Занятие 13. Педагогическая деятельность и теория А. С. Макаренко

Занятие 12. Российские народные школы XIX века. Деятельность русских педагогов XIX-нач. XX вв.

Занятие 11. Школа и педагогическая мысль в России до 90х гг. XIX в.

I. Развитие образования и становление школьной системы.

II. Педагогическая мысль в России до 90х гг. XIX столетия.

1. Педагогические взгляды и деятельность Н. И. Пирогова.

III. Педагогическая теория великого педагога К. Д. Ушинского.

1. Педагогическая деятельность и мировоззрение К. Д. Ушинского.

2. К. Д. Ушинский о педагогике как науке и искусстве воспитания.

3. Идея народности воспитания в педагогической системе К. Д. Ушинского.

4. К. Д. Ушинский о роли труда в развитии и воспитании человека.

5. Дидактическое учение К. Д. Ушинского.

Литература:

1.Антология педагогической мысли России первой половины XIXв. - М., 1987.

2.Антология педагогической мысли России второй половины XIX-нач.XXв. - М., 1990.

3.Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР XVIII-нач.XIXв. /Под ред. М. Ф. Шабаевой. - М., 1973.

4.Розанов В. В. Сумерки просвещения. - М., 1990.

5.Ушинский К. Д. Избранные педагогические произведения. - М., 1974. - Т. 1, 2.

I. Развитие педагогики школы во второй четверти XIXв. в России.

II. Российские народные школы XIXв.

1. Сельская школа С. А. Рачинского.

2. Н. Ф. Бунаков об обучении и воспитании крестьянских детей.

3. Яснополянская школа Л. Н. Толстого.

4. Н. А. Корф - организатор земских школ.

Практическое задание: Подготовить тезисы ответа на вопрос: «Вклад в русскую педагогику прогрессивных деятелей конца XIX-начXXвека и современное значение их прогрессивных педагогических взглядов».

Рассмотреть вопрос на примере одного из педагогов на выбор (Вахтеров В.П., Водовозов В.И., Каптерев П.Ф., Лесгафт В. П., Вентцель К. Н., Чехов Н.В.).

Литература:

1.Васильева З. И., Седова Н. В. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. - СПб., 2001. - 400с.

2.Джуринский. История педагогики. - М., 1999. - 430с.

3.Константинов Н. А. и др. История педагогики. - М., 1982. - 390с.

4.Пискунов А. И. История педагогики и образования. - М., 2001. - 500с.

5.Соловков И. А. Начальная школа в России к XIX-нач. XXв. - М., 1998.

1. Жизнь и педагогическая деятельность А.С.Макаренко - педагога-экспериментатора, теоретика и писателя.

2. А.С.Макаренко о цели и сущности нового отечественного воспитания. Влияние теории классовой борьбы на его концепцию.

3. Учение А.С.Макаренко о коллективе как важнейшем факторе воспитания, противоречивость его реализации в теории и практике советской педагогики.

4. Концепция восстановления дисциплины в педагогическом творчестве А.С.Макаренко, его упор на технику и методику пролетарской дисциплины.

5. Проблемы семейного воспитания в педагогическом наследии А. С. Макаренко и их современное осмысление.

Практическое задание: п рочитайте цикл работ А. С. Макаренко «Лекции о воспитании детей» и «Книгу для родителей». Аргументируйте взгляды А. С. Макаренко по следующим вопросам:

- отличие советской семьи от буржуазной и патриархальной;

- общие условия успешного семейного воспитания в семье;

- значение родительского авторитета в воспитании;

- дети и домашнее хозяйство, труд в семье.

Объясните, в какой мере эти взгляды А. С. Макаренко актуальны для решения современных проблем семейного воспитания?

Литература:

1.Васильева З.И., Седова Н.В. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. - СПб., 2001. - 400с.

2.Гребенников И. В. Развитие идей А. С. Макаренко в воспитании детей в семье. //Советская педагогика. - 1988. - №2. - с. 31-37.

3.Малинин В.И., Баранов В.Ф. Сухомлинский о Макаренко: незавершенный труд. //Советская педагогика. - 1990. - №3.

4.Макаренко Г. С. В творческой лаборатории А. С. Макаренко. - Львов, 1954.

5.Макаренко А. С. Цель воспитания (1937). Пед. соч. в 8-ми томах. - М.: Педагогика, 1938, Т. 4, с. 41-48.

6.Павлова М. П. Педагогическая система А. С. Макаренко. 3-е издание. - М.: Высшая школа, 1972.

7.Степашко Л. А. Философия и история образования. - М., 1999.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: