Святые древней руси 17 страница

68[1] Калокагафия (точнее, калогатия) - в древнегреческой философии гармония внешних и внутренних качеств как идеал воспитания человека.

69[1] Страх Божий - богословское понятие, имеющее мало общего с понятием общечеловеческого страха. Наиболее глубокое понимание и истолкование этого термина принадлежит Рудольфу Отто (1869-1937), протестанту, профессору богословия Марбург-ского университета. В 1923 г. была издана его книга "Das Heilige". "Здесь, однако, этот термин (страх Божий.- ред.), при всем соответствии, взят все же по аналогии, чтобы дать имя совершенно особенному типу эмоциональной реакции, полностью отличающейся от испуга, но тем не менее между ними есть некоторая близость, так что эта аналогия помогает пролить свет на природу интересующего нас явления. В некоторых языках существуют специальные термины, обозначающие расплывчато или более точно этот "страх", который есть нечто большее, чем то, что заложено в собственном смысле этого слова... В современном русском языке есть выражение "благоговейный страх", в своем глубоком специфическом значении оно как раз приближается к тому, о чем мы говорим" ("Das Heilige". Гл. IV. С. 27-28).

70[2]...Православной культуры, умиравшей в Византии...- сегодня большинство крупных ученых (Д. С. Лихачев, С. С. Аверинцев) сходятся во мнении, что культурное богатство, накопленное Византией к моменту ее гибели, превосходило культурный уровень большинства европейских стран.

71[3] Списки Голубинского - имеются в виду церковный историк, академик Петербургской Академии наук Евгений Евстигнеевич Голубинский (1834-1912) и его книга "История канонизации святых Русской Церкви", 1903 г.

72[1] Праздник Покрова - один из наиболее чтимых на Руси, пришедший из Византии. Отмечается 14 октября по новому стилю. Он связан с видением юродивого Андрея (одни исследователи относят его жизнь к X, другие - к VII веку). Находясь на молитве во Влахернском храме в Константинополе, юродивый увидел, как Божья матерь во время совершения вечернего богослужения покрывает своим омофором молящихся. Именно во Влахернском храме хранились риза Божьей матери, омофор (длинная широкая полоса материи с изображениями крестов) и часть пояса. На Русь этот праздник пришел не позднее 1148 г.

73[2] Темьян - тмин; на псковском наречии и в данном случае - ладан.

74[3] Ширинка - в данном случае: полотенце.

75[4] Твердислов - тот, чье слово твердо, то есть истинно.

76[5] Герберштейн Сигизмунд (1486-1566) - немецкий дипломат. Бывал в России в 1517 и 1526 г. Известны его "Записки о московит-ских делах". Последний раз переизданы Лениздатом в 1986 г. в сборнике "Россия XV-XVII веков глазами иностранцев.

77[1] Кандило - в данном случае: лампада.

78[2] Сорокоусты - молитвы за усопших, которые продолжаются в течение сорока дней, так как по церковным представлениям душа новопреставленного, то есть только что умершего, в течение сорока дней проходит воздушные мытарства. И лишь по истечении сорока дней предстает перед Богом для определения посмертной участи. Именно поэтому Церковь предписывает особенно усиленно молиться за новопреставленного в течение сорока дней, чтобы облегчить его участь.

79[1] Брестская уния - еще одна попытка воссоединения православной и католической Церквей в 1596 г. на Соборе в Бресте. Несмотря на то что Западная Украина и Белоруссия в лице своих епископов признали папу римского своим главой, большинство православных не признало унии и вело с ней ожесточенную борьбу. Нынешняя Украинская католическая Церковь, добивающаяся официального статуса,- сохранившаяся ветвь так называемых "католиков по православному обряду" (их еще называют униатами).

80[1] Монашеское духовничество - в Древней Руси приходской священник часто поставлялся из среды народа. Обычно избирался человек, знавший хотя бы начатки грамоты. Обремененный семьей, часто непосильным земледельческим трудом, приходской священник подчас не возвышался ни морально, ни интеллектуально над своей паствой. Монах, живущий в монастыре, имел больше возможности трудиться и над собственным совершенствованием, и над повышением уровня своих знаний. Монашеская школа давала ему возможность постичь богатое духовное наследие христианства. Именно поэтому монастыри на Руси почти всегда были очагами культуры, центрами по переписке и переводу литературы, причем не всегда только церковной. В глазах простого человека из народа монах почти всегда выигрывал в сравнении с приходским священником, поэтому именно в монастыри люди шли за духовной поддержкой и наставлением. Особенно ярко это проявилось в XIX веке, когда в Онтину пустынь приезжали братья Киреевские и Гоголь, Толстой, Достоевский, Леонтьев и другие русские интеллигенты.

81[2] Бенедиктинцы - орден бенедиктинцев, созданный святым Бенедиктом Нурсийским (480-550), основоположником западного монашества. Л. П. Карсавин следующим образом характеризует особенности этого ордена: "Понимая монашеское общежитие как "школу служения Господу", он (Бенедикт) с необыкновенной ясностью оценил неосуществимость на долгое время и для многих идеала крайней аскезы и ввел монашескую жизнь в границы достижимого обычными людьми в климатических и бытовых условиях Запада. Бенсдиктинский устав видит главную цель монашества в достижении нравственного совершенства путем послушания и смирения, но он пропитан духом трезвости и, "е закрывая возможностей мистической жизни, не делает ее обязательной" {Карсавин Л. П. Культура средних веков. Петроград, 1918. С. 46).

82[3] Цистерианцы - орден белых монахов, основанный святым Робертом Молесмским в 1098 г. Называется так по местечку Цито, где возникло это монашеское движение, вначале весьма близкое к бенедиктинизму. Наиболее известно цистерианство стало при Бернарде Клервосском, который обновил его в 1112 г.

83[4] "...обрядово-уставное благочестие.'.." - Федотов отстаивает оригинальный взгляд на происхождение русского обрядоверия. Термин "обрядоверие" получил свое развитие в конце XIX - начале XX века. Обрядоверие - поверхностное исполнение религиозных обрядов. Обрядоверцы - люди, которые смысл христианства видят в точном, неукоснительном исполнении предписанных Церковью обрядов. Наиболее яркий пример обрядоверия - русское ста-рообрядчйство. Федотов утверждает, что иосифлянство корнями уходит в Х-XI века. Еще Лесков утверждал, что христианство на Руси было лишь проповедано, но не укрепилось в глубине человеческих душ. В этом Федотов вослед Лескову видит трагедию древнерусской святости. Об этом талантливо писал В. В. Розанов в "Апокалипсисе нашего времени".

84[5] Странничество, "взыскание Града" - этими терминами Федотов называет явления, столь присущие Русской Церкви в XIX веке. Странничество - вид подвижничества, когда человек оставляет свой дом и близких и становится странником, переходящим из дома в дом, из монастыря в монастырь. Отрыв от корней, уход от социальной активности - опасный симптом, говорящий о неблагополучии в церковном организме. "Взыскание Града" - цитата из послания к евреям: "Ибо он (Авраам) ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель-Бог" (гл. II, ст. 10). То есть речь в послании идет о граде небесном, который подробно описывается в последней главе Откровения Иоанна Богослова. Отказ от земной деятельности, устремленность лишь к небесному, считает Федотов, свидетельствует о неблагополучии в Церкви, которая по своей природе является организмом богочеловеческим. В ней присутствует как земное, человеческое, так и божественное начало. Более глубоко эта проблема рассмотрена в труде В. С. Соловьева "История и будущность теократии" (Соловьев В. С. Соч. Т. 4. С. 243).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: