Причины Смуты. Углическое дело

Борис Годунов и Россия в период его царствования.

С 1584 г. началось царствование Федора Ивановича. Перед смертью Иван Грозный «поручил» слабоумного сына и царство ближним боярам. Однако среди них вскоре начались раздоры, в результате чего реальная власть уже с 1585 г. сосредоточилась в руках одного из них – царского шурина Бориса Федоровича Годунова. 14 лет занимал престол Феодор; по крайней мере, 13 из них фактическим правителем был Годунов.

Гибель царевича Дмитрия. Власти Годунова угрожало лишь то, что наследником бездетного Федора являлся его младший брат Дмитрий, проживавший с матерью в своем уделе – Угличе. Родственники Дмитрия – Нагие – ненавидели Годунова и не скрывали намерения расправиться с ним после вступления Дмитрия на трон. Однако в 1591 г. Дмитрий погиб. Официальная версия утверждала, что произошел несчастный случай: царевич играл ножом и наткнулся на него в эпилептическом припадке. Но в обществе считали, что он был убит по приказу правителя. Этот спор не разрешен и до сих пор. Ясно лишь, что смерть Дмитрия была выгодна Годунову.

Введение патриаршества. Правительство Годунова стремилось укрепить авторитет России и царской власти. С этой целью уже в 1589 г. в России было утверждено патриаршество. Первым русским патриархом был провозглашен митрополит московский Иов. Шесть русских епископов стали митрополитами. Русская церковь окончательно стала самостоятельной – автокефальной. Характерно, что инициатива установления патриаршества в России исходила не от церкви, а от светской власти, все больше контролировавшей церковную жизнь.

Внешняя политика. Годунов вел осторожную и успешную внешнюю политику. Он сумел улучшить отношения с Польшей. Сооружение новых засечных черт на южных рубежах затруднило крымские вторжения. (На преодоление территориальных потерь России в Ливонской войне была направлена внешняя политика Годунова). Война со Швецией завершилась в 1595 г. подписанием Тявзинского мира, по которому Россия вернула Ивангород, Ям, Копорье и волость Корелу.

Городское строительство. Стремясь преодолеть разруху, унаследованную от Ивана Грозного, Годунов развернул большое каменное строительство городов, крепостных сооружений, обеспечив тем самым работой множество ремесленников. Было построено немало каменных церквей.

Политика по отношению к посадам. Заботясь о пополнении казны, правительство Годунова облегчило положение посадов. Ремесленники и торговцы, ушедшие из посадов в принадлежавшие крупным служилым людям «белые» (т.е. обеленные, освобожденные от государственных повинностей) слободы, должны были вновь участвовать в платеже посадских податей – тягла. Таким образом, количество тяглых людей увеличилось, и, поскольку сумма тягла осталась неизменной, сборы с каждого посадского человека сократились. Соответственно уменьшились и недоимки.

Становление крепостного права. Разорение страны в результате политики Ивана Грозного привело к массовому бегству крестьян и запустению многих поместий и вотчин. Правительство стремилось удержать крестьян, чтобы не допустить разорения служилых людей и падения военной мощи государства. В 1597 г. был издан указ, которым вводились так называемые урочные лета – 5-летний срок, в течение которого велся сыск беглых крестьян. Этот указ исходил из постоянного запрета перехода. Так был сделан решающий шаг к установлению крепостного права.

Вступление Годунова на царство. В 1598 г. умер бездетный Федор Иванович. Земский собор по предложению патриарха Иова избрал на царство Бориса Годунова. Избрание Годунова на царство объяснялось не только тем, что реальные рычаги власти уже много лет находились в его руках, не только его родством с царской семьей. Посадские люди были благодарны Годунову за облегчение повинностей, служилые люди – за укрепление крестьянской зависимости, духовенство – за введение патриаршества.

Голод 1601-1602 гг. Благополучное царствование Бориса Годунова продолжалось недолго. В 1601 г. в результате неурожая разразился голод. Он продолжался три года. В стране, разоренной опричниной и войнами, не оказалось ресурсов, которые позволили бы пережить голодное время. Хлеб вздорожал в сто раз. Попытки Бориса ограничить рост цен успеха не имели. Годунов приказал открыть для голодных царские амбары, но на всех хлеба не хватило, тем более, что, заслышав об этих раздачах, люди со всех концов страны потянулись в Москву, бросив свои скудные запасы. В Москве голод был особенно страшным. Свыше 120 тыс. человек умерли голодной смертью.

Голод подорвал авторитет Бориса. В массовом сознании человека русского средневековья только «добрый» царь был законным. Поскольку при Годунове начались бедствия, он перестал быть «добрым», а следовательно его власть утратила законный характер. То, что Годунов не являлся прирожденным царем, лишь укрепляло людей в уверенности, что происходящее – Божья кара за неправедное овладение престолом.

В 1601-1602 гг. Борис временно частично восстановил Юрьев день. Он разрешил мелким служилым людям вывозить крестьян, спасая свои поместья от окончательного разорения. Получили свободу холопы, хозяева которых не кормили их в голодное время. Но эти меры уже не могли успокоить страну.

Восстание Хлопка. В 1603 г. Россия впервые была охвачена крупным выступлением социальных низов – крестьян и холопов под руководством Хлопка. Царские войска смогли разбить восставших, но успокоить страну не удалось – было уже поздно.

По стране стали ходить слухи, что настоящий царевич жив. Годунов оценил нависшую над ним угрозу: по сравнению с «прирожденным» государем он – никто. Не случайно хулители называли его – «рабоцарь».

Лжедмитрий. 16 октября 1604 Лжедмитрий (Григорий Отрепьев, происходивший из галицких дворян) с горсткой поляков и казаков двинулся на Москву. Даже проклятия московского патриарха не остудили народного воодушевления. В январе 1605 правительственные войска разбили самозванца, который вынужден был уйти в Путивль. Но сила самозванца была не в армии, а в вере народа, что он – законный наследник престола. К Дмитрию стали стекаться казаки со всех окраин России.

13 апреля 1605 г. Борис Годунов умирает. Царем стал сын Бориса – Федор, юноша образованный и чрезвычайно умный. Вскоре в Москве произошел мятеж, спровоцированный Лжедмитрием. Царя Федора и его мать убили, оставив в живых лишь дочь Бориса – Ксению. Ее ждала безотрадная участь наложницы самозванца. Официально было объявлено, что царь Федор и его мать отравились. Тела их выставили напоказ. Затем из Архангельского собора вынесли гроб Бориса и перезахоронили в Варсонофьевском монастыре близ Лубянки. Там же захоронили и его семью: без отпевания, как самоубийц.

На рубеже XVI-XVII вв. страна переживала кризис, который по глубине и масштабу можно определить как структурный, охвативший все сферы жизни. Экономический кризис был тесно связан с хозяйственным, порожденным Ливонской войной, опричниной и ростом феодальной эксплуатации. Экономический кризис стимулировал усиление крепостничества, вызывающего социальную напряженность в низах. Социальную неудовлетворенность испытывало и дворянство, возросшая роль которого мало соответ­ствовала его положению. Этот наиболее многочисленный слой господствующего класса претендовал на большее – и в плане материального вознаграждения за государеву службу, и в служебном продвижении, ограниченном чиновными рамками и местничест­вом.

Глубоки были и политические причины смуты. В процессе собирания земель Московское княжество превратилось в обширное государство, сильно продвинувшееся на путях централизации в XVI в. Существенным образом изменилась социальная структура общест­ва. Однако самодержавная тираническая модель взаимоотношения власти и общества, навязанная Иваном Грозным, доказала свою ограниченность. Сложнейший вопрос XVI в. – кто и как, какими правами и обязанностями будет обладать в государстве, которое уже перестало быть собранием разрозненных земель и княжеств, но еще не превратилось в единое органическое целое, был перенесен в смуту.

Политическим кризисом порожден был и кризис династический, вовсе не завершенный с избранием Бориса Годунова.

Наконец, в годы царствования Ивана Грозного оказались рас­шатаны, по определению В.О. Ключевского, «духовные скрепы общества» – нравственные и религиозные чувства. Казни без суда, опалы возвели насилие и произвол в норму. Человеческая кровь проливалась с необычайной легкостью, ценилось угодничество, ловкость и беспринципность. Не случайно все главные действу­ющие лица смуты так или иначе прошли школу опричнины. Даже самозванство было до известной степени порождением прежнего правления, когда царь Иван, «отрекаясь» от престола, прятался под именем Иванца. Смута – лишь обильная жатва, печальный итог века, уже познавшего раскол общества и подготовившего общество к расколу новому.

Смута открылась авантюрой Лжедмитрия I.

Углическое дело. После смерти царя Иоанна его седьмая жена, вместе с сыном, царевичем Дмитрием, и своими братьями были отправлены в ссылку в Углич, который был отдан царевичу в удел. За царевичем присматривал царский дьяк Битяговский и его помощники.!5 мая 1591 г. царевича Дмитрия нашли во дворе терема с перерезанным горлом. Существует несколько версий происшедшего. По первой, появившейся примерно 15 лет спустя случившегося, Борисом Годуновым были подосланы убийцы, которые перерезали горло ничего не подозревавшему мальчику. На крики сбежались люди, разорвали на части Битяговского, заподозренного в убийстве, самих убийц. Сомнения вызывает то, что убийство происходило посреди дня, при огромном количестве свидетелей, не профессиональными убийцами. Не понятно, как мог умный политик Борис не предусмотреть всего этого. Кроме того, данная версия всплыла спустя лишь 15 лет, в 1606 г. По другой версии, выдвинутой комиссией Василия Шуйского, мальчик сам порезался при игре в ножики во время припадка эпилепсии. Было выявлено, что Битяговского и его помощников убили бездоказательно, что ножи были вымазано в крови на бойне и подброшены, что следствие пытались ввести в заблуждение и присутствовало подстрекательство к бунту. С. Ф. Платонов находит вторую версию более правдоподобной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: