековья (V-XIV вв.). Технознание в эпоху Возрождения (XV-XVI вв.). Наука и техника Нового времени. Инженерия и экспериментальное естествознание (XVIII – 1 половина XIX в.). Парижская политехническая школа, научное основание машиностроения. Становление и развитие технических наук и инженерного сообщества (2 половина XIX – XX в.). Техническая наука 2 половины XX в.

Тема 3 Структура научного познания.

Эмпиризм и схоластическое теоретизирование. Эмпирические исследования, их особенности. Специфика теоретического познания, формы: логические – понятие, суждение, умозаключение; рациональные – научные проблемы, гипотезы, законы, принципы, программы. Единство эмпирического и теоретического, теории и практики. Проблемы различия, независимости, соответствия и материализации теорий. Основания науки их структура. Предпосылочное знание: структура и основные формы. Идеалы, нормы исследования, идеологические, мировоззренческие, философские, общеметодологические принципы. Научная картина мира, ее формы и функции. Научная картина мира в развитии: натурфилософская, классическая, неклассическая, постнеклассическая (нелинейная наука, теории неравновесности процессов, синергетика).



Тема 4 Основные структуры научного знания.

Научное понятие, содержание, объем. Формирование и функционирование научных понятий, требования к научным понятиям: правильность, общность, конструктивность, операциональность, конкретизируемость, потенциал систематизации.

Научный закон, определения, характеристики: онтологические, гносеологические, методологические. Стабильность и инвариантность законов. Проблема типологии и классификаций законов, их универсальность. Операционально-методологическая сторона научного закона, проблема диалектики всеобщелогического и специальносодержательного. Функции научного закона: объяснение, предсказание, унификация знаний, репрезентация принципиальных положений теории.

Научное объяснение, объяснение как интерпретация в конкретном научном контексте. Проблема логики объяснений: дедуктивная объяснительная схема К.Гемпеля (через общий закон, номологическая). Базис и структура объяснения, виды объяснений: номологические, казуальные, в том числе статистические, корреляционные, структурные, функциональные, телеологические, генетические.

Понимание и стандарты понимания. Понимание как смыслообразование и приобщение к смыслам человеческой деятельности, в том числе и научной. Понимание и познание. Понимание как процесс, процедура. Проблема языка, культурного контекста, традиций, в том числе и научных, концептуализации сознания. Особенности понимания и объяснения в современных социально-гуманитарных науках. Научное предсказание, потенциальная предсказуемость, предсказание и объяснение.

Тема 5. Методы научного познания. Метод и методология. Классификация методов научного познания: философские (диалектические, метафизические, феноменологические, герменевтические), общенаучные (общелогические, эмпирического и теоретического уровня), частнонаучные, дисциплинарные, междисциплинарные. Философия и научное познание: функции философии, философские принципы как селекторы в идеологии и методологии научного познания. Методы эмпирического исследования: описание, сравнение, наблюдение, измерение, приборы и их гносеологическая функция, эксперимент, моделирование. Методология теоретического уровня: логические действия (абстрагирование, идеализация, аналогия, формализация, анализ и синтез, дедукция и индукция, классификация и типология).

Методы и подходы теоретического уровня исследования: аксиоматический, гипотетико-дедуктивный, конкретно-исторический, абстрактно-исторический, реконструкционный; системный, структурно-функциональный, кибернетический, информационный; конструктивный, синергетический, комплексный подходы. Роль системного и комплексного подходов в системотехнике и для анализа концептуальных схем математического моделирования.

Тема 6. Формы научного познания.

Формы научного познания как единицы логико-методологического анализа: факт, проблем, гипотеза, теория, научно-исследовательская программа. Критерии выделения: самостоятельность, автономность. Научная проблема как форма представления научного знания. Проблема и задача. Принципиальная обращенность проблемы на новизну, наличие научного контекста. Проблемная ситуация, внешние и внутренние источники формирования. Проблемы как научное утверждение, характеристика объекта научного исследования, требования обоснованности и истинности, надежность и критерии оценки, признанность научным сообществом, факты проблемности. Адекватность формулирования проблемы, этапы постановки.

Научный факт как логическая форма, фактуальное суждение, форма научного знания. Факт науки и принципиальная соотнесенность с научным контекстом. Специфические свойства научного факта: методологическая контролируемость, теоретическая значимость, онтологическая универсальность. Роль научного факта в познании и его структура. Проблема факта и связи с конкретной теорией. Факт как непропозиционная форма представления. Факт и концептуальная система как пространство, обретение статуса научного. Проблема корреляции с объективной реальностью. Теоретическая нагруженность факта, проблема теоретического контекста.

Научная гипотеза, определение и классификации: интерпретационная, описательная, систематизирующая, объясняющая, экстраполяционная, методологическая; предварительная, рабочая, промежуточная, окончательная; базисная и подчиненная; математическая (комплексная и многофункциональная).

Роль гипотезы в научных исследованиях. Гипотеза как новация. Логико-методологические требования к научной гипотезе: непротиворечивость, независимость от имеющихся теоретических положений, принципиальная проверяемость, содержательная связанность (согласованность с контекстом теоретического знания), согласованность (когерентность), общность применения, фундаментальность идей, полагаемых в основ. Гипотеза и картина мира. Проблема методологической ценности. Гипотезы ad hoc. Работа над гипотезой, проверка и принятие научной гипотезы, приемлемость гипотезы, проблема инвариантности, альтернативности.

Научная теория, сущность, определение, функции: интерпретационная, описательная, систематизирующяая (обобщающая), объяснительная, прогностическая (предсказательная), инструментальная, эвристическая, конститутивная, общерационализирующая; технологически-ориентированные, прикладные. Классификация научных теорий: дедуктивные и недедуктивные (индуктивные, нарративные (описательные)), феноменологические и нефеноменологические, детерминистские, вероятностные, содержательные, формальные. Структура научной теории: ядро, основания, приложения. Идеализированный объект (абстрактный, идеальный: проблемы, методы построения и оправдания). Структура и развитие технической теории.

Научно-исследовательская программа, структура: «жесткое ядро», эвристики, «защитный пояс». Функционирование научных программ, ядро программы и ядро теории, проблемы оценки и ее критерия. Прогрессирующие и регрессирующие программы. Научно-исследовательская программа, научная революция, модель познания. Проблеморешающий подход (Л.Лаудан), концептуальные и эмпирические проблемы, когерентный и корреспондентный взгляд, подход к познанию. Исследовательская традиция, функции, перспективность, когнетивный потенциал. Проблема рациональной реконструкции научного познания: возможности и границы.

Тема 7. Проблема динамики научного познания.

Становление и развитие научной теории от статической к динамической модели. Теоретическая схема, проблемы генезиса и обоснования, конструктивная обоснованность. Модель развития научных теорий, проверка и принятие научной теории, эмпириечские и неэмпирические аспекты проверки, стадии проверки М.Бонге: метатеоретическая, интертеоретическя., философская и эмпирическая. Тезис Дюгема-Куайна по проблеме проверки теории. Принятие и подтверждение теории. Единство репродуктивной и творческой деятельности как основа научного познания. Социологическое и историческое измерение научного познания. Проблема введения и применения теории научного знания. Дисциплинарная матрица, научная парадигма, нормальная наука, научные революции как смена научных парадигм, парадигмальность развития, роста знания (Т.Кун). Проблема рациональности, ее типологии, преемственности и прерывности научного знания, несоизмеримость и соизмеримость теории. Интертеоретические отношения, кумулятивные и некумулятивные формы динамики знания. Крупные и малые изменения в науке. Типология крупных изменений, научная дисциплина как их носитель.

Методология науки и творчества. Проблема начала: от гипотезы к факту или от факта к гипотезе. Модели научного поиска: линейные, структурно-системные, эвристика, когнитивный подход. Интуитивное, неосознанное и сознательное, социальное и психологическое в мотивации творчества. Социокультурное, индивидуальное начала творчества, проблема нравственной оценки.

Тема 8. Методологические проблемы гуманитарных наук.

Гуманитарные науки и специфика их: предмета, метода, целей, функций гуманитарного знания. Особое место сознания в системе гуманитарного знания. Принципиальная одухотворенность бытия человека. Проблема методологического монизма, понимание вхождения, погружения в социокультурную среду. Специфика объекта исследования. Диалог с изучаемой культурой, определение базиса исходного понимания и интерпретативная практика. Цели гуманитарного познания: исследование и установление общего и универсального в познании индивидуального, уникального. Расширение и углубление уровня понимания явлений человеческой жизни. Особенности гуманитарного знания: смысложизненное значение, социальная значимость, общекультурная направленность. Функции: критическая, апологическая, эмансипирующая, раскрепощающая, идеологическая, воспитательная, адаптивно-социализаторская, общественно-преобразовательная. Современный интерпретативный поворот в гуманитарных науках. Проблема понимания и объяснения в социогуманитарном знании (В. Дильтей, И.Драйзен, Г.Зиммель, К. Гемпель, О. Дрей). Проблема понимания, несоизмеримость теорий социально-гуманитарного знания: радикальная, антиметодологическая позиция (И.Гадамер, Ж.Деррида); сдержанный релятивизм, новое обоснование рациональности (Р. Хаеар, К.-О.Апель, Ю. Хабермас) Способы объяснения: статистический, сравнительный (компаративистский), структурно-функциональный, генетический, интенционально-прагматический. Специальные методы: наблюдение в его специальной инвариантности, симуляционный метод, интервьюирование, анкетирование, свободная беседа, вопрос-на-ответ, тестовый метод, изучение документов, контент-анализ (анализ содержания), социометрика, биомедицинские исследования, эксперименты специальных видов, активное вмешательство, клинический метод. Общенаучные методы социогуманитарного исследования: наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, измерение, их принципиальная «теоретическая» нагруженность. Теоретические методы: формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный, восхождение от абстрактного к конкретному, анализ и синтез, индукция, аналогия, абстрагирование, обобщение, идеализация, идеальная типизация, моделирование, генетический метод, системный и комплексный подходы, структурно-функциональный, вероятностно-статистический; философские: рефлексия, умозрение, интерпретация, истинности как соответствие действительности. Антропоморфизм и проблемы деантропоморфизации.

Тема 9. Проблемы тенденции и перспективы развития методологии социальных и гуманитарных наук.

Предсказуемость, определенность социальных явлений, проблема ненамеренности, действий и их последствий. Анализ, реконструкция социального в условиях принципиально неполной определенности: ограничения по базису неполных установок; ограничения трудности по блоку взаимоотношений исследователь-объект, взаимозависимости и взаимовлияние; чрезвычайная сложность объекта, ограничение наблюдаемости, обозреваемости явления как целостности, «мозаичность», возможность вертуализации социогуманитарного знания.

Гуманитарное знание и философия (эвристически плодотворное философствование), тенденция сближения. Экспериментальное и неэкспериментальное (качвественное), количественныве и качественные методы, проблемы преодоления нарастание эклектизма и плюрализма интерпретаций в современном социопознании. Социальное познание и вопросы видения стратегии развития, обретения общности смысла познания на основе критического аргументированного диалога, рационального сближения исследовательских стратегий. Решение проблем рациональности научности определения метафизических платформ. Смысла жизненноважных ориентиров человека, общества, человечества и их развития; фундаментальных ценностей и ориентаций, определяющих и направляющих познавательный интерес и саму направленность гуманитарной науки. Проблема человекомерности социального, искусственного и естественного в мире.

Тема 10. Наука, общество, культура, цивилизация.

Резкое возрастание роли современной науки. Феномен большой науки. Наука и науковедение. Развитие науки как неотъемлемая часть динамики цивилизационного процесса основные тенденции современной науки: интенграция, дифференциация, математизация, индустриализация, информатизация. Сложность и многогранность деятельности современного ученного. Проблема современного портрета ученного XXI века. Современные состояния и проблемы магистерской подготовки, правовые, экономические, социальные и психологические аспекты формирования и развития научной деятельности человека и общества. Навыки и умения необходимы е для ученного: знания основ библиографии текстовой работы, взаимодействия с гипертекстом, работы в области патентоведения. Наука и искусство: различие и сходство, взаимодействие и общая функциональность (упорядочивание, воспитание, инновация). Идея единства художественного и научного познания. Проблемы веры, разума науки. Наука как аспект и продолжение культурного проекта. Исторические разновидности и современный культурный проект. Философские науки и современные методология как ответ на социальные потребности и вызовы XXI столетия.

Тема1. Философия и наука.

  1. Философия, её роль и функции в научном познании
  2. Методология науки и методологический анализ.
  3. Научное знание: предметный и методологический аспекты. Виды познания и знания.
  4. Наука как способ рационалистического постижения мира. Проблема истины.
  5. Научный метод как проблема методологии. Методологические понятия.

Тема 2. История науки и техники.

  1. Проблемы периодизации истории и генезиса науки и техники.
  2. Пранаука, протонаука, преднаука.
  3. Классическая наука, собственно наука.
  4. Постклассическая наука.
  5. История, становления и развития технознания и современных технических наук.

Тема3. Структура научного познания.

  1. Эмпиризм и схоластическое теоретизирование. Эмпирические исследования, их специфика.
  2. Теоретическое познание, логические и рациональные формы.
  3. Основание науки и их структура. Единство теории и практики.
  4. Научная картина мира: формы, функции, исторические типы.

Тема 4. Основные структуры научного знания.

1. Научное понятие и его хакрактеристики.

2. Научный закон, функции.

3. Научное объяснение.

4. Научное понимание. Проблемы предсказания, предсказуемости, прогнозирования.

Тема 5. Методы научного исследования.

  1. Метод, методология, классификация методов научного познания.
  2. Методы эмпирического исследования.
  3. Методология, методы и подходы теоретического уровня исследования
  4. Системный и комплексный подходы в научном познании. Возможности и границы в системотехнике, анализе концептуальных сфер моделировании и прогнозировании.

Тема 6. Формы научного познания.

  1. Научный факт, свойства характеристики. Проблема теоретической нагруженности.
  2. Проблемная ситуация. Проблема конкретно-исторического научного контекста.
  3. Научные гипотезы и научное познание. Работа над гипотезой, проверка и принятие.
  4. Научная теория: структура функции, классификация.
  5. Научно-исследовательская программа: структура, функции. Проблеморешающий подход (П. Лаудан).
  6. Исследовательская традиция: функции и проблема рациональной реконструкции научного познания.

Тема 7. Проблема динамики научного познания.

  1. Становление и развитие научной теории: модель развития, проверка, принятие. Проблема введения и применения теории.
  2. Научная парадигма, дисциплинарная матрица, парадигмальность развития роста знания. Проблема рациональности.
  3. Методология науки и научное творчество. Модели научного поиска.

Тема 8. Методологические проблемы гуманитарного знания.

  1. Гуманитарные науки: специфика предмета, методы, цели, функции.
  2. Гуманитарное знание: проблема объяснения, понимания. Современный интерпретативный поворот в социопознании.
  3. Проблема метода: специальные, общенаучные, теоретические, философские методы.
  4. Антропоморфизм и проблема деантропоморфизации.

Тема 9. Проблемы, тенденции, перспективы развития методологии социальных и гуманитарных наук.

  1. Предсказуемость определенность социальных явлений, ненамеренность и последствия социальных действий как проблема.
  2. Проблема когнитивного отношения субъкт-объект в условиях принципиально неполной определенности. «Мозаичный» объект и возможность его виртуализации.
  3. Гуманитарные знания и философия, тенденции развития
  4. Социальное познание и проблема видения стратегии его развития. Проблема смысла, фундаментальных методологических платформ, ориентиров

Тема 10. Наука, общество, культура, цивилизация.

  1. Современная наука: феномен большой науки, тенденции, интегрированность в цивилизационный процесс.
  2. Проблема профессионального портрета ученого XXI века. Состояние магистерской подготовки: условия, общая специальная направленность.
  3. Ответственность ученого и этика науки: научная этика, дионтология, профессиональный кодекс чести, этитезация жизни человека, профессионала и общества.
  4. Наука, искусство, вера. Наука как аспект и продолжение культурного проекта, исторические разновидности




Дата добавления: 2013-12-28; просмотров: 864; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома - страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9051 - | 7306 - или читать все...

Читайте также:

 

3.233.221.149 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.006 сек.